Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Как быть уверенным в себе»
методическая разработка на тему

Данилова Ольга Сергеевна

Hазвитие у педагогов личностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкам уверенного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uverennost.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 105»

Муниципального образования города Братска

Психолого-педагогический тренинг для педагогов:

«Как быть уверенным в себе»

Составила:

педагог – психолог

Данилова Ольга Сергеевна

первая квалификационная категория

Братск 2018

Цель: развитие у педагогов личностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкам уверенного поведения.

Задачи:

1) гармонизация отношений;

2) углубление процесса самопознания;

3) познание себя при помощи группы;

4) отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе;

5) создание благоприятного социального психологического климата.

План.

1) Вводная часть:

– Приветствие.

– Психологическая разминка.

2) Основная часть:

– Игры и упражнения на отработку уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.

– Релаксация.

3) Заключительная часть:

– Рефлексия.

– Прощание.

Вводная часть

Приветствие. Упражнение «Племя бумба-юмба»

Психолог. Мы с вами попали в племя бумба-юмба. Поприветствуем жителей так, как принято в их племени. По сигналу — один хлопок в ладоши — мы должны потереться лодошками, по сигналу — два хлопка в ладоши — потереться спинками. Нужно как можно больше поздороваться с жителями племени.

Рефлексия: какие чувства вы испытывали?

Психолог: Сейчас, встаньте в круг и закройте глаза.

Упражнение «Приветствие по кругу»

Психолог (предлагает закрыть глаза). Сейчас я дотронусь до того, кто стоит справа от меня. Он примет мое приветствие и с закрытыми глазами точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны.

Психолог: напомню вам о правилах нашего тренинга

Упражнение «Заключение контракта»

Ознакомление с темой тренинга, его целями, режимом работы.

Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма

– Говорить от своего лица.

– Говорить о происходящем здесь и сейчас.

– Избегать оценок.

– Все активны.

– Слушать, не перебивая.

– Конфиденциальность.

– Право на личное мнение.

– Ко всем обращаться по имени.

Психолог: начнем наш тренинг с размышления.

Информационный блок

Психолог. Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится избегать любых форм личного самопроявления. Демонстрация собственного мнения, достижений, желаний или потребностей либо крайне неприятна (вследствие страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках его системы ценностей и представлений.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей

Психолог: назовите характеристики уверенного в себе человека.

говорят громко, но не кричат;

часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами;

всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную;

умеют держать паузу в разговоре;

редко перебивают партнеров;

способны ясно и четко выражать свои мысли;

говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием; 

часто используют местоимение «Я»;

не боятся выражения личного мнения;

редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения.

Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти способности формируются сами собой или что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, т.е. во взаимодействии с социальным окружением.

Сегодня мы отработаем такой навык как «Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов». Данный навык общения тесно связан с уверенностью в себе; уверенное поведение — оптимальный способ обоснования своей позиции.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Психолог: Начнем работу с упражнения.

Упражнение «Нападающий и защищающийся»

Цель: Это упражнение служит введением в понятие «противоположности».

Упражнение помогает сознавать конфликтные стороны личности и получить опыт активной борьбы с кем-либо.

Участники группы делятся на 2 группы по принципу 1, 2.

Первые встают во внешний круг, а вторые – во внутренний.

Внутренний круг поворачивается лицом во внешний и становятся напротив друг друга, для того чтобы вести диалог. Внутренний круг – нападающие. Нападающий чувствует свое превосходство. Он указывает, ругает, критикует, требует, говорит громко, то есть «нападает». Внешний – защищающийся. Защищающийся постоянно извиняется и оправдывается, старается угодить, говорит вкрадчиво, тихо, то есть «защищается».

1 ситуация – ребенок пришел в сад не здоровым (кашляет, насморк)

Нападающие – родители, защищающиеся – педагоги.

Через пять минут участники меняются ролями. Каждый должен полностью испытать власть, авторитет «нападающего» и манипулирующую пассивность «защищающегося».

2 ситуация – возникла производственная необходимость, нужно выйти заменить воспитателя.

Нападающий – тот, которому нужна смена. Защищающий – кого просят выйти на смену.

Мини тест

Оцени себя.

Запишите в таблицу. В первой зафиксируйте особенности поведения и общения, которые помогают устанавливать доброжелательные отношения с партнером, способствуют снятию эмоционального напряжения, если такое возникает.

Во второй — те ваши качества и особенности поведения, которые мешают формированию положительных взаимоотношений, повышают напряженность в общении, способствуют конфликтности.

Рефлексия

— Как вы себя чувствовали в каждой роли?

— Какая роль была по душе, а какой трудно следовать?

— Сравните сыгранные роли с действиями в реальной жизни.

Упражнение «Времена года»

Участники называют по порядку времена года. Затем объединяются в группы по временам года. В каждой группе выбирается ведущий, который становится впереди своей подгруппы и показывает любое танцевальное движение, остальные дружно его повторяют. Затем ведущий становится в конец, а следующий участник, становясь ведущим, показывает свое движение, и так до тех пор, пока каждый участник не побывает в роли ведущего.

Рефлексия

— Что вы испытываете после выполнения упражнения?

(Легче показывать или выполнять?)

Упражнение «Базар»

Каждый участник может «продать» какое-то свое качество, разрекламировав его и взяв взамен у коллег то, которое ему нужно.

Рефлексия

– Как вы сейчас себя чувствуете? Хотелось ли вам что-нибудь изменить?

Упражнение «Путешествие» (медитация)

Психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки.

Закройте глаза... Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.

И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно туда. И вы направляетесь по дороге, ведущей ко дворцу.

Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...

Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

Рефлексия

— Какие чувства вы испытываете после путешествия?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия по результатам занятия.

Психолог: Заполните пожалуйста рефлексивный лист.

Упражнение «Закончи предложение» (письменно)

– Во время занятия я поняла, что...

– Самым полезным для меня было...

– На занятии мне не понравилось...

– На следующем занятии я хотела бы...

Прощание. Упражнение «Свеча»

Психолог. Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было приятно с вами работать.

А сейчас я зажгу свечу, и все мы будем по очереди передавать ее друг другу и говорить спасибо за совместную работу.

Рефлексивный лист

Упражнение «Закончи предложение» (письменно)

– Во время занятия я поняла, что...

– Самым полезным для меня было...

– На занятии мне не понравилось...

– На следующем занятии я хотела бы...

Рефлексивный лист

Упражнение «Закончи предложение» (письменно)

– Во время занятия я поняла, что...

– Самым полезным для меня было...

– На занятии мне не понравилось...

– На следующем занятии я хотела бы...

Рефлексивный лист

Упражнение «Закончи предложение» (письменно)

– Во время занятия я поняла, что...

– Самым полезным для меня было...

– На занятии мне не понравилось...

– На следующем занятии я хотела бы...

Рефлексивный лист

Упражнение «Закончи предложение» (письменно)

– Во время занятия я поняла, что...

– Самым полезным для меня было...

– На занятии мне не понравилось...

– На следующем занятии я хотела бы...

Рефлексивный лист

Упражнение «Закончи предложение» (письменно)

– Во время занятия я поняла, что...

– Самым полезным для меня было...

– На занятии мне не понравилось...

– На следующем занятии я хотела бы...

Рефлексивный лист

Упражнение «Закончи предложение» (письменно)

– Во время занятия я поняла, что...

– Самым полезным для меня было...

– На занятии мне не понравилось...

– На следующем занятии я хотела бы...

Упражнение «Закончи предложение» (письменно)

– Во время занятия я поняла, что...

– Самым полезным для меня было...

– На занятии мне не понравилось...

– На следующем занятии я хотела бы...

ХАРАКТЕРИСТИКИ УВЕРЕННОГО В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА

Оцени себя

Особенности поведения и общения, которые помогают устанавливать доброжелательные отношения с партнером

Качества и особенности поведения, которые мешают формированию положительных взаимоотношений, повышают напряженность в общении, способствуют конфликтности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе Модифицированная психолого-педагогическая программа Автор модификации педагог-психолог Шоакбарова Светлана Ивановна

Пояснительная записка к рабочей (модифицированной) коррекционно-развивающей программе "Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе" Модификация педагога-психолога Шоакбаровой Св...

Консультация-тренинг для педагогов «Искусство быть счастливым»

Цель: Профилактика «профессионального выгорания» педагогов. Задачи:·        Предупреждение и снятие психо­логической перегрузки педагогическо­го коллектива с ис...

Психолого-педагогический игровой тренинг для педагогов "До свидания конфликт!"

Межличностные конфликты между педагогами сложны и многообразны. Особенности конфликтов во взаимоотношениях педагогов во многом обусловлены причинами, их вызывающими. Объект конфликта влияет на характе...

"Сказкотерапия - путь к познанию себя" психолого-педагогический семинар-тренинг для педагогов-психологов ДОУ

Сказкотерапия - это терапия средой, особой сказочной атмосферой, в которой могут оказаться потенциальные черты личности, что-то нереализованное; может материализоваться мечта; а главное - возникает ощ...

Тренинг для педагогов по развитию уверенности у дошкольников

Предлагаю вам принять участие в упражнениях, которые далее помогут вам в вашей работе по развитию инициативности у воспитанников....

«Психолого-педагогическая поддержка психологического здоровья педагога с использованием современных психолого-педагогических знаний и методов»

Психо- эмоциональный климат в коллективе Детского сада. Работа с установками сотрудников. Синдром эмоционального выгорания. Восстановление психо- эмоционального состояния....

Тренинг для педагогов "Как быть уверенным педагогом"

Развитие у педагогов личностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкам уверенного поведения....