Использование логопедической ритмики на музыкальных занятиях в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи
статья по музыке

Завьялова Надежда Александровна

Статья по музыке 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_logoritmika_na_muz_zanyatiyah.docx18.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование логопедической ритмики на музыкальных занятиях в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи

       Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится всё больше. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. У большинства детей звукопроизношение к четырем-пяти годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта.

       В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку и непосредственность этих восприятий, а также способность его быстро и инстинктивно познавать её содержание и простейшие средства выразительности, облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает движение и речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения, особенно нужного детям, страдающим темповыми расстройствами речи.

       Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей, как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.

       Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге социальной реабилитации ребенка.

       Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста подчеркивали многие исследователи.

       Как отмечает профессор Г.А. Волкова, логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения (выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность), что эмоциональная окрашенность движений музыкой содействует их свободе и непринужденности. Она заметила, что движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения. Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

       Профессор В.А. Гиляровский считал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы.

      Говоря о логоритмике, В Гринер отмечает, что в основу её она ставит ритм как организующий момент: «…музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом».

      Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

       В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми.

  1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
  2. Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

      Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

       С точки зрения Картушиной М.Ю. логоритмические занятия являются наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач. Предложенная в этих методических пособиях тематическая направленность и организационная вариативность занятий поддерживают положительное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании, целенаправленно формируют слухо-зрительно-двигательную координацию у детей с речедвигательными нарушениями средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики, основанных на тесной взаимосвязи слова, музыки и движения.

      Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом.

      Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

      Необходимым условием работы при логоритмической деятельности является создание условий для возникновение удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

      Планируя и проводя занятие, необходимо предусмотреть такой объём содержания и уровень сложности, который позволил бы избежать переутомления детей. Поэтому нужно рационально чередовать активные действия детей с релаксационными упражнениями. Кроме этого следует избегать таких ситуаций на занятиях, которые снижали бы двигательную активность детей и делали для них занятие непривлекательным (например, длительное объяснение заданий). Занятие по логоритмике, которому отводится вводная часть, интегрируется в музыкальное занятие (независимо от его содержания) и включает ряд постоянных элементов: пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения на формирование речевого выдоха, дыхательная гимнастика; логопедическая (артикуляторная гимнастика). Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения проводятся с музыкальным сопровождением. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. При работе над дыханием надо обратить особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Артикуляционная гимнастика с детьми включает несложные статистические и динамические упражнения для языка и губ. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.  

       Логоримика – уникальное средство, которое в увлекательной, занимательной, непринужденной, музыкальной, эмоциональной обстановке помогает решить множество оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных задач, и которая очень нравится детям. Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкального театра в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Представлен опыт работы по театрализованной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи....

«Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в условиях непосредственной образовательной деятельности (старшая возрастная группа)

Департамент образования города МосквыГАОУ СПО Педагогический колледж №15  Итоговая практико-значимая работаТема: «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ра...

«Что должен знать музыкальный руководитель при работе с детьми, имеющими нарушения речи»

laquo;Что должен знать музыкальный руководитель при работе с детьми, имеющими нарушения речи»...

Консультация учителя-логопеда для музыкальных руководителей: «Что должен знать музыкальный руководитель при работе с детьми, имеющими нарушения речи»

В последние годы отмечается заметное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение ко...