Консультация на тему: "Возрастные особенности детей" в аспекте динамики сюжетно-ролевой игры «Стройка».
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Реализован проект на тему "Стройка" из лего с детьми ТНР , возрастная категория 6 лет. Входе реализации проекта и наблюдений, за деятельностью и поведением детей, были сделаны выводы о возрастных особенностях в игре.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности сюжетно-ролевой игры.
Группа компенсирующей направленности от 6 – 7 лет (подготовительная) «Цветик-семицветик».
Подготовили воспитатели:
Латышева В.О.
Лагунова А.А.
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Сюжетно - ролевая игра имеет большое значение для психического развития ребенка. Установлено, что прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению, благодаря воссозданию ребенком интересующих его сфер жизни с помощью условных действий.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
В силу возрастных особенностей детей 5-7 лет дети уже овладели умением придумывать разнообразные сюжеты игр.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно- ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Перед нами была поставлена задача - организовать сюжетно-ролевую игру на тему стройки. Согласно, вышеуказанной теме, в нашей группе игра на тему стройки, переросла в сюжетно-ролевую игра под названием «Космо-пицца Фреди», с использованием конструктора Лего.
Данный вид конструктора нами был выбран не просто, т.к. конструктор Лего позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Кроме того развивает мелкую моторику, тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ТНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Помимо этого, Лего способствует формированию таких основополагающих качеств личности, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе.
В ходе организации совместной игры на первом этапе мы начали не с придумывания нового сюжета, а с частичного изменения уже известных нам, постепенно переходя к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.
Воспитатель: «Ребята! Вы уже научились конструировать много разных и сложных, в том числе построек, придумывать их назначение. А, что если нам объединиться и построить что-то всем вместе? Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо. Тогда нам нужно всем вместе подумать, что же нам построить из того, что мы умеем, может что-то космическое? Какие есть варианты?
Дети: Построим космическую доставку пиццы.
Воспитатель: Хорошо. Тогда нам необходимо решить, что же будет располагаться в нашей космической доставке пиццы? Кто будет в ней работать? Кто заказывать.
Вместе с детьми: Пиццерия – в ней будет зал, где можно дождаться заказ и перекусить; стойка администратора - администратор (принимает заказ, отвечает на телефон, управляет роботом Пи), устройство, которое само изготавливает пиццу(по выбранным критериям на компьютере), техника на которой будет доставляться пицца- водитель, кто будет заказывать, кто убираться в помещении, туалет.
Дети быстро распределили роли самостоятельно. Практически вначале игры появился ребенок-лидер, который стал руководить всем процессом постройки.
С каждым днем постройка перерастала во что-то большее, и было принято решение построить уже Космический город, в котором будет располагаться наша «Космо-пицца Фредди».
По итогу нашего 10-ти дневного строительства мы имели большой город, в котором располагались: «Космо-пицца Фреди» (здание, стойка администратора, администратор,зал для приема пищи, кинотетр, уборщица, нано-робот по изготовлению пиццы), дом мэра города, гостиница, солнечные батареи, водонапорная башня, разные виды транспорта, космо-автомагазин, заказчики.
Таким образом в одной большой игре появилось несколько площадок, на каждой из которых отражалась своя сюжетная линия.
Дети с большим энтузиазмом отнеслись к данной игре, создавая с каждым днем что-то новое и более интересное, перереконструируя предыдущую постройку.
Были и те дети, которые «выпадали» из игры, затем возвращались. Кто-то был изначально заинтересован, затем терял интерес, возможно в силу не совсем хорошо развитого воображении или образного мышления. Некоторые дети, в свою очередь, могли взять на себя сразу две роли, например, роль сторителя и архитектора, который помогает другим ребятам придумать как посторить здание на своей площадке.
В конечном итоге проиграть сюжет и поучаствовать в игре пожелали все ребята. Игра позволила создать условия для самовыражения детей, проявления их творчества, показать свои умения и навыки в группе сверстников. Все дети стремились к установлению дружеских взаимоотнтшений и продуктивному взаимодействию.
Не смотря на то, что игра выбрана с конструктором Лего, также дети очень часто используют в своей игре и другие виды конструктора:
- Наиболее частые темы игры в группе:
* Лего-постройки разного вида (самолет, дом, кинотеатр, база, машины, оружие и т.д).
* Конструкторы с болтовым соединением (пластмассовые). Изготавливают разные пистолеты, мячи, машины.
* кубики пластмассовые (дом, город, гараж)
* строительный набор (брусочки, арки, конусы) (забор, замок, город)
* блочные конструкторы ( гараж, дом, пистолеты
* деревянный конструктор «Город», стройка города.
* решетчатый конструктор, строят дома, дороги.
*блоки Дьеныша и счетные палочки Кьюзнера (зоопарк)
- Создавая сюжет и проигрывая созданную ситуацию, дети придерживались правилам в игре, а также сами придумывали правила ( где должны лежать детали, какие детали могут использоваться
- Отношения детей с предметами в процессе игры и манипуляций с деталями лего: дети быстро определяли назначение частей предметов, их пространственное расположение относительно друг друга в постройках. Дети бережно относились к деталям, убирали лишние детали в контейнер, выбирали наиболее удачное расположение построек таким образом, чтобы детали не падали со стола.
- Отношения со сверстниками в игровой ситуации: в начале игры дети не всегда могли спокойно договориться, например, какие детали будут в постройке или где она будет расположена, но далее входе постройки и игры дети, с помощью воспитателя, сформировали коммуникативную компетентность в своей деятельности и умение договориться в спокойной обстановке, без ссор.
- При переходе в след. возрастную группу у наших детей в игре Лего повторяется то, что он по прежнему любят им играть и им нравится что-то конструировать. Так же готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Сюжеты практически, на протяжении двух лет, остаются прежними, просто при переходе в след. группу все более усовершенствуются. Лидеры в играх постоянно меняются, балансируя между тремя детьми.
- Дети научились самостоятельно организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и соблюдать правила, распределять роли, прогнозировать ролевые действия и ролевое поведение, согласовывать свои действия с действиями других участников игры. Научились расширять игровой сюжет путем объединения нескольких сюжетных линий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Возрастные особенности детей 4-5 лет".
Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок — индивидуальными особенностями. Знание возрастных и индивидуал...
Консультация для педагогов Общие методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников
Консультация для педагогов "Общие методы и приемы руководства сюжетно=ролевыми играми"...

Консультация для педагогов "Роль художественной литературы в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников"
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Некоторые аспекты организации сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.
Некоторые аспекты организации сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста. Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, во...

консультация для педагогов «Особенности и этапы сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ(для педагогов) «Особенности и этапы сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольно...

Консультация «Теоретические аспекты формирования сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»
Сюжетно – ролевая игра – подлинная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников...

"Особенности гендерного воспитания в сюжетно-ролевых играх младших дошкольников"
quot;Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки? Из пружинок и картинок, из стекляшек и промокашек сделаны наши мальчишки!Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки? Из п...
