Программа по развитию познавательной сферы детей 2-3 лет "Умка"
план-конспект занятия по психологии (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Программа по развитию познавательной сферы детей (от 2 до 3 лет)
«Умка»
Составила:
педагог-психолог МДОУ ЦРР д/С № 107
ИКСАНОВА ЯНА ВАЛЕРЬЕВНА
Актуальность программы.
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой – то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. На каждом этапе формируются определенные психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребенку на следующий возрастной этап. Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьного – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующие для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно именно с раннего возраста создавать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями.
Именно в раннем возрасте начинают активно формироваться такие познавательные психические процессы как ощущение. Непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Благодаря этим достижениям дети начинают активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие активно развивается под влиянием разнообразной деятельности ребенка, лепке, рисования, конструирования, чтения книг, подвижных игр, музыки. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразна и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и будут наблюдаться пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов.
Примерно 25% детей поступающих в дошкольное учреждение имеют сенсорный голод, у ребят сниженные показатели процессов восприятия, речи, недостаточно развита мелкая моторика. Помочь ребенку скорректировать психические процессы возможно при условии последовательной реализации коррекционно – развивающей работы. В этой связи была разработана предлагаемая программа.
Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.
Отличительная особенность программы заключается в том, что представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как, помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и нейропсихологических упражнений, подвижных игр, упражнений для снятия психоэмоционального и психофизического напряжения, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.
Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.
Использование большого количества наглядного материала позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. Кроме того, это соответствует возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.
Адресат программы. Предназначена для детей в возрасте 2-3 лет.
Объем и срок освоения программы.
Срок освоения программы – 6 месяцев.
На полное освоение программы требуется 48 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
В ожидаемом результате предполагается развитие у детей познавательного интереса, речи, желания и потребности узнавать новое, наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности, воображения, развитие высших психических функций. Развитие у детей навыков общения, самоконтроля.
Цель программы: коррекция и развитие психических процессов и функций у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи программы.
- Активизация работы мозга, снижение психофизического и психоэмоционального напряжения.
- Развитие у детей познавательного интереса, желания и потребности узнавать новое.
- Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
- Развитие воображения.
- Развитие координации движений, общую и мелкую моторику.
- Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти, восприятия, воображения, мелкой моторики рук).
- Обогащение словарного запаса детей, повышение речевой активности.
- Развитие у детей навыков общения, сотрудничества.
.
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Формирование умения классифицировать предметы по цвету. | 1 | 0,25 | 0,75 |
2 | Развитие умения группировать предметы по цвету и размеру, формирование понятия «один» - «много». | 1 | 0,25 | 0,75 |
3 | Формирование умения классифицировать предметы по цвету. | 1 | 0,25 | 0,75 |
4 | Закрепление умения выделять предметы по цвету; повторение понятий «один, много, ни одного». | 1 | 0,25 | 0,75 |
5 | Закрепление умения выделять признак – цвет; тренировка концентрации внимания | 1 | 0,25 | 0,75 |
6 | Закрепление умения выделять признак – цвет; развитие умения группировать предметы по цвету | 1 | 0,25 | 0,75 |
7 | Учить классифицировать предметы по цвету и размеру, развивать внимание, мышление | 1 | 0,25 | 0,75 |
8 | Развитие внимания, мышления | 1 | 0,25 | 0,75 |
9 | Закрепление умения выделять признаки – цвет, размер; повторение понятий «один, много, ни одного», счет до 3. | 1 | 0,25 | 0,75 |
10 | Закрепление умения выделять признаки – цвет, размер; повторение понятий «один, много, ни одного», счет до 3; закрепление умения сравнивать группы предметов. | 1 | 0,25 | 0,75 |
11 | Закрепление умения классифицировать предметы по цвету. | 1 | 0,25 | 0,75 |
12 | Формирование умения классифицировать предметы по высоте, размеру и толщине. | 1 | 0,25 | 0,75 |
13 | Формирование умения классифицировать предметы по длине. | 1 | 0,25 | 0,75 |
14 | Развивать произвольное внимание, мышление, умение анализировать и классифицировать предметы | 1 | 0,25 | 0,75 |
15 | Развитие внимания, зрительно-моторной координации, умения работать по образцу. | 1 | 0,25 | 0,75 |
16 | Развитие внимания, зрительно-моторной координации, умения работать по образцу. | 1 | 0,25 | 0,75 |
17 | Развитие памяти, внимания и мелкой моторики | 1 | 0,25 | 0,75 |
18 | Развитие наблюдательности, внимания, увеличение количества знаний и представлений об окружающем мире. | 1 | 0,25 | 0,75 |
19 | Закрепление названия основных геометрических фигур, развитие внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики. | 1 | 0,25 | 0,75 |
20 | Закрепление названия основных геометрических фигур, развитие внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики. | 1 | 0,25 | 0,75 |
21 | Закрепление названия основных геометрических фигур, развитие внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики. | 1 | 0,25 | 0,75 |
22 | Закрепление названия основных геометрических фигур, развитие внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики. | 1 | 0,25 | 0,75 |
23 | Закрепление названия основных геометрических фигур, развитие внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики. | 1 | 0,25 | 0,75 |
24 | Закрепление названия основных геометрических фигур, развитие внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики. | 1 | 0,25 | 0,75 |
25 | Учить классифицировать предметы по общим признакам, формировать обобщающие понятия | 1 | 0,25 | 0,75 |
26 | Учить классифицировать предметы по общим признакам, формировать обобщающие понятия, развитие памяти. | 1 | 0,25 | 0,75 |
27 | Развитие памяти, мышления, внимания | 1 | 0,25 | 0,75 |
28 | Развитие памяти, мышления, внимания | 1 | 0,25 | 0,75 |
29 | Развитие памяти, мышления, внимания | 1 | 0,25 | 0,75 |
30 | Развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, мелкой моторики. | 1 | 0,25 | 0,75 |
31 | Развитие внимания, мелкую моторику | 1 | 0,25 | 0,75 |
32 | Развитие мышления, внимания, учить классифицировать предметы | 1 | 0,25 | 0,75 |
33 | Развитие зрительной памяти, внимания, скорости реакции | 1 | 0,25 | 0,75 |
34 | Развитие зрительной памяти, внимания, скорости реакции | 1 | 0,25 | 0,75 |
35 | Развитие умения классифицировать предметы, развитие мышления | 1 | 0,25 | 0,75 |
36 | Развитие умения классифицировать предметы, развитие мышления | 1 | 0,25 | 0,75 |
37 | Развитие умения классифицировать предметы, развитие мышления | 1 | 0,25 | 0,75 |
38 | Развитие умения классифицировать предметы, развитие мышления | 1 | 0,25 | 0,75 |
39 | Развитие умения классифицировать предметы, развитие мышления. | 1 | 0,25 | 0,75 |
40 | Учить устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением. | 1 | 0,25 | 0,75 |
41 | Учить находить свойство и различие предметов. | 1 | 0,25 | 0,75 |
42 | Учить находить свойство и различие предметов. | 1 | 0,25 | 0,75 |
43 | Учить находить свойство и различие предметов. | 1 | 0,25 | 0,75 |
44 | Учить находить свойство и различие предметов, расширение кругозора | 1 | 0,25 | 0,75 |
45 | Развитие мышления, внимания | 1 | 0,25 | 0,75 |
46 | Развитие мышления, внимания | 1 | 0,25 | 0,75 |
47 | Развитие мышления, внимания | 1 | 0,25 | 0,75 |
48 | Развитие мышления, внимания | 1 | 0,25 | 0,75 |
49 | Развитие мышления, внимания, учить классифицировать предметы по 2 свойствам | 1 | 0,25 | 0,75 |
50 | Развитие умения классифицировать предметы, развитие мышления, учимся работать с таблицей | 1 | 0,25 | 0,75 |
51 | Развитие умения классифицировать предметы, развитие мышления, учимся работать с таблицей | 1 | 0,25 | 0,75 |
52 | Развитие умения классифицировать предметы, развитие мышления, учимся работать с таблицей | 1 | 0,25 | 0,75 |
53 | Развитие внимания, мышления. Учить понимать графическую схему и следовать ей | 1 | 0,25 | 0,75 |
54 | Развитие внимания, мышления. Учить понимать графическую схему и следовать ей | 1 | 0,25 | 0,75 |
55 | Развитие внимания, мышления. Учить понимать графическую схему и следовать ей | 1 | 0,25 | 0,75 |
56 | Развитие внимания, мышления. | 1 | 0,25 | 0,75 |
57 | Развитие внимания, мышления, зрительного восприятия | 1 | 0,25 | 0,75 |
58 | Развитие внимания, мышления, восприятия, произвольности поведения | 1 | 0,25 | 0,75 |
59 | Развитие, внимания, мышления, зрительной памяти, сообразительности | 1 | 0,25 | 0,75 |
60 | Развитие осязательной памяти, переключения внимания мире. | 1 | 0,25 | 0,75 |
61 | Закрепление названия основных геометрических фигур, развитие внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики. | 1 | 0,25 | 0,75 |
62 | Закрепление названия основных геометрических фигур, развитие внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики. | 1 | 0,25 | 0,75 |
63 | Закрепление названия основных геометрических фигур, развитие внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики. | 1 | 0,25 | 0,75 |
64 | Закрепление названия основных геометрических фигур, развитие внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики. | 1 | 0,25 | 0,75 |
Итого: | 64 | 0,25х64 | 0,75х64 |
Содержание занятий
Занятие № 1
1. Приветствие. Дети становятся в круг, берутся за руки и говорят (вместе с педагогом): «Доброе утро, солнце! (руки поднимаются вверх и опускаются) Доброе утро, небо! (руки вверх и опускаются). Доброе утро, земля! (дотрагиваются руками до пола). И доброе утро всем нам! (обнимаются).
2. Упражнения по нейрогимнастике. (см. приложения). В занятие включаются 1-3 упражнения, которые могут использоваться и как физкультминутки.
3. Игра «Помоги гномикам найти свой домик».
Однажды на небе появилась большая дождевая туча. Туча закрыла солнышко. На поляне стало темно и пошел дождь. Гномики Кохле, Желе, Зеле и селе, которые играли на поляне, испугались. В темноте они не могут найти свои домики. Помогите гномикам, зажгите фонарики над их домиками. От фонариков стало светло и гномики от дождика спрятались каждый в свой домик.
(прикрепить разноцветные кружки большого размера над квадратами того же цвета. Под квадраты поставить соответствующие по цвету картинки гномов.
4. Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворона» (см. приложения).
5. Прощание. Дети становятся в круг, берутся за руки, обнимают друг друга и говорят: «До свидания!».
Занятие № 2
Оборудование: коврограф, разноцветные веревочки, разноцветные квадраты, разноцветные гномы, разноцветные кружки..
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3. Игра «Дружные гномики».
Жили-были в Фиолетовом лесу три брата, три веселых гнома: гномик зеленого цвета – Зеле, желтого цвете – Желе, и гномик красного цвета – Кохле. У каждого брата был свой домик. Зеле жил в домике зеленого цвета, Желе в домике желтого цвета и Кохле в красном домике. Рядом с домиками братьев на лесной полянке росли три красивые яблони. Однажды гномы решили насобирать яблок для приготовления компота. Зле подошел к одной яблоне и насобирал много маленьких зеленых яблок. Кохле подошел в другой яблоне и насобирал много больших красных яблок. А Желе подошел к третьей яблоне и смог сорвать только одно большое желтое яблоко. Желе загрустил, когда увидел, сколько яблок собрали браться. Зеле предложил сложить все яблоки вместе и сварить разноцветный компот. Братья пригласили друзей и угостили их душистым яблочным компотом.
(выставить на игровое поле картинки гномов – Кохле, Желе, Зеле. Под картинки гномов выставить квадраты соответствующие по цвету гномикам. Выставить около гномов разноцветные кружки соответствующего цвета и размера. Объединить все разноцветные кружки с помощью веревочки).
4. Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворона» (см. приложения).
5. Прощание.
Занятие № 3.
Оборудование: коврограф, герой – Фифа, красная, зеленая, синяя и белая карточки, из разноцветного картона вырезаются башмачки точно такого же цвета.
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3. Игра «Башмачки Фифы».
Педагог: - В Фиолетовом лесу есть Ковровая Полянка, на которой происходят настоящие чудеса. Недаром жители Фиолетово леса говорят: «На Ковровую Полянку заглянул – чудеса встретил». Чаще всего на Полянке бывают Лопушок и Гусеница Фифа. Много необычного и интересного произошло здесь с друзьями. Рассказ об этих приключениях впереди.
Однажды Гусеница Фифа появилась на Полянке в новых башмачках белого цвета и принесла с собой для игры разноцветные квадратики. Разложила их, встала перед зеленым квадратиком, чтобы полюбоваться своей работой. Вдруг… башмачки позеленели. Фифа огляделась. И – о чудо! – стала замечать предметы только зеленого цвета. Встала перед синим квадратиком – башмачки посинели и вокруг стали четко видны предметы синего цвета.
(Дети напротив карточки прикрепляют башмачки одинакового с ней цвета, называют в окружающей обстановке предметы только этого цвета).
4. Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворона» (см. приложения).
- Прощание.
Занятие № 4.
Оборудование: коврограф, набор «Разноцветные кружки», зеленая веревочка.
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3. Игра «Цветы для пчелки Жужи».
Пчелка Жужа делает мед, для этого она собирает нектар с цветов. Но на полянке совсем нет цветов. Давайте порадуем Жужу и посадим для нее красивые цветы.
(Посадили мы цветов, появился стебелек (прикрепить зеленую веревочку да коврограф).
Распускается бутон, Посмотри-ка Красный он (прикрепить рядом со стеблем красный кружок).
И еще один бутон, посмотри- ка Белый ( Синий) он.
Посчитать сколько бутонов на стебле (много, три), сколько красных бутонов (один), сколько желтых (ни одного). Превратить бутоны в цветы (Прикрепить к каждому стеблю еще лепесточки-кружки). Посчитать сколько лепестков на каждом стебле.
4. Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворона» (см. приложения).
5. Прощание
Занятие № 5.
Оборудование: коврограф, набор «Разноцветные кружки», разноцветные веревочки.
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3. Игра «Пчелка Жужа собирает нектар».
Пчелке Жуже очень понравились цветы на поляне. Она соберет с них нектар, отнесет в домик-улей и сделает вкусный, целебный мед.
(Пчелка Жужа полетела (выкладывается на игровом поле веревочку-траекторию движения пчелки к какому-либо цветку из игры «Цветы для пчелки Жужи»).
На какой цветочек села? (дети называют цвет).
Один ребенок проводит пальцем по веревочке-траектории. Сажает пчелку на цветок.
Аналогично добавляются траектории движения к остальным цветам (веревочки-траектории лучше брать «близких» цветов, например белая, голубая, серая).
4. Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворона» (см. приложения).
5. Прощание
Занятие № 6.
Оборудование: коврограф, набор «Разноцветные кружки», разноцветные веревочки (зеленая).
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3. Игра «Подружки пчелки Жужи».
На цветочной Поляне так много цветов, что Пчелка Жужа решила позвать своих подружек – желтых пчелок, чтобы они помогли собрать нектар с цветов.
(Взять желтый кружок-пчелку, согласно тексту, прикреплять его рядом с соответствующим цветком (бутоном).
Пчелки желтые летали над цветочками жужжали (дети жужжат).
Выбираем красный (синий, белый) цвет.
Пчелки сели или нет? (сажают пчелку над соответствующим кружком-цветком)
4. Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворона» (см. приложения).
5. Прощание
Занятие № 7
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3. Упражнение «Воздушные шарики»
Цель: научить детей классифицировать предметы по цвету, развить внимание.
Детям предлагается «привязать» шарики, чтобы они не улетели, к ниточкам соответствующего цвета (синий шарик «привязать» к синей ниточке и т.д.). Шарики можно приклеить, тогда получится аппликация.
4.Упражнение «Посади морковку»
Цель: классифицировать предметы по размеру, развивать внимание.
Детям предлагается помочь зайчику посадить морковку. Большую морковку нужно разместить на широкой грядке, а маленькую - на маленькой.
5. Упражнение «Разрезные картинки»
Цель: развитие внимания и мелкой моторики»
Детям предлагается составить рисунок, разрезанный на несколько частей, и рассказать, что получилось.
5. Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока».
6. прощание
Занятие № 8
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3. Упражнение «Предметы для гномов»
Цель: развивать мышление, внимание.
Детям необходимо разложить карточки с цветными предметами для гномов соответствующего цвета.
4. Упражнение «Найди домик»
Цель: развивать мышление, внимание.
Детям предлагается найти зайчику избушку по размеру. Маленьким зайчикам – маленькие домики, большим – большие.
6. Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока».
7. Прощание
Занятие № 9.
Оборудование: коврограф, набор «Разноцветные кружки»,гномы Кохле, Желе, Селе; квадраты красный, желтый, синий; персонажи «Слон Лип-Лип» и «Слоник Ляп-Ляп)
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3. Игра «Ягоды на поляне».
Однажды братья гномы отправились в лес за ягодами. Каждый из них собрал ягоды только своего любимого цвета. Кохде может собирать ягоды только красного цвета, Желе – желтые, Селе – синие. Решили гномы угостить своих друзей вкусными ягодами. Слона Лип-Липа большими ягодами, а слоника Ляп-Ляпа – маленькими.
(На игровом поле врассыпную приклеены красные, желтые, синие и зеленые точки. У троих детей гномы Кохле, Желе и Селе, каждый выбирает точки-ягоды соответствующего цвета и приклеивает на свой квадрат-корзинку.
Вопросы: Какие ягоды собрал Кохле? Какие красные ягоды растут в лесу? (клюква, брусника, земляника). Сколько ягод нашел Кохле? (много). Они одинаковые? (нет, есть большие, средние и маленькие).
Дети от имени гномов дают слону Лип-Липу по одной большой ягодке, а для слоника Ляа-Ляпа по одной маленькой.
Вопросы: Сколько ягод дали слону Лип-Липу? (три). Сколько ягод дали слонику Ляп-Ляпу? (три). Поровну у Слона и Слоника? (да, проверка-приложением).
4. Пальчиковая гимнастика «Новый год» (см. приложения).
5. Прощание.
Занятие № 10.
Оборудование: коврограф, набор «Разноцветные кружки»,гномы Кохле, Желе, Зеле Селе; квадраты красный, желтый, синий.
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3. Игра «Лесная поляна».
Гномы отправились в лес за ягодами. Кохле собирает только красные ягоды, Желе – желтые, Селе – синие, Зеле – зеленые.
- Кохле в лес гулять пошел (приклеить красного гнома).Большие ягоды нашел (приклеить несколько больших красных ягод.
- Или Кохле в лес гулять пошел три (две)_ ягодки там нашел (приклеить три (две) красные ягоды.
- Желе с Селе в лес пришли (приклеить желтого и синего гномов). Только по две (три) ягодки нашли (приклеить рядом с гномами соответствующие ягоды).
Вопросы: Какую ягоду нашел Желе (желтую, маленькую). Сколько ягод нашел Селе? (одну).
- Зеле по лесу идет (приклеить зеленого гнома). Зеленых ягод не сорвет.
Вопросы: Почему Зеле не сорвал зеленые ягоды (они не спелые). Сколько ягод у Зеле? (ни одной). Какой гном нашел больше всего ягод? У каких гномов ягод поровну? Сколько всего ягод нашли гномы? (много)).
4. Пальчиковая гимнастика «Новый год» (см. приложения).
5. Прощание
Занятие № 11.
Оборудование: Оборудование: коврограф, герой – Лопушок, Фифа геометрические фигуры различной формы (игра «Фонарики Ларчик»), картинки с изображением предметов такой же формы.
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3. Игра «Коробки для подарков».
- Однажды утром на Полянке Фифа и Лопушок нашли подарки. Они обрадовались и тут де решили убрать их в коробки. Дети, коробки какой формы вы видите? (ответы детей). Положите пожалуйста круглый предмет в коробку круглой формы, прямоугольный – в коробку прямоугольной формы и т.д.
(Дети выбирают и прикрепляют на коврографе под коробкой соответствующей формы изображения предметов той же формы).
4. Пальчиковая гимнастика «Новый год» (см. приложения).
5. Прощание.
Занятие № 12.
Оборудование: игра «Коврограф», различные изображения игрушек, герой – Фифа.
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3.Упражнение «Игрушечный дождь».
- Как-то раз над Полянкой прошел настоящий игрушечный дождь. После него появились не огромные лужи, а островки игрушек. Игрушки были разные – высокие и низкие, длинные и короткие, толстые и тонкие. Гусеница Фифа тут же принялась их собирать. Сначала она выбрала высокие, потом- низкие и т.д.
(На коврографе раскладываются картинки с изображением предметов различного размера. Детям предлагается соединить веревочкой сначала все высокие предметы, потом все низкие, длинные, короткие, толстые, тонкие)
4. Пальчиковая гимнастика «Новый год» (см. приложения).
5. Прощание.
Занятие № 13.
Оборудование: игра «Коврограф», длинный и короткий прямоугольники, веревочки двух размеров», герой – Лопушок.
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3.Упражнение «На свое место».
- Лопушок принес на Поляну две коробки, длинную и короткую, и цветные карандаши, длинные и короткие. Начал раскладывать карандаши по коробкам и… запутался.
(На коврографе появляются два прямоугольника (длинный и короткий) и веревочки двух размеров. Детям предлагается распределить «карандаши» по своим «коробкам»).
4. Пальчиковая гимнастика «Новый год» (см. приложения).
5. Прощание.
Занятие № 14
1.Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Упражнение «Лабиринт»
Цель: развивать мелкую моторику, внимание и мышление.
Психолог предлагает детям помочь зайчику добраться к друзьям.
4. Упражнение «Лишний предмет»
Цель: развивать произвольное внимание, умение анализировать и классифицировать предметы.
На рисунке четыре предмета, из которых три в значительной степени похожи друг на друга, и только один отличается, от других. Детям необходимо найти лишний предмет и выделить его рамкой или зачеркнуть.
5. Пальчиковая гимнастика «Новый год» (см. приложения).
6. Прощание.
Занятие № 16.
Оборудование: игра «Коврограф», «Разноцветные липучки», «Фонарики Ларчик», герой – Фифа, Лопушок.
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастика.
3.Упражнение «Бусы».
- У модницы Фифы были красивые разноцветные бусы на двух ниточках. Однажды одна ниточка разорвалась, и бусы рассыпались. Фифа принялась их собирать.
(На коврографе взрослый располагает в ряд кружочки группами на некотором расстоянии друг от друга. В каждой группе количество шариков увеличивается на один (один, два, три, четыре из приложения «Разноцветные липучки»). Это одна нитка с бусами.дети под этими шариками прикрепляют точно такое же количество шариков (собирают «рассыпанные бусы»). Вторая нитка с бусами),
4. Пальчиковая гимнастика «Новый год» (см. приложения).
5. Прощание
Занятие № 17
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Упражнение «Грибочки»
Цель: развивать память, внимание и мелкую моторику.
Детям нужно обвести все грибочки на поляне
4. Упражнение «Что пропало?».
Цель: развитие внимания, зрительной памяти.
Перед детьми выставляется пять игрушек. Затем ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен сказать какая игрушка пропала.
5. Пальчиковая гимнастика «Вкусный обед» (см. приложения).
6. Прощание.
Занятие № 18.
Оборудование: игра «Коврограф», «Разноцветные веревочки», картинки леса, луга, огорода, водоема и комнаты, березы, колокольчика, моркови, кувшинки и фикуса, изображения животных и их детенышей, герой – Фифа, Лопушок.
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3. Игра «Детеныши»
- Гусеница Фифа прекрасно знала, что детенышей кошки зовут котята, а утки – утята. Тут она задумалась: «Как зовут детенышей коровы? Наверное, коровята. А у собаки – собачата. Интересно, как будут звать моих деток? Неужели гусенята?)
(Детям предлагается соединить веревочками картинки с изображениями животных и их детенышей (они расположены на коврографе), назвать их правильно).
4. Пальчиковая гимнастика «Вкусный обед» (см. приложения).
5. Прощание.
Занятие № 19.
Оборудование: «Чудо-карестики 1», герой Фифа .
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3. Игра «Чудо-крестики».
– Однажды на полянку приползла гусеница Фифа, и увидела на ней очень необычную головоломку.
(Дети рассматривают игру, называют цвета головоломки).
Фифа решила найти в головоломке все геометрические фигуры. (Дети находят и показывают пальчиком круг, квадрат, треугольник).
Фифа решила разделить между собой детали головоломки по цвету (дети вынимают все фигуры из рамки и раскладывают их группами по цвету).
4. Пальчиковая гимнастика «Вкусный обед» (см. приложения).
5. Прощание.
Занятие № 20.
Оборудование: «Чудо-карестики 1», герой Фифа .
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3. Задание «Конструирование по образцу».
Дети, на столе, строят из крестиков поезд, следуя алгоритму постройки, который дает педагог.
4. Пальчиковая гимнастика «Вкусный обед» (см. приложения).
5. Прощание.
Занятие № 21.
Оборудование: «Чудо-карестики 1», герой Фифа .
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3. Задание «Конструирование по образцу».
Дети, на столе, строят из крестиков поезд, следуя алгоритму постройки, который дает педагог.
4. Пальчиковая гимнастика «Вкусный обед» (см. приложения).
5. Прощание.
Занятие № 22.
Оборудование: «Чудо-карестики 1», герой Фифа .
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3. Задание «Конструирование по образцу».
Дети, на столе, строят из крестиков поезд, следуя алгоритму постройки, который дает педагог.
4. Пальчиковая гимнастика «Вкусный обед» (см. приложения).
5. Прощание.
Занятие № 23.
Оборудование: «Чудо-карестики 1», герой Фифа .
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3 Задание «Конструирование по образцу».
Дети, на столе, строят из крестиков поезд, следуя алгоритму постройки, который дает педагог.
4. Пальчиковая гимнастика «Вкусный обед» (см. приложения).
5. Прощание.
Занятие № 24.
Оборудование: «Чудо-карестики 1», герой Фифа .
1. Приветствие.
2. Упражнение по нейрогимнастике.
3. Задание «Конструирование по образцу».
Дети, на столе, строят из крестиков поезд, следуя алгоритму постройки, который дает педагог.
4. Пальчиковая гимнастика «Вкусный обед» (см. приложения).
5. Прощание.
Занятие № 25
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Упражнение «И в саду, и в огороде»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам, формировать обобщающие понятия.
Психолог предлагает детям разместить плоды по своим местам: фрукты на деревья в саду, овощи на грядки.
4. Упражнение «Съедобное - не съедобное»
Цель: развивать слуховое внимание, память и скорость реакции.
Взрослый называет какие-нибудь предметы, дети, когда слышат съедобное, должны хлопать в ладоши, а когда не съедобное, то сидеть тихо.
5. Пальчиковая гимнастика «На прогулке».
6. Прощание
Занятие № 26
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Упражнение «Кто живет»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам, формировать обобщающие понятия.
Психолог предлагает детям разместить обитателей леса, неба, и реки по домам.
4. Упражнение «Что пропало?».
Цель: развитие внимания, зрительной памяти.
Перед детьми выставляется пять игрушек. Затем ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен сказать какая игрушка пропала.
5. Пальчиковая гимнастика «На прогулке».
6. Прощание
Занятие № 27
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Упражнение «Загадка»
Цель: развивать мышление и память.
Детям предлагается вспомнить какого цвета бывают фрукты и овощи, и раскрасить только овощи в нужный цвет.
4. Упражнение «Чашечка»
Цель: развивать внимание.
Психолог предлагает детям рассмотреть чашечку, которая нарисована в квадратике, найти ее среди других и обвести также в квадрат.
5. Пальчиковая гимнастика «На прогулке».
6. Прощание
Занятие № 28
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Упражнение «Чьи малыши»
Цель: развивать память, мышление и внимание.
Психолог предлагает дошкольникам рассмотреть картинки с животными, и найти их детенышей.
3. Упражнение «Гостинцы для кролика»
Цель: развивать память и мышление.
Психолог предлагает детям рассмотреть рисунок, найти и зачеркнуть подарки для зайчика.
5. Пальчиковая гимнастика «На прогулке».
6. Прощание
Занятие № 29
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Упражнение «Кто что ест»
Цель: развивать память и мышление.
Психолог предлагает детям рассмотреть рисунки с животными и найти кто, что любит есть.
4. Упражнение «Загадка-2»
Цель: развивать мышление и память.
Детям предлагается вспомнить, какого цвета бывают фрукты и овощи. И раскрасить фрукты в нужный цвет.
5. Пальчиковая гимнастика «На прогулке».
6. Прощание
Занятие № 30
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Упражнение «Угадай и найди»
Цель: развивать внимание, восприятие, память.
Психолог рассказывает об игрушках, предметах, которые лежат на столе. Детям нужно найти игрушку или предмет, о котором шла речь.
Упражнение «Что слышно»
Цель: развивать память, умение сосредотачиваться.
Психолог включает аудиозаписи, и предлагает детям ответить, что они услышали.
4. «Разрезные картинки»
Цель: развитие внимания и мелкой моторики»
Детям предлагается составить рисунок, разрезанный на несколько частей, и рассказать, что получилось.
5. Пальчиковая гимнастика «На прогулке».
6. Прощание
Занятие № 31
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Упражнение «Раскрась бусы для куклы»
Цель: развивать внимание и мелкую моторику.
Детям предлагается раскрасить бусы для куклы по образцу: большие бусы - в зеленый цвет, а маленькие - в желтый.
4. Упражнение «Зеваки»
Цель: развитие внимания.
Дети идут по кругу. По сигналу колокольчика, они разворачиваются, хлопают в ладоши и идут в обратную сторону.
5. Пальчиковая гимнастика «На прогулке».
6. Прощание
Занятие № 32
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Упражнение «Подбери фигуру»
Цель: классифицировать предметы, развивать внимание.
Педагог спрашивает детей, какие они видят геометрические фигуры.затем предлагает подобрать нужные картинки для фигурок.
4. Упражнение «Большой – маленький».
Цель: развивать внимание и мышление.
Детям предлагается отделить карточки с большими изображениями от маленьких.
5. Пальчиковая гимнастика «На прогулке».
6. Прощание
Занятие № 33.
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Упражнение «Что изменилось?».
Цель: развитие внимания, зрительной памяти.
Перед детьми выставляется пять игрушек. Затем ребенок отворачивается и две игрушки меняются местами. Ребенок должен сказать какие игрушки поменялись
4. Упражнение «Движения по кругу»
Цель: закрепить цвета, развивать внимание и скорость реакции
Взрослый показывает цветне фишки, а дети выполняют соответствующие движения, а именно: зеленая фишка – хлопают в ладоши, красная – тихо сидят, желтая – топают ногами.
5. Пальчиковая гимнастика «Медвежата».
6. Прощание
Занятие № 34.
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Упражнение «Найди пару»
Цель: развивать память, внимание.
Детям раздаются карточки с различными изображениями. Им нужно среди других картинок, разложенных на столе, найти такие же картинки, какие они получили.
4. Упражнение «Карлики –великаны»
Цель: развитие внимания и скорости реакции»
Когда дети слышут команду «карлики» то приседают, а когда «великаны» то подпрыгивают.
5. Пальчиковая гимнастика «Медвежата».
6. Прощание
Занятие № 35.
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Игра «Блоки Дьенеша»
Сортируем блоки по наличию одного признака
Рассадите перед малышом две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит круглые печеньки (печеньками будут логические блоки Дьенеша), а Мишка квадратные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям.
Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как правило, ребенку дается труднее всего, поэтому займитесь им в последнюю очередь.
4. Игра «Карусели».
Психолог по очереди подходит к каждому ребенку и приглашает его «покататься на каруселях». Все берутся за руки и встают в круг.
Психолог говорит: «Сейчас мы будем кататься с вами на каруселях. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно под музыку по кругу, чтобы карусель не сломалась».
Дети вслед за воспитателем повторяют слова:
Еле – еле – еле – еле
Завертелись карусели.
Карусель медленно движется в правую сторону.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали…
Темп речи и движений постепенно ускоряются. На слова «побежали, побежали» направление движения меняется.
Тише, тише, не спишите,
Карусель ос-та-но-ви-те…
Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все дети останавливаются и кланяются друг другу.
Раз-два, раз-два,
Пауза.
Вот и кончилась игра.
5. Пальчиковая гимнастика «Медвежата».
6. Прощание
Занятие № 36.
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Игра «Блоки Дьенеша»
Сортируем блоки по наличию двух признаков.
Когда ребенок будет хорошо справляться с предыдущим заданием, попробуйте добавить еще одно свойство для сортировки.
На этот раз фигуры могут быть семенами, которые нужно рассадить по грядкам. На одну грядку сажаем все красные и большие семена, а на вторую – синие и треугольные.
4. Расскажи стихи руками: «Мишка».
Мишка, мишка косолапый
(приподнимают плечи, руки округлить, носки ног внутрь)
Мишка по лесу идет,
(идти переваливаясь)
Мишка хочет сладких ягод,
(погладить по животу, облизнуться)
Да никак их не найдет.
(оглянуться по сторонам, пожать плечами)
Вдруг увидел много ягод
(показать указательным пальцем, на лице восторг)
И тихонько зарычал.
(двумя руками «собирать» ягоды в рот)
Подошли к мишутке дети
(промаршировать)
Мишка громко зарычал
(кулачками потереть глаза, изобразить плач)
5. Пальчиковая гимнастика «Медвежата».
6. Прощание
Занятие № 37.
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Игра «Блоки Дьенеша»
Сортируем блоки с использованием логических карточек.
Развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением. Предложите ребенку рассортировать фигуры на две группы (не забывайте как-то обыгрывать задание, блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).
4. Расскажи стихи руками: «Мишка».
Мишка, мишка косолапый
(приподнимают плечи, руки округлить, носки ног внутрь)
Мишка по лесу идет,
(идти переваливаясь)
Мишка хочет сладких ягод,
(погладить по животу, облизнуться)
Да никак их не найдет.
(оглянуться по сторонам, пожать плечами)
Вдруг увидел много ягод
(показать указательным пальцем, на лице восторг)
И тихонько зарычал.
(двумя руками «собирать» ягоды в рот)
Подошли к мишутке дети
(промаршировать)
Мишка громко зарычал
(кулачками потереть глаза, изобразить плач)
5. Пальчиковая гимнастика «Медвежата».
6. Прощание
Занятие № 38.
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Игра «Блоки Дьенеша»
Сортируем блоки с использованием логических карточек.
Развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением. Предложите ребенку рассортировать фигуры на две группы (не забывайте как-то обыгрывать задание, блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).
4. Расскажи стихи руками: «Мишка».
Мишка, мишка косолапый
(приподнимают плечи, руки округлить, носки ног внутрь)
Мишка по лесу идет,
(идти переваливаясь)
Мишка хочет сладких ягод,
(погладить по животу, облизнуться)
Да никак их не найдет.
(оглянуться по сторонам, пожать плечами)
Вдруг увидел много ягод
(показать указательным пальцем, на лице восторг)
И тихонько зарычал.
(двумя руками «собирать» ягоды в рот)
Подошли к мишутке дети
(промаршировать)
Мишка громко зарычал
(кулачками потереть глаза, изобразить плач)
5. Пальчиковая гимнастика «Медвежата».
6. Прощание
Занятие № 39.
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Игра «Блоки Дьенеша»
Сортируем блоки с использованием логических карточек.
Развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением. Предложите ребенку рассортировать фигуры на две группы (не забывайте как-то обыгрывать задание, блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).
4. Расскажи стихи руками: «Мишка».
Мишка, мишка косолапый
(приподнимают плечи, руки округлить, носки ног внутрь)
Мишка по лесу идет,
(идти переваливаясь)
Мишка хочет сладких ягод,
(погладить по животу, облизнуться)
Да никак их не найдет.
(оглянуться по сторонам, пожать плечами)
Вдруг увидел много ягод
(показать указательным пальцем, на лице восторг)
И тихонько зарычал.
(двумя руками «собирать» ягоды в рот)
Подошли к мишутке дети
(промаршировать)
Мишка громко зарычал
(кулачками потереть глаза, изобразить плач)
5. Пальчиковая гимнастика «Медвежата».
6. Прощание
Занятие № 40.
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Игра «Блоки Дьенеша»
Сортируем блоки с использованием логических карточек.
Развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением. Предложите ребенку рассортировать фигуры на две группы (не забывайте как-то обыгрывать задание, блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).
4. Расскажи стихи руками: «Зайка».
Психолог читает стихотворение, затем, читая его еще раз, выполняет определенные движения, потом еще раз читает и показывает его вместе с детьми. Когда они поймут принцип игры, то сами начнут выдумывать движения – это необходимо поощрять.
Заинька – заинька, (дети прыгают поджав руки, имитируя зайку)
Маленький зайка, (садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола)
Длинные ушки, (дети приставляют ладошки к голове «ушки»)
Быстрые ножки. (побежали)
Заинька – заинька, (движения повторяются)
Маленький заинька (повторяются)
Деток боишься (дети обхватывают себя руками, изображая страх)
Зайка – трусишка. (дрожат).
5. Пальчиковая гимнастика «Медвежата».
6. Прощание
Занятие № 41.
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Игра «Блоки Дьенеша»
Находим сходство и отличие
Расставьте перед ребенком на столе несколько тарелочек и объясните, что в каждую из них нужно положить по два блока одинаковой формы. Пусть ребенок самостоятельно примет решение, какие это будут фигуры (допустим, он может взять два круглых блока любого цвета и размера). В этом задании главная задача, которая стоит перед малышом, — выделить у фигур одно общее свойство, невзирая на все остальные.
4. Игра «Карусели».
Психолог по очереди подходит к каждому ребенку и приглашает его «покататься на каруселях». Все берутся за руки и встают в круг.
Психолог говорит: «Сейчас мы будем кататься с вами на каруселях. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно под музыку по кругу, чтобы карусель не сломалась».
Дети вслед за воспитателем повторяют слова:
Еле – еле – еле – еле
Завертелись карусели.
Карусель медленно движется в правую сторону.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали…
Темп речи и движений постепенно ускоряются. На слова «побежали, побежали» направление движения меняется.
Тише, тише, не спишите,
Карусель ос-та-но-ви-те…
Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все дети останавливаются и кланяются друг другу.
Раз-два, раз-два,
Пауза.
Вот и кончилась игра.
5. Пальчиковая гимнастика «На горе мы видим дом» (см. приложения).
6. Прощание
Занятие № 42.
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Игра «Блоки Дьенеша»
Находим сходство и отличие
Предложите положить на каждую тарелочку по две фигуры одинакового цвета / размера / толщины.
4. Игра «Карусели».
Психолог по очереди подходит к каждому ребенку и приглашает его «покататься на каруселях». Все берутся за руки и встают в круг.
Психолог говорит: «Сейчас мы будем кататься с вами на каруселях. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно под музыку по кругу, чтобы карусель не сломалась».
Дети вслед за воспитателем повторяют слова:
Еле – еле – еле – еле
Завертелись карусели.
Карусель медленно движется в правую сторону.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали…
Темп речи и движений постепенно ускоряются. На слова «побежали, побежали» направление движения меняется.
Тише, тише, не спишите,
Карусель ос-та-но-ви-те…
Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все дети останавливаются и кланяются друг другу.
Раз-два, раз-два,
Пауза.
Вот и кончилась игра.
5. Пальчиковая гимнастика «На горе мы видим дом» (см. приложения).
6. Прощание
Занятие № 43.
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Игра «Блоки Дьенеша»
Находим сходство и отличие
Предложите положить на каждую тарелочку по две фигуры одинакового цвета / размера / толщины. Усложнение: положить в каждую мисочку по две фигуры разного цвета / формы / размера / толщины.
4. Игра «Карусели».
Психолог по очереди подходит к каждому ребенку и приглашает его «покататься на каруселях». Все берутся за руки и встают в круг.
Психолог говорит: «Сейчас мы будем кататься с вами на каруселях. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно под музыку по кругу, чтобы карусель не сломалась».
Дети вслед за воспитателем повторяют слова:
Еле – еле – еле – еле
Завертелись карусели.
Карусель медленно движется в правую сторону.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали…
Темп речи и движений постепенно ускоряются. На слова «побежали, побежали» направление движения меняется.
Тише, тише, не спишите,
Карусель ос-та-но-ви-те…
Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все дети останавливаются и кланяются друг другу.
Раз-два, раз-два,
Пауза.
Вот и кончилась игра.
5. Пальчиковая гимнастика «На горе мы видим дом» (см. приложения).
6. Прощание
Занятие № 44.
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Игра «Блоки Дьенеша»
Находим сходство и отличие
положить в одну миску два блока одинакового размера, но разной формы; одинаковой формы и одинакового размера; разной формы и разного размера и т.д.
4. Игра «Летает - не летает» (расширение кругозора, развитие внимания).
Ребенку бросается мяч и называется какой-нибудь предмет. Ребенок должен поймать мяч и сказать – этот предмет летает или нет.
5. Пальчиковая гимнастика «На горе мы видим дом» (см. приложения).
6. Прощание
Занятие № 45.
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Игра «Блоки Дьенеша»
Расселяем жильцов» в домике. Для каждой комнаты задаем условие
Это задание похоже на игры с логическими карточками. Ребенку необходимо расселить фигуры в домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки». Если вы только учитесь понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более «продвинутым» можно и три условия в одну комнатку нарисовать.
4. Игра «Карлики-великаны»
5. Пальчиковая гимнастика «На горе мы видим дом» (см. приложения).
6. Прощание
Занятие № 46.
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Игра «Блоки Дьенеша»
Расселяем жильцов» в домике. Для каждой комнаты задаем условие
Это задание похоже на игры с логическими карточками. Ребенку необходимо расселить фигуры в домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки». Если вы только учитесь понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более «продвинутым» можно и три условия в одну комнатку нарисовать.
4. Игра «Лесная зарядка».
Раз – присядка, два – прыжокПрисесть, а потом подпрыгнуть.
И опять присядка. Присесть.
А потом опять прыжок - Прыгать.
Заячья зарядкаИзобразить зайчиков, прикладывая
к голове обе руки (будто уши).
Птичка скачет, словно пляшет. Руки на поясе, прыжки на месте.
Птичка крылышками машетПомахать руками.
И взлетает без оглядки. Бег по комнате.
Это – птичкина зарядка. Имитировать полет птиц.
А лисята, как проснуться, Потереть кулачками глаза.
Очень любят потянуться, Встать на цыпочки, прямые руки
вытянуть вверх.
Обязательно зевнуть, Позевать.
Ловко хвостиком махнуть. Помахать сзади рукой.
Ну, а Мишка косолапыйХодить врассыпную, имитируя
Широко разводит лапы - походку медведя.
То одну, то обе вместе.
Долго топчется на месте. Шагать на месте.
А когда зарядки малоХлопать в ладоши.
Начинает все сначала.
5. Пальчиковая гимнастика «На горе мы видим дом» (см. приложения).
6. Прощание
Занятие № 47.
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Игра «Блоки Дьенеша»
Расселяем жильцов» в домике. Для каждой комнаты задаем условие
Это задание похоже на игры с логическими карточками. Ребенку необходимо расселить фигуры в домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки». Если вы только учитесь понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более «продвинутым» можно и три условия в одну комнатку нарисовать.
4. Расскажи стихи руками: «Зайка».
Психолог читает стихотворение, затем, читая его еще раз, выполняет определенные движения, потом еще раз читает и показывает его вместе с детьми. Когда они поймут принцип игры, то сами начнут выдумывать движения – это необходимо поощрять.
Заинька – заинька, (дети прыгают поджав руки, имитируя зайку)
Маленький зайка, (садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола)
Длинные ушки, (дети приставляют ладошки к голове «ушки»)
Быстрые ножки. (побежали)
Заинька – заинька, (движения повторяются)
Маленький заинька (повторяются)
Деток боишься (дети обхватывают себя руками, изображая страх)
Зайка – трусишка. (дрожат).
5. Пальчиковая гимнастика «На горе мы видим дом» (см. приложения).
6. Прощание
Занятие № 48.
1. Приветствие
2. Упражнение по нейрогимнастике
3. Игра «Блоки Дьенеша»
Расселяем жильцов» в домике. Для каждой комнаты задаем условие
Это задание похоже на игры с логическими карточками. Ребенку необходимо расселить фигуры в домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки». Если вы только учитесь понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более «продвинутым» можно и три условия в одну комнатку нарисовать.
4. Игра «Рука –нос» (развитие внимания)
Педагог называет нос – дети должны показать на нос, рука – дети показывают на руку.
5. Пальчиковая гимнастика «На горе мы видим дом» (см. приложения).
6. Прощание
ПРИЛОЖЕНИЯ.
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ
1. Упражнение «Буратино». Поднять одновременно правую ногу и левую руку, затем левую ногу и правую ногу.
2. Упражнение «Нос, ухо». Правая рука дотрагивается до носа, а левая до правого уха, затем меняем: левая рука до носа, правая рука до левого уха.
3. Упражнение «Ладонь, ребро, кулак». Сидя, стучать по коленям вначале ладонь, затем ребро и кулак, постепенно убыстряя темп.
4. Упражнение "Колечко". Дети поочередно соединяют с большим пальцем остальные, образуя колечко, сначала правой рукой, затем левой. Потом обоими.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
1. «Сорока-белобока»
Сорока-белобока (изображают клювик)
Кашу варила (по ладошке одной руки водят пальцем другой)
Деток кормила. (двумя клювиками имитируют кормление)
Этому дала (загибают мизинчик),
Этому дала (безымянный),
Этому дала (средний),
Этому дала (указательный),
А этому не дала: (рука в кулак, большой палец торчит вверх и двигается вправо-влево)
Ты воды не носил (грозить указательным пальцем),
Дров не рубил (ладошки в кулак, стучат одна о другую),
Кашу не варил (по ладошке одной руки водят пальцем другой),
Тебе ничего нет! (ладошки раскрыты, показывают, что ничего нет).
2. «Вкусный обед»
Сели как-то мы обедать (хлопки одной ладонью о другую)
И позвали в дом соседа (имитируем, что зовем ребенка).
Скатерть белую накрыли (разглаживающее движение по коленям)
Ложки, вилки положили (переворачиваем ладони то внешней стороной, то внутренней)
Хлеб нарезали и сыр (ребром ладони имитируем, что мы режим)
Приготовили гарнир (пальцы в замок, подымаем и опускаем их).
Помешали его в чашке (руки перед собой согнутые в локте, делаем вращательные движения)
И добавили колбаски (руками показывает кольцо).
А из фарша всем котлеты (имитация, что лепим котлеты)
Жарили мы без диеты.
Посолили, поперчили (имитация действий)
Замесили (имитация замеса). Не забыли
Лук сердитый положить (показываем, как-будто собираем слезы с лица)
И скорее все закрыть (хлопок одной ладони о другую).
Наготовились, устали (вытираем «пот» со лба),
Печь пирожное не стали.
3. «На прогулке».
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди пальцы)
Мы пошли во двор гулять (двумя пальцами имитируем ходьбу)
Бабу снежную лепили (имитация лепки),
Птичек крошками кормили (пальчиками изображаем что мы сыпем семена)
С горки мы катались (ребром одной ладони проводим по ладони другой и наоборот)
И в снегу валялись (стучим то ладонью, то тыльной стороной ладони по коленкам).
Все в снегу домой пришли (двумя пальцами имитируем ходьбу)
Суп поели (имитируем еду)
Спать легли (ладошки сложить и положить на них голову – спим).
4. «Медвежата».
Есть в лесу (ладошки соединяем домиком) под елкой хатка (делаем над головой руками домик)
Там уснули (ладошки сложить и положить под них голову) медвежата (два кулака, большие пальцы смотрят друг на друга).
А меньшой (ладошкой от пола показываем небольшое расстояние) не хочет спать (указательным пальцем водим из стороны в сторону)
Маме стал надоедать (ладошки сложить и положить на них голову).
Капризуля (трем глаза, как будто плачем) косолапый (поставить ладони горизонтально, чтобы пальцы смотрели друг на друга)
Просит: «Ужин мне состряпай, (рука в кулак, больший палец движется от кулака вверх).
Принеси скорей сюда (руки ладонями вверх, пальцами как будто зовем)
Меду, рыбку из пруда».(сложить ладошки лодочкой, имитировать движение рыбки.
«Баю-баю, надо спать», - (ладошки сложить и положить под них голову)
Напевает сыну мать (изображаем пение).
«Ты уснешь (ладошки сложить и положить под них голову). И сон придет (двумя пальцами имитируем ходьбу)
Все в корзинке принесет (руки открыты ладонями вверх)
6. «На горе мы видим дом».
На горе мы видим дом (изображаем ладонями крышу)
Много зелени кругом (волнистые движения руками).
Есть деревья (руки над собой растопырив пальцы),
Есть кусты (руки перед собой, растопырив пальцы в стороны и соединив руки),
Есть прекрасные цветы (изображаем ладошками бутон).
Окружает все забор (сцепить пальцы перед собой в линию),
За забором чистый двор (изображаем ладонями подметание).
Мы ворота открываем (расцепливаем, сцепленные в замок пальцы),
К дому быстро прибегаем ( указательным и средним пальцем изображаем бег).
В дверь стучимся тук-тук-тук (изображаем стук).
Кто-то к нам идет на стук (рука к уху – прислушиваемся).
В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли (руки складываем корзиночкой).
Материально-техническое обеспечение программы.
- Столы детские – 2 шт.;
- Стульчики детские – 11 шт.;
- Ковер – 1 шт.;
- Компьютер,аудиозаписи;
- "Кофрограф" – 1 шт.;
- Блоки Дьенеша – два набора
- "Чудо-соты 1" – по количеству детей,
- Чудо-крестики 1" - по количеству детей,,
- "Лепестки" – 1 набор,
- Герои «Гусеница», «Лапушок», «Пчелка», «Паучок» - по 1 штуке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
- Бугова Г.В. Гимнастика мозга. Калининград 2009 г.
- Воскобович В,В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет "Сказочные лабиринты игры", книги 1 и 2. СПб., 2003.
- Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. – М., 2001.
- Иксанова Я.В. Приобщение (программа адаптации детей 2-4 лет к детскому саду).
- Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб., 2001.
- Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. – М., 1993.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М., 2003.
- Смирнова Е. и др. Делай,как я!// «Обруч», №6 за 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной сферы детей 6-7 лет
Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной сферы детей 6-7 лет...
Программа по развитию познавательной сферы у детей 5-6 лет
Программа по развитию познавательной сферы у детей 5-6 лет...
программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Хочу все знать!"
программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Хочу все знать!"...
программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"
программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"...
Программа коррекции и развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – это сенситивный период в развитии познавательной сферы детей. Поэтому так важно в этом возрасте проводить с детьми специально организованные занятия, которые позволя...
Программа развития познавательной сферы детей дошкольного возраста "Развивайка" (средняя группа)
Программа развития познавательной сферы детей дошкольного возраста "Развивайка" (средняя группа)...
Программа по развитию познавательной сферы детей 3-4 лет "Любознайки"
В данной программе подобраны игры и упражнения для детей 3-4 лет....