"Психолого-педагогическая поддержка детской инициативы в рамках реализации современных образовательных стандартов"
статья

Миляева Елена Валерьевна

Материалы статьи полезны для ознакомления педогогами дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл milyaeva_statya.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Е.В. Миляева, г. Валуйки МДОУ д/с№3 г. Валуйки

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Аннотация.  В статье  дается характеристика понятия «детская инициатива», описываются основные способы, направления и условия психолого-педагогической поддержки детской инициативы в рамках реализации современных образовательных стандартов. Предлагаются эффективные формы работы по реализации данного направления.

Процесс модернизации современного образования, заданный Федеральным государственным образовательным стандартом, является основой всестороннего развития личности детей с ранних лет. В настоящее время первостепенна ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира каждого ребенка. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса уже на уровне дошкольного образования. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке детской инициативы и самостоятельности.

Детская инициатива – это внутреннее побуждение ребенка к новой деятельности,  способность к самостоятельным, активным действиям. Она является важнейшим показателем детского интеллекта, его развития.

Рождение детской инициативы происходит через создание условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, их участников и форм совместного взаимодействия. Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребенка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью принятия решений самостоятельно, определения варианта правильной жизненной позиции для себя и окружающих. Активность в выражении собственных интересов и способностей является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка. Становление доброжелательных отношений детей в микрогруппе и за ее границами обеспечивает интенсивность процесса развития образовательной инициативы, овладение культурными средствами и способами коммуникации.

Детская инициатива проявляется во всех видах деятельности ребенка –общении, обучении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Включаясь в разные виды работы, ребенок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно. Детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому, а сам предложил организовать определенный вид деятельности. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений [3, с.57].

Инициативность связана с любознательностью, активностью, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности. Ребенок может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Он легко включается в игровые и познавательные ситуации и инициирует их сам, творчески развивает сюжет, план действий, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Личная свобода является фундаментом для развития детской инициативы и индивидуальности.

Задача педагога в этом случае – помочь ребенку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребенок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определенными способами деятельности, с другой – педагог может решить поставленные педагогические задачи.

Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между педагогом и детьми. Когда проявляется уважение к каждому ребенку, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично поет, и тех,  кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают,  они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу. В этом заключается оказание недирективной помощи детям, реализация сотрудничества и взаимодействия [4, с.28].

Создание педагогом ситуации,  побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливает ребенка на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить ему на помощь, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий [1, с.45].

Необходимым компонентом развития инициативного поведения детей является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Инициатива является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности детей. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, полезного общения, его отличает содержательность собственных интересов и побуждений. Проявление инициативы нередко приводит к выражению активности детей. Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с педагогом. На этом этапе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого-носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у детей возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности, оригинальности и инициативы.

Для поддержки детской инициативы необходимо вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности. Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Педагог должен обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения (презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам), научить его добиваться высоких результатов, создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время [2, с.14].

Наиболее эффективными формами работы, для поддержки детской инициативы является работа с каталогом методических материалов по технологиям поддержки детских инициатив в процессе деятельности, проведение познавательных занятий, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, наблюдения, самостоятельная работа детей, организация проектной деятельности. Наряду с выделенными формами работы по данному направлению успешны в своем применении такие приемы, как моделирование ситуаций с участием персонажей, индивидуально-личностное общение с ребенком, поощрение самостоятельности, картосхемы, алгоритмы, рабочие листы, оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.

Таким образом, правильно организованная работа с детьми в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ее содержательное наполнение, ряд условий и эффективных форм и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской инициативы.

Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выгодский – СПб: СОЮЗ, 1997 – 145 с.
  2. Кожевникова Л.М. Карта детских инициатив / Л.М. Кожевникова – М.: Академия, 2009 – 109 с.
  3. Короткова Н.А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса  / Н.А. Короткова – М.: Академия, 2008. – 85 с.
  4. Нищева Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н.А. Нищева // Сборник статей  СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 – 153 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация развивающей предметно – пространственной среды для поддержки детской инициативы в рамках тематической недели «Народная культура и традиции. В гостях у Марьюшки.»

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склон...

«Поддержка детской инициативы в рамках реализации ФГОС»

Дошкольник – это прежде всего деятель,стремящийся самостоятельно познаватьи преобразовывать мир за счетвозникающих разнообразных инициатив в решении доступных задачжизни и деятельности...

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида)

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, пред...

Поддержка детской инициативы в рамках взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников с применение программы «Вдохновение».

Поддержка детской инициативы в рамках взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников с применение программы «Вдохновение»....

Поддержка детской инициативы и самостоятельности посредством современных образовательных технологий в доу Е. Г. юдиной и Е. В. бодровой

Поддержка детской инициативы и самостоятельности посредством современных образовательных технологий в ДОУ Е. Г. Юдиной и Е. В. Бодровой Здравствуйте коллеги! Меня зовут Антонова Ильина Юрьевна, Я рабо...

Вопросы поддержки детской инициативы в рамках реализации ФГОС ДО

Как создать условия для развития детской инициативности и самостоятельности?...