Су-Джок терапия в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Зяблицкая Алёна Андреевна

Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод стимулирования речевых зон коры головного мозга.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su-dzhok.docx389.19 КБ

Предварительный просмотр:

        Правильная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но не все дети являются обладателями такой речи.  Для повышения эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста важным является использование в работе различных методов и приемов - как традиционных, так и нетрадиционных. Одной из  нетрадиционных методов коррекции в логопедии является Су-Джок терапия. 

       На кистях рук имеются точки, которые взаимосвязаны с  различными зонами коры головного мозга. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь, т.е. эта зона отвечает за восприятие речи и зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. Для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок массажерами особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки.    Использование Су-Джок массажёров (массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами) в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

       Цель использования Су-Джок терапии:

стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

      Задачи:   

- нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;

- использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи;

- содействовать снижению двигательной  и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;

- совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

     Приемы Су-Джок терапии:

- массаж шариками (прокатывание шарика между ладонями);

- массаж эластичным кольцом (надевание на пальцы и массирование).

   

     Формы работы с детьми для стимуляции речевых зон.

1.   Коррекция произношения (артикуляционные упражнения, автоматизация и дифференциация звуков) - используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.

                                                                                                         C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\PB060959.jpg

- «Шарик мы ладонью  «стук», повторяем в слове (слоге) звук»

- «Шарик мне назад верни, слоги (слово, фразу) верно повтори»

- Проговаривание различных стишков, насыщенных корректируемыми звуками

(Автоматизацию звука Ж, с помощью массажного шарика)

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

(Автоматизация Ш с помощью массажных колец)

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа (мизинец)

                                                                                                           C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\PB060965.jpg

2.     Развитие фонематического слуха и восприятия.

        Характеристика звука (с помощью массажного шарика):

        «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери».

         Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука красный – для гласных; синий с колечком – для звонких твердых согласных; синий без колечка – для глухих твердых согласных;

зеленый с колечком – для звонких мягких согласных; зеленый без колечка – для глухих мягких согласных.

         Задания:

- покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав слог или слово с ним;

- спрячь шарик в ладошке, если звука там нет;

- возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с

  этим звуком;

- «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»;

- «Телеграфисты» (простукивание шариком заданного ритмического рисунка);

- «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук».

3.     Звуковой и слоговой анализ слов:

- выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок «Раз, раз, раз, слово выложим сейчас»;

- слоговая структура слова «По слогам словечко называй и  на каждый слог шарик доставай»;

- связь звука с буквой - прокатывание шарика по написанной букве («Буквы знаю и пишу, шарик верно прокачу»), написание буквы и ее элементов прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.

                                                                                                     C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\PB060962.jpg

4.     Совершенствование лексико - грамматических категорий.

«Шарик кати – слово говори»

        Игры с перекатыванием  шарика  друг другу  «Один – много», «Назови ласково», «Чей?, Чья?, Чьи?», «Скажи наоборот», «Кто в каком домике живет?».

  «Ловко с шариком играем и предлоги называем»

        На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

5.     Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в собственном теле, развитие памяти, внимания.

«Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»

        Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.

       Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. «Глазки закрывай, на каком колечко,  палец – угадай».

       Вашему вниманию предлагается практическое применение  Су-  Джок шарика сказка про ежика.

СКАЗКА «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик (зажать шарик в ладошке). Выглянул ёжик из своего домика (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом и нахмуриться) и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиком пальцев стучать по колючкам шарика). Спрятался ёжик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберёзовики, опята, лисички и даже белый гриб (прокатить шарик по каждому пальчику). Захотелось ёжику обрадовать свою маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много, как понесет их ёжик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой, сначала бежал он по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком). Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).

Таким образом, Су – Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безвредный метод воздействия и стимулирования на развитие речи.

                                                      C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\PB060964.jpg

Используемая литература:

  1. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
  2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Важность преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений возможно только при комплексном подходе....

Применение су-джок терапии в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Су-Джок терапия – это использование специального металлического массажного кольца, предназначенного для пальцев рук. Данная терапия оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие, а также спос...

«Индивидуальный и дифференцированный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладае...

Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи на материалах краеведения разных регионов России.

Предлагается методическая разработка  по краеведению для работы с дошкольниками, имеющими с общее недоразвитием речи. Материал может быть использован воспитателями и учителями-логопедами любого р...

2020 Консультация для воспитателей на тему:«Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушение речи»

2020 Консультация для воспитателей на тему:«Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушение речи»...