Программа по коррекции и развитию когнитивной сферы у детей 5-7 лет
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Иксанова Яна Валерьевна

Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем в начальной школе, ни в последующем обучении.

Данная программа будет полезна для тех детей, у которых уровень развития школьно-значимых функций находится ниже возрастной нормы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kognitivnaya_sfera_5-7_let.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад № 107

Программа по коррекции и развитию когнитивной сферы детей 5-7 лет

Программу разработали:

педагог-психолог  высшей категории

ИКСАНОВА ЯНА ВАЛЕРЬЕВНА

Пояснительная записка.

Актуальность программы. В выступлении Президента РФ Путина В.В. перед руководителями высшего и среднего образования главной была мысль о внедрении и реализации высоких технологий в науке и производстве. В связи с этим перед высшей и средней школой была поставлена задача подготовить профессионалов, способных создавать и использовать высокие технологии. Школа, как первая ступень в подготовке будущего специалиста современного общества, должна совершенствовать образовательный процесс с учетом степени развития каждого ученика, его готовности к обучению.

В соответствии с социальным заказом общества в образовании наблюдается тенденция повышения сложности знаний, которые необходимо освоить как можно раньше для успешного вхождения в современный мир. Она находит свое отражение в изменении содержания и организации образовательного процесса уже на ступени детского сада. Соответственно изменяются возрастные требования к качеству подготовки дошкольников к обучению в школе.

Новые задачи в образовании приводят к необходимости не только обновлять содержание и технологии организации образования в детском саду, но и реализовывать соответствующие технологии подготовки ребенка к обучению в школе.

Вместе с тем, с каждым годом увеличивается количество детей с отклонениями в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии, нуждающихся в профессиональной помощи психолога.

Поэтому, актуальным становиться поиск вариантов такой подготовки ребенка к школе, которая могла бы, с одной стороны, облегчить его адаптацию к школьной жизни, обеспечить плавный переход к учебной деятельности как к новому для ребенка виду деятельности на следующем возрастном этапе, с другой стороны, способствовать эффективности обучения и решению задач развития личности ребенка.

Отличительная особенность программы заключается в том, что представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как, помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий в рабочих тетрадях, включает целый комплекс физических и кинесиологических упражнений, подвижных игр, упражнений для снятия психоэмоционального и психофизического напряжения, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.

Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.

Использование большого количества наглядного материала позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. Кроме того, это соответствует возрастным особенностям        детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.

Программа построена по спиральному принципу, что предполагает обращение к более сложным заданиям программы на каждом из этапов обучения.

Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте 5-7 лет, уровень развития высших психических функций которых ниже возрастной нормы.

Программа предусматривает подгрупповые формы работы с детьми. Состав подгруппы 8-12 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Общее количество часов в год – 22 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для детей 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут, между занятиями установлены 10-минутные перерывы. Недельная нагрузка на одну группу: 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Педагогическая целесообразность.

Программа  включает в себя 3 блока.

1 блок. «Развитие психофизичекого компонента»

   Используются упражнения на согласование работы обоих полушарий головного мозга, стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал. Данные упражнения используются с целью развития  межполушарной специализации;  расширение границы возможностей мозга; улучшение работы мозга; устранение дезадаптации в процессе обучения; гармонизация возможностей мозга, развитие концентрации внимания; развития крупной и мелкой моторики.

   Обучение детей приемам саморасслабления, релаксации, медитации, психомышечной тренировки проходят с целью снятия физического и психоэмоционального напряжения.

2 блок. «Развитие произвольной сферы»

   У ребенка, по мере развития его личности, возрастает способность к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. Произвольность тем выше, чес больше его жизнью способны руководить словесные инструкции или мысли, рисующие конкретные образы желаемых результатов. Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит в конкретных контролирующих  умениях в этих сферах:

- в двигательной сфере ребенок учится контролировать свои движения;

- в эмоциональной сфере – учится произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает; учится различать и сравнивать эмоции, направлять свое внимание на мышечные ощущения и экспрессивные движения, сопровождающие любые эмоции;

- в сфере общения ребенок учится устанавливать эмоциональный контакт, сопереживать, понимать чужие эмоциональные переживания;

-  в сфере поведения – учится управлять своим поведением, предвидеть результаты своих поступков, брать на себя ответственность.  

3 блок. «Развитие познавательной сферы детей»

        Используются игры и упражнения на развитие внимания, связной речи, логического мышления, зрительной и слуховой памяти, восприятия, воображения, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, зрительно-моторной координации, учебной мотивации, расширение кругозора детей».

       Занятие по данной программе состоит из 3 взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей. Вводная часть (направлена на активизацию работы мозга, снятие психоэмоционального напряжения, развития крупной и мелкой моторики), составляет 10-15% времени. Основная часть (игра и упражнения, направленные на развитие произвольной и познавательной сфер) по времени занимает 75-80% времени. Заключительная часть (подведение итогов занятия), занимает 10% времени.

        Специфика занятий по программе заключается в том, что структура занятий включает:

  1. Теоретический блок.
  2. Специальные упражнения (кинесиологические, на снятие психоэмоционального напряжения, тревожности)
  3. Практический блок (игры и упражнения на развитие произвольной и познавательной сфер).

Программа рассчитана на 22 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой 8-12 человек. Продолжительность подгрупповых занятий для детей дошкольного возраста от 25 до 30 минут. Задания и упражнения на занятии педагог может использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.

Практическая значимость.

К концу прохождения курса занятий по программе у детей старшего дошкольного возраста должен быть снижен уровень тревожности и психоэмоционального напряжения. Дети научатся работать в команде, улучшаться навыки общения. Улучшиться межполушарная специализация и работа мозга. Произойдет развитие навыков саморегуляции и самоконтроля. Развитие высших психических функций, крупной и мелкой моторики будет соответствовать возрастной норме.

Цель программы: профилактика школьной дезадаптации.

Задачи программы:

  1. Активизация работы мозга, развитие межполушарной специализации, улучшение работы мозга.
  2. Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, формирование адекватной самооценки.
  3. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.
  4. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы в школе. Это развитие произвольного поведения, внимания, вербальной и зрительной памяти, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, воображения, речи, тонких движений руки, зрительно-пространственной интеграции и зрительно-моторной координации.
  5. Увеличение количества знаний и представлений об окружающем мире.
  6. Развитие у детей навыков общения, сотрудничества и взаимопомощи.

Принципы отбора содержания.

  1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
  2. Доступность. Использование игровой методики обучения  является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.
  3. Наглядность. Использование большого количества наглядного материала позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. Кроме того, это соответствует возрастным особенностям        детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.
  4. Личностно-ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, создается раскованная, стимулирующая активность ребенка, атмосфера.
  5. Погружение каждого ребенка в процесс: реализация задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.  
  6. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка, создание эмоциональной вовлеченности его в процесс вовлеченности его в процесс и естественное повышение его работоспособности.

Основные формы и методы

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности товарищей.

Наглядный метод: показ.

Практический метод играет решающую роль в развитии детей. Это, как правило, выполнение и повторение упражнений с последующим усложнением заданий.

Планируемые результаты.

- Будут обучены упражнениям, снижающим психоэмоциональное напряжение и тревожность.

- Освоят упражнения, улучшающие работу мозга и межполушарную специализацию.

- Научатся навыкам контроля, самоконтроля и саморегуляции.

- Повысят  коммуникативные навыки, навыки сотрудничества, взаимопомощи.

- Улучшат развитие моторики, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, зрительно-моторной координации.

- Увеличат количество знаний и представлений об окружающем мире.

Механизмы оценивания образовательных результатов.

Промежуточная и/или контрольная психодиагностика.

Организационно-педагогические  условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение реализации программы

Оборудование:

  • Детские столы – 2 шт.,
  • Детские стульчики – 11 шт.,
  • Магнитофон – 1 шт.,
  • Компьютер – 1 шт.,
  • Мяч большой– 1 шт.;
  •  «Коврограф» - 1 шт.,
  • «Лепестки» (игры Воскобовича В.В.) - 1 набор,
  • «Чудо- крестики 2» (игры Воскобовича В.В.)  - 12 шт.,
  • «Разрезной квадрат» (игры Никитина) – 12 шт.;
  • Блоки «Дьенеша» - 1 набор;
  • Рабочие тетради;
  • Простые карандаши – по количеству детей;
  • Дидактический  и стимульный материал к играм и упражнениям.

Содержание занятий  

№ занятия

Тема

Содержание

1

Развитие слуховой памяти, координации движений и внимания

1. Приветствие.

2. Упражнения по кинесиологии

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения

5. Упражнение на развитие слуховой памяти.

6. Задание  в тетради

7. Игра «Слушай» (координация движений и внимания).

8. Прощание.

2

Развитие слуховой памяти, координации движений и внимания

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. Упражнение на развитие слуховой памяти.

6. Задание  в тетради

7. Игра «Смотри» (координация движений и внимания).

 8. Ритуал прощания.

3

Развитие зрительной памяти, внимания, объема слуховой памяти

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. Игра «Какой фигуры не стало?» (развитие зрительной памяти и внимания).

6. Задание  в тетради

7. Игра «Букет» (развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания).

8. Ритуал прощания.

4

Развитие  слуховой  памяти, объема произвольного слухового внимания

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. Игра «Урожай овощей» (развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания).

   6. Задание  в тетради

7. Игра «Огонь, вода, земля, воздух» (развитие  внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов).

8. Ритуал прощания.

5

Развитие слуховой  памяти, объема произвольного слухового внимания

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. Игра «Урожай фруктов» (развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания).

   6. Задание  в тетради

7. Игра «Карлики-великаны» (координация движений и внимания).

8. Ритуал прощания.

6

Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. Упражнение на развитие слуховой памяти.

6. Задание  в тетради

7. Игра «Овощи и фрукты»  (развитие  внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов).

8. Ритуал прощания

7

Развитие переключения и распределения внимания

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. . Игра «Да и Нет не говори» (развитие произвольного поведения).

6. Задание  в тетради

7. Игра «Прямой и обратный счет» (развитие переключения и распределения внимания)

8. Ритуал прощания.

8

Развитие  умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой в процессе запоминания.

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. Игра «Цветные слова» (на развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой, цветом и словом в процессе запоминания).

6. Задание  в тетради

7.  Игра «Стираем и сушим белье» (на развитие зрительной памяти).

8. Ритуал прощания.

9

Развитие моторной координации и внимания

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. Упражнение на развитие слуховой памяти.

6. Задание  в тетради

7. Игра «Не ошибись» (развитие моторной координации и внимания).

8. Ритуал прощания.

10

Развитие осязательной памяти

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. Игра на развитие осязательной памяти.

6. Задание  в тетради

7. Игра «Чудо-крестики 2»  (развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики)

8. Ритуал прощания.

11

Развитие  речи, логического мышления, операций обобщения и классификации

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5.  Игра «Обобщения» (на развитие логического мышления, речи, операций обобщения и классификации).

6. Задание  в тетради

7. Игра «Чудо-крестики 2»  (развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики)

8. Ритуал прощания.

12

Развитие внимания, наблюдательности

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. Игра «Найди отличия»    

6. Задание  в тетради

7. Игра «Чудо-крестики 2»  (развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики)

8. Ритуал прощания.

13

Развитие внимания, мышления и координации движений

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. . Игра «Четвертый лишний»

6. Задание  в тетради

7. Упражнение на развитие внимания, координации движений и мышления.

8. Прощание

14

Развитие зрительной памяти и внимания

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. Упражнение на развитие зрительной памяти.

6. Задание  в тетради

7. Игра «Кого назвали, тот лови» (развитие внимания).

 8. Ритуал прощания.

15

Развитие речи, слуховой памяти, операций обобщения и классификации

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинезиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. Игра «Назови одним словом»

6. Задание  в тетради

7. Упражнение на развитие слуховой памяти.

8. Ритуал прощания.

16

Развитие связной речи, переключения внимания

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. Игра «Говори наоборот» (на развития речи и мышления).

6. Задание  в тетради

7. Игра «Съедобное – несъедобное» (развитие способности к переключению внимания).

8. Ритуал прощания.

17

Развитие целостности восприятия, мышления, расширение кругозора.

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. Игра  «Собери квадрат (первый уровень)» (развитие мышления, внимания, пространственного восприятия)

6. Задание  в тетради

7. Игра «Цвета»  (развитие мышления, расширение кругозора).

8. Ритуал прощания.

18

Развитие целостности восприятия, мышления, расширение кругозора

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. Игра  «Собери квадрат (второй уровень)» (развитие мышления, внимания, пространственного восприятия)

6. Задание  в тетради

7. Игра «Цвета»  (развитие мышления, расширение кругозора).

8. Ритуал прощания.

19

Развитие внимания, связанного с координацией зрительного и двигательного анализаторов

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5.  Игра «Бывает – не бывает»  (развитие воображения, расширение кругозора).

6. Задание  в тетради

7.  Игра «Огонь, вода, земля, воздух» (развитие  внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов).

8. Ритуал прощания.

20

Развитие внимания, зрительной памяти

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. Игра «Что изменилось?» (развитие внимания, зрительной памяти)

6. Задание  в тетради

7. Игра «Не пропусти растение» (развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора).

8. Прощание.

21

Развитие переключения внимания, расширение кругозора

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. . Игра «Цветные слова»

6. Задание  в тетради

7. «Не пропусти животное» (развитее способности к переключению внимания).

8. Ритуал прощания.

22

Развитие мышления, переключения внимания, расширение кругозора

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнения по кинесиологии.

3. Упражнение повышающее энергетический потенциал.

4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

5. «Кем был?»  (развитие внимания, воображения, памяти, мышления, речи).

6. Задание  в тетради

7. Игра «Дикие и домашние»  (развитие способности к  переключению внимания)

8. Ритуал прощания.

Список литературы

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. М.: Дрофа, 2016 г.

2. Васильева Т.Н. Соногенное мышление – путь к успешности ребенка. –Калининград: Янтарный сказ,  2005 г.

3. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М.: Росмэн, 2002 г.

4. Волина В.В. Учимся играя, М.: Новая школа, 1994 г.

5. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами, - Ярославль: Академия развития, 2001 .

6. Денисенко О. Уроки мышления в школе и дома. – СПб: Дрофа, 2002 г.

7. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Гимнастика мозга. Книга для педагогов и родителей. – М.: Весь, 2016.

8. Зак  А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. – М. Новая школа, 1996.

9. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: ГНОМ И Д, 2000 г.

10. Осипова А.А., Малашинская Я.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

11.Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. – Волгоград, 2005.

12. Практикум для детского психолога/Г.А.Широкова, Е.Г. Жадько. – Ростов/нД: Феникс, 2006 г.

13. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2003г.

14. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.

15. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития,  1996 г.

16. Шашкова З.В. Занятия по предшкольной подготовке. – М.: Глобус, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровая мозаика" программа направлена на коррекцию и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

проблема недостаточного развития внимания является актуальной. Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активного владения речью. Чем лучш...

Программа курса коррекционно-развивающих занятий «Коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»

Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направления...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ...

Рабочая программа для коррекции и развития познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием песочной терапии "В гостях у Песочной Феи"

Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обра...

Программа коррекции и развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст – это сенситивный период в развитии познавательной сферы детей. Поэтому так важно в этом возрасте проводить с детьми специально организованные занятия, которые позволя...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (подготовительная группа 6-7 лет)

Умственное развитие — важнейшее направление в формировании психики детей дошкольного возраста. Оно предполагает не только получение определенной суммы знаний, но, главным образом, развитие психи...

Программа по коррекции и развитию социально-эмоциональной сферы детей 5-7 лет

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное вн...