семинар-практикум профессионального выгорания
консультация по психологии

Воропаева Наталья Степановна

семинар- практикум профессионального выгорания педагогов с помощью арт-терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treninga_.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум по работе с профессиональным выгоранием или где женщине брать ресурсы!?

    А сейчас давайте перенесемся назад во времена, когда все стиралось руками и вывешивалось сушиться на веревке. Представьте, что у вас скопилось много грязной одежды и вам необходимо заняться стиркой именно сегодня. Однако, посмотрев на небо, Вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в Вашей голове?

1. О нет, это, должно быть, шутка! Это значит, я должна ждать

до завтра? Что же мне надеть?

2. Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится.

3. Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать.

4. Я займусь стиркой независимо от того, будет дождь или нет.

Если педагог выбрал в качестве ответа первое утверждение, то уровень стресса в настоящее время — 80 б. Этот человек дотошен, обращает внимание на мелочи, анализирует их, и любое негативное событие может вызвать его раздражение. Чем можно помочь такому человеку? Сделать его напарником человека оптимистичного, уверенного, организованного.

Если педагог выбрал в качестве ответа второе высказывание, то уровень стресса в настоящее время — 50 б. Этот человек не поддается стрессу, и ему удается сохранять позитивное видение проблемы, даже когда происходят незапланированные события. Такие люди относятся к стрессу, как к побуждающему фактору и способны помочь справиться с ним коллегам.

Если педагог выбрал третий вариант ответа, то уровень стресса — 0 б. Этот человек не позволяет мелким проблемам и неурядицам влиять на свою жизнь и в любом негативном событии видит позитивную сторону. Такой человек способен предложить коллеге помощь и поддержку, дать ценный совет. Этот сотрудник может успешно проводить тренинги, передавая другим коллегам оптимистический настрой.

Если педагог остановил свой выбор на четвертом утверждении, то уровень стресса в настоящее время — 100 б. Возможно, в его жизни произошли драматические события, может, он переживает оказываемое на него давление из-за стремления сделать «больше и лучше». Чем можно помочь этому человеку? Предоставить отпуск, возможность расслабиться.

А теперь я предлагаю вам выполнить  проекционные техники.

«Групповой рассказ»

Задача – по кругу рассказать историю. Ведущий задает тему: «Как девочка-дюймовочка к психологу пришла»

Первый человек открывает карту и начинает рассказ, следующий человек берет следующую карту и продолжает рассказ. Важно карты заранее не подсматривать. Формулировка каждой следующей части истории развивает фантазию, воображение, погружает в процесс работы.

«Образ Я»

Необходимо выбрать в открытую из колоды карту, на которой изображен образ, на который вам кажется вы похоже больше всего. Опишите этого персонажа или этот образ:

- кто она? - что она делает? - о чем она думает? - чего она хочет? - что у нее хорошо получается и не очень хорошо получается? - в чем ей нужна помощь? - как она отдыхает?

- где она берет рессурсы?

Все, что вы говорите от лица персонажа – это ваша проекция, все это в вас самих.

Если хотите более глубоких открытий, замените слово «она» на «Я». И попробуйте проговорить все тоже самое, но от своего имени. Возможно, какие то мысли будут вам близки, а некоторые захочется откинуть. Задумайтесь над каждой сказанной фразой. Можете сфоткать свой образ карты.

А сейчас послушайте небольшое предисловие, наставление от автора открыток.

      Работа с метафорическими ассоциативными картами «Я и все-все-все».

 Разложить колоду карт в открытую и выбрать из колоды карту с образом, на который, как вам кажется, вы похожи больше всего. Выбрать – это значит посмотреть карты и найти интуитивно наиболее похожую на себя.

1. Задайте вопросы по карте: В чем моя сильная сторона? Что у меня хорошо получается делать? 

2. Что вы видите?  

3. Какие чувства вызывает у вас эта карта? 

4. Какая ассоциация-метафора рождается у вас, глядя на эту карту? 
       5. Определите, какая черта в вас развита наиболее сильно, какая черта доминирует.

 Обсуждение в группе.

11.Педагог-психолог:  упражнение с метафорическими картами  «Мудрость шута»

Работа с МАК  картами «Мудрость шута»

Техника универсальна – она применяется для работы с любой темой запроса и провоцирует возникновение множественных инсайтов, позволяя психологу избежать советов и рекомендаций, запрещенных этикой психологического консультирования.

Для работы вам потребуется особый вид колод метафорических ассоциативных карт. На картах, которые подходят для применения этой техники, должны быть изображены отдельные персонажи. Техника универсальна и открывает клиенту множество его собственных решений, которые ранее были недоступны для осознания.

Инструкция клиенту

1. Вопрос. Сформулируйте вопрос, на который вы хотите найти правильный для вас ответ. Подойдет любой вопрос, который находится в зоне вашего влияния (например, «Как я могу…?», но НЕ «Что сделать, чтобы он…?» и т.п.).

2. Подготовка колоды. Возьмите колоду метафорических карт и разверните ее рубашкой вверх. Еще раз задайте свой вопрос.

3. Достаньте любую карту наугад и произнесите вслух, что именно он вам сейчас говорит.

4. Оценка полученных советов. Дайте им оценку по 10-балльной шкале по критерию полезности для вас. Что важного вы поняли благодаря этим советам? Какие из этих советов вы будете реализовывать? Почему? Какие не будете? Почему?

Упражнение «Я садовником родился»

Цель: проанализировать свой профессиональный путь.

Инструкция педагогам: Выберите три карты, которые отражают этапы вашего профессионального становления:

• карта 1 — «Каким воспитателем я была в начале профессионального пути»;

• карта 2 — «Какой воспитатель я сейчас»;

• карта 3 — «Каким воспитателем я хочу быть».

Покажите свои карты группе, прокомментируйте свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум профилактика эмоционального выгорания

Семинар-практикум разработан для педагогов по профилактике эмоционального и профессионального выгорания....

Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Все больше людей жалуются сегодня на стресс. Профессия педагога, воспитателя предъявляет все более высокие требования к каждому из нас, мы должны достигать безупречных результатов в условиях постоянно...

семинар-практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагога»

Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером. В опу...

Семинар – практикум «Профилактика эмоционального выгорания».

Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения синдрома, признаками которого является снижение настроения,...

Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагога, как необходимое условие эффективной профессиональной деятельности в рамках ФГОС"

Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагога, как необходимое условие эффективной профессиональной деятельности в рамках ФГОС" был проведён для воспитателей, специалисто...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Семинар - практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются: понятие «эмоциональное выгорание», причины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - ...