Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада
статья по теме

Фоменко Тамара Ивановна

Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада

 

 

        В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении  стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном  процессе - от него требуется творческое отношение к работе, владение педагогической  техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями т.д. 
       Такая ситуация потенциально содержат в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. 
       В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования. 
       Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости.

Поэтому целью этой статьи является исследование проблемы профессионального выгорания и его динамики после проведения  коррекционно-профилактических мероприятий в рамках семинара «Как сохранить психическое здоровье педагога».
       Синдром «выгорания» определяется в отечественной и зарубежной психологии как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой  профессиональной деятельности, и поэтому рассматривается в аспекте личностной деформации  сотрудника под влиянием длительно го профессионального стажа, неблагоприятного  психологического климата в трудовом коллективе.

     Ключевую роль в возникновении синдрома «выгорания» играют эмо- ционально напряженные отношения в системе «человек - человек», на пример между руководителем и под чиненными. Синдром «выгорания» характеризуется как эмоциональное истощение и деперсонализация. Исто щение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

   При деперсонализации наблюдаются нарушения отношений с другими людьми; излишняя конформность, чувство зависимости, повышение негативизма, скепсиса, а по рой и проявление циничности по отношению к подчиненным, воспитанникам, пациентам и т.д. При синдроме «выгорания» снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей, манкирование служебными обязанностями, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития. Эти психологические проявления объединяются термином «редукция личных достижений».

Синдром «выгорания» — весьма серьезное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.

Состояние эмоционального выгорания характерно для педагогов со  стажем работы от 5 до 10 лет,  чаще всего проявляется в педагогической деятельности 1-2 раза в  течение года. 

У педагогов с высшим образованием сформированность синдрома эмоционального выгорания ниже, нежели чем у педагогов со средним специальным. Можно предположить, что высокая профессиональная подготовка дает специалисту широкий спектр вариантов, способов и приемов решения профессиональных задач и проблем, возникающих в процессе работы. Значит, можно рекомендовать педагогам обучаться в высших профессиональных заведениях, заниматься самообразованием, повышать квалификацию.

Среди основных причин, провоцирующих у педагогов синдром эмоционального выгорания, можно выделить: плохое материальное положение, незащищенность, социальная несправедливость, потеря социальной престижности; а также высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, коммуникативная нагрузка. Для "выгорающей" группы характерны низкие показатели по шкале "адаптивность" и выраженная учебно-дисциплинарная модель взаимодействия с детьми.

Также среди причин, влияющих на возникновение синдрома, педагоги ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Здесь необходимо психологу проводить работу по преодолению страха ошибок, повышению уверенности, по предупреждению возникновения неконтролируемых ситуаций. Такая причина, как профессиональная рутина, вызывает раздражение у более чем половины обследуемых нами воспитателей. Поскольку эти педагоги стремятся делать все хорошо, недостаток времени приводит их к эмоциональной и физической перегрузке. Чтобы не было слишком большой загруженности работой, можно порекомендовать ставить краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Психологу необходимо формировать у педагогов способность правильно планировать свою деятельность, использовать тайм-ауты, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным. Избегать ненужной конкуренции. Слишком большое стремление к "победе" создает напряжение и тревогу.

Изучаемая в работе проблема представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики (воспитанники), которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома.

Руководителю необходимо так структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. Необходимо ввести систему поощрений педагогов: премии по итогам года и участия в методической работе; благодарность в приказе; ценный подарок; направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации; представление к награждению. Удовлетворению потребности в признании, самоутверждении, самовыражении служат такие формы работы, как участие в педагогических чтениях; обобщение опыта работы педагога; смотр педагогических достижений; ежегодный конкурс "Воспитатель года" и др.

Для того чтобы изменить учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми на личностную необходимо знакомить педагогов с современными исследованиями по теории воспитания, обучать основам личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Для этого руководитель должен направлять педагогов на специальные курсы, конференции, открытые занятия, участия в методических объединениях и др.

Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться на
сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циникам: негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».

Синдром выгорания можно своевременно предупреждать и весьма эффективно лечить.

 

Первый шаг к преодолению выгорания — разобраться с собой: не только понять свои цели и представить образ будущего, а ответить себе на вопрос, в чем смысл того, что вы сейчас делаете, зачем вы это делаете.

Самый распространенный способ справиться с ситуацией — попробовать подняться над ней, изменить свой угол зрения, посмотреть на свое положение и работу с более глобальной точки зрения.

Другой способ — уход в смежную область, когда прежние знания, умения, навыки находят новое применение. Человек делает так называемую горизонтальную карьеру.

Третий способ — не оставляя исполнения обязанностей, сделать их инструментом для достижения более глобальных целей.

Четвертый способ заключается в том, что человек, оставаясь в той же ситуации, начинает делать акценты не на том, что он уже хорошо знает, умеет, освоил, а на том, что является для него проблемой. Так обретается новый смысл в старой профессии, а ее превращение в инструмент саморазвития становится профилактикой выгорания.

Хотя универсального рецепта исцеления от профессионального выгорания не существует, эта проблема решаема, если ею целенаправленно заниматься. Каждому человеку время от времени необходимо остановиться, оглянуться вокруг, побыть наедине с самим собой, подумать, откуда и куда он идет, с какой скоростью и с какими попутчиками, а главное — зачем, с какой целью.

Список используемой литературы:

1. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2.

2. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. Т. 22. 2001. № 1.

3. Семенова Е.Г. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст]: Учебное пособие. / Е.Г. Семенова. - М.: Издательство Института психотерапии, 2002.

4. Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ. — 2004. — № 4.

5. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. Т. 23. 2002. № 3. 

6. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада

В статье раскрыты причины и пути решения проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада....

Здоровье сберегающие технологии в профилактике проблемы "эмоционального выгорания" педагогов в детском саду.

Использование здоровье сберегающих технологий в работе психолога, при разработке мероприятий. направленных на профилактику "синдрома эмоционального выгорания"  в педогагическом коллективе дошколь...

Проблема эмоционального выгорания педагогов

Одной из серьезных проблем современной системы образования является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени...

Опыт методической работы по проблеме предупреждения эмоционального выгорания педагогов в детском саду

В работе представлен материал по решению проблемы эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Сформированы этапы деятельности старшего воспитателя по данной проблеме, пути взаимодействия с узкими специали...

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...

Тренинг « Проблема эмоционального выгорания педагога»

Различного рода перегрузки усугубляют эмоциональное истощение педагога....