«Психолого-педагогическая поддержка психологического здоровья педагога с использованием современных психолого-педагогических знаний и методов»
методическая разработка

Левадная Лидия Павловна

Психо- эмоциональный климат в коллективе Детского сада. Работа с установками сотрудников. Синдром эмоционального выгорания. Восстановление психо- эмоционального состояния.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Психолого-педагогическая поддержка психологического здоровья педагога с использованием современных психолого-педагогических знаний и методов»

Выполнен: Левадная Лидия Павловна

Учитель-логопед

МБОУ СОШ №4

г.Егорьевск

2023 г.

Содержание

Введение                                                                                                                                       3

Часть 1. Определение и признаки «выгорания»                                                                       5 Часть 2. Направление профилактики                                                                                        8                      3аключение                                                                                                                                 17

Список литературы                                                                                                                    18

Введение

Актуальность темы проекта определена тем, что в современных условиях образовательная организация повышает требования ко всем составляющим деятельности педагога: начиная со знаний, способов профессиональной деятельности и педагогических умений и, заканчивая личностным особенностям педагога. Сегодня довольно четко прослеживается упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость)»

 Большое число исследований в классической и современной психологической науке посвященно различным аспектам проблемы профессионального стресса и деформации учителя в контексте его деятельности (Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Корнеева, Р.Лазарус, А.К. Маркова, К.Маслач, А.Маслоу, Е.Махер, В.Е. Орел, К.Роджерс, Н.В.Самоукина, Г.Селье, З.Фрейд, Х. Дж. Фрейденбергер. и др.

Практическая значимость для организации: «Синдром профессионального выгорания» опасен для коллектива, так как ему свойственен эффект заражения. Те кто, подвержен выгоранию становятся пессимистами, негативно реагируют на самые обычные явления и взаимодействуя, на работе с коллегами. также находящимися под воздействием профессионального стресса, могут образовать целую группу «выгорающих». Это в свою очередь создают психологически неблагоприятную среду в организации, и как следствие частое возникновение конфликтных ситуации среди педагогов и во взаимоотношениях с воспитанниками и их родителями, приводящее к снижению популярности и престижности образовательной организации, которое в дальнейшем способствует оттоку воспитанников из данного дошкольного учреждения. Кроме этого, профессиональное «выгорание» является одной из причин высокой «текучки» кадров.

 Цель работы: определить методы диагностики и направления профилактики профессионального «выгорания» в образовательной организации.

Задачи, необходимые решить в проекте: раннее выявление среди педагогов группы риска, подверженных профессиональному «выгоранию».

В работе предполагается решить следующие задачи, опираясь на имеющиеся исследования:

1. Дать определение синдрому профессионального «выгорания»;

2.Определить психофизиологические признаки синдрома профессионального выгорания;

3. Определить причины факторы, влияющие на возникновение профессионального «выгорания».

4. Определить направления диагностики и профилактики профессионального «выгорания».

Часть 1. Определение и признаки «выгорания»

Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью.

Особенно ярко это наблюдается в последние годы, когда повышаются требования к воспитателям при подготовке детей к школе, которые по – мнению учителей должны иметь достаточно высокий интеллектуальный уровень развития, коммуникативность, самостоятельность и т.д.. Все эти завышенные требования к педагогам ДОУ снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами,  учителями начальных классов, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.

  Представители отечественной психологии по-разному рассматривают данную проблему. Исследователь В.В. Бойко, понимает под эмоциональным выгоранием «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» (т.е. полное апатия и безразличие ко всему).

Исследователи (Н.А. Аминова, Н.В. Молоканова, И.А. Зимней) отмечают, что эмоциональное выгорание приобретается человеком в процессе профессиональной деятельности и характеризуется приобретенным стереотипом эмоционального и профессионального поведения. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам, провоцирующим выгорание у педагогов, можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная, социальная и правовая ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей; однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.                    

К внутренним факторам относят личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Основываясь   на   понимании эмоционального выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития  стресса, В.В. Бойко выделяет три фазы формирования выгорания:

  • напряжение;
  • резистенция (формирование сопротивления и защиты нарастающему стрессу);
  • истощение.

Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.

Фаза «напряжения» содержит такие симптомы:

- «загнанность в клетку», являющаяся логическим продолжением развивающегося стресса. Возникает этот симптом в результате постоянных психотравмирующих воздействий: организационных нестыковок, бюрократических проволочек, повседневной рутинности, которые устранить невозможно. Впоследствии это приводит к чувству безысходности, интеллектуально-эмоциональному затору и тупику.

- тревога и депрессия, обусловленные прежде всего разочарованием собой и избранной профессией, конкретной должностью и местом работы. Воспитатели  отмечают,  что  их тяготит педагогическая деятельность и что они случайно выбрали эту профессию. Низкий социально-психологический статус профессии педагога,   неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют энергетическому напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности учителей и воспитателей.

Фаза резистенции происходит на фоне расширения сферы экономии эмоций, эмоционально-нравственной дезориентации неадекватного избирательного эмоционального реагирования и редукции профессиональных обязанностей, проявляющийся в ограничении контактов с другими людьми, нежелании общаться, иначе его можно назвать симптомом «отравления людьми». Исследователи, описывающие феномен эмоционального выгорания, отмечают, что, прежде всего он распространяется на сферы непрофессионального бытового общения и жизненные  ситуации,

Воспитатель, имеющий данный симптом, делит детей на «плохих» и «хороших», отдавая предпочтение одним и игнорируя других, занимаясь при этом самооправданием.

Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования проявляется в том, что воспитатель неоправданно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на тех, с кем имеет дело в ходе профессионального общения. Воспитатель при этом руководствуется принципом «хочу или не хочу». «Если есть настроение, проявлю участие и сочувствие, откликнусь на потребности и состояние ребенка, если нет настроения, не считаю это необходимым». Чаще всего такому специалисту кажется, что он поступает допустимым образом, не замечает своих проявлений черствости, равнодушия и неучтивости по отношению к партнеру общения.

Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. В большей степени эмоциональное состояние в этой фазе отягощает симптом эмоциональной отстраненности, который характеризуется тем, что воспитатель начинает работать как бездушный автомат. Негативные мысли и установки воспитателя постепенно проникают в систему его ценностей и возникает антигуманистический настрой на работу. Одно из распространенных проявлений данного симптома — восприятие ребенка как объекта для манипулирования. В крайних формах своего выражения деперсонализация смыкается с психопатологическими проявлениями личности, что говорит о профнепригодности и как следствие противопоказании работы с маленькими детьми.

Учитывая сложность и поэтапность формирования профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания, необходима комплексная система мер по её профилактике и коррекции.

Профессиональная психологическая помощь воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия занимает важное место в укреплении психического здоровья педагогов,  которое организуют и проводят специалисты психологической службы дошкольных учреждений.

Так возникло решение разработать и апробировать программу психологической помощи педагогам в снятии психоэмоционального напряжения и улучшения их личного самочувствия.

Причины возникновения эмоционального выгорания среди педагогов детского сада мы увидели в следующем:

  1. Снижение педагогических ценностей на фоне ухудшения социальных условий жизни.
  2. Понижение творческого потенциала наряду с повышением требований.  
  3. Низкая самооценка.

Для преодоления тенденции психоэмоционального выгорания у педагогов ДОУ были поставлены следующие задачи:

  1. Содействовать установлению у педагогов новых ценностных ориентации в условиях освоения технологии личностно-ориентированного образования.
  2. Предотвратить стереотипизацию профессиональной деятельности.
  3. Повысить самооценку педагогов в процессе организации тренинговой деятельности.

Работа по профилактике эмоционального выгорания состоит из нескольких этапов.

На первом этапе проводится диагностирование воспитателей  нашего детского сада с целью получения информации об особенностях их эмоционально-волевой сферы и межличностного взаимодействия. Для диагностирования педагогов были использованы следующие методики:

  • опросник психического выгорания;
  • самооценка личности (Ю.И. Киселева);
  • особенности мотивации в трудовом коллективе и т.д.

В нашем детском саду работают 17 педагогов, из них 6 специалистов. Полученные результаты показали: для значительного числа педагогов (63%) характерны высокий уровень тревожности, эмоциональная неустойчивость, напряженность, низкий уровень активности в социальных контактах.

На следующем этапе запланированы проведение коммуникативных игр, тренинговых занятии по повышению самооценки и творческого потенциала, групповые и индивидуальные консультации, совместных праздников, внедрение новых традиции: конверт поздравлений, кулинарная пятиминутка,  

Всего запланировано 5 тренинговых занятий, с использованием различных методов и способами управления эмоциональным состояниям. Регулярное выполнение предлагаемых нами упражнений позволит педагогу оценить свое психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки психологического самовоздействия с целью снижения эмоционального и физического напряжения. Преимущество представленных в программе методов в их доступности и возможности применения в условиях дошкольного учреждения. По данной программе можно заниматься как в группе под руководством психолога (в комнате психологической разгрузки), так и индивидуально (в свободное время).

Часть 2. Направление профилактики

Проведение диагностики позволяет определять направления профилактики и коррекции «выгорания» сотрудников с учетом факторов, спровоцировавших его появление. Учитывая тот факт, что «выгорание» формируется постепенно и совершенно разные причины и факторы влияют на его возникновение, соответственно и профилактика этого явления должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога. Несмотря на то, что «выгорание» - это относительно устойчивое состояние, однако при наличии профилактической работы, проводимой в разных направлениях с ним можно успешно бороться.

Мы определили несколько векторов профилактической работы:

Для педагогов:

1. Соблюдать режим сна и питания, укреплять свое здоровье;

2. Быть готовым к новому;

3. Работать над повышением уровня самооценки самооценку;

4. Участвовать в семинарах, конференциях, съездах, обмениваться опытом.

5. Авторские курсы педагогов - это возможность для педагогов поделиться авторским видением проблем и организации системы работы с коллегами;

6. Самообразование в сотворчестве через знакомство с опытом коллег, осмысление собственного опыта работы.;

7. Владеть технологиями планирования и контроля собственной траектории профессионального развития;

8. Встречаться и общаться с людьми не только своей профессии;

9. Хобби.

Для администрации образовательной организации:

1. Проводить профессиональный отбор, расстановку и ротацию кадров.

2. Рационально распределять нагрузку;

3. Способствовать повышению квалификации педагогов, которое включает определение направления профессионального развития и карьерного роста;

4. Обеспечить наличие безопасного и хорошо оснащенного рабочего места.

Здесь мы подразумеваем: обеспеченность справочными материалами и пособиями, должна быть скомплектована библиотека, изданий периодической печати, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно- гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).

5. Адекватная загруженность педагога различного рода отчетностью;

6. Подготовка квалифицированных кадров. Т.е. возможность дальнейшего развития и совершенствования сотрудников, помогающее им достигать высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Курсы по повышению квалификации, семинары, практические занятия дают возможность поделиться опытом и почерпнуть что-то новое для своей творческой работы и профессионального роста.

7. Проведение семинаров, круглых столов, конференций, мастер-классов и т.д., когда организуется поле взаимодействия и взаимообогащения педагогов;

8. Объединение педагогов в творческие группы для работы;

9. Работа профессиональных методических объединений;

10. При необходимости привлечение психологов для проведения профессиональных тренингов по профилактике «Синдрома профессионального выгорания».

Для педагога-психолога образовательной организации:

1. Знание и владение методиками раннего выявления «выгорания», а также факторов провоцирующих его появление;

2. Развитие профессионального самосознания учителя.

Для педагога, обладающего высоким уровнем профессионального самосознания и убежденного в своей компетентности, внешние оценки не становятся причиной возникновения психологической защиты и эмоционального напряжения, а служат предметом глубокого анализа и рефлексии. Однако для учителя с низким уровнем профессионального самосознания расхождение внешних оценок с собственной оценкой превращается в один факторов, приводящий в последствие к «выгоранию». С этой целью проведение среди педагогов тренинга развития профессионального самосознания.

3. Работа с индивидуальными особенностями, включающая три основных направления, соответствующие выявленным аспектам «выгорания»: - развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям. «Креативность – это способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи» . Креативность является мощным фактором развития личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов. - определение влияния негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному «выгоранию». Здесь необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги.

4. Создание психологического комфорта в коллективе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Решение этого вопроса можно найти и в организации командообразующих тренингов.

Например: упражнение «Самомассаж».

 Инструкция. Посмотрите и запомните эти точки (ведущий показывает расположение точек и способ их массажа): межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями; задняя часть шеи .- мягко сожмите ее несколько раз одной рукой; челюсть - потрите с обеих сторон место, где заканчиваются коренные зубы; плечи: помассируйте верхнюю часть плеч пятью пальцами; ступни ног: потрите ступни со всех сторон.

Игра: «Слепец и поводырь».

Доверяем ли мы другим людям, доверяем ли мы сами себе? Как часто нам этого недостает, и как много порой мы от этого теряем... Все встают, закрывают глаза и ходят по комнате в разные стороны в течение 3-4 минут.  Теперь открывают глаза  и произвольно разбиваются на пары. Один из их закрывает глаза, а другой водит его по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновений с другими парами, дает соответствующие пояснения относительно их передвижения и т.д. команды лучше всего давать стоя за спиной, на некотором отдалении. Потом  меняются ролями. Каждый должен пройти "школу доверия". Потом садятся на свои места и отвечают на вопросы: кто чувствовал себя надежно, уверенно, у кого было желание полностью довериться партнеру? Что вселило в вас такую уверенность? Каждый оценивает своего партнера по пятибалльной системе.

Упражнение «Стоп».

Цель: умение снимать мышечные зажимы.

Свободно расходимся по комнате. По команде "Стоп!" каждый застывает в той позе, в которой его застал сигнал. После этого, не нарушая зафиксированных поз, каждому участнику нужно снять у себя мышечные зажимы. Как только снимаете зажим, говорите: "Готово!" Итак,  свободно двигаемся по комнате, принимаем любые позы. По команде "Стоп!" застываем и снимаем с себя мышечные зажимы. Сняв зажим, говорим:  "Готово"

3 этап работы: повторное диагностирование педагогов с целью получения информации об эффективности психологической помощи педагогам, имеющим признаки эмоционального выгорания, а также поддержание позитивного личного самочувствия.

В конце работы мы хотим получить следующие результаты:

  1. Снижена тенденция психоэмоционального выгорания на 30%.
  2. Педагогами приняты новые педагогические ориентации: усвоены идеи личностно-ориентированного образования (понята модель субъект-субъектного взаимодействия, приняты концептуальное основы программы «Детство»), идеи гуманизации (особенности организации индивидуального подхода в воспитании детей, учет возрастных особенностей). Появление новых профессиональных мотивов.
  3. Изменилась самооценка на адекватный уровень.
  4. Создание коллектива единомышленников, становление коллективных традиции: конверт поздравления, минутка кулинарной информации.

Мы надеемся, что реализация данной программы позволит улучшить самочувствие педагогов и психологический климат в коллективе.

  1. Практикум для педагогов детского сада на тему:

  2. «Экспресс-приемы снятия эмоционального напряжения»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование навыков регуляции педагогов, психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Редкая профессия сравнится с работой педагога по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель. Проведены исследования, что через 20 лет работы у большинства педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а к 40 годам работы «эмоционально сгорают» все педагоги, что проявляется в их несдержанности, неуверенности и тревожности.

Педагог, из года в год работающий в таких условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдромом эмоционального выгорания», приводящей к профессиональной деформации личности. Одной из главных причин эмоционального срыва является тревожность, которая может выступать в двух проявлениях: как ситуативная (в данный момент неблагоприятная ситуация) и как черта личности. Многократно повторяющиеся неблагоприятные ситуации могут способствовать тому, что у человека развивается личностная тревожность.

Нет такого человека, который никогда бы не испытывал тревоги… Волноваться естественно. В человеке заложен особый биологический механизм, который помогает справляться с эмоциональной перегрузкой. Тревога означает, что наш организм готов сразиться с возникшими трудностями и принять вызов судьбы.

Экспресс-приемы снятия эмоционального напряжения.

1. Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: оно спокойное, ровное. Дышим по схеме: 4+4+4: четыре секунды на вдох, четыре на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие.

2. «Растяжка». Чувство тревоги «живет» на шее ниже затылка. Научимся его снимать. Руки сложить за спиной «замком». Потянуть их, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепить руки.

3. «Потягивание». Универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечена. Улыбнитесь. Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку 10-15 секунд. А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь – выпрямитесь, контролируйте свой голос, чтобы он не дрожал. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком».

4. Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека ни то, что жизнь прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, совершенствоваться;глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствия от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное – это установка на радость.

Хочу предложить вам 2 популярных теста:

Тест 1. Написанное в небесах

Иногда, когда мы смотрим в небо, полное звезд, мы вполне можем потеряться в бесконечной глубине Космоса. Мы можем осознавать, насколько удалены эти звезды от Земли, но все равно, когда смотрим на их мерцание, в темноте они кажутся дружественными посланниками, дарующими нам сны. Какой покой чувствуешь, когда с наступлением ночи сидишь и смотришь на звезды и впитываешь в себя их далекую силу!

Для этого теста вам понадобится бумага и карандаш.

1. Сначала нарисуйте три звезды разных размеров.

2. Затем пририсуйте одной из своих звезд (только одной) хвост кометы.

Ключ

Звезды – блестящий образ силы, превращающий желания и мечты в реальность, и одновременно символ удаленности и недостижимости. Они определяют наше настоящее и подсказывают будущее. Ваш рисунок проливает свет на вашу трудовую жизнь вообще и на состояние вашей карьеры в частности.

1. Самая большая из нарисованных вами звезд представляет собой работу, которая у вас есть сейчас, ее возможности и ее неприятные стороны. Если она ненамного больше остальных – вы не удовлетворены или, по крайней мере, не заинтересованы в своей карьере, хотите найти работу получше и не торопитесь с выбором. Будьте готовы к неожиданному звонку от охотника за головами, подбирающего высококвалифицированные кадры. С другой стороны, если звезда намного больше – вы глубоко погружены в свое настоящее занятие и полностью привержены своему пути. Не станьте трудоголиком.

2. Комета – это предвестник несчастий и катаклизмов. Звезда, которой вы пририсовали хвост, представляет собой неприятности, виднеющиеся на горизонте. Если хвост у самой маленькой звезды, то вам повезло – на тот раз небеса простили вас. А если хвост у самой большой звезды, вам самое время писать новое резюме.

Тест 2. О плохой погоде и нестиранных носках

Представьте себе, что вы перенеслись назад – во времена, когда все стирали руками и вывешивали белье сушиться во двор. Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове?

1. «О нет, это вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?

2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».

3. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».

4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Ключ

1. «О нет, это вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»

Уровень стресса: 80. Вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьезно повлияет на ваше здоровье.

2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».

Уровень стресса: 50. Вы не поддаетесь стрессу, вам удается сохранять позитивное видение, даже когда все идет не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решить по мере их возникновения, и все будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.

3. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».

Уровень стресса: 0. Вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нем.

4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Уровень стресса 100. Вы чувствуете такое огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, все заканчивается тем, что проблем и стресса становится больше, чем прежде. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали все, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрете, если наденете ту же самую пару носков еще раз или купите новые.

Хочу предложить вам упражнение на снятие психоэмоционального напряжения «Вокализация на выдохе»

Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие. При произнесении звука «И» вибрируют голосовые связки, гортань и уши, возникают колебания в голове, из тела выводятся вредные вибрации, улучшается слух. Звуки «А», «О» заставляют вибрировать грудь и приводят в действие всю звуковую гамму в организме, дают команду всем его клеточкам настроиться на работу. Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности. Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе. Звук «Е» - чистильщик нашего организма, он создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения. Звуки «РЭ» помогают снять стрессы, страхи, заикания. Звуки «ТЭ» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему. Комплексы звуковой гимнастики: энергичное произнесение звуков «П-Б» (укрепление мышц губ), «Т – Д» (укрепление мышц языка), «К – Г» (укрепление мышц полости глотки), слитное произнесение с постепенным ускорением звуков «Т-У-Г-Д-И-К» (укрепление мышц языка и полости гортани). Особенностью методики является дыхание: вдох через нос – пауза, активный выдох через рот – пауза. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха.

Вечером, после трудового дня попробуйте выполнить упражнение на визуализацию «Земляничная поляна».  Визуализация – это процесс создания образов в воображении.

Инструкция: «Сядьте удобно, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Медленно и глубоко вдыхайте и выдыхайте воздух. С каждым вдохом и выдохом вы все больше успокаиваетесь и сосредоточиваетесь на своих ощущениях. Дышите легко и свободно. Почувствуйте полное расслабление. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой земляничной поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там».

Заключение

Профессиональное «выгорание» отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности и на отношениях с коллегами, детьми и их родителями так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, вслед за которыми следуют тревога, депрессия, неадекватное эмоциональное реагирование и всевозможные психосоматические расстройства.

Феномен профессионального «выгорания» имеет место тогда, когда у субъекта труда возникают негативные, отрицательные отношения к объекту своего труда, в то время как объективные условия профессий типа «человек- человек» требуют положительного и внимательного отношения к нему. Это дезорганизует и профессиональную деятельность, и межличностные отношения. Проблема профессионального «выгорания» затрагивает всех участников образовательного процесса и для каждого из них имеет неблагоприятное последствия.

Выгорание легче предупредить, чем лечить. Так как при затягивании в процесс «выгорания» все новых и новых сотрудников, можно столкнуться с проблемой выгорания целой организации. Знание стадий и факторов синдрома профессионального «выгорания», внимательное отношение к сотрудникам особенно при наличии у многих у них схожих психоэмоциональных симптомов, различных проявлений свойственных «выгоранию» позволит педагогам, психологам и руководителям организации проводить меры своевременной профилактики развития этого явления.

Саморазвитие, стремление к совершенствованию в своей профессиональной деятельности, позитивный настрой – это главные помощники педагога в борьбе с возможностью профессионального «выгорания».

Список литературы

1.Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.,1999.

2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. – СПб., 2009.

3. Казин. Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика, 2009г. р.II, глава4 , ч.8)

4. Климов Е.А. «Развивающийся человек в мире профессий : [вопросы выбора или перемены профессии»/ – Обнинск : Принтер, 1993.

5. К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. «Социально- психологическая диагностика развития личности и малых групп». - М., 2002г.

7.Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. Вопросы психологии N6. 1987 г.

8.Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания., Спб, “Речь”, 2006 г.

9. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования / Журнал практической психологии и психоанализа. — № 3. — 2001.

10. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения» / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Эмоциональное выгорание и поддержка психологического здоровья педагогов"

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования по все аспектам деятельности: знаниям, педагогическим   умениям способам деятельности и, конечно, к личностным...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Программа методической работы с педагогами по повышению их психолого – педагогических знаний

ПРОГРАММАметодической работы с педагогамипо повышению их психолого – педагогических знаний...

"Психолого-педагогическая поддержка детской инициативы в рамках реализации современных образовательных стандартов"

Материалы статьи полезны для ознакомления педогогами дошкольных образовательных учреждений....

Семинар для родителей «Здоровое питание дошкольников» как форма психолого – педагогической поддержки семьи» (из опыта работы)

Актуальность здорового питания для дошкольника в настоящее время, мероприятия и рекомендации для родителей о правильном питании....

Сохранение психологического здоровья педагогов с использованием элементов песочной и музыкотерапии.

Как известно, одной из главных задач ФГОС дошкольного образования является охрана и укрепление психофизического здоровья детей. Но о здоровье педагога мало кто беспокоится и это неправильно.Будет здор...