Сохранение психологического здоровья педагогов с использованием элементов песочной и музыкотерапии.
статья

Анахасян Светлана Викторовна

Как известно, одной из главных задач ФГОС дошкольного образования является охрана и укрепление психофизического здоровья детей. Но о здоровье педагога мало кто беспокоится и это неправильно.Будет здоров и счастлив педагог-будут здоровы и счастливы и его воспитанники. Статья направлена на укрепление психологического здоровья педагогов с помощью практики песочной терапии и музыкотерапии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ И
МУЗЫКОТЕРАПИИ
Как известно, одной из главных задач ФГОС дошкольного образования
является охрана и укрепление психофизического здоровья детей, а также их
эмоционального благополучия. Это первостепенная и очень важная задача,
которую ставит перед собой педагог в работе с детьми. Но о здоровье самого
педагога мало кто обращает внимание, и это неправильно. Будет здоров и
счастлив педагог – будут здоровы и счастливы и его воспитанники.
Труд педагога связан с большим количеством стрессовых факторов,
таких как динамично меняющиеся цели и задачи педагогической
деятельности, непрерывность самообразования, широкий спектр социальных
взаимодействий (дети, родители, педагоги), рабочие перегрузки,
конфликтные ситуации с участниками образовательного процесса и многое
другое.
Л.С. Шафранова выделила основные характеристики труда педагога:
- постоянно присущее рабочим ситуациям состояние новизны; -
специфика трудового процесса определяется не столько характером
«предмета» труда, сколько особенностями и свойствами самого
«производителя»;
- необходимость постоянного саморазвития, так как иначе «возникает
ощущение насилия над психикой, приводящее к подавленности и
раздражительности»;
- эмоциональная насыщенность межличностных контактов;
- ответственность за подопечных;
- постоянное включение в деятельность волевых процессов [4, с.22].
В.А. Сухомлинский в своё время говорил о том, что педагогическая
деятельность связана с ежедневным и ежечасным расходованием огромных
душевных сил. Эти силы необходимо восполнять для сохранения
психофизического здоровья. (4,с.38)
В современное время всё больше внимания общество обращает на
проблемы здоровья, разрабатываются и проводятся мероприятия,
направленные на его укрепление. Преимущественно эти мероприятия
направлены на сохранение физического здоровья: закаливание, физическая
активность, рациональное питание, режим дня, ежегодная диспансеризация и
т.п. Между тем, современные представления о здоровье далеко выходят за
рамки медицины. Так, всё более широкое признание получают взгляды на
здоровье, как на систему духовной сферы человека и условие его творчества
(А.А. Бодалев, В.Т. Ганжин, А.А. Деркач). В современных определениях
здоровья значимой частью выступают психологические характеристики.

317
В «Психологическом словаре» (под ред. А.В. Петровского и М.Г.
Ярошевского) термин «психологическое здоровье» определяется как
состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием
болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям
окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
С целью сохранения психологического здоровья педагогов на базе
нашего учреждения педагогом- психологом совместно с музыкальным
руководителем проводится цикл треннинговых встреч, направленных на
укрепление психического здоровья сотрудников через внедрение элементов
песочной и музыкотерапии [1, с.17].
Песо́чная терапи́я — один из методов арттерапии (терапии
искусством). Техника «песочной терапии» появилась в рамках юнгианского
аналитического подхода и базируется на работе с символическим
содержанием бессознательного, как источником внутреннего роста и
развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному,
подлинному я, восстановить свою психическую гармонию и уверенность в
себе.
Играя с песком, человек выступает как созидатель, не привязанный к
результатам своего труда. Песочная терапия ориентирована на присущий
каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Акцент ставится
на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве,
принятие человека таким, какой он есть.
Первые песочные зоны для медитации и расслабления упоминаются в
литературе и истории Древнего Китая, но выводить круги на песке и
расставлять на них камни могли только знатные люди, монахи и именитые
воины. Широким массам такие развлечения были недоступны. Основателем
метода песочной терапии считается Карл Юнг, именно он создал
теоретическую базу, которая объясняет перенос внутреннего вовне. Это было
в начале XX века [6, с.13].
Д. Кальфф объединила игру с песком с теоретическими положениями
психоанализа К.Г. Юнга с целью интерпретации детских песочных фантазий
по тем же принципам, на которых строится анализ сновидений. Она
использовала метод для устранения фобий и коррекции уровня тревожности
у детей.
Современные техники и упражнения по песочной терапии отличаются
от первоначальных вариантов большей динамичностью и широтой
использования. Сейчас данный способ коррекционно-развивающей
деятельности применяется в индивидуальной и групповой работе как с
детьми, так и со взрослыми.
В ходе деятельности, предполагаются следующие результаты:
стабилизация эмоционального состояния педагогов и их психофизическое
оздоровление; активизация тактильной чувствительности, стимуляция
коммуникативных навыков сотрудничества в общении с коллегами,
необходимых для успешного взаимодействия; борьба со стрессовыми
состояниями.

318
В ходе деятельности используется следующее оборудование: цветной
или натурального цвета кварцевый песок, либо манная крупа, листы формата
А3, влажные салфетки, а также сопутствующие предметы, необходимые для
проведения той или иной встречи.
В ходе встречи нами используется широкий спектр техник, таких как
«мотивационная». С неё всегда начинается непосредственная деятельность.
Мотивационные техники вызывают доверие и интерес к песку. В ходе этих
техник происходит «знакомство с песком», исследование его возможностей.
Также нами активно используются техники «полушарного рисования»,
в ходе которых решаются не мотивационные, а развивающие упражнения.
Они позволяют активизировать межполушарное воздействия,
способствующее стимуляции мыслительной деятельности, а также развивать
фантазию, воображение, координацию движений, повышение самооценки и
релаксации. Техника «полушарного рисования» реализуется с помощью
кинезиологических упражнений (комплекс движений, позволяющих
активизировать межполушарное воздействие, способствующее активизации
мыслительной деятельности) . Техника «парное рисование» решает задачи по
сплочению коллектива, развитию социально-коммуникативных навыков,
снятию зажимов. Техника «рисование под музыку» способствует
максимальной релаксации.
Музыкотерапия - Одна из старейших вспомогательных форм лечения.
История слияния музыки и медицины своими корнями уходит в глубину
веков. Музыка и искусство были неразрывно связаны с исцелением. Музыка
издревле применялась при лечении нервных болезней, бессонницы. Одним из
первых связал музыку и психическое и физическое состояние человека
греческий учёный и философ Пифагор. Он считал, что всё в мире подвластно
ритму: найдя правильный ритм, человек может достичь гармонии с космосом
и умиротворения. Философ сочетал прослушивание музыки с различными
интеллектуальными упражнениями, например, занятиями математикой,
указывая, что мелодия благоприятно воздействует на интеллект. В историю
вошёл случай психотерапевтического воздействия музыки, которую Пифагор
использовал в отношении юноши, собирающегося поджечь дом бывшей
возлюбленной. Пифагор приказал флейтисту играть спокойную музыку,
которая успокоила молодого человека и привела его в разумное состояние [7,
с.9].
В конце 19 начало20 столетия музыкотерапия уже имела множество
доказательств эффективности её использования. Многочисленные
медицинские исследования выявили благотворное воздействие музыки на
сердечно-сосудистую, эндокринную, нервную, половую и другие системы
человека. Это было широко освящено в работах русских учёных: В.М.
Бехтерева, И.М. Догеля, И.Р. Тарханова и др.
Доказано, что музыкальный темп, ритм, структура музыкального
произведения и другие факторы могут подчинить себе ритм внутренних
физиологичкских процессов организма человека [11, с.65].

319
Музыкальное искусство воздействует на многие сферы
жизнедеятельности человека через вибрационный, психологический и
физиологический факторы. Музыка-это поток звуковых волн разной частоты
и длины, способных влиять на мозг человека, сердечно-сосудистую систему,
вегетативные и дыхательные реакции.
Развитие эмоционально-личностной сферы, формирование чувства
ритма и вибрационно-пространственнных категорий, снятие напряжения,
создание радостного настроения и многое другое может дать музыка. Но
надо помнить, что человек-это живой организм, миллиарды живых клеток и
тканей которого по-разному реагируют на звуки и частоты. Особенно
головной мозг. Этот сложный «прибор» реагирует на различные внешние
раздражители, а, если, говорить о музыке, то воспринимает и откликается
разными физиологическими реакциями. Это может быть расширение
сосудов, выработка эндоморфинов и дофомина (гормонов наслаждения и
радости), понижение частоты сердечных сокращений и дыхания. Все эти
изменения приводят человека в состояние успокоения, расслабленности,
доставляют ему эстетическое удовольствие.
Музыка позволяет открыть замки души, и вместе с чарующими
звуками во внутренний мир клеток, органов и систем входит гармония,
смывая имеющиеся проблемы на клеточном уровне.
Примером целительного музыкального воздействия является
классическая музыка. Именно естественные звуки инструментов оказывают
наиболее глубокое воздействие на здоровье человека, обладают мощной
гармонизирующей силой и эффектом исцеления.
Существует и другое воздействие музыки. Так, например, звуки рок-
музыки, тяжёлого металла могут приводить к различным негативным
физиологическим реакциям (понижению эмоционального фона, агрессии,
возбуждению, депрессии, тяге к принятию стимуляторов и др.) Почему же
молодёжь любит слушать музыку, приводящую к
возбуждению...Подросткам часто нужна внешняя стимуляция, помогающая
им изменять своё поведение; это своеобразный протест против общества и
себя, проявляющейся в личностных и физиологических изменениях
организма молодого человека. Дополнительный адреналин помогает
чувствовать себя более уверенно.
Классическая музыка в современном обществе считается музыкальным
эталоном гармонии и совершенства. Исследования показали, что
классические произведения оказывают благотворное влияние на весь
организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу,
«массируют» внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей,
стимулируя в них кровообращение. Музыка в классическом исполнении
повышает способность организма к высвобождению эндорфинов-мозговых
биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.
Таким образом прослушивание музыкальных композиций поднимает
настроение и гармонизирует внутренний мир в любом возрасте.

320
В связи с этим в нашем учреждении мы пытаемся помочь педагогам
изменить негативное психоэмоциональное состояние, создать в организме
процессы, способствующие повышению тонуса организма, повышению
настроения, придающие уверенность в своих силах. Чтобы вывести человека
из негативного эмоционального состояния, изменить имеющееся настроение
на противоположное, снять напряжение и психоэмоциональное возбуждение,
дать возможность быстро отдохнуть и мобилизовать силы, выйти из
депрессии и подавленного состояния мы применяем элементы рецептивной
музыкотерапии с моделированием эмоционального состояния.
Здесь мы пользуемся основным принципом музыкотерапии-«трёх
ступеней».(10,с.67)
Сначала даём прослушать музыку созвучную настроению человека,
затем слушаем музыкальный отрывок с нейтральным звучанием, и последняя
музыкальная композиция должна быть желаемой эмоциональной
составляющей. Если человек находится в стрессовой ситуации, то
музыкальный отрывок должен отвечать его душевному состоянию.
Следующий музыкальный отрывок должен нейтрализовать предыдущий-эта
музыка более светлая позитивная. И завершающий фрагмент содержит
радостные, ритмичные звуки, наполняющие жизнеутверждающим
настроением, помогая поверить в себя и почувствовать радость жизни.
Далее мы используем активную музыкотерапию, состоящую из
специально подобранных двигательных и голосовых упражнений. В процессе
совместной игры возникает коммуникация, «подстройка» под звучание в
группе, что даёт возможность уменьшить конфликт и нормализовать
общение. Активное участие в музыкально –творческом процессе
стабилизирует психоэмоциональное состояние и корригирует
коммуникативные процессы.
Заканчиваем мы нашу встречу прослушиванием «Целительных звуков»
Рушеля Блаво. Это лечебные для нашего восприятия звуки, добытые из
глубин пещер и специально выстроенные.
Литература:
1. Новикова Н.А. Песочная терапия, как одна из современных
здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Молодой учёный. – 2017- No32.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке.
Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и
психологии, 1998 г.
3. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия.
– СПб, „Речь", 2007.
4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. - Практикум по
песочной терапии. - СПб.: «Речь», 2002.
5. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь,
2006.
6. . Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия .-СПб.Питер,2001.
7. Андрей Сатори. Музыкальная терапия в эпоху водолея. М. Esoteric
Music,2008.

321
8. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе
Карла Орфа. – М.Советский композитор 1978.
9. Белецкая Е.А. Иванова Т.И. Музыкотерапия как средство коррекции
психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста.Научно-
методический электронный журнал. «Концепт»,2014.
10. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии.
Под ред. Проф. В.Е. Рожнова. Ташкент:медицина,1979.
11. Выготский Л.С. Психология искусства. – М. Азбука-Аттикус, 2017.
12. Денеш Золтаи. Этос и аффект. История философской музыкальной
эстетики от зарождения до Гегеля. М.1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...

Семинар практикум "Сохранение психологического здоровья педагога"

Данный материал содержит практические методы и приёмы, направленные на формирование у педагогов способности самостоятельно сохранять психологическое здоровье, которое является основой профессиональног...

Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть

Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...

Семинар-практикум «Сохранение психологического здоровья педагогов»

актуальность  емы, упражнения на профессиональное выгорание...

Презентация "Сохранение психологического здоровья педагогов. Профилактика эмоционального выгорания"

quot;Сохранение психологического здоровья  педагогов. Профилактика эмоционального выгорания"...

«Психолого-педагогическая поддержка психологического здоровья педагога с использованием современных психолого-педагогических знаний и методов»

Психо- эмоциональный климат в коллективе Детского сада. Работа с установками сотрудников. Синдром эмоционального выгорания. Восстановление психо- эмоционального состояния....