Арт-терапия в работе с дошкольниками
презентация по психологии

Назарова Ольга Владимировна

презентация по теме самообразования "Арт-терапия в работе с дошкольниками" для выступления на ГМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_art-terapiya.pptx2.03 МБ
Файл mo_art-terapiya.docx38.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арт-терапия в работе с дошкольниками Педагог-психолог МКДОУ Црр – д/с № 31 « Алтн Булг » Назарова Ольга Владимировна

Слайд 2

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества .

Слайд 3

«Когда творческая энергия находит удовлетворение, она становится надежной опорой, дающей силы в трудные моменты, она приносит нам здоровье». ( А. Хилл, 1945 ). В 30-х годах британский художник Адриан Хилл был первым человеком, который использовал термин «арт-терапия ». Художник начал свою творческую работу с пациентами, которая описана в его книге «Искусство против болезни» (1945г). А в 1964 году Адриан Хилл создал Британскую Ассоциацию арт-терапевтов и стал ее первым президентом.

Слайд 4

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Слайд 5

Арт-терапия помогает решить следующие задачи: преодоление страхов, комплексов, неуверенности в себе и замкнутости, упрямства, агрессии, заикания, застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка; частая смена настроения; формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов; развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи; раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности; подготовка к детскому садику (школе), прохождение периода адаптации; формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других; кризисные ситуации и периоды.

Слайд 6

Обязательные принципы арт-терапии при работе с детьми : Обстановка - доброжелательная, позитивная атмосфера, в которой комфортно даже самым стеснительным и замкнутым детям, способствует самораскрытию ребёнка и формированию доверия; Возрастные ограничения – необходимо учитывать возрастные особенности и интересы детей при подборе упражнений, методик, техник и материалов; Безоценочность - не допускать негативных оценок результатов детского творчества. Если ребенок вместо осмысленного рисунка зачеркал лист хаотичными линиями, то этот хаос существует в душе малыша и психолог должен помочь маленькому клиенту с ним разобраться; Поддержка - поощрять и хвалить проявления творчества каждого участника сеанса арт-терапии и находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, потрясающее, индивидуальное и ценное; Уважение – необходимо формировать у детей позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других людей; не допускать оценочных суждений, злой критики, насмешек и тем более оскорблений.

Слайд 7

Виды арт-терапии: Изотерапия ; Сказкотерапия ; Музыкотерапия; Игротерапия ; Песочная терапия; Драматерапия ; Куклотерапия ; Глинотерапия ; Танцевальная терапия.

Слайд 8

ИЗОТЕРАПИЯ Наиболее востребованный, распространенный и простой в выполнении вид арт-терапии на сегодняшний день. Основан на использовании изобразительного искусства, чаще всего рисования, но также включает в себя лепку из пластилина и аппликации. Изотерапия популярна для психологической коррекции невротических и психосоматических нарушений, сложностей в обучении и социальной адаптации, а также для развития эмоционального интеллекта рисующего. Изотерапия способствует повышению самооценки, развитию воображения, улучшению навыков коммуникации . Что можно использовать в изотерапии : краски; карандаши; восковые мелки; фломастеры; мел; пластилин; ленты; цветная бумага; нитки; бусины; макароны; природные материалы.

Слайд 9

СКАЗКОТЕРАПИЯ Э то инсценирование сказок, чтение, их обсуждение, знакомство с образными выражениями, подведение к умению выразительно интонировать реплики героев, передавать ритмизацией движения героев сказок, угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации ; Позволяет понимать психическое состояние человека и решать различные конфликтные ситуации . Виды сказок : Психотерапевтические: их особенностью является счастливый конец, который оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста; Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера .; Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого и мягкого влияния на его поведение; Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми; Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.

Слайд 10

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ Это конструирование из песка, рисование песком и на песке, экспериментирование, оставление узоров на песке, создание картин на песке и «песочного мира», создание песочных композиций и «секретов». Песочная терапия будет полезна для детей, которые столкнулись со следующими проблемами : Невротические нарушения: повышенная тревожность, энурез , тики, заикания и прочие; СДВГ; Фобии, страхи, тревожность, панические состояния; Кризисные ситуации (утрата, разлука, развод родителей, рождение сестры или брата); Нежелание рассказывать о себе; Конфликтная ситуация со сверстниками; Замкнутость, подавленность, низкая самооценка, застенчивость; Различные межличностные и внутриличностные конфликты.

Слайд 11

МУЗЫКОТЕРАПИЯ Психотерапевтический метод коррекции эмоциональных состояний, который позволяет снять психическое напряжение и успокоиться при помощи прослушивания музыки или её воспроизведения. П омогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем. Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме: 1. разминка - двигательные и ритмические упражнения; 2. основная часть - восприятие музыки; 3. музыкальная релаксация - аутотренинг.

Слайд 12

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ Н аиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития . В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки . Самой доступной и в то же время эффективной игрой считается ролевая – в куклы или в дочки-матери. Дети с удовольствием дают им имена реальных людей, например, родителей.

Слайд 13

ДРАМАТЕРАПИЯ (ТЕАТРОТЕРАПИЯ) Это набирающее темп направление арт-терапии использует широко распространенный технический прием, который называется драматизация, т.е. разыгрывание какого-либо сюжета. Драматерапия используется в работе с межличностными и внутриличностными проблемами, в семейной и детско-родительской терапии, в оргконсультировании , развитии креативности в определенной профессии, с пограничными расстройствами, психосоматикой .

Слайд 14

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ Это психотерапевтическое использование танца как процесса, который способствует интеграции эмоционального и физического состояния личности. Это про выражение собственного настроения, эмоций и чувств. Целями танцевально-двигательной терапии являются: - снятие психоэмоционального напряжения; - выплёскивание энергии; - проработка страха и агрессивности; - осознание собственного «Я» в предлагаемых обстоятельствах; - проигрывание внешних и внутренних ощущений; - совместное переживание волнующих ситуаций; - пробуждение положительных эмоций; - развитие коммуникабельности и творческих способностей (импровизировать, воображать); - умение рассуждать логически и проявлять инициативу; - сплочение в коллективе (если это групповое занятие).

Слайд 15

КУКЛОТЕРАПИЯ Метод психологической помощи детям заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В куклотерапии применяются разнообразные куклы: куклы-марионетки , куклы-игрушки, теневые куклы, пальчиковые, варежковые , плоскостные, ростовые и многие другие. Играя с куклой, ребенок проецирует окружающую его действительность, транслирует характер взаимоотношений с другими людьми. Эта деятельность для него естественна. Поэтому использование метода куклотерапии позволит в привычной для ребенка ситуации игры выявить и скорректировать его психологические проблемы.

Слайд 16

Песочная терапия с детьми в период адаптации

Слайд 17

Игротерапия

Слайд 18

Изотерапия

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 «Арт-терапия в работе с дошкольниками»

«Только искусство позволяет нам сказать даже то, чего мы не знаем»
Габриэль Лауб

"Гармония в цвете – гармония в душе - гармония в жизни"

(японская поговорка)

Актуальность темы:

 Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Этот метод, который дословно можно перевести как «лечение искусством» признан психологами и психиатрами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека. Это не только прекрасный способ снять стресс и расслабиться, но и возможность раскрыть внутренний мир. Отсутствие ограничений и противопоказаний, позволяет использовать арт-терапию в различных направлениях психотерапии, педагогике и социальной работе. Спектр решаемых проблем огромен. Различные техники арт-терапии используются для преодоления психологических травм, кризисных состояний, потерь, конфликтов, лечения психосоматических и невротических расстройств. Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт-терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности. По сути техники арт-терапии опираются на веру в творческие способности каждого человека. Безусловно, не каждый может стать великим актером, художником или скульптором, но всем людям присуща тяга к прекрасному, желание самостоятельно создать нечто уникальное. Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бессознательным. Арт-терапия эффективна при работе со всеми возрастными группами. Детям, подросткам и взрослым метод позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память. Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии. Групповые занятия помогают развить социальные навыки, а также помочь другим образовательным и воспитательным методам.

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.

          Термин "арт-терапия" ввел в употребление художник Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Арт-терапия возникла в 30-е годы ХХ века. Впервые арт-терапевтические методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Показания для проведения арт-терапии:

Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия,  сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная  "Я-конецпция»,  низкая самооценка.

Арт-терапия - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия. Арт-терапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности. Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству. Проще говоря, если у человека накопились переживания, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение. Это и есть арт-терапия, но только первый шаг: нарисовать то, что волнует. Шаг второй: прямо на рисунке изменить ситуацию. Меняя рисунок, человек одновременно меняет и свое внутреннее представление, находит варианты выхода из самой безвыходной ситуации!

Обязательные принципы арт-терапии при работе с детьми:

Обстановка - доброжелательная, позитивная атмосфера, в которой комфортно даже самым стеснительным и замкнутым детям, способствует самораскрытию ребёнка и формированию доверия;

Возрастные ограничения – необходимо учитывать возрастные особенности и интересы детей при подборе упражнений, методик, техник и материалов;

Безоценочность - не допускать негативных оценок результатов детского творчества. Если ребенок вместо осмысленного рисунка зачеркал лист хаотичными линиями, то этот хаос существует в душе малыша и психолог должен помочь маленькому клиенту с ним разобраться;

Поддержка - поощрять и хвалить проявления творчества каждого участника сеанса арт-терапии и находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, потрясающее, индивидуальное и ценное;

Уважение – необходимо формировать у детей позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других людей; не допускать оценочных суждений, злой критики, насмешек и тем более оскорблений.

Виды арт-терапии:

ИЗОТЕРАПИЯ

        Наиболее востребованный, распространенный и простой в выполнении вид арт-терапии на сегодняшний день. Основан на использовании изобразительного искусства, чаще всего рисования, но также включает в себя лепку из пластилина и аппликации.

        Изотерапия популярна для психологической коррекции невротических и психосоматических нарушений, сложностей в обучении и социальной адаптации, а также для развития эмоционального интеллекта рисующего. Изотерапия способствует повышению самооценки, развитию воображения, улучшению навыков коммуникации.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Это инсценирование сказок, чтение, их обсуждение, знакомство с образными выражениями, подведение к умению выразительно интонировать реплики героев, передавать ритмизацией движения героев сказок, угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации;

Позволяет понимать психическое состояние человека и решать различные конфликтные ситуации.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

        Это конструирование из песка, рисование песком и на песке, экспериментирование, оставление узоров на песке, создание картин на песке и «песочного мира», создание песочных композиций и «секретов».

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Психотерапевтический метод коррекции эмоциональных состояний, который позволяет снять психическое напряжение и успокоиться при помощи прослушивания музыки или её воспроизведения. Помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем. 

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

        Наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

ДРАМАТЕРАПИЯ (ТЕАТРОТЕРАПИЯ)

        Драматерапия используется в работе с межличностными и внутриличностными проблемами, в семейной и детско-родительской терапии, развитии креативности в определенной профессии, с пограничными расстройствами, психосоматикой.

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

        Это психотерапевтическое использование танца как процесса, который способствует интеграции эмоционального и физического состояния личности. Это про выражение собственного настроения, эмоций и чувств.

КУКЛОТЕРАПИЯ

Метод психологической помощи детям заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

В работе с детьми я использую изотерапию,  песочную терапию, сказкотерапию и игротерапию.

Арт-терапевтические упражнения я применяю в своей работе для:

- коррекции эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста (подгрупповая и индивидуальная форма),

- адаптации детей раннего дошкольного возраста.

Некоторые арт-терапевтические упражнения, которые я использовала в работе:

ИЗО-терапия

«Домики» — групповое арт-терапевтическое занятие.

Ведущий говорит: «Многие животные живут в норках, и мы сейчас нарисуем несколько норок. Они круглые, большие и маленькие. Каждая норка своего цвета. А кто будет жить в ваших норках, вы придумаете сами».

Каждый ребенок рисует от 2 до 7 норок (в зависимости от количества участвующих детей). На листе могут появиться норки не только в виде кругов или овалов, а в виде домиков, холмиков, прямоугольных загородок, заборчиков и т. д.

Часто дети рисуют рядом с норками их обитателей, которые могут быть реалистичными или вымышленными.

После создания домиков попросим детей нарисовать дорожки от одной норки к другой. Дети, в первую очередь, соединяют между собой свои норки, а потом проводят дорожки к норкам тех детей, кому они симпатизируют.

Дорожки по всей длине украшаются травкой, деревьями, цветами.

Дети активно участвуют не только в создании своих рисунков, но и комментируют чужие, отстаивают для себя место на общем листе, требуют не пересекать свои дорожки или договариваются сделать общие.

Арт-терапевтическое занятие «Страшилки»

Выявляет скрытые страхи детей, позволяет их гипертрофированно прорисовать. Заранее готовим незавершенный рисунок какого-нибудь страшного персонажа: ведьма, чудовище, скелет, вампир. Лучше приготовить несколько заготовок, чтобы ребенок мог выбирать. Рисунок распечатываем на листе А4.

Рисунок должен быть черно-белым и на нем видны только основные детали. Дети выбирают сами, чем они будут дорисовывать персонажа: цветными карандашами или фломастерами.

После создания образа каждый ребенок составляет небольшой рассказ о своей страшилке, хотя бы несколько слов: «Это — приведение. Оно очень страшное».

Часто дети, создавая образ, настолько им увлекаются, что сразу же после рисования начинают мять и рвать свой рисунок. Это говорит о том, что для ребенка занятие прошло очень удачно. Таким образом, он избавляется от своих страхов. «Страшилки» снимают напряжение перед страшными персонажами, позволяют их рассмотреть, дорисовать нечто ужасное, при этом находясь в полной безопасности.

 «Продолжи рисунок» — коллективное занятие.

Необходимо взять большой лист (А2, А3), для рисования — карандаши или фломастеры. Чтобы уменьшить тревогу и ответственность детей перед чистым листом, нужно нарисовать одну деталь ведущему (овал, круг).

Нужно договориться об очереди, кто за кем рисует, чтобы поучаствовать смогли все. Когда дети сидят за одним столом, будет проще, если рисунок передают по или против часовой стрелки.

Также, должна быть задана тема рисунка: человек (конкретный – клоун, водолаз, повар, Карлсон или абстрактный), космос, детская площадка, магазин и т. д.

Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Ведущий следит за тем, чтобы дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок должен быть примерно равным.

«Мандала» или рисунок в круге - арт-терапевтическое занятие.

Понадобится нарисовать круг на листе А3. Рисовать можно гуашью, акварелью, карандашами, восковыми мелками и т. д. Рисунок может быть на заданную или на свободную тему. Существуют уже нарисованные мандалы, и ребенок их только раскрашивает, выбрав понравившуюся.

Часто дети не удерживаются в рамках круга и выходят за него. Такие проявления не только не останавливаются, но приветствуются.

Мандала — показательная вещь. Это как бы фокус, в котором сосредоточена жизнь ребенка. Все, расположенное в верхней части круга относится к сознанию, а в нижней части – к подсознанию.

Мандалы для разукрашивания обычно способствуют психологическому успокоению ребенка, сглаживает эмоциональные всплески. Периодически ребенку можно давать не сложные мандалы вместо раскрасок.

Мандала или рисунок в круге – это символ колеса жизни. Его можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и внешних факторов, оказывающих на него влияние.

«Цвета настроений» – арт-терапевтическое занятие.

Необходимо взять листы А2 (для основного рисунка) и А3 (для разрисовки) и гуашь. Также еще понадобится палитра.

Сначала с ребенком необходимо провести беседу на тему, какие бывают у человека настроения. Что каждое настроение может иметь свой цвет. Предложите определить настроение для основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный), определения ребенка может не соответствовать общепринятым нормам (например, красный не злой, а праздничный и радостный, черный не мрачный, а задумчивый). Желательно определения цветов записать, для облегчения диагностики.

Второй этап – попробуйте порисовать на А3 соответствующие настроениям картинки. Грусть можно выразить, нарисовав опавшие листья, радость – воздушные шарики, страх – оружие, и т. д.

Заключительный этап – ребенку дается большой лист А2 и формулируется задание: нарисуй свое настроение. В зависимости от выбираемых ребенком красок, их сочетаний, создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих работ, можно продиагностировать состояние своего ребенка.

Песочная терапия

Упражнение «Здравствуй песок»

Снижение психофизического напряжения. Воспитатель предлагает поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка:

- поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно,

- ребенок легко, а потом с напряжением сжимает кулаки с песком, затем  медленно высыпает его в песочницу,

- ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой (внутренней, затем тыльной стороной),

- ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями.

Старшие дети описывают свои ощущения (тепло-холодно, приятно-неприятно, колючее-шершавое и т. д.).

Упражнение «Необыкновенные следы»

Развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, перемещая руки в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом). «Крокозябла» - дети создают на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.

Упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке любым способом рисует круг и украшает его различными предметами (камешками, пуговицами, монетами, бусинами и т. д.). После этого ребенок должен дать название своему кругу. Те же манипуляции ребенок производит с отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

Упражнение «Победитель злости»

Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками. Взрослый, а затем ребенок делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Этот процесс временно переключает ребенка, кроме того ребенок переносит на вылепленный шар, свои негативные чувства и вину за «плохое поведение», мысли, чувства. Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость» - ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, также он получает специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней – это дарует ему успокоение, обретение равновесия и обретения контроля над собственными чувствами: «Я победил свою  злость. Я спокоен».

 

Игровая терапия

Упражнение «Обзывалки овощами, фруктами и ягодами»

Цель: экологичное размещение агрессии.

Игроки начинают с сердитыми лицами обзывать друг друга, используя вместо ругательств названия фруктов и овощей: «Ты — редиска!», «А ты – капуста!» и т.д. Если игрок начинает ругаться по-настоящему, используя обидные слова или проявляя физическую агрессию, игра прекращается.

Потом участники называют друг друга цветами: «Ты – тюльпанчик», «А ты — розочка».

Подобные игры помогают ребенку конструктивным способом выплеснуть агрессивную энергию.

Упражнение «Буратино»

Цель: снятие психологического напряжения.

Психолог произносит текст и выполняет движения вместе с ребенком:

  • Представьте, что вы превратились в куклу Буратино.
  • Стоя прямо, замрите в позе куклы. Все тело становится твердым.
  • Напрягите плечи, руки, пальцы. Представьте, что они стали деревянными.
  • Напрягите ноги, колени, ступни. Идите так, будто тело стало деревянным.
  • Напрягите лицо, шею, сожмите челюсти, наморщите лоб.
  • А теперь из кукол превратитесь снова в людей. Расслабляемся и размякаем.

Упражнение «Ласковые лапки»

Цель: расслабление, развитие телесных ощущений.

Психолог подбирает несколько мелких предметов разной фактуры: бусину, кусочек меха, стеклянный пузырек, кисточку, вату и т. д. Все это выкладывают на стол.

Ребенок закатывает рукав одежды по локоть. Психолог объясняет, что по руке пробежит «зверек» и будет касаться его ласковыми лапками.

Малыш должен с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» ходит по руке, то есть отгадать предмет. Прикосновения должны быть приятными, поглаживающими, нежными.

Сказкотерапия.

Терапевтическая сказка «Белочка-Припевочка».

Возраст: 3-6 лет.

Направленность: несамостоятельность ребёнка.

В одном самом обыкновенном лесу, на одной из зеленых елей жила-была самая обычная беличья семья: мама, папа и дочка — Белочка-Припевочка. На соседних елях тоже жили белки. Ночью все спали, а днем собирали орехи, потому что очень их любили.

Мама и папа учили Белочку-Припевочку, как доставать орешки из еловых шишек. Но каждый раз Белочка просила помочь ей: «Мамочка, я никак не могу справиться с этой шишкой. Помоги мне, пожалуйста!». Мама доставала орешки, Белочка ела их, благодарила маму и прыгала дальше. «Папочка, у меня никак не получается достать орешки из этой шишки!». «Белочка!— говорил ей папа,— ты уже не маленькая и должна делать все сама». «Но у меня не получается!»— плакала Белочка. И папа помогал ей. Так Припевочка прыгала, веселилась, а когда ей хотелось съесть орешек, она звала на помощь маму, папу, тетю, дядю, бабушку или еще кого-нибудь.

Проходило время. Белочка росла. Все ее друзья уже хорошо собирали орехи и даже умели делать запасы на зиму. А Белочка всегда нуждалась в помощи. Она боялась сделать что-то сама, ей казалось, что она ничего не умеет. У взрослых уже не было достаточно времени, чтобы помогать Белочке. Друзья стали звать ее неумехой. Все бельчата веселились и играли, а Припевочка стала печальной и задумчивой. «Я ничего не умею и ничегошеньки не могу сделать сама»,— грустила она.

Однажды пришли дровосеки и срубили зеленый ельник. Пришлось всем белкам и бельчатам отправиться на поиски нового Дома. Они разошлись в разные стороны и договорились встретиться вечером и рассказать друг другу о своих находках. И Белочка-Припевочка тоже отправилась в дальний путь. Страшно и непривычно было ей прыгать по веткам в одиночестве. Потом стало весело, и Белочка была очень довольна, пока совсем не устала и не захотела есть. Но как же ей достать орехи? Никого нет рядом, не от кого ждать помощи.

Прыгает Белочка, ищет орехи — нет их и нет. День уже близится к концу, наступает вечер. Села Белочка на ветку и горько плачет. Вдруг смотрит, а на веточке шишка. Сорвала ее Припевочка. Вспомнила, как ее учили орешки доставать. Попробовала — не получается. Еще раз — опять неудача. Но Белочка не отступала. Она перестала плакать. Подумала немножко: «Попробую-ка я свой способ орешки доставать!».

Сказано — сделано. Поддалась шишка. Достала Белочка орешки. Поела, развеселилась. Огляделась, а вокруг большой ельник. На еловых лапах шишек видимо-невидимо. Перепрыгнула Белочка на другую елку, сорвала шишку — там орешки, другую сорвала — и та полная. Обрадовалась Белочка, собрала немного орешков в узелок, запомнила место и поспешила на назначенную встречу с ветки на ветку, с ветки на ветку. Прибежала, видит ее родные и друзья сидят грустные. Не нашли они орешки, устали, проголодались. Рассказала им Припевочка про ельник. Достала орешки из узелка, накормила. Обрадовались мама и папа, улыбнулись друзья и родные, стали Белочку хвалить: «Как же мы тебя неумехой звали — всех обогнала, всем силы придала и новый дом нашла! Ай, да Белочка! Ай, да Припевочка!».

На следующее утро белки пришли на то место, о котором рассказала Припевочка. И действительно, орехов там оказалось очень много. Устроили праздник-новоселье. Орешки ели, да Белочку-Припевочку хвалили, песни пели и хоровод водили.

Вопросы для обсуждения:

- Почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой?

- Что помогло Припевочке достать орешки из шишки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование песочной терапии в работе с дошкольниками"

Презентация для педагогов дошкольных образовательных учреждений из опыта работы педагогов детского сада. Подготовлена и представлена в рамках районного Фестиваля инновационных технологий "Арт-терапия ...

Использование песочной терапии в работе с дошкольниками (выступление на районном Фестивале инновационных технологий)

Выступление старшего воспитателя Левашовой М.В. о возможностях использования песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста...

Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему:«Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»   В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения ...

Мастер - класс «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Масте класс "Песочная терапия в работе с младшими дошкольниками"...

Мастер - класс «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Масте класс "Песочная терапия в работе с младшими дошкольниками"...

Памятка для педагогов "Арт-терапия в работе с дошкольниками.Игры и упражнения"

Всевозможные занятия искусством не только раскрывают творческий потенциал ребенка, но и способствуют формированию у него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия в ДОУ направлена на раз...

Су-Джок терапия в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод стимулирования речевых зон коры головного мозга. ...