Тренинг « Проблема эмоционального выгорания педагога»
консультация по психологии

Шпак Нина Васильевна

Различного рода перегрузки усугубляют эмоциональное истощение педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема эмоционального выгорания педагога.

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.

Задачи:

 познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;

 снизить уровень эмоционального напряжения;

 содействовать активизации личностных ресурсных состояний;

 сформировать установку на сохранение и укрепление психического

здоровья;

https://www.maam.ru/illustrations/28/small/item_5531.jpg

 Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких.

 Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

 В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной.

Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе.

 Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка,, но интеллектуальная, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление.

        С каждым годом появляются нововведения : мы 10 лет осваиваем Федеральные государственные стандарты, где за основу принята Основная образовательная программа, только начали привыкать к этой системе, как нам предлагают осваивать  новую Федеральную образовательную программу, которая требует абсолютно новый уровень подготовки педагога, сложно переключиться с одного вида деятельности на другой, даже опытным педагогам пережившим неоднократно перемены. Произошла замена формулировок даже незначительная, уже трудно перестроиться и к личности педагога предъявляются совершенно другие требования и очень сложно себя перестроить...

Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

 Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».

 «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой.

Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как

негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность.

Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится.

Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

 Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание:

высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей

К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов.

В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

 Практическая часть

 Существует китайская поговорка:

 «Расскажи мне – и я забуду

 Покажи мне – и я запомню

 Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

 Тест Психогеометрия – сравнительно молодая система анализа личности, позволяющая прогнозировать и оценивать некоторые черты характера, модель поведения и стиль жизни человека с помощью простейших геометрических фигур. Она была разработана в США доктором психологии Сьюзен Деллингер, которая много лет проработала с персоналом и обобщила свой опыт в психогеометрии.

В чем суть:

В основе психогеометрии лежит пять типов личности, которым соответствуют геометрические фигуры. Посмотрите на фото внизу в течение 10 секунд и из предложенных фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и загзаг) выберите ту, с которой ассоциируете себя. Оставшиеся фигуры пронумеруйте в порядке убывания предпочтения. Выбранная фигура и определяет основные черты характера. А последняя фигура, в вашем пронумерованном списке, может обозначать персоны, контакты с которой будут наиболее затруднительными для вас. Следует отметить, что речь идет не столько о типах личности, сколько о привычных для человека установках и способах поведения. Также имейте ввиду, что результат работает «здесь и сейчас», а не на протяжении всей жизни.

«Что заказываешь, то и получаешь»

Женщина едет раздраженная в троллейбусе и думает: «Пассажиры – хамы и грубияны. Муж – пьяная скотина. Дети – двоечники и хулиганы. А я – такая бедная и несчастная…»

За спиной у неё стоит ангел-хранитель с блокнотиком и все записывает по пунктикам: «1. Пассажиры – хамы и грубияны. 2. Муж – пьяная скотина… » и так далее.

Потом перечитал и задумался:

– И зачем ей это нужно? Но если заказывает, будем исполнять…

      Упражнение  “Ведро мусора”

Цель:  освобождение от негативных чувств и эмоций.

Материалы:   листы бумаги,  ручки,  ведро для  “мусора ”.

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора . Участники имеют возможность поразмышлять,  зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.

     Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра:  когда мусор постепенно заполняет комнату , становится невозможно дышать , двигаться, люди начинают болеть.  То же происходит и с чувствами –  у каждого из нас  накапливаются не всегда нужные деструктивные чувства , например, обида , страх. Я предлагаю всем выбросить  в мусорное ведро старые ненужные обиды,  гнев,  страх.

Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства : “я обижаюсь на...”, “я сержусь на ...”, и тому подобное”. После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро,  где они все перемешиваются и убираются..

     Упражнение "Послушный карандаш" (под лёгкую музыку "Если с другом вышел в путь " минусовка)

Несколько человек  получают карандаши, становятся парами друг к другу и прокатывают карандаши по рукам друг друга, держа карандаши в паре делают круговые вправо, влево, вверх. Затем все с карандашами становятся в круг, карандаши пальцами держатся соседей и движения выполняются боковым шагом  по кругу, шаг вперёд -назад..

   

   

Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь

«Корзинка пожеланий» (позитивный настрой после проведения тренинга)  (Под музыку
Участники тренинга вытягивают из корзинки листочки с позитивными
пожеланиями и высказываниями:

1..Назло неудачам, назло заварухам,
Чтоб ни было с Вами - не падайте духом.
Бывает, что носом, коленками, брюхом,
Что ж, падайте всем, но не падайте духом!

2. К горькому кофе, достань шоколадку,
К горькой минуте - счастливую мысль.
Просто запомни: ВСЕ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ.
Просто запомни, что все это ЖИЗНЬ...

3 . На жизнь рассчитывать наивно,
Она Фортуну не пришлет,
Попробуй мыслить позитивно,
Удача вмиг сама придет!

4. Ты поверь, в огромном мире
Счастье есть, оно придет!
Знай, тебя удача ждет,
Только улыбнись пошире!

5. Днем погожим и даже ненастным
Позитивность не стоит терять.
Заручись настроеньем прекрасным,
С ним приятней по жизни шагать!

6. Жизнь прекрасна и удивительна! Оглянись вокруг и ты поймешь, что
живешь в чудесном мире! Пусть каждое мгновение будет приятным и
неповторимым!

7. Жизнь создана только для нас. Она неповторима, и она, самое главное, что
у нас есть! Так зачем же ее тратить на обиды и переживания, когда можно
радоваться и наслаждаться! Думай позитивно, ведь мысли материальны!

8. Мысли только позитивно,
Весело живи, активно!
Не хандри по пустякам,
Я тебе конфетку дам!

9. Не кладите в утренний кофе вчерашние, горестные воспоминания... —
добавьте — сахар сегодняшних, радостных надежд!
Улыбка, радость, позитив, как мне сказали -
От всех невзгод контрацептив... А вы не знали?

10. Не подхватить чтоб вирус зла, предохраняйтесь.
Пускай все крутят у виска — вы улыбайтесь!
Пусть уйдут печаль и грусть,
И все проблемы разбегутся!
Надо только им назло
Спокойно улыбнуться!

 

Такое чудо - просто жить!
Дышать и ждать, что будет дальше.

Быть выше зла, обиды, фальши.
Прощать, надеяться, любить.
Пытайся даже в хмурый день найти порхающую радость.
Не ждите чуда! Чудите сами!
Если послали куда подальше... схитри и... сходи... куда поближе... и
люди довольны... и сама не устала!
Чтобы не наступать на одни и те же грабли - пронумеруйте их!
Пропускайте сквозь пальчики весь негатив, и тогда в ладошках останется
лишь радость.
Хороший слух - это когда слышишь только хорош

https://www.maam.ru/illustrations/28/small/item_5531.jpg

 

фигуры
Интерпретация результатов:

Квадратhttps://cdnvideo-static-ssl.domashniy.ru/uploads/media_library/picture/1362155059.jpg

Главная черта характера тех, кто выбрал квадрат – трудолюбие в сочетании с организованностью, упорством, терпением и твердостью, а также пунктуальностью, чистоплотностью и практичностью. Выбор квадрата в качестве основной фигуры может свидетельствовать о склонности к аналитическому мышлению и рациональности. Такой человек все свои дела стремится сделать максимально хорошо и эффективно. А поскольку умеет управлять собой и организовывать других, то может занимать руководящие должности.

Человек-квадрат отличается консерватизмом, строгим соблюдением правил и норм, и отсутствием спонтанности и креативности. Стремится упорядочить и систематизировать все вокруг себя – пространство, вещи, любую информацию, с которой работает. Ему нравится, когда информация подается в соответствии с жесткой логикой. Выбравший квадрат человек любит, чтобы речь изобиловала фактами, цифрами и тезисами, желательно, со ссылками на источник, из которых взята. Предпочитает порядок, распланированную жизнь. Разборчив в знакомствах, не любит шумных вечеринок. В конфликтах часто уходит от прямого столкновения. Это хороший администратор и исполнитель. Проигрывает в оперативности действий, контактности с разными лицами.

Женщины, выбравшие квадрат, организованны, пунктуальны, придирчивы, внимательны к деталям. Они терпеливы, трудолюбивы, настойчивы в достижении цели, тверды в решениях и склонны к строгому соблюдению правил и инструкций. Не любят выделяться.

Люди-квадраты говорят, как правило, тихо, предпочитая не повышать голос без надобности. И не терпят повышенных тонов и у других. При этом их речь отличается ясностью, точностью, логичностью и обстоятельностью. Она бывает, как правило, несколько монотонной,  «механической». Для них характерно употребление речевых штампов.

Педантичность, скрупулезность и последовательность проявляются и в выборе одежды. Эти люди предпочитают строгий, классический стиль, сдержанные, неяркие тона. Они опрятны, сухощавы. Нежелание выделяться проявляется и в жестах, которые скупы и невыразительны.  

Треугольник

Те, кто ассоциирует себя с треугольником, безусловно, сильные личности, весьма уверенные в себе и деятельные. Они не любят сидеть на месте, стремятся всегда находиться в гуще событий. Выбор треугольника в качестве основной фигуры может свидетельствовать о развитом честолюбии и власти любой ценой. Они прирожденные лидеры. Нетерпеливость – одна из главных черт их характера. Треугольники могут прервать вас на полуслове, но лишь потому, что уже уловили суть ваших мыслей.

Эти люди решительны, энергичны, неудержимы, умеют ставить ясные цели и достигать их, концентрируясь на главном, глубоко и быстро анализировать ситуацию. Это прекрасные менеджеры и политики. Жаждут быть первыми и управлять положением дел, решать не только за себя, но и за других, побеждать конкурентов. Хорошо чувствуют выгоду. Треугольники любят риск, бывают нетерпеливы и нетерпимы, с трудом признают ошибки. Эгоцентричны, но люди тянутся к ним и идут за ними.

Женщины, выбравшие треугольник, сконцентрированы на достижении цели, уверены в себе, решительны и импульсивны. Для них характерны высокий уровень самооценки, склонность к риску, бьющая через край энергия, высокая работоспособность и тяга к развлечениям.

Люди-треугольники весьма контактны и, не испытывая никакого дискомфорта, могут с любым завязать беседу. Их речь отличается логичностью, доходчивостью и афористичностью. Она бывает, как правило, эмоциональной, красочной, быстрой и четкой. Им дано умение задеть собеседника «за живое». Для них характерны громкий голос и низкий тембр, употребление жаргонных слов и выражений, анекдотов. Соответственно и жестикуляция тех, кто ассоциирует себя с треугольником, довольно непринужденная.

Предпочитают модную, элегантную одежду, выдержанную в классическом стиле. Отличаются ухоженностью, умением следить за собой и любовью к дорогим вещам. Походка – уверенная и раскованная, с плавными движениями.

Круг

Основная ценность для этого типа – люди и общение с ними. Это крайне контактные и доброжелательные представители рода человеческого, занимающие позицию миротворца в любых конфликтах. Даже в деловых переговорах они не могут удержаться, чтобы не задать оппоненту личный вопрос.

Выбор круга в качестве основной фигуры может свидетельствовать о доверчивости, общительности, ориентации на мнение окружающих и нерешительности. Человек-круг прекрасный слушатель, ему всегда можно «поплакаться в жилетку». Он переживает чужую боль, как собственную, потому как в нем развито эмоциональное восприятие. И порадоваться, разделить счастье может как никто другой. Кстати, благодаря тонкой душевной организации «круги» прямо-таки ходячие детекторы лжи, тонко чувствуют, когда их обманывают.

Те, кто выбрал круг сторонятся ответственности, предпочитая ее перекладывать на других. Боясь испортить отношения, не умеют отказывать, дают расплывчатые обещания.

Женщины, выбравшие круг, доброжелательны, щедры, чувствительны. Для них характерны склонность к сопереживанию и стремление к заботе о других. Они отличаются меланхоличностью, сентиментальностью и устремленностью в прошлое.

Люди круга любят задушевные беседы и теплую атмосферу. Их речь характеризуется непоследовательностью, нелогичностью и частыми отступлениями от главной темы. Она бывает, как правило, эмоциональной, плавной и несколько замедленной. Эти люди обожают шутки, веселы, порой до легкомысленности, щедры. Им свойственен сочный, густой голос низкого тембра, употребление восторженных оценок и комплиментов.

Предпочитают неофициальный стиль одежды. Склонны к полноте, женственны и обаятельны. Походка легкая, плавная, с расслабленными телодвижениями.

Зигзаг

Выбор зигзага в качестве основной фигуры может свидетельствовать об импульсивности мышления, непостоянстве взглядов, изменчивости настроения и отношений с окружающими. Это творцы, генераторы идей, одним словом, творческие и креативные личности. Они предпочитают мыслить образами и опираться на внезапные прозрения, начисто лишенные логики. Последовательность чужда таким людям от природы. Экспрессивность, несдержанность, эксцентричность – вот черты их характера. А еще они идеалисты, непрактичные и наивные. Впрочем, бывают остроумны, порой даже язвительны.

Зигзаги нуждаются в высокой стимуляции деятельности. Генерируя идеи в большом количестве, довольно часто отдают их на откуп другим, так как сами не способны довести дело до конца. Не терпят субординацию, любят свободу и независимость, и не поддаются организации, ни в быту, ни в деятельности. Хаос – вот органичное состояние людей-зигзагов. А еще это самая сексапильная фигура.

Им характерна резкая смена настроения. Сегодня человек-зигзаг может вам улыбаться, а завтра не заметит. Игнорирует условности и принятые нормы. Крайне нетерпим к чужим слабостям. При этом сам падок на лесть.

Женщины, выбравшие зигзаг, мечтательны, восторженны, непрактичны и непосредственны. Для них характерны позитивная установка на все новое, устремленность в будущее, бунтарская жажда переустройства. Они отличаются отсутствием самодисциплины, безалаберностью в финансовых вопросах и самодостаточностью.

Речь образна, ярка, непоследовательна и ассоциативна. Она бывает, как правило, эмоциональной, торопливой и зажигательной. Голос имеет много оттенков, его тембр варьируется от очень высокого до низкого. Лексика богата и разнообразна, характеризуется употреблением оценочных слов и выражений.

Отдают предпочтение модным экстравагантным нарядам. Склонны к смешению стилей и небрежности в одежде. Могут появиться в обществе в мятом костюме и чувствовать при этом себя комфортно. Стремительны, манерны, с оживленной мимикой и жестикуляцией.

Прямоугольник

Прямоугольник часто выбирают люди, которые находятся на этапе перехода из одного состояния в другое. Эта ситуация, отражающая некий личностный кризис, как правило, не длится долго, и человек выбирает более определенный тип поведения, описанный из четырех выше представленных. Словом, это тот, кто ищет лучшее положение или только что изменил его, или предчувствует изменения. Но бывают индивиды, для которых оно затягивается на долгое время.

Характерной чертой, присущей человеку этого типа, является выраженная внутренняя неудовлетворенность тем, как складывается его жизнь на текущий момент, и желание что-то изменить. Часто такое положение дел осложняется состоянием замешательства, путанностью мыслей, непониманием собственных желаний и отсутствием ориентиров в дальнейшем движении.

Выбор прямоугольника в качестве основной фигуры может свидетельствовать о непоследовательности, склонности к принятию импульсивных решений, непунктуальности и нервозности. Настроение человека-прямоугольника может многократно меняться даже в течении одного дня, что влечет за собой и изменение его поведения.

Те, кто предпочел прямоугольник, как правило, непоследовательны, не уверены в себе и имеют низкую самооценку. Они остро нуждаются в общении. При этом эти люди смелы, пытливы. Открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Чувство собственного несовершенства побуждает их искать способы саморазвития и изменений: больше читать, посещать различные курсы.

Женщины, выбравшие прямоугольник, болезненно любознательны, внушаемы, доверчивы и наивны. Часто становятся жертвой чужих манипуляций. Для них характерна поспешность в решении вопросов.

Речь прямоугольников отличается неуверенностью, невнятностью и сбивчивостью. Она бывает, как правило, эмоциональной и аритмичной: то убыстряется до скороговорки, то замедляется вплоть до пауз. Поэтому эти люди предпочитают простую манеру разговора. Они не способны ясно и четко донести свою мысль. Для них характерны колебания громкости голоса и высоты тона, употребление междометий и «слов-паразитов». Неуверенность проявляется и в движении. Жесты неуклюжи и невыразительны.

Особых предпочтений в одежде нет. Люди-прямоугольники не отличаются аккуратностью и характеризуются полнейшим отсутствием стиля.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Тест. Психогеометрия личности

Слайд 6

Тест. Психогеометрия личности

Слайд 7

«Что заказываешь, то и получаешь» Женщина едет раздраженная в троллейбусе и думает: «Пассажиры – хамы и грубияны. Муж – пьяная скотина. Дети – двоечники и хулиганы. А я – такая бедная и несчастная…» За спиной у неё стоит ангел-хранитель с блокнотиком и все записывает по пунктикам: «1. Пассажиры – хамы и грубияны. 2. Муж – пьяная скотина… » и так далее. Потом перечитал и задумался: – И зачем ей это нужно? Но если заказывает, будем исполнять…

Слайд 8

Упражнение “Ведро мусора” Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций. Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора

Слайд 9

) Упражнение "Послушный карандаш " (под лёгкую музыку "Если с другом вышел в путь " минусовка

Слайд 10

Упражнения нужно повторять каждый день по несколько раз . * Плавное вращение глазами: дважды в одном направлении, дважды в другом. *Зафиксируйте своё внимание на отдалённом предмете, а затем переключитесь на предмет, который перед вами. *Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь, *Широко зевните несколько раз. *Расслабьте шею, покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону. *Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите. *Расслабьте запястья и поводите ими. *Сожмите кулаки, разожмите, расслабляя кисти рук. *Сделайте три глубоких вдоха, затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперёд-назад и из стороны в сторону. *Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног. *Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. * Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза

Слайд 11

Притча о двух волках Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь

Слайд 12

Упражнение «Звуковая гимнастика» Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.: А – воздействует благотворно на весь организм; Е – воздействует на щитовидную железу; И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши; О – воздействует на сердце, легкие; У – воздействует на органы, расположенные в области живота; Я – воздействует на работу всего организма; М – воздействует на работу всего организма; X – помогает очищению организма; ХА – помогает повысить настроение. Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать [2]!

Слайд 13

Памятка педагогу №1 Не позволяйте себе брать работу на дом! Определяйте краткосрочные и долгосрочные цели вашей деятельности. Прежде, чем поставить себе профессиональную цель, подумаете, насколько её реализация реальна (не слишком ли высока планка). Чаще представляйте себе образ успешного, конечного результата вашего труда. Используете «паузы» в работе. Найдите время для себя – позволяйте себе «лениться» (ежедневно уделяйте СЕБЕ, не менее 2 ч.). Чаще общайтесь с единомышленниками. Избегайте ненужной конкуренции. Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем! День, проведенный в насыщенном общении, компенсируйте полным одиночеством. Наполняйте свою личную жизнь обществом, не связанным с работой. Учитесь конструктивному общению, учитесь говорить «НЕТ». Поддерживайте физическую форму, занимаясь приятным вам видом спорта. Помните – смех продлевает жизнь! Будьте оптимистами [10]!

Слайд 15

Такое чудо - просто жить! Дышать и ждать, что будет дальше. Быть выше зла, обиды, фальши. Прощать, надеяться, любить. Пытайся даже в хмурый день найти порхающую радость. Не ждите чуда! Чудите сами! Если послали куда подальше... схитри и... сходи... куда поближе... и люди довольны... и сама не устала! Чтобы не наступать на одни и те же грабли - пронумеруйте их! Пропускайте сквозь пальчики весь негатив, и тогда в ладошках останется лишь радость. Хороший слух - это когда слышишь только хорошее «Ларец пожеланий»