Диагностика детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
методическая разработка по психологии

Шипулина Ирина Николаевна

Методы диагностики, профилактики и преодоления дезадатации детей 2,5 лет  к детскому саду 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Дети, поступающие в детский сад, в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям.

Предлагаемые методы диагностики, профилактики и преодоления дезадаптации детей к дошкольному учреждению предназначены для работы с детьми в возрасте 2,5-3,5 лет.

Данные методы, как система психодиагностических инструментов и психологических средств, выявляют тревогоформирующие факторы, оказывающие влияние на детей в период привыкания их  к новым условиям, и способствуют успешной адаптации ребенка к детскому саду.

При этом педагог-психолог решает следующие задачи:

- анализ конкретного единичного случая в контексте новых, изменившихся условий;

- выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;

- оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и через месяц посещения ОУ.

Использование психодиагностических методов обуславливает разработку программ развития  и коррекции. Поэтому для психологического заключения используются результаты первичных и контрольных вариантов обследования.

В программу включены различные методы: наблюдение, анкетирование, опросники, беседа.

Работа проводится поэтапно.

Первичная диагностика (в период поступления  ребенка в детский сад)

Профилактическая и коррекционная работа педагога-психолога с детьми, родителями и воспитателями.

Контрольная диагностика (повторная) - через месяц посещения ребенком детского сада.

Обследование на первом этапе может проводиться одновременно в двух направлениях: первое - характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей), второе - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карты наблюдения).

Родителям предлагается анкета, в которой они описывают психоэмоцинальное напряжение, состояние тревожности у ребенка преимущественно в домашних условиях.

Карту наблюдений предлагается заполнить воспитателям для оценки психоэмоционального состояния детей в начале периода адаптации и через месяц посещения ими дошкольного учреждения.

На втором этапе проводится психопрофилактическая и коррекционная работа по решению проблем, возникших в начальном этапе адаптации детей  к условиям ОУ. При этом особое внимание следует уделить согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдения общего подхода к ребенку в семье и в детском саду. Здесь необходима работа по психологическому просвещению взрослых, в ходе которой и родители и педагоги получают информацию и знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям группы каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.

При проведении контрольного этапа сравниваются результаты по картам наблюдений в начале адаптационного периода и через месяц посещения детского сада.

Анализируя по идентичным параметрам характеристики  состояний детей, данные родителями и педагогами, можно соотнести индивидуальные оценки эмоционально-личностного состояния ребенка в период адаптации.

В случае, когда выявляются различия позиций воспитателей и родителей по одному и тому же  критерию эмоционально-личностного состояния ребенка, то это дает основу для проведения углубленного индивидуального исследования, совместного обсуждения данного вопроса с педагогами и родителями, выявление истинных причин беспокойства, тревожности. Это позволит педагогу-психологу проанализировать и разрешить конкретную ситуацию.

Проведение обследования и обработка данных на первом этапе

Обследование на первом  этапе проводится одновременно в двух направлениях: первое - характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям  детского сада (карты наблюдений).

Анкета для родителей

Родителям предлагается анкета, в которой они оценивают психоэмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка преимущественно в домашних условиях. Желательно проведение анкетирования родителей до начала посещения ребенком детского сада.

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, бланк анкеты. Отвечая на вопросы, постарайтесь отметить

состояние ребенка, свойственное ему в привычных домашних условиях"

1. ФИО заполняющего анкету_________________________________________________________

2. Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________

3. Какое настроение чаще всего  бывает у вашего ребенка?

а)бодрое, уравновешенное

б) неустойчивое, раздражительное

в) подавленное

4. Какой у вашего ребенка аппетит?

а)хороший

б) избирательный, неустойчивый

в) плохой

5. Как ваш ребенок засыпает?

а) быстрое засыпание (до 10 минут)

б)неустойчивое

в) медленное, неспокойное

6.Как спит ваш малыш?

а) продолжительность сна соответствует возрасту

б) неустойчивая продолжительность сна

в) не соответствует возрасту

7.Умеет ли ребенок самостоятельно играть?

а) умеет

б)не всегда

в) самостоятельно не играет

8. Легко ли идет на контакт с другими взрослыми?

а) легко

б)  избирательно

в) трудно

9.Как переносит разлуку с матерью?

а) легко, быстро успокаивается

б) через некоторое время успокаивается

в) тяжело

10. Нет ли у вашего ребенка привычки: сосать большой палец, грызть ногти, часто хныкать, теребить кончик носа или др.? (укажите)

__________________________________________________________________________

11.Какие сложности вы испытываете в воспитании ребенка?

______________________________________________________________________________

Обработка результатов:

Оцениваются ответы родителей и лиц из заменяющих, в следующем порядке:

1.Засыпание

- быстро (до 10 минут) , спокойное -3 балла

- неустойчивое - 2 балла

- медленное, неспокойное - 1 балл

2. Сон:

- спокойный, соответствует возрасту- 3 балла

- неустойчивый - 2 балла

- неспокойный,  не соответствует возрасту -1 балл

3. Аппетит:

- хороший-3 балла

- избирательный, неустойчивый - 2 балла

- плохой - 1 балл

4. Самостоятельность в игре:

-умеет самостоятельно играть  - 3 балла

- не всегда - 2 балла

- сам не играет - 1 балл

5. Контакты с другими взрослыми:

- легко идет на контакт - 3 балла

- избирательно -2 балла

-трудно - 1 балл

6. Разлука с матерью:

- легко переносит разлуку, быстро успокаивается- 3 балла

-успокаивается через некоторое время- 2 балла

- тяжело успокаивается - 1 балл

Баллы заносятся в групповой протокол (сводная карта-характеристика)

Сводная карта-характеристика

Параметры

Характеристика

Имя фамилия ребенка

Засыпание

Быстрое

Спокойное

Неустойчивое

Медленное, неспокойное

Сон

Спокойный, соотв.возрасту

Неустойчивый

Неспокойный, не соотв.возрасту

Аппетит

Хороший

Избирательный, неустойчивый

Плохой

Самостоятельность в игре

Умеет играть самостоятельно

Не всегда

Сам не играет

Контакт со взрослыми

Легко

Избирательно

Трудно

Реакция на отрыв от матери

Разлуку переносит легко

Через некоторое время привыкает

Тяжело

Карта наблюдений (1 часть)

Карту наблюдений за детьми предлагается заполнить воспитателям для оценивания  психоэмоционального состояния детей в начале периода адаптации (часть 1) и через месяц посещения ими  детского сада (2 часть)

Инструкция: "Заполните, пожалуйста первую часть бланка. Ставьте знак "+" рядом с выбранной  Вами характеристикой, отражающей состояние ребенка в первые  дни (первую неделю) посещения детского сада".

Основные позиции критериев оценки заложены по следующим параметрам: характеристика сна, аппетита, самостоятельности в игре, контакта с о взрослыми, реакции на расставание с матерью и т.д.

Карта наблюдений за ребенком в период адаптации (для воспитателей)

Фамилия, имя ребенка, возраст___________________________________________________

Дата заполнения 1-й части ______________________  2-й части _______________________

Параметры

Характеристика

1 часть (ч-з 1 неделю)

2 часть (ч-з месяц)

1. Настроение

Бодрое, уравновешенное

Неустойчивое, раздражительное

Подавленное

2. Длительность и характер засыпания

Спокойное, быстрое (до 10 минут)

Неустойчивое

Неспокойное, медленное

3. Длительность и характер сна

Спокойный, соответствует возрасту

Неустойчивый

Неспокойный, не соответствует возрасту

4. Аппетит

Хороший

Избирательный, неустойчивый

Плохой

5. Навыки самообслуживания

Соответствуют возрасту

Не всегда

Не соответствуют возрасту

6. Инициативность в игре

Умеет найти себе дело

не всегда

нет

7. Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми

Вступает в контакт сам

Не всегда вступает в контакт сам

Сам не вступает в контакт

8.Результативность действий

Доводит начатое дело до конца

Не всегда

Не доводит

9. Самостоятельность в игре

Умеет играть самостоятельно

Не всегда

Сам не играет

10. Идет на контакт со взрослыми

Легко

Избирательно

Трудно

11. Идет на контакт со сверстниками

Легко

Избирательно

Трудно

12. Реакция на отрыв от матери

Отходит от матери, проявляет интерес к окружающему

Отрывается не сразу

Периодически возвращается и плачет

Общий балл

Средний балл

Воспитатели: _________________________________________________________________________

Обработка результатов

Результаты оцениваются следующим образом:

Параметры

Характеристика

1 часть (ч-з 1 неделю)

2 часть (ч-з месяц)

1. Настроение

Бодрое, уравновешенное

3

3

Неустойчивое, раздражительное

2

2

Подавленное

1

1

2. Длительность и характер засыпания

Спокойное, быстрое (до 10 минут)

3

3

Неустойчивое

2

2

Неспокойное, медленное

1

1

3. Длительность и характер сна

Спокойный, соответствует возрасту

3

3

Неустойчивый

2

2

Неспокойный, не соответствует возрасту

1

1

4. Аппетит

Хороший

3

3

Избирательный, неустойчивый

2

2

Плохой

1

1

5. Навыки самообслуживания

Соответствуют возрасту

3

3

Не всегда

2

2

Не соответствуют возрасту

1

1

6. Инициативность в игре

Умеет найти себе дело

3

3

не всегда

2

2

нет

1

1

7. Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми

Вступает в контакт сам

3

3

Не всегда вступает в контакт сам

2

2

Сам не вступает в контакт

1

1

8.Результативность действий

Доводит начатое дело до конца

3

3

Не всегда

2

2

Не доводит

1

1

9. Самостоятельность в игре

Умеет играть самостоятельно

3

3

Не всегда

2

2

Сам не играет

1

1

10. Идет на контакт со взрослыми

Легко

3

3

Избирательно

2

2

Трудно

1

1

11. Идет на контакт со сверстниками

Легко

3

3

Избирательно

2

2

Трудно

1

1

12. Реакция на отрыв от матери

Отходит от матери, проявляет интерес к окружающему

3

3

Отрывается не сразу

2

2

Периодически возвращается и плачет

1

1

Общий балл

Средний балл

Выявление уровня адаптации ребенка к детскому саду проводилась из расчета суммирования баллов по всем параметрам и определения среднего балла. При этом предлагается следующая градация уровней адаптации:

1. Легкая адаптация, если у ребенка в большинстве случаев присутствуют признаки успешной адаптации и средний балл по "Карте наблюдений " составляет 2,6-3 балла.

2. Средняя адаптация, если у ребенка присутствуют признаки успешной адаптации, но в большинстве  случаев отмечены неустойчивые признаки адаптации и средний балл по "Карте наблюдений " соответствует 2,1-2,5 балла.

3. Трудная адаптация, если  у ребенка на фоне неустойчивых признаков отмечаются  и признаки дезадаптивного поведения. Средний балл по "Карте наблюдений" составляет 1,6-2 балла.

Полученные результаты заносятся в групповой протокол

Сводная карта-характеристика

Параметры

Характеристика

Имя фамилия ребенка

Засыпание

Быстрое

Спокойное

Неустойчивое

Медленное, неспокойное

Сон

Спокойный, соотв.возрасту

Неустойчивый

Неспокойный, не соотв.возрасту

Аппетит

Хороший

Избирательный, неустойчивый

Плохой

Самостоятельность в игре

Умеет играть самостоятельно

Не всегда

Сам не играет

Контакт со взрослыми

Легко

Избирательно

Трудно

Реакция на отрыв от матери

Разлуку переносит легко

Через некоторое время привыкает

Тяжело

Литература: Баджурак М.В. "Диагностика детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое упражнение для детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду «В гости к Ёжику»

Цель: снятие психоэмоционального напряжение, установление доброжелательных отношений со взрослыми и детьми в период адаптации детей к детскому саду.Оборудование: корзинка или что-то похожее, подручные...

Игры детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

какие игры подходят для детей раннего возраста...

Игры детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Играйте с малышами, с огромным желанием, интересом и удовольстием))))...

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»...

Педагогическое сопровождение родителей детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Прохорова Мария АлексеевнаСофронова Инна Сергеевна«Педагогическое сопровождение родителей детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»Паспорт проектаЦель: Вызвать желание род...

Статья "Игры для детей раннего возраста на период адаптации к детскому саду"

Проблема адаптации ребенка к изменившимся условиям особенно актуальна в наше время. Дети, впервые поступающие в детский сад, сталкиваются с рядом трудностей, которые самостоятельно сложно преодолеть....