Консультация «Теоретические аспекты формирования сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»
консультация

Перчаткина Ольга Петровна

Сюжетно – ролевая игра – подлинная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_syuzhetno-rolevye_igry.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Теоретические аспекты формирования сюжетно-ролевой игры

у детей дошкольного возраста»                                                             

                                                                   

Сюжетно – ролевая игра – подлинная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации.

Изучением развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников занимались многие педагоги и психологи: Л.С Выготский, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.

Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Четко обозначить возрастные границы перехода к сюжетно – ролевой игре нельзя. При условии сформированности сюжетно – отобразительной игры ребенок начинает принимать на себя роли примерно к трем годам, но в зависимости от индивидуальных особенностей кто – то из детей готов к этому раньше, а кто – то позднее. К 5 – 6 годам сюжетно – ролевая игра достигает своего пика. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливается с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшем развитием игровых умений, усложнением игровых замыслов.

Основной особенностью сюжетно – ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры – это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

В сюжете раскрывается содержание игры – то что, воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

Роль – игровая позиция, ребенок отожествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Роль является основным стержнем сюжетно – ролевой игры, выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка-это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Этапы формирования сюжетно – ролевой игры.

На первом этапе (1,5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.

На втором этапе (3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь.

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Для этого воспитатель может развернуть совместную с детьми игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру:

1. Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.

2. Педагогическая разработка плана игры.

При разработке игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это, с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.

3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4. Создание воображаемой ситуации.

Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, бревно – корабль и т.п.

Создания воображаемой ситуации – важнейшая основа начала творческой сюжетно – ролевой игры.

5. Распределение ролей.

Педагог должен, стремится удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

6. Начало игры.

Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры можно использовать некоторые методические приемы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода.

Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

7. Сохранение игровой ситуации.

 Существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре:

а) взрослый обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх – четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «есть товарищ командир!» рапорт о выполненном поручении);

б) педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива;

в) все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрение, наказания - педагог должен осуществлять в игровом ключе не разрушая игровой ситуации;

г) в ходе сюжетно - ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами;

д) в процессе игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.

8. Завершение игры. Разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку. Необходимо позаботиться о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

В старшем дошкольном возрасте все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Дети объединяются в группы. Нередко этими же группами дети организуют разные игры. Такие устойчивые объединения детей строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Сюжетно-ролевые игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.

Тематика игр меняется: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления. В играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Мама проявляет заботу о дочке, причем не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную.

Это происходит потому, что постепенно в играх старшего дошкольника все

большее место начинает занимать опосредованный опыт: знании, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей, родителей).

Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни).

Расширение тематики игр, углубление их содержания приводят к изменению формы и структуры игры.

В игре ребенка старшего возраста четко выделяется подготовительный

этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление

игрушек-самоделок совместно с воспитателем.

Постепенно в процессе договоренности дети начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование. У детей возникает потребность обсуждать сюжет, распределение ролей, исходя из интересов, всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе. Во многих случаях в подготовительный период дети готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают постройки и т.д.). Эти умения формируются под руководством воспитателя. Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, воспитатель должен направлять их внимание на подбор основного игрового оборудования, оказывать помощь в изготовлении недостающего, приучать к элементарному планированию игры, самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может давать детям советы, задавать вопросы, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры, и т.

С возрастом количество играющих увеличивается. Если в младших группах

в игре участвуют 2-3 ребенка, то в старших группах количество вовлеченных

в игру увеличивается до 5-7 человек.

Для развития игры характерно изменение требований, которые дети

предъявляют к игрушке.

 Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют требований к соответствию игрушки игровому замыслу. Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, приближающуюся к модели предмета.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников

Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное.

Прямое педагогическое руководство-это когда педагог проводит организацию игровой деятельности по заданному замыслу, сюжету, ролям, в ходе, которой происходит либо выработка, либо тренировка игровых действий и обогащение игрового опыта между взрослым и ребенком, между детьми.

Косвенное руководство - это когда педагог создает условия, способствующие возникновению, развертыванию и преобразованию игровой деятельности по инициативе детей с учетом обогащения игрового опыта между детьми.

Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому при планировании сюжетно-ролевой игры нужно не только определить цель и разработать игровые действия, но и составить список оборудования для создания предметно-игровой среды.

В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы, изготовленные для игры детьми совместно со взрослыми.

Предметно-игровая среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др.

Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия. Детей также надо привлекать к посильному участию в оснащении игровой среды. Например, совместно изготовить атрибуты для игр.

Немаловажную роль в руководстве сюжетно-ролевыми играми играет активизирующее (побуждающее) общение воспитателя с детьми.

Активизирующее общение осуществляется с использованием специальных методов руководства, например, совета, напоминания, поощрения и т д. руководство сюжетно – ролевой игрой должно быть хорошо продумано, своевременно, ненавязчиво. Воспитательное участие взрослого в играх детей

должно быть гибким и непринуждённым.

Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта, а также разнообразить тематику игр в течении всего учебного года.

Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и её управлению, а не деятельность детей в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Руководство сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста "

Консультация для родителей "Руководство сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста "...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ.Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста» Цель: Систематизировать знания воспитателей об особенностях сюжетно-рол...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

Цель: Совершенствовать умения педагогов в организации и проведении сюжетно – ролевых игр.Задачи:1. Актуализировать теоретические знания педагогов о значении сюжетно-ролевой игры в развитии дошко...

Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ.Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игрыу детей дошкольного возраста»Воспитатель Смурыгина Е.И. МАДОУ «Едэйко» ЯНАО Лабытнанги Цель: Си...