Использование мультифункционального куба и кинетического песка в работе педагога-психолога ДОУ
консультация

Ковалева Светлана Михайловна

.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kuba_i_kineticheskogo_peska.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование мультифункционального куба и кинетического песка в работе педагога-психолога ДОУ»

 подготовила педагог-психолог ВКК

Ковалева С.М.

.


«Цвета действуют на душу,

они могут вызывать чувства,

пробуждать эмоции и мысль».

И. В. Гете

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум»

К.Г. Юнг

В 2013 году шведскими учеными был разработан интересный инновационный материал – (kineticsand) кинетический песок.

Дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен – с одной стороны, с другой – "текуч". До него дотрагиваешься, песок  "движется", "оживает",  течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами не содержит токсичных веществ и не вызывает аллергии.

Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком.

Световой куб представляет собой современное интерактивное оборудование, направленное на создание особой развивающей среды. Учитывая сегодняшний контекст системы образования, приоритет и ориентир на организацию образовательного процесса в рамках введения инклюзивного образования, применение контактного оборудования - играет особое  значение. Световой куб работает от аккумулятора и электрической сети и управляется дистанционно с пульта. Данное оборудование помогает создать богатую развивающую и обучающую среду в пространстве сенсорной комнаты, в кабинете для комплексных развивающих занятий (является аналогом «песочницы»). Световой куб позволяет организовать большое количество игр и заданий. Его яркость, цвет и частота свечения помогут заинтересовать и увлечь ваших детей.

Кинетический песок и световой куб, являются  эффективным средством, который позволяет: сформировать доверительные, партнерские  отношения.

Адаптация детей к ДОУ

Использование светового куба и кинетического песка в период адаптации способствует установлению контакта.

Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук. В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность. При помощи форм и инструментов ребенок строит сооружения и создает образы из песка. Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения. Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние детей, помогают расслабиться, способствуют развитию элементарных навыков общения. Разнообразие цветовой подсветки создаёт особые условия творческой игры и способствует развитию воображения, стимулирует познавательную активность. Смена цвета будет сигналом для преобразования «текущей» картины.

Детско-родительские отношения

Хорошо подходит для установления контакта и гармонизации детско-родительских отношений. Важно обращать внимание на следующие моменты:

  • кто первым начал взаимодействовать с песком;
  • кто первым закончил; как и кем было принято решение об общем окончании работы;
  • были ли паузы при выполнении задания у родителя или ребенка; как распределялось пространство;
  • как осуществлялось вербальное и невербальное взаимодействие между родителем и ребенком

После окончания работы участники рассказывают о том что у них получилось

 Обращается внимание на то, кто рассказывает основную часть информации, как начинается рассказ: по инициативе самого рассказчика или его просит, заставляет, подталкивает к рассказу партнер. Важно отмечать моменты диалога в процессе рассказа, моменты согласия (несогласия), вносятся ли дополнения в рассказ, кем и какого рода.

Использование игрового набора «Семья»

Использование фигурок людей из комплекта, разыгрывание различных сценариев, которые близки детям, раскрывают актуальные проблемы внутрисемейных отношений. То как дети обсуждают различных членов семьи, какими чертами их наделяют, помогает понять ощущения ребёнка в семье и возможные проблемы.

Использование кинетического песка в коррекционно-развивающих занятиях с детьми

Детям дается инструкция: «В рамках данного пространства (и обозначается точное рабочее пространство) у тебя есть возможность делать все, что тебе хочется. Важно следить за границами и чтобы песок не попадал за границы».

Данная инструкция с одной стороны подходит для ситуации снятия психоэмоционального напряжения, стимуляции творческой активности, с другой стороны, формирует представление о границах (что важно для развития самоконтроля и формирования навыков коммуникации). Данный опыт является важным компонентом нашей социальной жизни, где свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Также эффективно организовать подобную работу в парах или в малой подгруппе, когда предлагается найти свой способ взаимодействия в рамках одного пространства. Такая форма работы важна для формирования навыков эффективной коммуникации.

При игре с кинетическим песком ребенок прорабатывает свои отрицательные чувства и эмоции, выражая таким образом свои переживания, страхи или сомнения. Кроме того происходит гармонизация внутреннего мира и обретение контроля над собой и своими чувствами.

Широко применяются самые различные вариации работы с таким песком. Это может быть самая простая игра, которая включает в себя процесс создания разнообразных фигур, песчаных строений и игровых миров. Кинетический песок позволяет ребенку развить собственную фантазию, выразить свое представление о мире. С помощью песка ребёнок может выплеснуть весь пережитый негатив и взять под контроль свои чувства и эмоции.

Игровые упражнения с применением кинетического песка могут быть полезны в качестве эффективного средства снятия синдрома гиперактивности.

Во время занятий детей с песком, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Ребенок получает опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

С помощью различной цветовой подсветки легко создавать картину в наибольшей степени соответствующую внутреннему миру ребёнка. Морской берег, голубое небо, сочная зелёная трава, жёлтые пески с легкостью появятся при выборе подходящего цвета.

При использовании светового куба на занятиях по развитию эмоциональной сферы смена цветовой подсветки дает возможность менять настроение героя.

Хорошо использовать мультифункциональный куб как рабочую поверхность для развития психических процессов.

Работа с сотрудниками

Не менее полезен световой куб и кинетический песок  для сотрудников. Взаимодействие с песком способствует снятию психоэмоционального напряжения, расслаблению, активизации мышления и воображения. Но кроме этого он позволяет развивать самовыражение и самопознание.

Непродолжительная разминка рук с кинетическим песком помогает отдохнуть, повышает работоспособность и возвращает энтузиазм к работе, дарит новые ощущения и положительные эмоции.

Заключение

В заключении, следует отметить, что применение игр с кинетическим песком и световым кубом нельзя рассматривать как самостоятельный и самодостаточный метод коррекции. Его использование, скорее всего, выступает в качестве вспомогательного средства, но позволяющего стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование светового стола для рисования песком в работе педагога - психолога ДОУ

Использование светового стола для рисования песком в работе педагога - психолога ДОУ...

Мастер-класс для педагогов: "Использование техник Арт-терапии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога"

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздра...

Работа по теме самообразования на 2017-2019 год "Использование кинетического песка в работе педагога-психолога"

План работы педага-психолога по теме самообразования на 207-2019 уч.годМероприятия с родителями, педагогами и детьми...

Применение метода рисования песком в работе педагога-психолога ДОУ

Использование элементов Sand-art при работе с детьми страшего дошкольного возраста...

Роль Игр с песком в работе педагога-психолога ДОУ.

Консультация для родителей и педагогов...

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...