Мастер-класс: Метафорические ассоциативные карты «Душа в картинках»
презентация по психологии

Серебрякова Галина Геннадьевна

Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми, родителями, педагогами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс:

Метафорические ассоциативные карты «Душа в картинках»

(На сцене  на стойке висят сюжетные  МАК - карты формата А3. Выходит Психолог и два педагога.)

Слайд 1.

 Психолог: Добрый день уважаемые педагоги, гости,  мои помощники и собеседники. Я приветствую вас на своем мастер-классе от всей души! Душа… Как часто мы говорим и слышим: Душа радуется. Живем душа в душу. Все, что вашей душеньке угодно!

Педагог 1: Изболелась душа…

Педагог 2: Душевная компания.

Психолог (обращает внимание на большие картины): «Душа в картинках».

Слайд 2.

(Педагоги смотрят на одну из картин начинают вести диалог):

Педагог 1: Какие необычные картины! (на картинке три ребенка едят кусок арбуза)

Педагог 2: Один кусочек на троих. Голодное детство!

Педагог 1: Дети довольные, счастливые! Сладкая жизнь!

Педагог 2: Так здесь голодное детство или сладкая жизнь?

Психолог: Коллеги, не спорьте, одни и те же образы на карте вы видите по-разному. В этом и состоит волшебство метафорических ассоциативных карт, сокращенно их называют МАК.

Слайд 3.

МАК - это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины, иногда со словами или выражениями. Это изображения, которые вызывают ассоциации. Поэтому карты «ассоциативные». Также, карта является метафорой того, что вас волнует, чего вы боитесь или желаете, поэтому карты «метафорические».  

Педагог 1: Голодное детство….

Педагог 2: Сладкая жизнь….

Слайд 4.

Психолог: Именно так! Душа в картинке! Видишь образ, и запускается интуиция, фантазия, воображение. Метафорические карты не имеют определенных интерпретаций – они всегда значат только то, что мы сами в них видим. Вас что-то тревожит или беспокоит, но вам трудно сформулировать и понять причину беспокойства. Что же делать? Брать в руки метафорические ассоциативные карты.  Метафорические карты не скажут, когда вы выйдете замуж или рассчитаетесь с долгами, но они покажут, почему это не происходит, и что сделать, чтобы получить результат. Карты нужны для того, чтобы достать из бессознательного ту информацию, которую вы пока еще не осознаете.

(Психолог обращает внимание зрителей на экран с изображением двери).

Попробуем приоткрыть дверь в наше подсознание?  Под впечатлением нашего профессионального конкурса заглянем внутрь себя.

Во-первых, сначала формулируем вопрос.

Педагог 1: Что для меня сейчас моя профессия? 

Психолог: Взяли карту, посмотрели. Что на вашей карте?

Педагог 1: Дверь.

Слайд 5.

Психолог: И не важно, сами вы выбрали карту или вам дали карту. Потому что именно то, что вы почувствовали, именно те мысли, что пришли вам в голову, те ассоциации, что возникли, и есть ответ на ваш вопрос. Опишите свою картинку.

Педагог 1: Это дверь в мою Профессию. Я уже вошла в эту дверь, это мой родной дом, и я к нему привыкла.

Психолог (обращаясь к 2 педагогу): Какие у вас ассоциации?

Педагог 2: Не нужно бояться,  нужно с интересом входить, там что-то новое, творческое, креативное.
Психолог: Образ двери является метафоричным. По отношению к нашей профессии в том числе. Я думаю, что вы (к зрителя), тоже уже проанализировали свое место в профессии. Для большинства из нас в этом зале, я уверена, все  двери открыты…

Педагог 2: Согласна, но в последнее время в моей жизни – работа, дом, суета, проблемы…  Устала. Как восстановить силы?

Психолог: Поищем ресурсы для хорошего настроения!?...

Слайд 6.

Выберите карту. Можно в открытую осознанно выбрать понравившуюся карту, а можно довериться своей интуиции и выбрать карту вслепую. Одну или несколько… Как вам хочется.  (Педагог берет три карты)

Психолог: Опишите свои карты. 

Педагог 2: На первой карте девушка лежит в ванной. Ей это нравится. Понимаю, что нужно уметь расслабляться и баловать себя. Может быть, сходить в СПА-салон или на расслабляющий массаж. Вторая карта говорит мне о том, что общение с ребенком для меня – это радость и вдохновение. Пора сходить вместе в кино, погулять в парке. А третья подсказывает мне, что нужно вернуться к любимым занятиям - рисование, фитнес. Это приносило мне много удовольствия!

Психолог: Вот вы и выделили для себя главное, осталось сосредоточиться на собственных желаниях. И в этом вам поможет Карта желаний – выполненная своими руками.

Слайд 7.

(Психолог приглашает педагогов к столу с материалом для изготовления карты)

Психолог (обращается к двум педагогам): Вы можете выбрать поверхность, (психолог обращает внимание на ватман, листы бумаги, пробковую доску), на которую приклеите символичные изображения своих желаний и мечтаний. Главное - уместить все картинки желаний в одной карте. Аппликация – лишь один из вариантов. (обращает внимание на картинки) Желания можно и рисовать, и писать текстом. (обращает внимание на фломастеры, карандаши, краски). А в идеале – совмещать все варианты. Можете воспользоваться схемой карты. (схема на экране и у педагогов на столе). Карта желаний – своего рода метафорическая карта, выполненная своими руками. (Педагоги садятся  за стол и делают Карту желаний)

Психолог: Как же расшифровать тайный смысл метафорической карты?

Это - своего рода головоломка. Знаете, одно дело  рассуждать о том, что хотел сказать художник своей картиной, и совсем другое вскрыть код замысловатых образов, чтобы получить ответ на свой конкретный вопрос.

(Психолог обращается к зрительному залу)
Ну что вскроем код?

Слайд 8.
Загадайте желание и правильно сформулируйте вопрос, ответ на который хотите получить. (обращает внимание на экран)

Прислушайтесь к себе и к своим чувствам.
А теперь выберите любую цифру от 1 до 6.

Пришло время взглянуть на вашу метафорическую карту.

Слайд 9.

Итак, вспомните Ваш вопрос …

Как изображение  связано с вопросом, который вас интересует. Ну что, получилось оживить картину? Соотнесли с реальностью? Думаю, да. Осталось проанализировать и понять,  что нужно сделать для того, чтобы  желание исполнилось и принять решение.

Слайд 10.

Взрослым МАК помогают взглянуть на себя изнутри, детям развивать речь,

воображение, критическое мышление.

 С помощью МАК педагоги могут решать поставленные задачи, а родители – развивать своего ребенка и разнообразить досуг всей семьи. 

Они подходят подросткам и взрослым, мужчинам и женщинам, детям с четырех лет. У МАК практически нет ограничений.

В повседневной жизни - это принятие решений, поиск новых идей.

Слайд 11.

Выберите и посмотрите карту утром, и вы поймете, на что можно внутренне опереться в течение рабочего дня. Либо вечером, перед сном, чтобы знать, за что вы можете быть благодарны прошедшему дню. 

Слайд 12.

Давайте поиграем. Выберите  карту, и пусть она станет продолжением моего предложения: («Помощники» дают выбрать карту членам жюри)

  1. Меня особенно вдохновляет…
  2. Я мог бы быть очень счастливым, если бы…
  3. В других людях я больше всего восхищаюсь…
  4. Мне нравится, когда коллеги…
  5. Мне кажется, что в будущем я займусь…

В компании друзей МАК – это общение, эмоции, интуиция, игра. Карты создают некий игровой момент в работе с самим собой. Играя, перебирая красивые картинки или читая мудрые высказывания, мы способны разобраться со своими страхами, проблемами и задачами.

Слайд 13.

Неудивительно, что дети познают мир во время игры.

Игры с картами из набора «Я и все-все-все» - универсальны: можно сочинять истории, рисовать комиксы, дорисовывая к картинке, что было до или после. Позитивные, «мультяшные» изображения помогут находить решения из любой проблемной ситуации.

Слайд 14.

Отправиться прямо в сказку вы сможете с волшебными картами «Тропинка к своему Я». Это сказкотерапия в картинках.

Слайд 15.

Картотеку игр и упражнений с МАК вы можете найти на моем сайте.

Слайд 16.

А мы тем временем вернемся к тайнам составления карты желаний.

Педагог 1: На моей карте желаний то, что я хочу делать каждый день, но очень часто забываю. Поэтому - это доска с картинками, и я могу что-то добавлять или убирать.

Психолог: Поместите её там, где она будет попадаться вам на глаза как можно чаще. 

Педагог 2: Я приклеила картинки-желания, которые хочу исполнить в течение нескольких лет. С перспективой.

Психолог: Те, кто увлекается составлением таких карт утверждают, что правильно выполненная карта работает! И люди с ее помощью могут действительно изменить свою жизнь, желания исполняются. Дело в том, что когда мы создаём композицию из наших «хотелок», то просто помогаем себе сосредоточиться на собственных желаниях, не убирая их в долгий ящик.   Психологически это действует безотказно. Вот такие эти волшебные метафорические карты.

Слайд 17.

Психолог (обращаясь к зрителям): Пусть карта, которую вы сейчас выберите,  поможет  реализовать вашу мечту и станет для вас посланием счастья, а новые знания вдохновят на самые смелые идеи и проекты.  

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога

Профилактика профессионального выгорания педагогов ДОУ...

Тренинг для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт

Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характера...

Картотека схематических картинок "Физкультура в картинках"

Формировать у детей способность самостоятельно организовать и выполнять игровые движения,   схематично обозначенные на специальных карточках....

Карты Проппа (изображение карт)

Что такое карты Проппа? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.П...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...

Мастер-класс "Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ"

В материале представлен конспект мероприятия педагога-психолога с педагогами, педагогами-психологами на тему «Метафорические ассоциативные картыв работе педагога-психолога ДОУ»....

«Ассоциативные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества»

В дошкольном возрасте, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психичес...