Адаптация. Понятие, уровни, виды, факторы.
статья

Терентьева Дарья Евгеньевна

Под адаптацией понимается приспособление человека к условиям и обстоятельствам окружающего мира.  Целью любой адаптации является достижение гармонии при взаимодействии между человеком и другими людьми, окружающим миром. Данное понятие используется практически всю жизнь, поскольку любое изменение привычной обстановки и попадание в новые для себя условия приводят к необходимости приспособления. Человек адаптируется к окружающему миру и людям, в то время, как и окружающие люди, тоже вынуждены приспосабливаться к человеку. Данный механизм является двусторонним. В этом принимают участие физиологические, личностные особенности, генетические и поведенческие факторы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya._adaptatsiya.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация

Понятие

Под адаптацией понимается приспособление человека к условиям и обстоятельствам окружающего мира.  Целью любой адаптации является достижение гармонии при взаимодействии между человеком и другими людьми, окружающим миром. Данное понятие используется практически всю жизнь, поскольку любое изменение привычной обстановки и попадание в новые для себя условия приводят к необходимости приспособления. Человек адаптируется к окружающему миру и людям, в то время, как и окружающие люди, тоже вынуждены приспосабливаться к человеку. Данный механизм является двусторонним. В этом принимают участие физиологические, личностные особенности, генетические и поведенческие факторы.
Понятие адаптации рассматривается с двух сторон:

1.Человек привыкает к внешним обстоятельствам, в которых он пребывает.

2. Человек саморегулирует и балансирует на фоне воздействующих на него внешних факторов.

Адаптация всегда происходит на трех уровнях:

1.Физиологическом. 2. Психологическом. 3. Социальном.

Данные уровни как между собой, так и внутри друг друга поддаются взаимному влиянию. В процессе адаптации значимую роль играют факторы, которые являются барьерами на пути достижения цели. Если человек проходит через ситуацию без существенных препятствий, тогда речь идет о конформном поведении. Если же были препятствия, через которые человек прошел или нет, речь идет об отсутствии эффективного приспособления. Человек часто проявляет защитную реакцию на ситуации, когда не достигает желаемого. Здесь важными становятся умения человека адекватно реагировать на ситуацию, оценивать, анализировать и прогнозировать, планировать свои действия, которые способны помочь в достижении гармонии, адаптации и цели.

 Защитными механизмами, к которым человек прибегает в ситуации неприспособления, являются:


Отрицание – игнорирование неприятной или травмирующей информации.

Регрессия – проявление инфантильного поведения.  

Формирование реакции – изменение положительного на отрицательное, и наоборот.

Вытеснение – стирание из памяти тех эпизодов, которые причиняют боль.

Подавление – намеренное игнорирование и забывание неприятных воспоминаний.

Проекция – приписывание миру или людям качеств, которыми человек сам обладает.

Идентификация – приписывание себе качеств другого человека или нереального персонажа.

Рационализация – попытка интерпретировать ситуацию так, чтобы она меньше всего травмировала личность.

Юмор – способ снижения эмоциональной напряженности.

Сублимация – преобразование инстинктивных реакций в общественно приемлемые формы.

Все это является способами адаптации, которыми часто пользуются люди в повседневной жизни.

Виды:

1.Биологическая – процесс, когда человеческий организм эволюционирует с целью максимального приспособления к окружающему миру. Здоровье считается критерием, который указывает на адаптированность организма к нынешним условиям. Если адаптация затягивается, тогда организм заболевает.

2.Этническая – процесс адаптации группы лиц к новым социальным, погодным, местным условиям. Проблемой может стать расистское отношение местного населения к новым лицам.

3.Социальная – процесс приспособления к социальной среде, в которой он пребывает. Это и взаимоотношения с окружающими людьми, и трудовая деятельность, и культура, и т. д. Человек может пассивно меняться, то есть ничего в себе не менять и надеяться на судьбу, что все само наладится, а может активно действовать, что является наиболее эффективным способом. В случае неприспособления человек может сталкиваться как с недоброжелательным отношением, напряженностью, так и с нежеланием что-либо делать.

4.Психологическая – проявляется во всех видах адаптации. Человек вынужден эмоционально и психически приспосабливаться к любым условиям, чтобы быть способным выжить и установить гармонию внутри себя.

Человек легко адаптируется, когда он лично готов к любым переменам и трудностям, с которыми он неизбежно столкнется, если чего-то не знает, не умеет, игнорирует. Адекватная реакция на происходящие изменения, готовность анализировать и трезво оценивать ситуацию, а также менять модель своего поведения в новых условиях до максимально конформного позволяют человеку приспособиться к любым условиям. Если человек не способен удовлетворить личные потребности в имеющихся условиях (дезадаптация), в таком случае у него возникает тревога, которая часто провоцирует страх и беспокойство. Здесь человек ведет себя по-разному: начиная от адекватной оценки ситуации и изменения своего поведения до включения защитных механизмов и попыток отгородиться от негодных условий.

Если человек неадекватно реагирует на ситуацию, неправильно ее интерпретирует либо на него воздействуют непреодолимой сложности факторы, тогда может сформироваться неприемлемая форма поведения. Она бывает:  

Девиантной – удовлетворение личных потребностей неприемлемыми для социума действиями. Поступки являются:  

1. Неконформистскими – конфликты.

2. Новаторскими – новые способы решения ситуаций.

Патологической – действия, формирующие невротические и психотические синдромы. Здесь выделяют дезадаптацию – форму поведения, которая не соответствует общепринятым нормам, а также приводит к конфликтам с людьми или внутри себя.

Девиантное поведение часто прослеживается в подростковом возрасте, когда человек желает сам диктовать свое поведение. Часто здесь прослеживаются такие виды девиантного поведения:

1.Отрицательная девиация – ложь, лень, нахальное и грубое поведение, склонность к физическому насилию, агрессивность, злоупотребление наркотическими, алкогольными и никотиновыми веществами.

2.Положительная девиация – стремление находить новые модели и варианты решения ситуаций, экспериментирование, творчество.

Факторы

 Под факторами адаптации понимаются внешние условия, к которым вынужден приспособиться человек. К ним относят такие факторы:

Природные – погодные и климатические условия, территориальное расположение, возникновение катаклизмов.

Материальные – это предметы внешнего мира, которыми человек вынужден уметь пользоваться. Например, одежда, деревья, земля, автомобили и т. д.

Социальная – это деятельность и взаимоотношения между людьми.

Техногенные – факторы, которые являются побочным эффектом от деятельности человека: свалки, мусор, загрязнение атмосферы и т. д.

Каждый человек индивидуален в своих темпах адаптации. Кому-то легко дается приспособление к новым условиям, поэтому такие люди часто путешествуют. Кто-то тяжело переносит перемены, поэтому практически навсегда сохраняет ту среду обитания, в которой находится.

Психологи отмечают, что на адаптивность человека влияют такие факторы:

  1. Субъективные, которые бывают:
  • Демографическими – возраст, пол.
  • Психофизиологическими.
  1. Средовые включают:
  • Обстоятельства и условия жизнедеятельности.
  • Обстоятельства социальной среды.
  • Режим и характер деятельности.

Итог

Психические расстройства можно назвать своеобразной дезадаптивностью человека. Психика нашла самый идеальный вариант для приспособления путем формирования болезни. Пока человек живет, он остается больным. Продолжительность жизни при дезадаптации значительно сокращается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие и виды театрализованных игр. доклад.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.Участвуя в театрализова...

Понятие и виды адаптации

Понятие и виды адаптацииДетский сад-это новое окружение, новая обстановка ,новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её услови...

Воображение- понятие и виды у детей старшего дошкольного возраста

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: непроизвольное, произвольное воображение, творческое воображение. ...

«Понятие и виды театрализованных игр»

Консультиция для воспитателей...

Понятие, причины, виды, формы дизартрии.

Понятие, причины, виды, формы дизартрии....

Понятие игры. Виды игр и особенности их развития в ДОУ.

Игра занимает в жизни ребенка-дошкольника особое место. Игры используются в ходе непосредственно образовательной деятельности, в свободное время дети с успокоением играют в придуманные ими игры. Иссле...

Понятие самооценки и факторы, определяющие ее формирование в дошкольном возрасте.

Психологи, изучающие вопросы готовности детей к школе, особо подчеркивают необходимость сформированности самоооценки как компонента социально-личностной готовности к школе....