Образовательный проект "Педагог и наставник"
проект по психологии

Пятунина Анастасия Олеговна

Педагог-психолог – ключевое и значимое звено в системе дошкольного образования. Данный специалист должен обладать профессиональными умениями и навыками, должен уметь подстраиваться под условия, быть гибким, грамотным, уметь владеть ситуацией и опираться на актуальные знания. Все это в полной мере доступно опытному педагогу. Но как быть молодым специалистам, которые только окончили высшее учебные заведения и начинают свой путь в дошкольном учреждении?

Выпускник педагогического университета, даже имея красный диплом с отличием, в полной мере обладает только теоретическими знаниями, но с практикой знаком мало, несмотря на то, что в ходе обучение несомненно присутствует практическая деятельность под руководством преподавателя. Отправлять молодого специалиста в «свободное плавание» реальная, но не самая лучшая идея. Начинающий психолог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и логически выстраивать свои занятия, научиться выстраивать стратегию поведения с родителями, уметь вести отчетную документацию. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.

Очень часто молодые специалисты большую часть времени отводят самостоятельному изучению документации, чтению форумов опытных педагогов, изучают рабочие программы и морально готовятся к общению с детьми, стараются побороть волнение и страхи. Это несомненно сказывается на практической деятельности педагога. Пока молодой специалист будет стараться выделить важную для себя информацию, учиться оформлять отчетную документацию, на это уйдет время, и специалист может пропустить негативное эмоциональное состояние ребенка, его адаптацию в новом месте, актуальные страхи и переживания, которые требуют внимания психолога. Поэтому очень важно передать молодому педагогу знания от более опытных педагогов. Продуманные действия администрации школы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих специалистов помогает быстро влиться в новый коллектив и продуктивно работать с детьми дошкольного возраста.

В свою очередь опытные педагоги, имеющие многолетний стаж испытывают «застой» в профессиональной реализации. Весь полученный опыт, багаж знаний и умений, навык практической организации деятельности педагоги реализуют в практической работе с детьми, когда теоретическая сторона их знаний остается не реализованной в большинстве случаев. Также опытным педагогам иногда не хватает нового взгляда на устоявшиеся правила, не хватает новых идей для творческой реализации воспитательного плана.

Таким образом, главная идея проекта – гибкая и грамотная система наставничества для молодых специалистов, с целью помочь им адаптироваться к реальным условиям работы. А также стимулировать опытных педагогов к активному применению своего профессионального опыта и творческих способностей, что будет способствовать профилактике профессионального выгорания. Для осуществления этой идеи нами была разработана программа работы «Друг за друга» как с молодым специалистом, так и с наставником

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx20.42 КБ
Файл prezentatsiya_proekt.pptx163.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Педагог-психолог – ключевое и значимое звено в системе дошкольного образования. Данный специалист должен обладать профессиональными умениями и навыками, должен уметь подстраиваться под условия, быть гибким, грамотным, уметь владеть ситуацией и опираться на актуальные знания. Все это в полной мере доступно опытному педагогу. Но как быть молодым специалистам, которые только окончили высшее учебные заведения и начинают свой путь в дошкольном учреждении?

Выпускник педагогического университета, даже имея красный диплом с отличием, в полной мере обладает только теоретическими знаниями, но с практикой знаком мало, несмотря на то, что в ходе обучение несомненно присутствует практическая деятельность под руководством преподавателя. Отправлять молодого специалиста в «свободное плавание» реальная, но не самая лучшая идея. Начинающий психолог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и логически выстраивать свои занятия, научиться выстраивать стратегию поведения с родителями, уметь вести отчетную документацию. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.

Очень часто молодые специалисты большую часть времени отводят самостоятельному изучению документации, чтению форумов опытных педагогов, изучают рабочие программы и морально готовятся к общению с детьми, стараются побороть волнение и страхи. Это несомненно сказывается на практической деятельности педагога. Пока молодой специалист будет стараться выделить важную для себя информацию, учиться оформлять отчетную документацию, на это уйдет время, и специалист может пропустить негативное эмоциональное состояние ребенка, его адаптацию в новом месте, актуальные страхи и переживания, которые требуют внимания психолога. Поэтому очень важно передать молодому педагогу знания от более опытных педагогов. Продуманные действия администрации школы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих специалистов помогает быстро влиться в новый коллектив и продуктивно работать с детьми дошкольного возраста.

В свою очередь опытные педагоги, имеющие многолетний стаж испытывают «застой» в профессиональной реализации. Весь полученный опыт, багаж знаний и умений, навык практической организации деятельности педагоги реализуют в практической работе с детьми, когда теоретическая сторона их знаний остается не реализованной в большинстве случаев. Также опытным педагогам иногда не хватает нового взгляда на устоявшиеся правила, не хватает новых идей для творческой реализации воспитательного плана.

Таким образом, главная идея проекта – гибкая и грамотная система наставничества для молодых специалистов, с целью помочь им адаптироваться к реальным условиям работы. А также стимулировать опытных педагогов к активному применению своего профессионального опыта и творческих способностей, что будет способствовать профилактике профессионального выгорания. Для осуществления этой идеи нами была разработана программа работы «Друг за друга» как с молодым специалистом, так и с наставником

 

Паспорт проекта «Друг за друга»

Актуальность проекта: В связи с нехваткой практического опыта у молодого специалиста, есть необходимость в создание системы наставничества, с целью помочь им адаптироваться к реальным условиям работы. В то же время для опытных наставников также важно уметь реализовывать свой творческий и познавательный потенциал в передаче своих умений и навыков молодым специалистам, что будет способствовать профилактике профессионального выгорания.

Практическая значимость проекта: Механизм реализации данного проекта двусторонний: он одновременно наставляет молодых специалистов и реализует творческий потенциал опытных педагогов, которые будут являться наставниками.

Вид и форма проекта: Методически-консультативный вид; как индивидуальная, так и групповая форма работы

Нормативно-правовая база проекта:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации»
  • Указ президента РФ от 7.05. 2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период о 2024 года»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Устав дошкольного общеобразовательного учреждения

Цели проекта:

1.Общая: Формирование системы наставнической деятельности опытного педагога и молодого специалиста.

2.Для наставника: Систематизация накопленных знаний, умений и навыков и передача их молодому специалисту, с целью раскрытия личностного потенциала как наставника и для профилактики профессионального выгорания.

3.Для молодого специалиста: Приобретение необходимых профессиональных знаний, умений, навыков с целью успешного профессионального становления, а также успешной и быстрой адаптации к условиям и требованиям учреждения.

Задачи проекта:

1.Общие: Разработка и внедрение модели системы наставничества;

Создание в педагогическом коллективе благоприятного социально-психологического климата;

Развитие творческих способностей в педагогической деятельности.

2. Для наставника: Систематизация накопленных знаний, умений и навыков с целью передачи их молодому специалисту;

Оказание практической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации коррекционно-развивающей, психопрофилактической, а также диагностической деятельности;

Развитие у молодого специалиста необходимых умений и навыков ведения психолого-педагогической деятельности.

3. Для молодого специалиста: Профессиональное становление, вовлечение в трудовой процесс и общественную жизнь образовательного учреждения;

Обобщение теоретических знаний, полученных в ходе обучения в высшем учебном заведении и внедрение их в практическую деятельность;

Развитие умений и навыков ведения психолого-педагогической деятельности.

Ожидаемый результат:

Для наставника: Актуализация накопленных знаний, умений и навыков, а также получение новых творческих и профессиональных идей в ходе общения с молодым педагогом.

Для молодого специалиста: Рост профессиональных компетенций, которые помогут в успешной практической деятельности. Стабильная долгосрочная работа в коллективе.

Этап

Срок реализации

Содержание

Материально-техническое обеспечение

Подготовительный

сентябрь

Изучение нормативно-правовой документации. Определение субъектов проекта (наставник – молодой специалист). Разработка модели системы наставничества. Утверждение проекта наставничества с администрацией образовательного учреждения

Нормативно-правовая документация.

Компьютер

Основной

октябрь - апрель

Проведение анкетирования как с молодым специалистом, так и с наставником с целью выявить недостающие знания и умения.

Изучение документации специалистов и демонстрация грамотного заполнения документации. Взаимное посещение занятий, их разбор. Консультации по работе с родителями, воспитателями, администрацией образовательного учреждения. Разработка идей для творческого и индивидуального подхода к реализации программы. Проведение семинаров и тренингов, направленных на снятие эмоционального напряжение, адаптацию в коллективе, развитие креативности. Вовлечение молодых педагогов в научно-методическую и экспериментальную работу. Самообразование молодых специалистов.

Компьютер. Принтер. Текущая учебно-методическая документация и литература.

Контрольно-оценочный

май

Анализ результатов работы на педагогическом совете. Демонстрация молодым специалистом открытого занятия. Мониторинг профессионально роста. Проведение психологической диагностики как с наставником, так и с молодым специалистом. Сбор обратной связи от наставника и молодого специалиста.

Компьютер, принтер, бланки для проведение психологической диагностики.

Оценка эффективности проекта: успешная адаптация молодого специалиста, эффективное выполнение своих профессиональных обязанностей, профессиональный рост молодого специалиста; у наставника – новые идеи реализации воспитательной программы, эмоциональная стабильность, отсутствие профессионального выгорания, приспособление к меняющимся запросам общества, быстрое овладение новыми технологиями педагогической деятельности. Также проводится самооценка специалистов.

Оценка рисков проекта: Личностные характеристики молодого специалиста и наставника, недостаточные профессиональные знания, умения и навыки наставника, отсутствие мотивации, отсутствие материально-технического обеспечения.

Перспективы проекта: Проект «Друг за друга» является универсальной технологией построения отношений внутри любой дошкольной организации, осуществляющей образовательную деятельность, как технология интенсивного развития личности молодого специалиста и наставника, передачи опыта и знаний, формирования педагогических навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательный проект «Педагог и наставник» Пятунина Анастасия Олеговна педагог-психолог МБОУ «Ивановская СОШ»

Слайд 2

Для кого этот проект? Молодой специалист - наставляемый В системе дошкольного образования, как правило, две кадровые проблемы: не имеющие практического опыта молодые специалисты и педагоги с многолетним стажем, которые начинают испытывать профессиональное выгорание. Таким образом, данный проект наставничества «Друг за друга» нацелен сразу на две категории педагогов Опытный педагог - наставник

Слайд 3

Для чего этот проект? В связи с нехваткой практического опыта у молодого специалиста, есть необходимость в создание системы наставничества, с целью помочь им адаптироваться к реальным условиям работы. В то же время для опытных наставников также важно уметь реализовывать свой творческий и познавательный потенциал в передаче своих умений и навыков молодым специалистам, что будет способствовать профилактике профессионального выгорания.

Слайд 4

Цели проекта Для наставника Для молодого специалиста Систематизация накопленных знаний, умений и навыков и передача их молодому специалисту, с целью раскрытия личностного потенциала как наставника и для профилактики профессионального выгорания. Приобретение не­обходимых профессиональных знаний, умений, навыков с целью успешного профес­сионального становления, а также успешной и быстрой адаптации к усло­виям и требованиям учреждения. Формирование системы наставнической деятельности опытного педагога и молодого специалиста.

Слайд 5

Задачи проекта Для наставника Для молодого специалиста Систематизация накопленных знаний, умений и навыков с целью передачи их молодому специалисту; Профессиональное становление, вовлечение в трудовой процесс и общественную жизнь образовательного учреждения; Оказание практической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации коррекционно-развивающей, психопрофилактической, а также диагностической деятельности; Обобщение теоретических знаний, полученных в ходе обучения в высшем учебном заведении и внедрение их в практическую деятельность; Развитие у молодого специалиста необходимых умений и навыков ведения психолого-педагогической деятельности; Развитие умений и навыков ведения психолого-педагогической деятельности; Разработка и внедрение модели системы наставничества; Создание в педагогическом коллективе благоприятного социально-психологического климата; Развитие творческих способностей в педагогической деятельности.

Слайд 6

Вид и форма проекта: м етодически-консультативный вид; как индивидуальная, так и групповая форма работы. Практическая значимость проекта: Механизм реализации данного проекта двусторонний: он одновременно наставляет молодых специалистов и реализует творческий потенциал опытных педагогов, которые будут являться наставниками. Для наставника Для молодого специалиста Актуализация накопленных знаний, умений и навыков, а также получение новых творческих и профессиональных идей в ходе общения с молодым педагогом Рост профессиональных компетенций, которые помогут в успешной практической деятельности Стабильная и долгосрочная работа в трудовом коллективе Ожидаемый результат

Слайд 7

Этапы и содержание проекта наставничества «Друг за друга» Этап Срок реализации Содержание Материально-техническое обеспечение Подготовительный сентябрь Изучение нормативно-правовой документации. Определение субъектов проекта (наставник – молодой специалист). Разработка модели системы наставничества. Утверждение проекта наставничества с администрацией образовательного учреждения Нормативно-правовая документация. Компьютер Основной октябрь - апрель Проведение анкетирования как с молодым специалистом, так и с наставником с целью выявить недостающие знания и умения. Изучение документации специалистов и демонстрация грамотного заполнения документации. Взаимное посещение занятий, их разбор. Консультации по работе с родителями, воспитателями, администрацией образовательного учреждения. Разработка идей для творческого и индивидуального подхода к реализации программы. Проведение семинаров и тренингов, направленных на снятие эмоционального напряжение, адаптацию в коллективе, развитие креативности. Вовлечение молодых педагогов в научно-методическую и экспериментальную работу. Самообразование молодых специалистов. Компьютер. Принтер. Текущая учебно-методическая документация и литература. Контрольно-оценочный май Анализ результатов работы на педагогическом совете. Демонстрация молодым специалистом открытого занятия. Мониторинг профессионально роста. Проведение психологической диагностики как с наставником, так и с молодым специалистом. Сбор обратной связи от наставника и молодого специалиста. Компьютер, принтер, бланки для проведение психологической диагностики.

Слайд 8

Эффективность, риски и перспективы Оценка эффективности проекта: успешная адаптация молодого специалиста, эффективное выполнение своих профессиональных обязанностей, профессиональный рост молодого специалиста; у наставника – новые идеи реализации воспитательной программы, эмоциональная стабильность, отсутствие профессионального выгорания, приспособление к меняющимся запросам общества, быстрое овладение новыми технологиями педагогической деятельности. Также проводится самооценка специалистов. Оценка рисков проекта: Личностные характеристики молодого специалиста и наставника, недостаточные профессиональные знания, умения и навыки наставника, отсутствие мотивации, отсутствие материально-технического обеспечения. Перспективы проекта: Проект «Друг за друга» является универсальной технологией построения отношений внутри любой дошкольной организации, осуществляющей образовательную деятельность, как технология интенсивного развития личности молодого специалиста и наставника, передачи опыта и знаний, формирования педагогических навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей . Перспективы дальнейшего исследования нам видятся в расширении репертуара и определении потенциала иных моделей наставничества в учреждении дошкольного образования.

Слайд 9

Заключение Подводя итоги, отметим, что наставничество является социокультурным видом деятельности опытных и молодых педагогов, которых объединяет не только наличие знаний, компетенций, опыта, но и мотивация к оказанию помощи, поддержке тех, кто в этом нуждается. В таком понимании образовательный проект наставничества «Друг за друга» становится одной из форм повышения эффективности образовательного процесса в дошкольном учреждении. Главная идея этого проекта заключена в том, что он позволит охватить весь педагогический состав вне зависимости от стажа работы, каждый субъект, находясь и в роли молодого специалиста, и в роли наставника, сможет проработать свои профессиональные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ №134 Об итогах проведения муниципального Фестиваля открытых показов образовательной деятельности "Я - наставник"

Приказ №134 Об итогах проведения муниципального Фестиваля открытых показов образовательной деятельности "Я - наставник"...

Составление должностной инструкции наставника. Разработка инструментария оценки эффективности деятельности наставника.

Мною разработана должностная инструция наставника, а также инструментарий для оценки эффективности его деятельности....

Конспект занятия по лего конструированию на методическую неделю «Я и мой наставник» в средней группе №2 «Солнышко» МБДОУ Детский сад №7 «Крылышки» Дата: 18.03.2021 г. Воспитатель: Андреева Н.В.. Образовательная область: Познание Раздел: Конструирование Т

Цель:Научить детей собирать машинку из крупного и мелкого конструктора lego education.Задачи:Формировать умение анализировать игрушечный грузовой автомобиль.Тренировать навыки сборки деталей...

Удостоверение о повышении квалификации по программе "Подготовка наставников молодых специалистов в образовательных организациях"

Выдано 22.05.2020 ООО "Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований", г. Москва, 72 часа....

"Мыслить как наставник: лайфхаки для педагогов -наставников»

Лайфхаки для работы педагогов наставников в ДОУ....

Консультация для родителей старшей группы к году Педагога-наставника «Роль наставника в жизни ребенка»

,«…Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил;я хочу, чтоб он тоже слушал своего питомца».Мишель де Монтель...