«ПОМОЩЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПРИ ВЕСЕННЕМ ОБОСТРЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация по психологии

  Наступление весны – это прекрасное время года, которое с нетерпением ждет каждый. Позади зимние морозы; впереди – солнце, море, летние отпуска.

  Однако в это время происходят не только климатические изменения, сотни тысяч людей переживают особое состояние, которое называют весенним обострением.

  В этот период изменения касаются физического и душевного здоровья. Человек более возбудим, как взрослый, так и ребенок дошкольного возраста, и остро реагирует на любые раздражители, как положительные, так и отрицательные. Весеннее обострение педагоги-психологи часто связывают с осенними депрессиями, так как механизмы их проявления, динамики и угасания примерно одинаковы. Ухудшается не только психологическое состояние, но и общее самочувствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshch_pri_vesennem_obostrenii.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

«ПОМОЩЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПРИ ВЕСЕННЕМ ОБОСТРЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

  Наступление весны – это прекрасное время года, которое с нетерпением ждет каждый. Позади зимние морозы; впереди – солнце, море, летние отпуска.

  Однако в это время происходят не только климатические изменения, сотни тысяч людей переживают особое состояние, которое называют весенним обострением. 

  В этот период изменения касаются физического и душевного здоровья. Человек более возбудим, как взрослый, так и ребенок дошкольного возраста, и остро реагирует на любые раздражители, как положительные, так и отрицательные. Весеннее обострение педагоги-психологи часто связывают с осенними депрессиями, так как механизмы их проявления, динамики и угасания примерно одинаковы. Ухудшается не только психологическое состояние, но и общее самочувствие.

  Психосоматические заболевания - это такие заболевания внутренних органов и систем организма, которые возникают в результате стресса, каких-то конфликтов, кризисных состояний, катастроф и т. д. Как говорят в народе, это те заболевания, которые появляются "на нервной почве".

     Задолго до появления явных психосоматических расстройств у детей можно обнаружить отдельные признаки предболезненных состояний, которые условно можно разделить и обозначить как:

  • предневротические проявления составляют нарушения сна, тики, патологические привычки (грызет ногти, сосет палец, беспричинный плач;
  • к вегетодистоническим проявлениям относят головокружения, головные боли, сердцебиения, одышку, обмороки, покраснение кожи при волнении;
  • соматические проявления включают жажду, рвоту после еды, ожирение, непереносимость отдельных видов пищи, кожные высыпания.

   Совокупность таких проявлений, связанных с постоянным эмоциональным напряжением — ценный диагностический признак, позволяющий выявить предболезненное состояние у детей, подверженных высокому риску развития психосоматических расстройств.

 Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Генетическая предрасположенность, вредные воздействия в первые месяцы беременности, когда формируются внутренние органы, различные инфекции в первые месяцы жизни играют важную роль в данной проблеме.

  Также к причинам появления психосоматических расстройств, следует отнести следующие факторы:

• личностные особенности ребенка (замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, пугливость);

• психическое и физическое состояние ребенка во время психотравмирующих событий;

• неблагоприятные семейные и другие социальные факторы;

   Перечисленные факторы не только участвуют в развитии психосоматических расстройств, но каждый отдельно или в разных комбинациях делают человека уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и осложняют течение соматических расстройств.

 При психосоматических заболеваниях на первом месте основной причиной является психотравмирующая, стрессовая ситуация.

   Вы зададите вопрос, разве бывают в детской жизни стрессы? Его кормят, одевают, никаких проблем и забот. Но мы забываем, что на ребенка, как и на взрослого, воздействует давление психоэмоциональных перегрузок, характерное для современной жизни. Нервничают, нестабильны родители - нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери - торопят, тормошат, рано поднимают с постели ребенка, боятся опоздать на работу, кричат на него.

 Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Растет ответственность за поступки, и с детей спрашивают за провинности без учета их возраста, детской живости, эмоциональности и непосредственности, без учета неспособности ребенка предвидеть последствия своих поступков.

  Вдобавок ребенку уделяется все меньше внимания. Его кормят, о нем как будто заботятся, но его не понимают и не уделяют достаточного внимания его проблемам и переживаниям, которые представляются взрослым мелкими, несерьезными. Однако для ребенка это тяжкие проблемы и переживания. И у детей все чаще отмечаются случаи ожесточения, агрессивности или чувства одиночества, тоски и вины, унижения, отчаяния, неудачливости.

  Одни дети протестуют, отказываются посещать детский сад, агрессивны в семье; другие капитулируют и становятся пассивными; третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за лидерство. Но все они без исключения страдают от этого, а выражается это обычно в болезнях.

  Недооценка психического состояния ребенка, его переживаний недопустима. Без понимания и учета этих переживаний невозможна профилактика психосоматических болезней и их преодоление. Осуществление профилактики и успешного терапевтического вмешательства при психосоматических расстройствах у детей требует создания необходимых условий. Организация помощи должна быть основана на представлениях о том, что психосоматические расстройства являются, по существу, болезнями адаптации. В связи с этим, на первое место должен быть поставлен принцип раннего выявления детей высокого риска, на второе — организация помощи. При этом важно помнить, что наряду с медикаментозным лечением, просто необходимо изменить действие социально-психологических факторов, которые спровоцировали заболевание. Чаще всего к этим факторам относится неблагоприятная атмосфера в семье. 

 

Рекомендации:

  1. родителям, в первую очередь, надо научиться создавать доверительные, ободряющие и эмоционально теплые отношения с детьми, столь нужные для предупреждения и излечения у них психосоматических расстройств;
  2. стараться уберечь ребенка от внешних негативных воздействий;
  3. собственным положительным примером показывать детям, как нужно справляться с трудными ситуациями в жизни;
  4. воспитатели должны быть особенно внимательны к детям, у которых резко изменилось настроение и поведение, постараться индивидуально поговорить с ребенком и выяснить, что его беспокоит.
  5. обратившись к педагогу-психологу своего образовательного заведения с подозрениями на психосоматическое расстройство ребенка, можно точно быть уверенным в оказании помощи и профилактике данной проблемы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога на формирование собственных ценностных ориентаций детей дошкольного возраста

Конспекткоррекционно-развивающего  занятия педагога-психолога на формирование собственных ценностных ориентации.педагог-психолог Л.В. Чепрасова Тема: «Бабочка»Цель: снижение конфликтно...

Конспект занятия педагога-психолога "В поисках улыбки" с детьми старшего дошкольного возраста.

Комплексное занятие с детьми старшего дошкольного возраста проводится педагогом-психологом совместно с воспитателем по физической культуре в рамках  проведения "Дня психологического здоровья в ДО...

Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»

 На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда удел...

Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ детский сад «Солнышко» для детей дошкольного возраста (1,5-7 лет) на 2020-2021 учебный год

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...

«Лучшая разработка занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

laquo;Лучшая разработка занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»«Мама солнышко родное»...

Использование в работе педагога-психолога нейропсихологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения л...

Консультация педагога-психолога для родителей «Проблема заикания у детей дошкольного возраста»

Предоставлен материал для родителей по предотвращению заикания у дошкольников...