Консультация "Что такое гендерное воспитание"
консультация по психологии

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становлениясамосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_gendernoe_vospitanie.docx442.64 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое гендерное воспитание

Развитие личности, в основе которого стоит формирование человеком своих жизненных ролей, не может быть гармоничным без гендерно-ролевой социализации. Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время. И все больше, педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков.

Гендерное обучение и воспитание детей является предметом научного исследования во многих странах мира. В результате были получены данные, свидетельствующие о принципиально различных организациях мозга мальчиков и девочек. Исследования подтверждают различия между полами наряду с физическим, на психическом, когнитивном, поведенческом уровне.

Таким образом, зарубежная и отечественная наука обосновала существование различий между полами. На основе научных исследований возникла наука о человеке – гендерология, изучающая проблему гендеров.

Гендер — это психологические, культурные и социальные различия между мужчинами и женщинами в конкретном обществе. Если биологический пол ребёнка закладывается на стадии эмбриона, то гендер формируется в процессе воспитания.

Психологи считают, что ребёнок начинает осознавать свой гендер в возрасте 3–4 лет, а к 7 годам представления становятся устойчивыми.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний.

Гендерное воспитание призвано не только  помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы у ребёнка сформировалось устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик.

В свою очередь, гендерное воспитание означает взращивание ребёнка в соответствии с принятыми в конкретном обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Гендерные установки закладываются в семье: мальчики ассоциируют себя с отцом, а девочки — с матерью.

Задачи гендерного воспитания — помочь детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, адаптироваться в общество и начать играть по его правилам.

Общество действительно делится на мужчин и женщин, и чтобы полноценно интегрироваться, нужно занять одну из ролей. Но особенность гендерного воспитания заключается в частых стереотипах, которые пагубно сказываются на детях.

Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.

В умственной деятельности девочки:

  • быстрее схватывают новый материал;
  • легче усваивают алгоритмы и правила;
  • любят задания на повторение;
  • чаще используют ближнее зрение;
  • воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
  • лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”.

В умственной деятельности мальчики:

  • труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
  • им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от  простого к сложному”;
  • лучше выполняют задания на сообразительность;
  • не терпят однообразия.

В результате многочисленных исследований, было установлено следующее: При обучении детей педагогу важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение  педагога на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

Мальчики и девочки - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное пособие "Такие разные и такие одинаковые" ( гендерное воспитание )

Создание условий для полоролевой социализации дошкольников....

Консультация для родителей: " Что такое гендерное воспитание?"

В настоящее время на первое место в педагогике  вышла проблема учёта воспитания мальчиков и девочек.Как воспитывать мальчиков. чтобы из них вырастали мужчины?Какие условия надо создать девочкам. ...

Интерактивная дидактическая игра по гендерному воспитанию "Мы такие разные"

- Цель пособия: формирование у ребенка устойчивого понятия своего пола и стереотипа поведения «Я –девочка», «Я- мальчик»- Задачи пособия:·        Способствовать овла...

Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Мальчишки и девчонки. Такие похожие и такие разные!"

Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Мальчишки и девчонки. Такие похожие и такие разные!" младший возраст...

Что такое гендерное воспитание? Консультация для родителей

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «ген...

занятия познавательное развитие по гендерному воспитанию для детей 2-й младшей группы. «Мы такие разные, и всё - таки мы вместе»

Тема: «Мы такие разные, и всё - таки мы вместе»Цель: формировать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками, через свою гендерную принадлежность.Задачи:Образовательные:-обобщат...

Консультация: "Что такое гендерное воспитание детей?"

Педагогам, воспитателям и родителям нужно учитывать гендерный фактор в воспитательном процессе, прежде всего потому, что развитие личности, в основе которого стоит формирование человеком своих жизненн...