Методы групповой арт-терапии в профилактике синдрома эмоционального выгорания
проект по психологии

Логинова Ирина Петровна

Как известно арт-терапия – один из самых мягких и в то же время глубоких методов воздействия на состояние человека. Особенно на его эмоциональное состояние, арт-терапевтические методы позволяют снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться, а также не имеют ограничений и противопоказаний.

Цикл групповых занятий с использованием методов арт-терапии помогает развитию эмоциональной устойчивости педагогов и активизации внутренних ресурсов для сохранения и восстановления своих эмоциональных сил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы групповой арт-терапии в профилактике синдрома эмоционального выгорания

Подготовила

 педагог-психолог МБОУ СШ №40

Логинова И.П.

Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Термин характеризует психическое состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Эмоциональному выгоранию способствуют следующие личностные установки, которые особенно присущи педагогам.

  • мне нельзя ошибиться;
  • я должен быть сдержанным;
  • я не имею права быть предвзятым;
  • я обязан во всем быть примером для подражания.

Выделяют три основные стадии синдрома профессионального выгорания:

1 стадия:

Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет.

2 стадия:

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (дошкольники), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, «с пол-оборота», хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.

3 стадия:

Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.

Кроме личностных, внутренних факторов, эмоциональное выгорание педагога обусловлено еще и целым рядом внешних влияний. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата.

Все эти факторы приводят к высокой напряженности в работе педагогов, что в свою очередь может способствовать появлению подавленности, апатии, чувству постоянной усталости, а иногда и грубости, несдержанности, грубости в адрес воспитанников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Попытки сдерживаться, «загонять» проблему внутрь себя приводят к  равнодушию воспитателя или агрессивным реакциям, и становятся причиной стрессов для педагогов и детей.

В профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов могут быть использованы методы групповой арт-терапии. Как известно арт-терапия – один из самых мягких и в то же время глубоких методов воздействия на состояние человека. Особенно на его эмоциональное состояние, арт-терапевтические методы позволяют снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться, а также не имеют ограничений и противопоказаний.

Цикл групповых занятий с использованием методов арт-терапии помогает развитию эмоциональной устойчивости педагогов и активизации внутренних ресурсов для сохранения и восстановления своих эмоциональных сил.

В результате занятий возникают три основных эффекта:

– эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

– эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Методы, используемые в арт-терапии, предполагают, создание и работу с визуальными образами и одновременно с этим осуществляется взаимодействие между автором работы, психологом и другими членами группы. Таким образом, решаются сразу несколько задач. Изобразительная деятельность дает возможность участникам группы активизировать и использовать свои внутренние ресурсы, предоставляет дополнительные возможности для самовыражения, причем эти возможности многие никогда ранее не рассматривали, как способ релаксации или восстановления своих сил. Так же творческая деятельность в группе влияет и на внутригрупповую коммуникацию, и на коммуникационные возможности участников вне группы. По оценкам участников групп такого рода творческая деятельность создает комфортную атмосферу внутри группы, благоприятно отражается на состоянии самих участников и их отношениях друг с другом, а также способствует позитивному взгляду на окружающий мир.

С целью профилактики эмоционального выгорания педагогов в дошкольном отделении были созданы две группы. Первая группа состоит из заместителя директора и узких специалистов. В ней занимается пять человек. Во вторую группу входят воспитатели, в ней – шесть человек. Занятия в первой и второй группе проводятся один раз в неделю в течение одного часа. Всего было проведено 12 занятий. Встречи в группах продолжались до конца 2022 года.

Опрос участников группы и наблюдения свидетельствуют о хорошей динамике эмоционального состояния участников группы. Как показывает практика, упражнения несут в себе положительный заряд, который присутствует у участников группы в течение нескольких дней. Так же раскрываются и активизируются коммуникативные ресурсы. Участники группы отмечают атмосферу доверия, комфорта, повышение интереса к работе, желание общаться с коллегами не только во время учебного процесса, но вне рабочего времени, снижение раздражительности.

Для выполнения заданий и упражнений от участников не требуется художественных способностей и навыков в изобразительной или другой творческой деятельности. При работе в такой группе используются не только традиционные бумага, карандаши и краски, но и различные природные материалы, которые могут быть заготовлены заранее самими участниками группы. В одной из групп участники сами заготовили все, что может потребоваться им для будущих занятий. Время прогулки и сбора различных растений, кусочков коры и других природных материалов так же может быть использовано для занятия в группе. По отзывам участников, эта встреча была наиболее запоминающейся и доставила им большое удовольствие.

Помимо известных в литературе методик и упражнений в работе описываемых групп применялись и разработки автора статьи.

Одним из самых интересных для участников упражнений является работа с «Волшебным песком». Участникам предлагается создавать различные объекты, придумывать истории, используя «песочницу». «Песочница» представляет собой ящик размером 60*50*15 см, плоскость для песка из белого непрозрачного оргстекла, подсвеченного снизу двумя желтыми лампочками по 15 вт. Участники группы создают «волшебный остров», «волшебный сад», пишут на песке различные варианты своего имени и т.п. Во время работы с такой «песочницей» происходит своего рода регресс, возвращение в детство, возникает чувство покоя, защищенности, ощущение беззаботности и легкости бытия.

Приведенные ниже упражнения, разработанные автором, так же могут быть использованы как арт-терапевтические методы в профилактике эмоционального выгорания педагогов при групповых занятиях.

 «Калейдоскоп»

Материалы: бумага для рисования формата А3, большая кисточка для рисования, акварельные краски.

Участникам группы предлагается выполнить рисунок.

Инструкция:

1 этап: «Обратите свой взгляд на ваш внутренний мир. Рассмотрите себя внутренним взором и изобразите в абстрактной манере всё, что вы увидели на бумаге»

2 этап: «Расскажите о том, что вы нарисовали. Где вы на этом рисунке? Что означает для вас то, что вы нарисовали?»

3 этап: «Расскажите о том, что вы увидели на рисунках других. Представьте, что вы выбираете себе картину, какой из рисунков вы бы приобрели?»

4 этап: «Сверните рисунок в широкую трубку, изображением во внутрь, рассмотрите этот «Калейдоскоп» со всех сторон, расскажите о ваших впечатлениях»

5 этап: «Передайте свернутый в трубку рисунок соседу слева, возьмите рисунок своего соседа, рассмотрите его со всех сторон, расскажите о ваших впечатлениях»

6 этап: «После того, как ваш рисунок вернулся к вам, разверните его и сверните снова, но изображение должно быть на внешней стороне трубки. Теперь мы выворачиваемся «наизнанку», покажите себя другим. Рассмотрите все рисунки»

7 этап: «Расскажите о ваших впечатлениях. Изменялось ли ваше внутреннее состояние? Каким образом? Что было самым приятным в вашей работе?»

 «Волшебный сад»

Материалы: лист бархатной бумаги, природные материалы - засушенные растения (цветы, листья и т.п.), клей ПВА, кисточка для клея.

Инструкция:

1 этап: «Создайте для себя свой волшебный сад. Этот сад только ваш и только для вас. Он будет таким, каким вы захотите. С помощью природных материалов на бархатной бумаге сотворите свой волшебный сад»

2 этап: «Покажите ваш волшебный сад, расскажите о нем. Какой он? Что в нем есть? Как вы себя чувствуете в этом волшебном саду?»

3 этап: «Посмотрите на работы других участников группы. Расскажите о своих впечатлениях»

4 этап: «Расскажите о ваших впечатлениях. Изменялось ли ваше внутреннее состояние? Каким образом? Что было самым приятным в вашей работе?»

«Радуга»

Материалы: бумага для рисования формата А3, кисточки для рисования, акварельные краски.

Инструкция:

1 этап: «Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки.» Упражнение повторить трижды

2 этап: «Нарисуйте вашу радугу и себя, нарисуйте то, что вы сейчас представляли, взбираясь и съезжая с радуги»

3 этап: «Расскажите о том, что вы нарисовали. Где вы на этом рисунке? Что означает для вас то, что вы нарисовали?»

4 этап: «Расскажите о том, что вы увидели на рисунках других. Расскажите о своих впечатлениях»

5 этап: «Расскажите о ваших впечатлениях. Изменялось ли ваше внутреннее состояние? Каким образом? Что было самым приятным в вашей работе?»

        Наблюдая результаты занятий, во время которых применялись описанные выше арт-терапевтические методы групповой работы, автором статьи было отмечено, что эти упражнения помогают педагогам снять напряжение, способствуют разрядке и повышению тонуса, устранению эмоциональной напряженности, ослаблению проявлений утомления, нормализуют эмоциональный фон, усиливают мобилизацию ресурсов организма и могут с успехом применяться в дальнейшей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

В настоящее время, во время модернизации дошкольного образования вопрос здоровья педагогов всает наиболее остро. Ведь от того насколько педагог комфортно чувствует себя на рабочем месте, настолько ком...

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...

Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека)  и профилактическим  материалом в работе по про...

Исследовательский проект по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ "Территория здоровья"

В общем виде синдром "выгорания" рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных стрессов средней интенсивности. Наиболее широко эта пр...

Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. Приемы эмоциональной саморегуляции .

Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Приемы эмоциональной саморегуляции . Способы повышения самооценки ....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

Данный конспект предназначен для психологов ДОУ и школьных психологов. Цель данного семинара - создание условий, способствующих профилактики синдрома эмоционального выгорание у педагогов ДОУ и учителе...

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...