Тренинг для педагогов "Позволь себе быть счастливым"
консультация по психологии

Татьяна Тимофеевна Николаева

Тренинг для педагогов "Позволь себе быт счастливым"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozvol_sebe_byt_schastlivym.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов «Позволь себе быть счастливым»

Цель: раскрыть глубину понимания понятия «счастье» каждого из участников, помочь педагогам глубже усвоить понятие «счастье» и способствовать развитию умения владеть им.

Задачи: способствовать формированию положительной самооценки и осознанию уникальности каждого человека; развивать рефлексивные навыки.

                     

  Ход занятия:

Психолог. Тема нашей сегодняшней встречи - «Позволь себе быть счастливым».

Так, что такое счастье?  Уверена, что каждый из нас хотя бы раз в жизни задавал себе этот вопрос, пытался определить для себя понятие счастья. И для каждого счастье - это что-то свое. Что-то такое, что ты чувствуешь постоянно, а недостаток этого чувствуешь особенно резко и больно.

Мы все хотим быть счастливыми. А что такое - счастье? Каковы его составляющие? Что влияет на наше ощущение счастья? Как научиться быть счастливым? Об этом и поговорим на сегодняшнем занятии.

И начать этот разговор я хочу с притчи, которая мне очень нравится.

Древняя притча "Счастье"

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

- Подумайте и скажите, почему Бог положил на ладонь оставшийся кусок глины.

Ответы коллег.

Вывод:  так откуда появляется счастье?

Да, счастье мы можем создать своими руками, своими поступками и мыслями, дальше-ощутить в своей душе, голове. А уже после-нести его в окружающий нас мир.  Потому что, то, что происходит в твоей душе, в твоем внутреннем мире и будет отражаться на всем и всех, что тебя окружает. Какой настрой вашего душевного состояния-такие люди вас и будут окружать. Счастливых-счастливые. Грустных и злых- будут окружать такие же люди и поступки.

По статистике лишь 2-3% людей считают себя счастливыми. И ещё 5-7% утверждают, что бывают иногда счастливы. Т.е. всего 10% населения знакомы со Счастьем. А остальные 90% стремятся, надеются, ожидают.

Мы убеждаем себя, что жизнь станет лучше, когда мы выйдем замуж, заведем ребенка, затем другого. Затем мы ждем, что нам станет лучше, когда дети повзрослеют. Потом мы думаем, что с ними тяжело справится в подростковом возрасте. Мы говорим себе, что жизнь станет лучше, когда купим себе квартиру, машину, когда возьмем отпуск и выйдем на пенсию.

А истина в том, что нет лучшего времени для того, чтобы быть счастливым, чем сейчас. Все эти препятствия есть жизнь. Нет пути к счастью, счастье-это и есть путь И не будет другого времени для того, чтобы быть счастливым, кроме сейчас. Наслаждайтесь каждым моментом.

Можно быть очень богатым и успешным, самым здоровым или популярным, но при этом глубоко несчастным человеком.

Если очень серьезно задуматься над всем происходящим в жизни, то  можно понять, что в жизни все происходит не просто так. Все закономерно. Если в одном месте у нас убыло, то в другом обязательно что-то прибудет. Или иными словами, если в чем-то невезет, то обязательно повезет в чем-то другом.

А  жизнь, жизнь штука такая, она  то и дело подбрасывает нам примеры чрезвычайно бедных, обездоленных или немощных людей, живущих в тяжелых условиях, но при этом совершенно счастливых.

Вывод: нужно учиться быть счастливым здесь и сейчас. И уяснить для себя, то, что не нужно ждать какого-то определенного момента в жизни.

Поскольку наш сегодняшний педагогический час заявлен в форме тренинга, то конечно же мы будем тренироваться быть счастливыми.

Я предлагаю вам следующее упражнение:

Упражнение «Калоши счастья»

Цель: развитие позитивного мышления педагогов, развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями (Приложение 3).

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Карточки с ситуациями для упражнения «Калоши счастья»:

1. Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

  • Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
  • В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

2. Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.

  • Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой.
  • Это хорошая возможность освоить новые методы работы.

3. На работе задержали зарплату.

  • Можно сэкономить на чем-то.
  • Можно теперь сесть на диету.

4. По дороге на работу вы сломали каблук.

  • Хороший повод купить новые сапоги.

5. Большинство ваших учеников воспитанников показали слабые результаты мониторинга.

  • Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

6. Вы внезапно заболели.

  • Хороший повод отдохнуть.
  • Заняться наконец-то своим здоровьем.

7. Вас бросил муж.

  • Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
  • Больше времени на хобби.

8. Вы попали под сокращение.

  • Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
  • Новый коллектив, новые перспективы.

Вывод. Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя? Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой. В любой неприятной ситуации нужно искать положительные моменты и «плюсы».

Следующий тренинг «Искорка добра».

Нужно всем участникам встать в круг, взяться за руки и, сжав руку своего соседа передать искорку добра ему, сосед, сжимая руку своего соседа, передает ему искорку добра и так по кругу, пока искорка добра не вернется ко мне.

Следующий тренинг «Я учусь у тебя»

        Участники стоят в кругу. У ведущей у меня мяч. Нужно передать мяч со словами «Я учусь у тебя...» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для вас. То есть для говорящего).

Задача, принявшего мяч подтвердить высказанную мысль: «Да. У меня можно научиться ….». или «Да, я могу научить...».  Затем он передает мяч другому участнику…

        Вывод. Этим тренингом я хотела показать, что нас окружают люди талантливые, имеющие кучу достоинств и умений, которым может быть стоит поучиться у них, тем самым изменив себя к лучшему.

Следующий тренинг «Снятие мышечного напряжения»

        Болезни  души неотъемлемы от болезней тела.

Мы на работе тратим очень много энергии на детей, их родителей, плюс на нас наваливаются домашние дела, заботы, проблемы из всего этого получается стресс, напряжение. Что такое стресс или напряжение это мышечный зажим, это остаточное явление от напряжения, появившегося от отрицательных эмоций, нереализованных желаний. Мышечный зажим образуется у людей, не умеющих отдыхать, снимать стресс. Поэтому мы с вами как никто другой должны заботиться о себе, потому как, кто, если не мы? Я хочу с вами поделиться некоторыми упражнениями, которые  помогут снять мышечное напряжение.

        

        1 упражнение.

                Дыхание.

Помните, как в фильмах?  Когда герой. Пытаясь успокоиться начинает дышать, концентрируясь на своем вдохе и выдохе. Надо вдохнуть глубоко носом, сосчитав до 4-х и затем выдохнуть . И так несколько раз. Зачем это упражнение? Когда мы испытываем стресс, нашему головному мозгу в этот  момент не хватает кислорода и это упражнение поможет поступлению кислорода, а иногда  и предотвратить конфликт. Потому что. В стрессовой ситуации мы можем сгоряча наговорить неприятных слов, сделать необдуманные поступки.

        2 упражнение.

«Художник и мольберт»

        3 упражнение.

«Собачка»

Счастливый ли вы человек?

На каждый вопрос выберите один из трех ответов.


1. Оглядываясь на прожитую жизнь, я понимаю, что

а) все было прекрасно;

г) все было скорее хорошо, чем плохо;

в) все было скорее плохо, чем хорошо.

  1. Сравнивая себя с другими, я считаю, что

а) занимаю лидирующие позиции;

б) я не хуже других;

в) меня явно недооценивают.

  1. Просыпаясь утром, я

а) радуюсь новому дню;

б) строю планы на предстоящий день;

в) ни о чем не хочу думать.

4. В конце дня я часто

а) хвалю себя за успехи;

б) думаю, что все могло быть и лучше;

в) недоволен собой.

  1. Выбирая между срочной работой и внезапным свиданием

а) я всегда выбираю свидание;

б) я стараюсь перенести встречу на некоторое время, чтобы успеть закончить работу;

в) я с мыслью: «Все равно у нас бы ничего не вышло», погружаюсь в работу с головой.

  1. Смотря на себя в зеркало, думаю

а)  «Я как всегда неотразим/а!»;

б) «Совсем неплохо! Занятия спортом не прошли даром!»;

в) «Как беспощадно время!».

  1. Накануне важных событий

а) я не переживаю ни о чем и сплю как младенец;

б) я даю себе установку расслабиться с тем, чтобы с утра быть в форме;

в) меня мучает бессонница.

  1. Когда на улице дождь и слякоть

а) я думаю, что «у природы нет плохой погоды»;

б) я успокаиваю себя тем, что скоро все равно выглянет солнце;

в) у меня всегда плохое настроение.

  1. Узнав о больших успехах друга

а) обрадуюсь возможности попасть на вечеринку по этому поводу;

б) поздравлю, вспомнив как приятно добиваться желаемого;

в) перестану ему звонить.

  1. Опоздав на поезд

а) подумаю, что «нет худа без добра» и поеду домой – отсыпаться;

б) со словами: «И на старуху бывает проруха» ищу возможность уехать следующим поездом;

в) кляну всех и вся, и откладываю поездку до лучших времен.

Каждый ответ а – 2 очка, б – 1 очко, в – 0 очков.

15 – 20 очков, вы до того счастливый человек, что даже не верится, что такое возможно! Не обращая внимания на жизненные невзгоды и неприятности, на всю катушку радуетесь жизни. Окружающих вы привлекаете своей легкостью, оптимизмом и хорошим настроением. Правда, порой эта легкость уж очень похожа на легковестность, а неумение чутко реагировать на переживания близких ведет к поверхностным отношениям с друзьями. Может быть немного душевной теплоты и более трезвого отношения к жизни вам не повредит?

8 – 14 очков, вы достаточно счастливый человек. Радуясь и принимая жизнь такой, какая она есть, вы практически не оставляете места для печали. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями. Имея трезвый склад ума, вы обладаете легким характером. За это вас любят окружающие.

0 – 7 очков, вы смотрите на жизнь сквозь темные очки, во всем видя провидение судьбы и злого рока. Вы неисправимый пессимист, потерявший веру в жизнь. Вы свыклись с клеймом неудачника. Может быть стоит изменить сложившуюся ситуацию и понять, что все в ваших руках?

Оглашение результатов теста

Подведение итогов

- что вы сегодня усвоили для себя на занятии?

Приложение 1.

Карточки с ситуациями для упражнения «Калоши счастья»:

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.

На работе задержали зарплату.

По дороге на работу вы сломали каблук.

Большинство ваших учеников воспитанников показали слабые результаты мониторинга.

Вы внезапно заболели.

Вас бросил муж.

Вы попали под сокращение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-тренинг для педагогов «Искусство быть счастливым»

Цель: Профилактика «профессионального выгорания» педагогов. Задачи:·        Предупреждение и снятие психо­логической перегрузки педагогическо­го коллектива с ис...

Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Как быть уверенным в себе»

Hазвитие у педагогов личностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкам уверенного поведения....

Позволь себе быть счастливым

Что такое счастье?  По мнению психологов, счастье – это непревзойденное чувство, возникающее у человека, которого переполняет восторг. Он светится изнутри, мыслит позитивно, ограждается от ...

Консультация-тренинг для воспитателей «Искусство быть счастливым»

Профилактика «профессионального выгорания» педагогов...

Психологическое занятие - тренинг для педагогов ДОУ "Позволь себе быть счастливой"

Тренинг направлен на сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, пед...

Развивающий тренинг: «Позволь себе быть счастливым»

Цель тренинга: раскрыть глубину понимания понятия «счастье» каждого из участников, помочь педагогам глубже усвоить понятие «счастье» и способствовать развитию умения владе...

Мини-тренинг для педагогов "Если хочешь быть счастливым, будь им"

Развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....