Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
консультация

Марина Валерьевна Костенкова

Исследователями было установлено, что около 80% благополучия в социальной и личной сфере жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_otkrytyh_dverey_onlayn_emots_intellekt_20-21.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта  у детей дошкольного возраста.

М.В. Костенкова

педагог-психолог

МК ДОУ д/с № 507

Добрый день, уважаемые родители.

Сегодня мы бы хотели поговорить с вами о такой актуальной в настоящее время теме, как «Развитие эмоционального интеллекта  у детей дошкольного возраста».

Исследователями было установлено, что около 80% благополучия в социальной и личной сфере жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.

За последние одно-два десятилетия в жизни детей произошли большие изменения, из-за которых им стало труднее осваивать навыки человеческих взаимоотношений, и это предъявляет дополнительные требования, как к их родителям, так и к другим окружающим их взрослым. Возможно, эмоциональное воспитание никогда еще не было столь необходимым. Давайте посмотрим на статистику.        

В среднем дети стали​ более нервными и раздражительными, более  угрюмыми и капризными, более подавленными и одинокими, более импульсивными и непослушными.
        Эти изменения являются результатом значительных изменений,
произошедших в нашем обществе. Новые экономические реалии вынуждают родителей работать всё больше, а значит, остается всё меньше свободного времени, которое можно провести с детьми.         
        Все большее количество семей проживает вдали от своих родственников, часто в районах, где родители маленьких детей не могут позволить им свободно играть во дворе, не говоря уже о том, чтобы зайти к соседям. Вместо того чтобы играть со сверстниками, многие дети проводят все больше времени перед экраном телевизора, компьютера или телефона.

Но в течение всей долгой истории развития человечества дети знакомились с основными эмоциями и получали социальные навыки от своих родителей, близких родственников, соседей и из импровизированных игр с другими детьми. Отсутствие естественной возможности научиться основам эмоционального развития и приводит к крайне неблагоприятным последствиям.

Учитывая современные условия, родителям необходимо максимально использовать драгоценные моменты, которые они могут посвятить своим детям, и приложить целенаправленные усилия, чтобы привить​ им ключевые навыки межличностного общения, такие, как возможность понять и справиться с беспокоящими их эмоциями, взять под контроль собственные импульсы и постепенно развить адекватные способы взаимодействия с окружающими людьми.

Дети, с которыми родители занимаются эмоциональным воспитанием, становились теми, кого называют «эмоционально  развитыми» людьми:         

  • Они умеют лучше управлять своими эмоциями, быстрее себя успокаивать, когда  расстроены.        
  • Благодаря более высокой  эффективности физиологических  реакций, отвечающих за успокоение, они меньше болеют инфекционными заболеваниями.
  • У них  выражена способность к более высокой концентрации внимания.
  • У них лучше складываются отношения с другими детьми даже в сложных социальных ситуациях, когда чрезмерная эмоциональность является значительным препятствием (например, когда их дразнят).        
  • Они лучше понимают людей, у них  больше друзей, они лучше учатся в школе.        

Иными словами, у них развивается своего рода IQ по отношению к людям и миру чувств, или эмоциональный интеллект.        
        Поэтому здесь мы хотим вам рассказать о способах, которые помогут вам развить эмоциональный интеллект вашего ребенка.

Эмоциональное воспитание — это последовательность действий, которая помогает создавать эмоциональные связи.

Когда родители сочувствуют своим детям и помогают справиться с негативными чувствами, такими как гнев, печаль и страх, они создают взаимное доверие и привязанность. И хотя родителям, практикующим эмоциональное воспитание, не чуждо устанавливать некоторые запреты, причиной этого выступает не непослушание детей.  Уступчивость, послушание и ответственность рождаются постепенно из чувства любви и связи, которую дети ощущают со своими семьями.

Эмоциональные взаимодействия между родителем и ребенком играют главную роль в развитии эмоционального интеллекта.        

Ключ к успешному воспитанию детей не в сложных теориях или запутанных формулах поведения, а в глубоком чувстве любви и привязанности к своему ребенку, которое проявляется через  сопереживание и понимание.        

Хорошее воспитание начинается в вашем сердце и продолжается именно в те моменты, когда ваши дети переживают сильные эмоции: расстраиваются, злятся или испытывают страх.        

Оно заключается в оказании поддержки тогда, когда это действительно важно.

Успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и  способностью справляться со своими чувствами.
        Это качество называют «эмоциональным интеллектом».

Развитие эмоционального интеллекта у детей происходит в несколько этапов:

  1. Начало эмоционального осознания – сначала собственных чувств, затем эмоций, которые испытывают другие люди.
  2. После того как ребенок начнет распознавать, идентифицировать и воспринимать эмоции, понимать, что такое чувство, он учится читать выражение лица, язык тела и жестов, тон голоса, другие проявления эмоционального состояния других людей. Он уже способен оценить это состояние, характеризуя человека, как «злой», «веселый», «грустный», «счастливый».
  3. Описывая чувства, характеризуя эмоции, ребенок расширяет свой эмоциональный словарь, используя его, чтобы передать свои чувства и охарактеризовать состояние окружающих.
  4. Ребенок начинает проявлять эмпатию – сочувствие. В какой-то период это выражается в чувстве неуверенности, беспокойства из-за того, что кому-то из окружающих плохо или грустно. Он начинает испытывать симпатию к более слабым – детям младшего возраста, животным.
  5. Маленький человек начинает контролировать и управлять своими эмоциями, применять свои навыки для выбора стратегии поступков и реакций в зависимости от испытываемых чувств. Например, эти чувства можно не сдерживать, если они положительные, и, наоборот, не всегда демонстрировать отрицательное отношение к происходящему.
  6. Ребенок начинает понимать, что именно вызывает у него и у других людей положительные или отрицательные эмоции.
  7. Он начинает осознавать взаимосвязь между эмоциями и поведением. Например: «Мама смеется, потому что у нее хорошее настроение; папа надел новую рубашку, потому что радуется встрече с бабушкой».

На всех этапах развития эмоциональной сферы ребёнка вы можете помочь ему, применяя следующую схему развития «эмоционального интеллекта»:

1) понимание, какую эмоцию испытывает ребенок;

2) принятие эмоций ребёнка, как возможности для сближения и обучения;

3) сочувственное выслушивание и признание чувств ребенка;

4) помощь ребенку в нахождении слов для обозначения эмоции, которую он испытывает;

5) вместе с ребенком изучение способов решения проблемы, одновременно устанавливая границы.

Для развития эмоционального интеллекта используют разные технологии и методы. К наиболее эффективным относятся:

  • Сюжетно-ролевые игры, в которых, примеряя на себя роль с установленной условиями игры поведенческой моделью, ребенок учится понимать других людей, учитывать их побудительные мотивы, настроения, пожелания. Одна из форм ролевых игр – кукольный театр.
  • Чтение сказок, произведений детской художественной литературы. В таких произведениях добро и зло четко разделены между собой. Однозначная авторская оценка склоняет ребенка к тому, чтобы сопереживать положительным героям и возмущаться поведением отрицательных персонажей.
  • Творческая деятельность. Рисование, лепка. Изготовление поделок формирует эстетическое чувство и чувство вкуса. Ребенок переносит восприятие прекрасного или ужасного, уродливого на поступки и высказывания других людей.
  • Специальные игрушки. Это может быть игрушка-рукавичка (крольчонок, лягушонок) с карточками, обозначающими эмоции, – такой набор позволяет придумывать вместе с малышом истории приключений и понимать, что чувствует их герой. Или, например, набор из нескольких овалов лиц и готовых выражений губ, глаз, бровей. Используя фантазию и этот набор, также можно составить множество интересных историй и рассказать о том, что чувствуют и как себя ведут их герои в разных жизненных ситуациях.
  • Совместная деятельность. Привлекайте детей к совместным занятиям трудом, творчеством или, например, уходу за домашними питомцами, младшими членами семьи. Дома вместе с родителями или с другими детьми в дошкольном учреждении ребенок учится эмоциональному взаимодействию, которое помогает достигать общих целей, преодолевать трудности и препятствия, добиваться нужного результата.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...

Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством – пение, слушание музыки и творческая импровизация. Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники ча...

Статья Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по слушанию музыки.

Решение задач развития  эмоциональной сферы детей дошкольников я решила во взаимодействии с психологом. За основу мы взяли психологический тренинг по развитию эмоциональной сферы С.В. Крюковой «У...

Учебно-методическое пособие "Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Как научить ребёнка прощать, уг...

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В презентации освещен пример развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством песочной терапии...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды

Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Содержание данных игр на может в полной мере отразить всего разнообразия чувств и эмоций, свойственных де...