Семинар - практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
методическая разработка

Воробьева Анастасия Андреевна

В ходе занятия раскрываются: понятие «эмоциональное выгорание», причины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - развитию навыков осознанности жизни и эмоционального потока человека.

Кроме этого, педагогам предлагаются практические упражнения и памятки по отработке навыков саморегуляции и развития навыков самопознания, самоанализа, личностной и профессиональной рефлексии.

Данное занятие может быть полезно педагогам - психологам для работы с педагогическим коллективом по профилактике эмоционального выгорания.

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через формирование навыков осознанной саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_emotsionalnoe_vygoranie.docx106.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 89 «Журавленок»

комбинированного вида г. Улан-Удэ»

Семинар - практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Составитель: Воробьева А.А.,

 старший воспитатель

Данное занятие является первым в рамках семинара - практикума педагога - психолога ДОУ по теме: "Профилактика эмоционального выгорания педагогов". В ходе занятия раскрываются: понятие «эмоциональное выгорание», причины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - развитию навыков осознанности жизни и эмоционального потока человека.

Кроме этого, педагогам предлагаются практические упражнения и памятки по отработке навыков саморегуляции и развития навыков самопознания, самоанализа, личностной и профессиональной рефлексии.

Данное занятие может быть полезно педагогам - психологам для работы с педагогическим коллективом по профилактике эмоционального выгорания.

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через формирование навыков осознанной саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.

Задачи:
• Снять эмоциональное напряжение, настроить на работу в группе.

• Способствовать сплочению педагогического коллектива.

• Активизировать процессы самопознания и самоанализа у педагогов  своей личной и профессиональной деятельности.

• Способствовать формированию адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний.

• Познакомить со способами снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.

• Формировать умения объективного оценивания состояние своих жизненных сфер реальных и желаемых.

• Учить планировать конкретные шаги (этапы, действия, сроки) достижения желаемого с учетом реальной ситуации.


Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, магнитофон, фонограмма со звуками природы, распечатанные памятки с рекомендациями, чек листы по формированию навыков саморегуляции и позитивного образа жизни, листы бумаги формата А4, ручки, цветные карандаши, фломастеры.

Участники: педагогический коллектив ДОУ.

Время проведения: 1-1,5 часа.

Ход семинара

1. Вступительное слово

Что же такое эмоциональное выгорание?

Под «эмоциональном выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействую на труд воспитателя, и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье доверенных воспитателю детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Как вы думаете каковы причины ?

Причины возникновения СЭВ у педагогов:

• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;

• несоответствие результатов затраченным силам;

• ограниченность времени для реализации поставленных целей;

• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

• большие нагрузки;

• ответственность перед начальством, родителями;

• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:

• начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);

• проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;

• окончание учебного года.

Первая стадия: на уровне произвольного поведения: забывание некоторых моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти относительно выполнения каких- либо двигательных действий ( например: внесена нужная запись или нет в документацию) Обычно на эти первые симптомы мало кто обращает внимание, называется это в шутку девичьей памятью или склерозом. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая фаза может формироваться в течение трех-пяти лет. Которые получили средний уровень в графе эмоциональное истощение.

Вторая стадия: На ней наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении( в том числе дома и с друзьями)не хочется видеть тех с кем педагог общается по ряду деятельности( воспитанники их родители), в четверг ощущение что уже пятница, неделя длится нескончаемо, настроение апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов( нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, мертвый сон без сновидений, увеличение  числа простудных заболеваний). Повышенная раздражительность, человек заводится с полу оборота, хотя раньше подобного за собой не замечал. Период формирования данной стадии- в среднем от пяти до пятнадцати лет. К этой стадии я отнесла педагогов, у которых по результатам анкетирования по 2, 3 ум графам–эмоциональное выгорание и деперсонализация(личностная отстраненность) или редукция личных достижений получили средний балл или низкий балл.

Третья стадия: Собственное личностное выгорание, полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет в обычных обстоятельствах, а в условиях глобального экономического кризиса усиливается реакция. У которых высокий уровень по всем показателям.

2. Практическая часть

Упражнение "Я реальное. Я идеальное"  

Инструкция: прислушайтесь к себе, постарайтесь определить и понять свое состояние, самоощущение в текущем периоде жизни (день, неделя, месяц, полгода, год). Подберите под эти ощущения  какой -  то подходящий образ. Это "Я - реальная". Коротко можно сделать несколько самых важных ключевых фраз, характеризующих этот образ. Посмотрите на него, определите насколько он вам комфортен, удобен, устраивает. Рядом нарисуйте образ "Я - идеальное" - тот образ, в котором вы  будите чувствовать себя  более гармонично, целостно, комфортно. Поразмышляйте и сделайте пометки для себя этого образа: ощущения себя, содержание деятельности, какие сферы жизни и как задействованы, проявлены.

Сравните эти образы, проанализируйте:

- Что их разделяет? Что мешает Вам прямо сейчас оказаться в желаемой ситуации? А что нужно для этого? (пропишите конкретно действия: узнать, посмотреть, научиться, выкинуть, убрать, сходить, позвонить, др.)

- Сколько Вам потребуется времени, что бы оказаться (дойти, добраться) в образ "Я - идеальное)? (полгода. месяц, неделя, часы)  (пропишите конкретные временные рамки)

- Что уже сегодня днем, вечером из этого списка Вы можете выполнить (пропишите), что завтра? Помните о правиле Боро Шефера, немецкого бизнес-консультанта "72 часа". Которое говорит о том, что практически у каждого человека имеются желания, задумки, планы на будущее, на те или иные достижения.  Это все живёт в наших головах месяцами и даже годами. Однако лишь небольшой процент людей воплощает абсолютно все свои планы в реальность. Суть правила состоит в том, что если мы свои мысли, планы, желания не начнем реализовывать в течение 72 часов, они так и останутся лежать в нашем долговом ящике "Потом когда-нибудь".

Практическая  работа (таблица "Шкала эмоций)

Направление эмоций

Шкала эмоций (базовых)

Нет логики: мозг не включен

Ненависть

Бешенство

Ярость

Паника

Ужас

Тоска

Несчастье

Горе

Эйфория

Экстаз

Злость

Гнев

Тревога

Страх (фобии)

Хандра

Апатия

Веселье

Радость

Сердитость

Агрессия

Боязнь

Испуг

Печаль

Уныние

Удовлетворение

Умиротворение

Раздражение

Недовольство

Волнение

Беспокойство (как инстинкт самосохранения - норма)

Грусть

Расстройство

(неплохо для творчества)

Спокойствие

ГНЕВ

СТРАХ

ПЕЧАЛЬ

РАДОСТЬ

Нет слов - так хорошо!

Примечание: эмоции по шкале усиливаются снизу вверх.

Комментарии по ходу рисования таблицы.

Плохих эмоций нет. За свои эмоции отвечаем мы. Мы имеем свободную волю и сами выбираем как из какой эмоции нам отреагировать. Наше эмоциональное реагирование - это наше восприятие мира, то есть те очки, которые мы носим, выбирая осознанно или они каким - то образом  (кем то ) на нас "одеты".

Наши эмоции (по шкале) могут быть ситуативными, а могут стать образом жизни, который сформировался с детства или закрепился с возрастом (как снежный ком).

ОСОЗНАНИЕ помогает нам это увидеть, ВОЛЯ - дает возможность поменять !!!!!! (Для этого нужно: решение и практика: навыки осознанного выбора нужной эмоции на ситуацию).

Пребывание в верхних состояниях эмоций продолжительное время по всем шкалам - это стресс, пик, неестественное крайнее состояние для человека и уже различные (в зависимости от шкал) психические расстройства. И так как при этом меняется химический состав в организме человека - ему нужна медикаментозная помощь -  одна психокоррекция уже не поможет.

Кратковременные стрессы возможны и естественны, так как в жизни может все что угодно случаться. Если стрессовое состояние затянулось - это плохо. Оно выматывает человека и он эмоционально выгорает, истощается.  

Если эмоции человека находятся продолжительное время в третьей зоне - то уже, пора с этим что - то делать!!! Решать ситуацию и если необходимо обращаться за помощью - это работа для психологов.

Задание: оцените любую свою жизненную ситуацию - актуальную в настоящий момент  по данной таблице, обратите внимание на глубину и качество эмоциональных переживаний.

Все богатство эмоций начинается со спокойствия: войти в покой .....

Умиротворение - самое правильное сбалансированное состояние, из него берет силу и начинает формироваться успех и счастье. Умиротворение есть центральный принцип жизни, ось, вокруг которой должны формироваться все жизненные цели человека.

Радость - хорошо, но это не каждый день! Если человек всегда стремиться к радости, эйфории, то при изменении жизненных ситуаций, он быстро будет переходить в другие крайние эмоциональные состояния (эмоциональные качели).

Наша задача -  развивать свой эмоциональный интеллект, отслеживать в каком мы состоянии и понимать: что в этом состоянии нужно делать, что я могу себе разрешить и что запретить.

Алгоритм работы:

1) Увидели, оценили - включили логику, взяли под контроль:

- Чего боюсь?

- Что беспокоит?

- Что с этим делать?          

То есть осознали: что я сейчас испытываю? почему? а лавное: что с этим делать?

2)  Понять какую эмоцию я переживаю. Помогает она или нет мне справиться с ситуацией в которой я нахожусь.

3) Понять, какая эмоция сейчас нужна?  Выбрать ее - то есть создать атмосферу: словами, действиями, делами. (Помнить, что слово не воробей - вылетит, не поймаешь. И кроме, того, придется выруливать ситуацию: просить прощение, .......), может остаться осадок, последствия + нужно будет время на восстановление и т.д.

Учись остановиться!

- изменение мышления

- хобби

- правильное питание

- физические нагрузки

- смех

- прощение и любовь

- радость от процесса (пока идем к результату) - "жить здесь и сейчас"

- входить в покой: молитва = медитация

       Упражнение “Дождик”

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

Упражнение “Моечная машина”

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.

3. Рекомендации 

Антистрессовые приемы

Памятка для педагогов ДОУ

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты.

1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5 литра в день.

5. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

9. Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.

Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе с людьми (рецепты В. В. Бойко)

Памятка для педагогов ДОУ

• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.

• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.

• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всего социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.

• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.

• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.

• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.

• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.

• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.

• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

Техника снижения эмоционального напряжения и повышающая

общий тонус организма

Памятка для педагогов ДОУ

• А – воздействует на весь организм;

• Е – воздействует на щитовидную железу;

• И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

• О – воздействует на сердце, легкие;

• У – на органы, расположенные в области живота;

• Я – на работу всего организма;

• М – на работу всего организма;

• Х – помогает очищению организма;

• ХА – помогает повысить настроение

Чек лист

                       Выполняйте задания из списка если чувствуе

Список литературы

1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/Авт.-сост. О.И. Бабич [Текст] – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова [Текст] - СПб.: Питер, 2003.

3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения [Текст]  – СПб., КАРО, 2003.

4. Шепель В.М. Как жить долго и радостно [Текст]  – М.: АНТИКВА, 2006.

5. Эффективный учитель/Авт.-сост. О.М. Ольшевская [Текст] – Минск: Красико-Принт, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в ДОУ»

Цель: Формирование компетентности педагогов в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания.Задачи:- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом;- формиро...

Семинар-практикум с элементами тренинга: «Синдром эмоционального выгорания педагогов».

Направлен на повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья....

Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Все больше людей жалуются сегодня на стресс. Профессия педагога, воспитателя предъявляет все более высокие требования к каждому из нас, мы должны достигать безупречных результатов в условиях постоянно...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Презентация к семинару-тренингу "Эмоциональное выгорание педагога"

Представляю Вашему вниманию презентацию к семинару-тренингу "Профилактика эмоционального выгорания личности"...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...