Консультация на тему: " Возрастные особенности детей 3-4 лет".
консультация по психологии (младшая группа)

Бединская Наталья Алекандровна

Возраст трех лет — крайне важный этап в жизни ребенка, рубеж, который знаменует собой превращение малыша в дошкольника. Этот период характеризуется высокими темпами физического и психического развития.

 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: “ Возрастные особенности детей 3-4 лет”

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка.

  В это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка.  Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.

Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту.

 Малыш, как никогда, стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Он проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.

Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.

Социальное становление

 В трехлетнем возрасте меняется социальная позиция ребенка. Он ищет

общения со своими сверстниками. Малыш готов считаться частью детского

коллектива. Он уже способен выстраивать взаимоотношения на основе

общепринятых норм и правил поведения. Однако чаще всего на этом этапе

дети просто сосуществуют рядом и мало взаимодействуют друг с другом. В этот период дети эмоционально отзывчивы, умеют сопереживать и утешать, готовы оказать помощь. Они открыты миру, не ощущают опасности. В большинстве случаев действуют ситуативно. Иногда могут контролировать свое поведение, руководствуясь собственными  побуждениями.

Навыки и умения

К 3-4 годам ребенок способен овладеть основными навыками самообслуживания и гигиены. Он умеет вести себя за столом, ходить в туалет, одеваться.

Наглядно-образное мышление способствует представлению об окружающем мире. Малыши делят предметы по форме, величине, цвету, фактуре. Способны объединить их в одну группу по общему признаку (например- посуда, одежда, мебель). В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им.

Как взаимодействовать с ребенком от 3-х до 4-х лет

1. Сведите  к минимуму попытки навязать или запретить что-либо детям. Если вы всегда придерживается одних и тех же правил и требований, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.

2. Призывая трехлетнего малыша  к дисциплине, используйте те способы, которые не ущемляют его достоинство.

3. Устанавливайте простые и понятные нормы жизни для ребенка, которые обеспечивают его безопасность и защиту, но при этом не мешают его исследовательской деятельности.

4. Не задавайте детям вопросы, на которые не хотите получить отрицательный ответ, и не спрашивайте, например, хочет ли ребенок пойти с вами к врачу, пока вы не будете готовы принять его «нет» в качестве ответа. Просто сообщите ему, что вы идете, и что там его ждет что-то хорошее. Если же в этом посещении нет ничего привлекательного для ребенка, то придумайте что-нибудь.

5. Помните, чем строже вы будете вести себя с детьми, тем упрямее и несноснее они будут становиться!

6. Не вступайте с детьми в конфронтацию. Вместо этого просто переориентируйте их. Важно  обращаться с ребенком мягко, без физического принуждения.

7. Помните, физические наказания - это проигрышная позиция, вне зависимости от того, применяется ли она постоянно или время от времени! Дети не извлекают урока из оскорблений. В присутствии наказывающих взрослых дети приучаются беспокойно съеживаться, а позже вымещают агрессию на товарищах по играм.

8. Показывайте детям способы разрешения конфликтов, позволяющих учитывать интересы всех сторон, а также учите детей договариваться.

9. Когда будет особенно тяжело, вспоминайте, что период кризиса обязательно закончится, и дети станут более миролюбивыми, благоразумными.

10. Формируйте у ребенка объективное отношение к своим успехам и промахам:

-  необходимо научить ребенка различать общее положительное отношение к нему взрослого и характеристику (оценку) его конкретного результата или действия. Оценки должны быть объективными, в некоторых случаях критическими;

- помочь ребенку увидеть себя со стороны и осознать свои негативные действия, разъяснив ему, в чем он не прав, и высказать ему свое неодобрение.

11. Предоставьте ребенку возможность  заниматься любым продуктивным трудом – клеить, лепить, рисовать.

12. Не торопясь, подробно показывайте детям правильные способы осуществления действий.

13. Совершенствуйте навыки самообслуживания малыша. Если именно в этом возрасте вы научите правильно мыть и вытирать руки, чистить зубы, полоскать рот после еды, складывать одежду в шкафу, в дальнейшем они будут педантично придерживаться заведенного порядка.

14. Показывайте детям способы, как улучшить их работу.

15. Формируя у ребенка  знания о себе, рассказывайте малышу о нем самом: каким он был раньше, когда был совсем маленьким, какой родился, как развивались его навыки (ходить, говорить), как он играл, что и кого любил или не любил, о событиях, участником которых он был - это позволяет складывать историю его жизни.

16. Расширяя кругозор ребенка, планируйте экскурсии по городу и учитывайте реальные познавательные интересы детей. Если это мальчик, то, скорее всего, его будут интересовать подробности устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.

17. Развивайте наблюдательность ребенка, память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Возрастные особенности детей 4-5 лет".

Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок — индивидуальными особенностями. Знание возрастных и индивидуал...

Родительское собрание в младшей группе.Консультация на тему "Возрастные особенности детей 3-4лет"

Здесь  опубликована  консультация    на тему "Возрастные особенности детей 3-4 лет "   .Родительское     собрание №115.12.2017 гПротокол №1К...

Консультация на тему Возрастные особенности детей 6-7 лет

Консультация на тему Возрастные особенности детей 6-7 лет...

Консультация на тему "Возрастные особенности детей в возрасте 5-6 лет"

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной....

Консультации на тему "Возрастные особенности детей"

Консультации для родителей: "Возрастные особенности детей: 3 - 4 лет, 4 - 5 лет, 5 - 6 лет, 6 - 7 лет"...

Консультация на тему "Возрастные особенности детей 6-7 лет"

В данной консультации описываются  психические процессы детей, развитие отношений со сверстниками и родителями, эмоции и новооразования возраста 6-7 лет....

Консультация на тему: Возрастные особенности детей 3—4 лет

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песнюкузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков вбездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном,ласковы...