Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
статья по психологии

Бобер Лилиана Сергеевна

Каждый ребенок по своей природе — творец и экспериментатор. Формирование многогранной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей. У детей они находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются самостоятельно. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

(2слайд )Каждый ребенок по своей природе — творец и экспериментатор. Формирование многогранной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей. У детей они находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются самостоятельно. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить их.

Изучением способностей и одаренности занимались многие психологи как в нашей стране и за рубежом. Среди них можно выделить работы известного советского ученого, доктора педагогических наук в области психологии Б.М. Теплова. Он внес значительный вклад в разработку общей теории способностей выделил «три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

(3 слайд ) 1) способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или несколько деятельностей;

3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека… »

 Способности- это возможности приобретения знаний и навыков. И обнаруживаются они не в знаниях и умениях как таковых, а в динамике приобретения этих знаний и умений

Итак, способности можно оценить только в деятельности. Присмотритесь на сколько легко ребенку дается та или иная деятельность. если при качественном результате он затрачивает совсем немного усилий -значит у него есть способность к этой деятельности. 

Виды способностей  (4 слайд)

Способности делятся на общие и специальные. Ученые выделяют следующие виды специальных способностей:

1. учебные и творческие

2. умственные и специальные

3. математические

4. конструктивно-технические

5. музыкальные

6. литературные

7. художественно- изобразительные.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности делятся на элементарные и специальные

Общие элементарные способности (5 слайд)

Они присущи всем людям, хотя и выражены у всех по- разному. Проявление этих способностей соответствует простому действию: сенсорному, мыслительному, мнемоническому, волевому. в результате упражнений действие может стать навыком:

способность ощущать

способность воспринимать

способность запоминать

способность мыслить

речевая способность

способность воображать

способность переживать

Специальные элементарные способности (6 слайд)

Они встречаются уже не у всех людей. Для них требуется качественная выраженность определенных психических процессов. Эти способности можно развивать обучением, но в границах определенных задатками:

глазомер

высокая обонятельная чувствительность

музыкальный слух

словесно-логическая память

критичность мышления

Что же такое творческие способности и зачем их развивать? (7 слайд)

Творчество происходит от слова “творить”. Это процесс, в котором создаются и реализуются новые оригинальные идеи. А значит, творческие способности -это способность человека принимать нестандартные решения, придумывать уникальные идеи и воплощать их в жизнь.

Творческие способности выражаются в умении человека находить особый взгляд на привычное и повседневное. Они в какой-то степени зависят от психофизиологических особенностей человека, однако не являются врожденными. Их развитие обусловлено активной интеллектуальной деятельностью человека.

Одной из важных задач педагогики является формирование творческой личности.  Современное общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях, людях, способных к творческой деятельности.

Творческая деятельность ценится очень высоко, а представители специальностей, связанных с творческой средой, пользуются всё большей востребованностью. Фотографы, организаторы праздников и вечеринок, дизайнеры и стилисты, веб-дизайнеры, флористы и много-много других мастеров творческих течений и сфер обладают особенными способностями в своей области. А ведь развитие их следует начинать с детства, и если  уделить этому должное внимание, то ребёнок находит своё истинное предназначение в жизни.(8 слайд)

К творческим способностям относят:

  • воображение,
  • образное мышление,
  • интуицию,
  • фантазию,
  • восприятие,
  • инициативность,
  • любопытство,
  • возможность применить теоретические знания на практике.

Творческие способности важны, поэтому формировать их необходимо с раннего детства. Часто родители отдают предпочтение развитию интеллекта ребенка, логики и памяти, но забывают про творческий потенциал. Это большая ошибка. Фантазия же и воображение остаются без поддержки, формируясь у малыша самостоятельно. Здесь всё зависит от того, насколько сильны природные задатки у маленького человечка. На самом деле, творческое и логическое мышление не противопоставляются, а дополняют друг друга. Такие занятия комплексно воздействуют на ребенка. Они способствуют развитию наблюдательности, воображения, мышления, памяти, эмоционального интеллекта. Процесс дальнейшего школьного обучения будет намного эффективнее, если применить к нему креативность. Поэтому творческое развитие не менее важно, чем интеллектуальное и физическое.

Условия для развития творческих способностей (9 слайд)

Чтобы развивать творческие способности ребенка, необходимо соблюдать определенные условия:

  1. Правильное и своевременное физическое развитие ребенка.
  2. Включение ребенка в творческую деятельность как можно с более раннего возраста.
  3. Создание обстановки, которая будет стимулировать творческую активность — эмоциональный комфорт в семье или коллективе, атмосфера творческого поиска. Поддерживание любых начинаний ребенка.
  4. Развитие детей дошкольного возраста должно происходить только в игровой форме. Занятия не должны превращаться в скучные уроки.
  5. Разнообразная деятельность для получения результата — создания нового продукта.
  6. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способах и материалах, продолжительности занятий, их чередовании.
  7. Регулярный и системный характер занятий.
  8. Своевременная, но дозированная помощь со стороны взрослых при возникающих трудностях и тупиковых ситуациях.
  9. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поддерживать при возможных неудачах, проявлять сочувствие и терпение.

Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста активно вовлекается в творческую деятельность. В ней он и ведомый взрослым, и пробует свои силы самостоятельно. Это требует творческого воображения, координации своих действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственности. Дети в этот период жизни очень любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, их мышление не связано стереотипами. Родители, поощряя это, давая детям знания, привлекая их к разным занятиям, способствуют обогащению опыта. А это является предпосылкой для будущей творческой деятельности.

Развитие творческих способностей с возрастом (10 слайд)

Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала детей.

Младший дошкольный возраст

1-2 года. Малыши этого возраста часто проявляют интерес к музыке — двигаются под музыку, улавливают ее ритм. Художественное творчество также их увлекает. Они учатся держать в руке карандаш, пробуют разные материалы и приемы, много экспериментируют.

3-4 года. В этот период проявляется пик творческой активности у детей. Они уже много знают и умеют. В их рисунках появляются узнаваемые предметы. По-прежнему следуют за взрослым, но могут проявлять инициативу, придумывать и фантазировать.

Старший дошкольный возраст

5-6 лет. Занятия для детей этого возраста можно уже усложнять самыми разнообразными новыми заданиями. Старшие дошкольники уже могут достаточно долго работать над задачей, действовать самостоятельно, адекватно справляться с неудачами, добиваться нужно результата.

Младший школьный возраст

7-8 лет. В этом возрасте начинается уже более серьёзная творческая деятельность — рисование, музыка, театр. И в каждой области ребёнок сможет себя проявлять. Хотя возможно, что лидировать будет одна, к которой у него имеются природные задатки. Также в младшем школьном возрасте проявляется детское техническое творчество. Дети уже накопили определенный опыт, позволяющий им экспериментировать и создавать новое.

Дошкольное детство — наиболее благоприятный период для развития творческих способностей. Регулярно занимаясь с ребенком, предоставляя ему комфортную психологическую обстановку, достаточно свободы, материалов для творчества, подавая идеи и ненавязчиво направляя, заботливые родители делают большой вклад в его будущее, открывают для него много возможностей реализации.

Как развивать творческие способности дошкольников?

Существует много методов развития творческих способностей детей. Беседы об окружающем мире, обо всем, что происходит вокруг, ответы на интересующие вопросы — все это могут использовать родители и педагоги ежедневно. Развивающие игры, мозаики и конструкторы должны быть у каждого ребенка. Стоит заниматься  рисованием, лепкой, читать книги и слушать музыкальные произведения. Перечисленные занятия не только развлекут, но и принесут большую пользу. (слайд 11)

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. )(В.А.Сухомлинский

В просторечии «одаренность» употребляют как синоним «способности»

На самом деле это не так. Способность формируется только в деятельности. Если мы хотим выяснить какими способностями обладает ребенок, то мы включаем его в определенную деятельность, эта деятельность должна соответствовать таким условиям:

Вызывать стойкие положительные эмоции

Вызывать стойкий интерес

Иметь творческий компонент

Ставить перед ребенком цели, всегда чуть-чуть превосходящие его возможности. Наблюдая за ребенком в таких благоприятных условиях ,установить наличие  и силу способностей к какому-то виду деятельности не сложно.

Одаренность же заявит о себе ярко и явственно, что ошибиться будет невозможно. Одаренный ребенок- проявит крайнюю высокую степень успешности в выбранной деятельности. Его мотивация будет очень высокой, он будет сильно вовлечен в деятельность. Он будет действовать креативно, создавая новое или находить нестандартные способы действий. Прояви поразительную интуицию, бессознательную. чуткость в решении поставленных перед ним задач. Все потому, что одаренность - это не просто комплекс способностей, некоторая их сумма. Это их синтез с новым качеством не отделимым от личности ребенка. Можно сказать, что одаренность- это функция личности.

Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна: (12 слайд)

«Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни». (слайд)

(13 слайд) Систематизация типов одаренности определяется критерием, который положен в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. А количественные - позволяют описать степень их выраженности.

Соответственно, учеными выделены следующие типы одаренности:

1.  Интеллектуальный тип одаренности.  

Учеников такого типа учителя называют умными, толковыми, сообразительными. Эти школьники обладают глубокими знаниями, умеют самостоятельно получить их. Дети данного типа одаренности глубоко и точно анализируют учебный и дополнительный материал.

Интеллектуальный тип одаренности можно разделить на два основных подтипа. В первом проявляются общие умственные способности, и нет какой-либо специализации. А во втором - высокие способности проявляются в одной какой-либо специальной области знания.

Именно этот тип одаренности можно наблюдать у современных вундеркиндов.

2. Академический тип одаренности.  

Для этого типа свойственен высокий интеллект. Дети этого типа очень хорошо учатся. Из этих учащихся получаются впоследствии настоящие мастера своего дела.

3. Художественный тип одаренности.

Данный вид одаренности заметен в высоких достижениях художественной деятельности: в танце, музыке, скульптуре, живописи. Учитель, в свою очередь, должен своевременно заметить эти способности, а также способствовать их развитию.

Интеллектуальную, художественную и академическую одаренности способен выявить учитель без помощи психолога. Также есть и такие типы одаренности, для выявления которых без психолога просто не обойтись. К ним относятся: лидерская (или социальная) одаренность, психомоторная одаренность и креативность.

4. Креативность

Основная особенность этого типа одаренности заключается в нестандартности мышления. Данный тип одаренности тяжело выявить в школьной практике, поскольку стандартные учебные программы не дают возможности одаренным детям выразить себя.

5. Лидерская (или социальная) одаренность

Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению ученых, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта и им не чуждо чувство юмора.

В жизни мы встречаемся с несколькими вариантами лидерской одаренности. Это эмоциональные лидеры (с ними советуются, их любят). Есть лидеры действия (они умеют принимать решения, которые важны для многих людей).

6. Спортивная (психомоторная) одаренность

Бытует мнение, что у спортсменов низкий уровень умственных способностей. Но ученые доказали обратное. Исследования показали, что у известных спортсменов очень высокие интеллектуальные возможности. Если у школьников, которые увлекаются спортом, создать соответствующую мотивацию, то они могут превосходно учиться.

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.
Таким образом, исходя из выше сказанного, очевидно, что работа с одаренными детьми в ДОУ требует знаний психологии, индивидуального подхода, внимания и отзывчивости. И только под непосредственным руководством  грамотного педагога можно развивать, раскрывать новые горизонты таланта дошкольника.

 Задача педагогов это- создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями, раскрытие потенциала ребенка, данного ему от рождения, а это – большая ответственность. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка.

М. Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми : ( 15 слайд)

• теоретические знания по вопросу одарённости;

• наличие практического опыта;

• позитивная Я - концепция;

• целеустремлённость и настойчивость;

• зрелость (чёткое знание своих целей и задач);

• эмоциональная стабильность;

• креативность.

 наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создание условий для проявления творческой активности ; создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности; (предоставление детям возможности активно задавать вопросы, поощрение высказываний оригинальных идей, использование личного примера творческого подхода к решению проблем; поддержка инициативы ребенка, отсутствие четких наставлений, помощь в независимых действиях, не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать самостоятельно);

- важно помнить, что одаренность – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход; (16 слайд)

Психолого–педагогическое сопровождение одарённых дошкольников, которое предполагает:

- составление индивидуального маршрута развития;

создание комфортной развивающей среды, помогающей гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей;

- осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;

- содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми.

Помощь одарённым дошкольникам в самореализации их творческой направленности: индивидуальные творческие задания, работа в детской лаборатории, организация проектной деятельности. Участие в интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях. Вовлечение воспитанников в систему дополнительного образования (рекомендации родителям о посещении детьми кружков, студий).

 Работа с родителями одарённых детей : совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и воспитателя (беседы, тренинги, индивидуальные консультации специалистов ДОУ, родительские клубы, индивидуальные консультации психолога, детско-родительские проекты).

(17 слайд)

Таким образом, наличие одаренных ребят в большинстве образовательных учреждений требует организации соответствующей развивающей среды и осуществления целенаправленной социально-педагогической поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых, от чего зависит раскрытие способностей и развитие личности этих детей.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....