Главные вкладки

    консультация для педагогов «Особенности и этапы сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»
    консультация

    Анисова Елена Сергеевна

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

    (для педагогов)

     

     

    «Особенности и этапы сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»

     

     

     

     

     

     

     

    Подготовил:

    Воспитатель Анисова Е.С.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Для ребёнка игра – это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых.

    Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом «игра», и мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и объективного объяснения разных форм игры.

    Существуют разные виды игр, свойственных для детского возраста.

    Остановимся подробнее на сюжетно- ролевых играх, т. к. подобные игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают основное место в их жизни. 

    Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети при некотором руководстве воспитателя - их основой является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

    Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывае.

    Как вы видите на слайде, мы выделили в русле сюжетных игр режиссерские игры.

    Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Исследователи режиссерской игры подчеркивают ее сходство с деятельностью режиссера. В режиссерской игре речь является главным компонентом.

    Преимущества игры.

    • Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.

    • В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.

    Значение режиссёрской игры.

    • Дети самореализуются.

    • У детей активизируются речь, воображение, мышление.

    • У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.

    Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.

    На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.

    В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.

    Условия развития режиссёрской игры:

    • У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни.

    • Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда.

    • Должно быть свободное время.

    • Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения (разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки «би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.

    • У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.

    Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

    Д.Б.Эльконин проанализировал структуру сюжетно-ролевой игры, выделил следующие единицы игры: роль, сюжет, игровые действия (содержание).

    В структуре игры можно выделить несколько элементов.

    Любая игра имеет тему - ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре. Дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин», «Белоснежку и семь гномов», «Космодром» и т.д.; чаще всего тема берется из окружающей действительности, но дети «заимствуют» и сказочные, книжные темы.

    В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре. Сюжеты разнообразны: это и индустриальные, и сельскохозяйственные, и ремесленные, и строительные игры; игры с бытовыми (семейный быт, сад, школа) и общественно - политическими сюжетами (демонстрация, митинг): военные игры, драматизации (цирк, кино, кукольный театр, постановки сказок и рассказов) и т.д. Некоторые игры (особенно с бытовыми сюжетами) разыгрываются с разным содержанием на протяжении всего дошкольного детства. Игры на одну и ту же тему могут быть представлены разными сюжетами: так, например, игра в «семью», в «дочки - матери» реализуется разыгрыванием сюжетов прогулки, обеда, стирки, приема гостей, мытья ребенка, его болезни и т.д.

    Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

    Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роли выполняются детьми при помощи игровых действий: «врач» делает укол «больному», «продавец» отвешивает «покупателю» «колбасу», «учитель» учит «учеников» «писать» и т.д.

    Содержание игры - то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание: для младших дошкольников это - многократное повторение какого-либо действия с предметом (поэтому игры могут именоваться по названию действия: «качать куколку» при игре «в дочки - матери», «лечить медвежонка» при игре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); для средних это - моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших - соблюдение правила в игре.Содержание игры в одних и тех же сюжетах в разных возрастных группа различное.

    Ролевые и реальные отношения - первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договариваться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.)

    Игровой материал и игровое пространство – игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли., а так же то место, где, собственно, дети играют ( а это тоже может быть где угодно). Игровое пространство представляет собой границы, в пределах которых территориально разворачивается игра.

    В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра развивается постепенно, имеет свои особенности и меняется от возраста к возрасту.

    Давайте рассмотрим, как изменяется игра от младшего до старшего дошкольного возраста.

    В результате исследований известные педагоги (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина) выделили следующие этапы развития игры.

    Первый этап в этом развитии – ознакомительная игра. Эта предметно-игровая деятельность. Ее содержание составляют действия манипулирования.

    Следующий этап игры авторы называют отобразительной игрой, в которой манипуляции с предметами переходят в действия, направленные на выявление специфических свойств предмета, т.е. ребенок начинает использовать предметы по назначению. Исследователи называют это кульминационным моментом развития психологического содержания игры в раннем возрасте.

    Далее наступает следующий этап развития игры – сюжетно-отобразительный (около 3 лет).

    Исследователи выявили особенности этого этапа- многократное повторение игровых действий: сначала игровых действий с игрушками, затем с предметами-заместителями, далее с воображаемыми предметами.

    Так постепенно зарождаются предпосылки для сюжетно-ролевой игры.

    С 4 лет - сюжетно-ролевая игра - самая сложная форма игры. Она сложна тем, что играют несколько детей, каждый в своей роли. Отношения между играющими развертываются как в сюжетном, воображаемом, так и в реальном плане.

    Многие исследователи развития игровой деятельности детей ( А.П. Усова, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко и др.) отмечают, что для полноценного развития сюжетно-ролевой игры ребенок должен пройти все этапы овладения игровыми способами.

    Тематика игр также меняется со временем.

    1. Взрослые, их работа, отношения с другими людьми.

    2. Эмоционально значимые события.

    Развитие игры идет от ее индивидуальных форм к совместным. С возрастом растет состав участников игры и длительность существования игрового объединения. Младшие дошкольники чаше играют в одиночку, но уже у 3-летних детей фиксируются объединения группами в 2-3 ребенка. Продолжительность такого объединения коротка (всего 3-5 минут), после чего дети одной группы могут присоединиться к другим группам. За 30-40 минут наблюдения за игрой малышей можно зафиксировать до 25 таких перегруппировок.

    К 4-5 годам группы охватывают от 2 до 5 детей, а продолжительность совместной игры здесь доходит до 40-50 минут (чаще около 15 минут). Обычно игра начинается одним ребенком, а затем к нему присоединяются другие; предложение одного ребенка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общим сюжетом. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности.

    У детей 6-7 лет уже есть предварительное планирование игры, распределение ролей до ее начала и коллективный подбор игрушек. Группы в игре становятся многочисленными и долговременными (иногда дети способны играть одну игру в течение нескольких дней, сохраняя игрушки и игровое пространство).

    Особенности организации ПРС в разных возрастных группах ДОО.

    Для развития самостоятельной игры детей 2-3 лет большое значение имеет подбор сюжетно-образных игрушек. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно 2-3 лет), они предпочитают стабильность в этом отношении. Не советую часто переставлять оборудование, лучше тщательно спланировать обстановку до приема детей. Дети еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Отводите место для одновременной деятельности не более 2-3 детей, а также учитывайте возможности организации совместной деятельности взрослого и ребенка, поскольку взрослый – основной партнер трехлетнего ребенка в играх и занятиях.

    А поскольку игра - любимая и естественная деятельность малышей у них только начинает развиваться, то игрушки должны быть, прежде всего, функциональными и носить обобщенный характер. Маленьким детям нужны крупное оборудование и игрушки. Для них основной толчок к активному действию – внешний стимул. Поэтому необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими, и довольно часто их нужно менять (не реже 1 раза в неделю).

    Необходим подбор предметов-заместителей из разных материалов, в том числе и природных (каштаны, шишки, солома и т.п.), деревянные и пластмассовые кружочки (диаметр около 5 см), легкие бруски и дощечки, кубики, которые будут заменять в игре хорошо известные предметные действия.

    Обязательно в группе должны быть материалы для режиссёрских и театрализованных игр детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей.

    Самостоятельная игра детей 3-4 лет во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Предметная обстановка для сюжетной игры детей данного возраста должна быть более гибкой, чем ранее, и организовываться воспитателем вместе с детьми (а в дальнейшем и самими детьми) непосредственно перед игрой. Для обозначения условного игрового пространства целесообразно иметь пару складных деревянных рам, которые легко превратить в контуры «автобуса», «парохода», «самолета» (в зависимости от желаний детей), 2—3 ширмы высотой 50—100 см (которыми можно отгородить «больницу», «теремок» и т. п.). Кроме разнообразных сюжетных игрушек (кукол, зверюшек, посуды, штурвалов и рулей на подставках, тематических наборов для игры в «больницу», «магазин», «парикмахерскую» и т. п.), очень лаконичных ролевых атрибутов (ими не стоит злоупотреблять, превращая свободную сюжетную игру в костюмированное действие), необходимы различные предметы-заместители, которыми восполняются недостающие сюжетные игрушки (детали строительных наборов разной величины, мячики разных цветов и размеров, брусочки, веревочки, палочки).

    Очень важно также, чтобы дети располагали мелкими игрушками для индивидуальной и совместной сюжетной режиссерской игры (там, где они не берут непосредственно на себя игровые роли, а разыгрывают сюжет с игрушечными персонажами, действуя и разговаривая за них); это должны быть не застывшие на столиках сюжетные композиции, а мобильные тематические наборы (сказочные и «семейные» персонажи, солдатики, домики, кукольная мебель, автомобильчики), которые ребенок может взять в любое удобное место.

    Игры мальчиков и девочек 4-5 лет требуют от воспитателей особой организации игрового пространства. Раскроем специфику создания предметно-игровой среды в среднем возрасте.

    Игровая среда должна включать автономные небольшие, но богатые игровыми атрибутами уголки для статичных игр девочек, чтобы они могли осуществлять свои ролевые действия. Обеспечивать возможность движения, большее пространство для игр мальчиков, т.к. они более подвижны и им необходим простор для выполнения ролевых действий. Замечено, что дети среднего дошкольного возраста, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. В связи с этим часто возникают конфликты – когда не участвующие в игре дети пытаются либо игнорировать установленные играющими границы игрового пространства, либо просто занять часть игровой территории. Чтобы избежать этого, можно использовать легкие раскладные ширмы (1-2 на группу), цветные шнуры, заборчики, игровые коврики. Обозначив таким образом игровые границы, играющие чувствуют себя более уверенно, игровая группа быстрее сплачивается, появляются новые замыслы.

    Ребенок средней группы тоже любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому если сюжет игры воспроизводится с увлечением, не надо побуждать детей к новой игре, вносить новые игрушки, другие атрибуты. Пусть дети насладятся знакомым сюжетом в полной мере. Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры.

    В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разных полов и профессий, образные игрушки (котята, лисята, собачки, лошадки и т.п.) разных, лучше не очень крупных размеров; игрушки, изображающие героев мультфильмов, сказок, кинофильмов; наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробки разного размера и формы, бечевки, катушки, лоскутки ткани, палочки, трубочки, одеяла и пр. Все это будет способствовать развитию игровых замыслов. Предметы – заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом (брусок-утюг, коробка-телевизор, палочка-градусник).

    Необходимо привлекать к оформлению игровых мест самих детей: сделать продукты для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора и пр.

     

    Атрибутика игр для старших дошкольников должна быть более детализированной. Так, для игры в «семью» необходимо иметь разнообразные приспособления для приготовления пищи, все необходимое для правильной сервировки стола, бытовые приборы, характерные для наших дней. Лучше, если размер оборудования, игрушек будет небольшой – для игр на столе, однако допустимо и крупное напольное оборудование, если дети активно играют и проявляют интерес к игре. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых тесть картинка или надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в которые дети в данный период времени играют (игры могут длиться несколько дней и даже недель).

    Необходимо иметь коробку с «бросовым» материалом, пластиковой и картонной упаковкой, образками бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Кроме того, желательно иметь альбомы, книги-самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек для расширения содержания игр, а также ножницы, клей, скотч, фломастеры и др. вспомогательные материалы

    Для развития режиссерской игры необходимо выделить специальное место, где бы разыгрывались сюжеты (можно изготовить «сцену» с кулисами из большой картонной коробки), наборы игрушечных персонажей размером примерно в ладонь взрослого, «бросовый» материал и инструменты, а также некоторые схемы-образцы, фотографии, декораций и кукол.

    Педагогическое сопровождение игры дошкольников.

    Главной причиной недостаточного развития сюжетно-ролевой игры современных детей является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей.

    Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада, но как уже установлено, в том, что дети не умеют правильно играть, виной становится сам воспитатель, т.е. его низкая игровая грамотность, игровая культура. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.
    У большинства воспитателей детского сада существует устойчивый термин«руководство игрой». Давайте задумаемся, насколько он правомерен? Игра - по своей природе свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она становится самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие  со сложившимся в истории и практике подходом – «руководить игрой».

    Разрешить это противоречие помогает переход к стратегии педагогического сопровождения.

    Особенность педагогического сопровождения игровой деятельности детей заключается в том, что взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества детьми, активно сотрудничает с ними.

    Сопровождающее взаимодействие  помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

    Сопровождающее игровое взаимодействие имеет определенные трудности.

    Педагоги привыкли к тому, что детей нужно все время целенаправленно воспитывать  и развивать. А вот играя с детьми и занимая позицию партнера, специально развивать и воспитывать невозможно. Как только появляется «элемент воспитания»,  позиция педагога сразу перестает быть партнерской и сразу становится «воспитывающей» или, что еще хуже для детей «обучающей». Естественность игры при этом сразу же нарушается. Следовательно, педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, партнером ребенка по игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя.

    Игровая позиция воспитателя включает в себя:

    • Ярко выраженный интерес воспитателя к играм детей.

    • Рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности.

    • Инфантилизацию как способность устанавливать доверительное отношение с окружающими.

    • Эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей.

    • Креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.

    Сформированная игровая позиция воспитателя обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на ее развитие.

    Игровая позиция воспитателя – одна из верных тропинок достижения близости с дошкольниками, проникновение в их внутренний мир.

    Владея игровой позицией воспитателю, легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений.

     Игровая позиция требует от педагога определенной степени инфантилизации – способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети.

    Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей это:

    • Изменение традиционной позиции педагога на позицию сопровождающего процесс освоения ребенком игровой деятельности.

    • Осуществление регулярной диагностики субъектного опыта и учет ее результатов.

    • Планирование и организация деятельности педагога по сопровождению ребенка в игровой деятельности на основе результатов педагогической диагностики.

    • Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников.

    • Ориентация педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их поэтапное стимулирование и развитие.

    • Взаимодействие всех субъектов, подразумевающее гибкость и вариативность позиций педагога и детей.

    • Организация развивающей среды в группе ДОУ.

    В младшем возрасте педагог является основным носителем игровых умений.

    В раннем возрасте основным средством формирования игровых умений является совместная игра воспитателя с детьми. Игровое взаимодействие организуется педагогом в непринуждённой обстановке, вначале индивидуально с каждым ребёнком, а затем с подгруппой детей из 2-3 человек. Для организации таких игровых ситуаций не нужно специально собирать детей, сажать или ставить их около себя-достаточно эмоционального обращения к детям или необычность позиции взрослого – игра с куклой. Взаимодействуя с детьми, воспитатель выполняет игровые действия полушутя, давая детям понять, что это игра.

    Во 2 младшей группе так же как и в с детьми раннего возраста основным средством формирования игровых умений является совместная игра воспитателя с детьми, но направлена она уже не на формирование игровых предметных действий, а на развитие ролевого поведения. Воспитатель играет вместе с детьми, он разворачивает игру таким образом, чтобы вызывать у детей ролевое поведение. Для этого воспитатель использует такой приём, как создание игровых сюжетов по представлению, основанных на рассказе ребёнка. Осуществляется это в несколько этапов: 1шаг - оживление представлений ребёнка в беседе (например. Воспитатель расспрашивает одного ребёнка, как он ходил к врачу: что у тебя болело? Ушко? А что делал доктор? Смотрел ушко? Как он велел тебя лечить? А что мама делала? А что мама сказала? 2 – следующий шаг – создание проблемной ситуации- игрушки заболели, у мишки завязано ушко, а доктора нет.Воспитатель предлагает ребёнку полечить игрушки, проговаривая и выделяя элементы сюжета (Полечишь? Вот у меня и зеркальце есть и пипетка? А потом компрессор привяжи и скажи мишке: «Не снимай!».) 3 шаг – проигрывание ситуации.

    В этом возрасте воспитатель предоставляет возможность детям для самостоятельных игр. В самостоятельные игры детей педагог вмешивается только при необходимости (при зацикливании ребёнка на одном и том же действии-ребёнок сидит и долго крутит руль, воспитатель говорит: «Твоя машина за кирпичиками поехала? привезёшь кирпичики и будешь строить дом?»- тем самым педагог наполняет действия ребёнка смыслом).

    2-3 раза в неделю воспитатель создаёт проблемно-игровые ситуации. Для этого воспитатель специально организует предметную среду.

    Игра может быть начата ребенком, педагог «угадывает», что делает ребенок, подключается к игре, действует внутри нее, корректно разворачивает ролевое взаимодействие с опорой на личные интересы дошкольника. С позиции своей роли педагог вопросами и репликами активизирует речь детей. Очень эффективны в таком возрасте разговорные ситуации в играх типа «телефонный разговор».

    В среднем возрасте в игровом взаимодействии с детьми позиция взрослого меняется:

    В начале реализация поставленных задач осуществляется воспитателем с позиции «со-игрока» в совместной игре с детьми. Это происходит через создание игровых ситуаций, где воспитатель берёт на себя главные или второстепенные роли, но развивает сюжет изнутри.

    Далее воспитатель переходит к осуществлению в игровом взаимодействии с детьми позиции «помощника». Взрослый находится рядом с детьми, помогает им в случае затруднения, направляет их действия. Воспитатель создаёт и помогает разрешить проблемные ситуации через предметно-игровую среду, не принимая активного участия в игре.

    В старшем возрасте позиция педагога в основном помощника и координатора. В этом возрасте (как мы говорили ранее) усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения. Здесь велика роль педагога. Совместная игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе освоения сюжетосложения. Однако меняется форма взаимодействия. Овладевать сюжетосложением Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова предлагают посредством метода «игра-придумывание», протекающего в чисто словесном плане. В игре-придумывании взрослый ненавязчиво может стимулировать детей к комбинированию и согласованию различных сюжетных событий. При этом придумывание осуществляется без участия игровых атрибутов. Такая игра для дошкольников доступна только совместно со взрослым. В самостоятельной игре дети возвращаются к игрушкам, но полученные умения по придумыванию сюжетных линий помогают им полно и согласованно реализовывать свои игровые замыслы.

    Основой эффективного руководства игровой деятельностью, как убеждает педагогическая теория и практика, является высокий уровень владения такимипрофессионально-педагогическими умениями:

    • наблюдать за игрой, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;

    • проектировать развитие игры, планировать приемы, призванные стимулировать его;

    • обогащать впечатления детей с целью развития игр; помогать в выборе ярких впечатлений, которые могут способствовать игре;

    • организовать начало игры; побудить к ней детей;

    • проектировать и предвидеть развитие конкретной игры;

    • использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания и др.);

    • менять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной возрастной группы с целью создания благоприятных условий для формирования готовности к переходу игры на высокий уровень;

    • включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми, учить игры (показ, объяснение);

    • предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

    • регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного климата в группе, привлекать к игровой деятельности стеснительных, малоактивных детей

    • обсуждать и оценивать игру.

    Принципы организации сюжетной игры в детском саду:

    1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

    2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

    3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику.

    Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

    На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры.

    Таким образом, развитие игровой деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком, от его профессионального мастерства, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического сопровождения организации и проведения игр. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного партнерства взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kons_sr_igra_ped.doc99 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

    (для педагогов)

    «Особенности и этапы сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»

    Подготовил:

    Воспитатель Анисова Е.С.

    Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Для ребёнка игра – это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых.

    Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом «игра», и мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и объективного объяснения разных форм игры.

    Существуют разные виды игр, свойственных для детского возраста.

    Остановимся подробнее на сюжетно- ролевых играх, т. к. подобные игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают основное место в их жизни. 

    Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети при некотором руководстве воспитателя - их основой является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

    Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывае.

    Как вы видите на слайде, мы выделили в русле сюжетных игр режиссерские игры.

    Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Исследователи режиссерской игры подчеркивают ее сходство с деятельностью режиссера. В режиссерской игре речь является главным компонентом.

    Преимущества игры.

    • Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
    • В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.

    Значение режиссёрской игры.

    • Дети самореализуются.
    • У детей активизируются речь, воображение, мышление.
    • У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.

    Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.

    На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.

    В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.

    Условия развития режиссёрской игры:

    • У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни.
    • Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда.
    • Должно быть свободное время.
    • Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения (разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки «би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.
    • У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.

    Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

    Д.Б.Эльконин проанализировал структуру сюжетно-ролевой игры, выделил следующие единицы игры: роль, сюжет, игровые действия (содержание).

    В структуре игры можно выделить несколько элементов.

    Любая игра имеет тему - ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре. Дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин», «Белоснежку и семь гномов», «Космодром» и т.д.; чаще всего тема берется из окружающей действительности, но дети «заимствуют» и сказочные, книжные темы.

    В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре. Сюжеты разнообразны: это и индустриальные, и сельскохозяйственные, и ремесленные, и строительные игры; игры с бытовыми (семейный быт, сад, школа) и общественно - политическими сюжетами (демонстрация, митинг): военные игры, драматизации (цирк, кино, кукольный театр, постановки сказок и рассказов) и т.д. Некоторые игры (особенно с бытовыми сюжетами) разыгрываются с разным содержанием на протяжении всего дошкольного детства. Игры на одну и ту же тему могут быть представлены разными сюжетами: так, например, игра в «семью», в «дочки - матери» реализуется разыгрыванием сюжетов прогулки, обеда, стирки, приема гостей, мытья ребенка, его болезни и т.д.

    Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

    Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роли выполняются детьми при помощи игровых действий: «врач» делает укол «больному», «продавец» отвешивает «покупателю» «колбасу», «учитель» учит «учеников» «писать» и т.д.

    Содержание игры - то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание: для младших дошкольников это - многократное повторение какого-либо действия с предметом (поэтому игры могут именоваться по названию действия: «качать куколку» при игре «в дочки - матери», «лечить медвежонка» при игре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); для средних это - моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших - соблюдение правила в игре.Содержание игры в одних и тех же сюжетах в разных возрастных группа различное.

    Ролевые и реальные отношения - первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договариваться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.)

    Игровой материал и игровое пространство – игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли., а так же то место, где, собственно, дети играют ( а это тоже может быть где угодно). Игровое пространство представляет собой границы, в пределах которых территориально разворачивается игра.

    В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра развивается постепенно, имеет свои особенности и меняется от возраста к возрасту.

    Давайте рассмотрим, как изменяется игра от младшего до старшего дошкольного возраста.

    В результате исследований известные педагоги (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина) выделили следующие этапы развития игры.

    Первый этап в этом развитии – ознакомительная игра. Эта предметно-игровая деятельность. Ее содержание составляют действия манипулирования.

    Следующий этап игры авторы называют отобразительной игрой, в которой манипуляции с предметами переходят в действия, направленные на выявление специфических свойств предмета, т.е. ребенок начинает использовать предметы по назначению. Исследователи называют это кульминационным моментом развития психологического содержания игры в раннем возрасте.

    Далее наступает следующий этап развития игры – сюжетно-отобразительный (около 3 лет).

    Исследователи выявили особенности этого этапа- многократное повторение игровых действий: сначала игровых действий с игрушками, затем с предметами-заместителями, далее с воображаемыми предметами.

    Так постепенно зарождаются предпосылки для сюжетно-ролевой игры.

    С 4 лет - сюжетно-ролевая игра - самая сложная форма игры. Она сложна тем, что играют несколько детей, каждый в своей роли. Отношения между играющими развертываются как в сюжетном, воображаемом, так и в реальном плане.

    Многие исследователи развития игровой деятельности детей ( А.П. Усова, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко и др.) отмечают, что для полноценного развития сюжетно-ролевой игры ребенок должен пройти все этапы овладения игровыми способами.

    Тематика игр также меняется со временем.

    1. Взрослые, их работа, отношения с другими людьми.
    2. Эмоционально значимые события.

    Развитие игры идет от ее индивидуальных форм к совместным. С возрастом растет состав участников игры и длительность существования игрового объединения. Младшие дошкольники чаше играют в одиночку, но уже у 3-летних детей фиксируются объединения группами в 2-3 ребенка. Продолжительность такого объединения коротка (всего 3-5 минут), после чего дети одной группы могут присоединиться к другим группам. За 30-40 минут наблюдения за игрой малышей можно зафиксировать до 25 таких перегруппировок.

    К 4-5 годам группы охватывают от 2 до 5 детей, а продолжительность совместной игры здесь доходит до 40-50 минут (чаще около 15 минут). Обычно игра начинается одним ребенком, а затем к нему присоединяются другие; предложение одного ребенка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общим сюжетом. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности.

    У детей 6-7 лет уже есть предварительное планирование игры, распределение ролей до ее начала и коллективный подбор игрушек. Группы в игре становятся многочисленными и долговременными (иногда дети способны играть одну игру в течение нескольких дней, сохраняя игрушки и игровое пространство).

    Особенности организации ПРС в разных возрастных группах ДОО.

    Для развития самостоятельной игры детей 2-3 лет большое значение имеет подбор сюжетно-образных игрушек. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно 2-3 лет), они предпочитают стабильность в этом отношении. Не советую часто переставлять оборудование, лучше тщательно спланировать обстановку до приема детей. Дети еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Отводите место для одновременной деятельности не более 2-3 детей, а также учитывайте возможности организации совместной деятельности взрослого и ребенка, поскольку взрослый – основной партнер трехлетнего ребенка в играх и занятиях.

    А поскольку игра - любимая и естественная деятельность малышей у них только начинает развиваться, то игрушки должны быть, прежде всего, функциональными и носить обобщенный характер. Маленьким детям нужны крупное оборудование и игрушки. Для них основной толчок к активному действию – внешний стимул. Поэтому необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими, и довольно часто их нужно менять (не реже 1 раза в неделю).

    Необходим подбор предметов-заместителей из разных материалов, в том числе и природных (каштаны, шишки, солома и т.п.), деревянные и пластмассовые кружочки (диаметр около 5 см), легкие бруски и дощечки, кубики, которые будут заменять в игре хорошо известные предметные действия.

    Обязательно в группе должны быть материалы для режиссёрских и театрализованных игр детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей.

    Самостоятельная игра детей 3-4 лет во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Предметная обстановка для сюжетной игры детей данного возраста должна быть более гибкой, чем ранее, и организовываться воспитателем вместе с детьми (а в дальнейшем и самими детьми) непосредственно перед игрой. Для обозначения условного игрового пространства целесообразно иметь пару складных деревянных рам, которые легко превратить в контуры «автобуса», «парохода», «самолета» (в зависимости от желаний детей), 2—3 ширмы высотой 50—100 см (которыми можно отгородить «больницу», «теремок» и т. п.). Кроме разнообразных сюжетных игрушек (кукол, зверюшек, посуды, штурвалов и рулей на подставках, тематических наборов для игры в «больницу», «магазин», «парикмахерскую» и т. п.), очень лаконичных ролевых атрибутов (ими не стоит злоупотреблять, превращая свободную сюжетную игру в костюмированное действие), необходимы различные предметы-заместители, которыми восполняются недостающие сюжетные игрушки (детали строительных наборов разной величины, мячики разных цветов и размеров, брусочки, веревочки, палочки).

    Очень важно также, чтобы дети располагали мелкими игрушками для индивидуальной и совместной сюжетной режиссерской игры (там, где они не берут непосредственно на себя игровые роли, а разыгрывают сюжет с игрушечными персонажами, действуя и разговаривая за них); это должны быть не застывшие на столиках сюжетные композиции, а мобильные тематические наборы (сказочные и «семейные» персонажи, солдатики, домики, кукольная мебель, автомобильчики), которые ребенок может взять в любое удобное место.

    Игры мальчиков и девочек 4-5 лет требуют от воспитателей особой организации игрового пространства. Раскроем специфику создания предметно-игровой среды в среднем возрасте.

    Игровая среда должна включать автономные небольшие, но богатые игровыми атрибутами уголки для статичных игр девочек, чтобы они могли осуществлять свои ролевые действия. Обеспечивать возможность движения, большее пространство для игр мальчиков, т.к. они более подвижны и им необходим простор для выполнения ролевых действий. Замечено, что дети среднего дошкольного возраста, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. В связи с этим часто возникают конфликты – когда не участвующие в игре дети пытаются либо игнорировать установленные играющими границы игрового пространства, либо просто занять часть игровой территории. Чтобы избежать этого, можно использовать легкие раскладные ширмы (1-2 на группу), цветные шнуры, заборчики, игровые коврики. Обозначив таким образом игровые границы, играющие чувствуют себя более уверенно, игровая группа быстрее сплачивается, появляются новые замыслы.

    Ребенок средней группы тоже любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому если сюжет игры воспроизводится с увлечением, не надо побуждать детей к новой игре, вносить новые игрушки, другие атрибуты. Пусть дети насладятся знакомым сюжетом в полной мере. Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры.

    В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разных полов и профессий, образные игрушки (котята, лисята, собачки, лошадки и т.п.) разных, лучше не очень крупных размеров; игрушки, изображающие героев мультфильмов, сказок, кинофильмов; наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробки разного размера и формы, бечевки, катушки, лоскутки ткани, палочки, трубочки, одеяла и пр. Все это будет способствовать развитию игровых замыслов. Предметы – заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом (брусок-утюг, коробка-телевизор, палочка-градусник).

    Необходимо привлекать к оформлению игровых мест самих детей: сделать продукты для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора и пр.

    Атрибутика игр для старших дошкольников должна быть более детализированной. Так, для игры в «семью» необходимо иметь разнообразные приспособления для приготовления пищи, все необходимое для правильной сервировки стола, бытовые приборы, характерные для наших дней. Лучше, если размер оборудования, игрушек будет небольшой – для игр на столе, однако допустимо и крупное напольное оборудование, если дети активно играют и проявляют интерес к игре. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых тесть картинка или надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в которые дети в данный период времени играют (игры могут длиться несколько дней и даже недель).

    Необходимо иметь коробку с «бросовым» материалом, пластиковой и картонной упаковкой, образками бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Кроме того, желательно иметь альбомы, книги-самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек для расширения содержания игр, а также ножницы, клей, скотч, фломастеры и др. вспомогательные материалы

    Для развития режиссерской игры необходимо выделить специальное место, где бы разыгрывались сюжеты (можно изготовить «сцену» с кулисами из большой картонной коробки), наборы игрушечных персонажей размером примерно в ладонь взрослого, «бросовый» материал и инструменты, а также некоторые схемы-образцы, фотографии, декораций и кукол.

    Педагогическое сопровождение игры дошкольников.

    Главной причиной недостаточного развития сюжетно-ролевой игры современных детей является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей.

    Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада, но как уже установлено, в том, что дети не умеют правильно играть, виной становится сам воспитатель, т.е. его низкая игровая грамотность, игровая культура. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.
    У большинства воспитателей детского сада существует устойчивый термин«руководство игрой». Давайте задумаемся, насколько он правомерен? Игра - по своей природе свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она становится самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие  со сложившимся в истории и практике подходом – «руководить игрой».

    Разрешить это противоречие помогает переход к стратегии педагогического сопровождения.

    Особенность педагогического сопровождения игровой деятельности детей заключается в том, что взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества детьми, активно сотрудничает с ними.

    Сопровождающее взаимодействие  помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

    Сопровождающее игровое взаимодействие имеет определенные трудности.

    Педагоги привыкли к тому, что детей нужно все время целенаправленно воспитывать  и развивать. А вот играя с детьми и занимая позицию партнера, специально развивать и воспитывать невозможно. Как только появляется «элемент воспитания»,  позиция педагога сразу перестает быть партнерской и сразу становится «воспитывающей» или, что еще хуже для детей «обучающей». Естественность игры при этом сразу же нарушается. Следовательно, педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, партнером ребенка по игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя.

    Игровая позиция воспитателя включает в себя:

    • Ярко выраженный интерес воспитателя к играм детей.
    • Рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности.
    • Инфантилизацию как способность устанавливать доверительное отношение с окружающими.
    • Эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей.
    • Креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.

    Сформированная игровая позиция воспитателя обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на ее развитие.

    Игровая позиция воспитателя – одна из верных тропинок достижения близости с дошкольниками, проникновение в их внутренний мир.

    Владея игровой позицией воспитателю, легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений.

     Игровая позиция требует от педагога определенной степени инфантилизации – способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети.

    Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей это:

    • Изменение традиционной позиции педагога на позицию сопровождающего процесс освоения ребенком игровой деятельности.
    • Осуществление регулярной диагностики субъектного опыта и учет ее результатов.
    • Планирование и организация деятельности педагога по сопровождению ребенка в игровой деятельности на основе результатов педагогической диагностики.
    • Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников.
    • Ориентация педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их поэтапное стимулирование и развитие.
    • Взаимодействие всех субъектов, подразумевающее гибкость и вариативность позиций педагога и детей.
    • Организация развивающей среды в группе ДОУ.

    В младшем возрасте педагог является основным носителем игровых умений.

    В раннем возрасте основным средством формирования игровых умений является совместная игра воспитателя с детьми. Игровое взаимодействие организуется педагогом в непринуждённой обстановке, вначале индивидуально с каждым ребёнком, а затем с подгруппой детей из 2-3 человек. Для организации таких игровых ситуаций не нужно специально собирать детей, сажать или ставить их около себя-достаточно эмоционального обращения к детям или необычность позиции взрослого – игра с куклой. Взаимодействуя с детьми, воспитатель выполняет игровые действия полушутя, давая детям понять, что это игра.

    Во 2 младшей группе так же как и в с детьми раннего возраста основным средством формирования игровых умений является совместная игра воспитателя с детьми, но направлена она уже не на формирование игровых предметных действий, а на развитие ролевого поведения. Воспитатель играет вместе с детьми, он разворачивает игру таким образом, чтобы вызывать у детей ролевое поведение. Для этого воспитатель использует такой приём, как создание игровых сюжетов по представлению, основанных на рассказе ребёнка. Осуществляется это в несколько этапов: 1шаг - оживление представлений ребёнка в беседе (например. Воспитатель расспрашивает одного ребёнка, как он ходил к врачу: что у тебя болело? Ушко? А что делал доктор? Смотрел ушко? Как он велел тебя лечить? А что мама делала? А что мама сказала? 2 – следующий шаг – создание проблемной ситуации- игрушки заболели, у мишки завязано ушко, а доктора нет.Воспитатель предлагает ребёнку полечить игрушки, проговаривая и выделяя элементы сюжета (Полечишь? Вот у меня и зеркальце есть и пипетка? А потом компрессор привяжи и скажи мишке: «Не снимай!».) 3 шаг – проигрывание ситуации.

    В этом возрасте воспитатель предоставляет возможность детям для самостоятельных игр. В самостоятельные игры детей педагог вмешивается только при необходимости (при зацикливании ребёнка на одном и том же действии-ребёнок сидит и долго крутит руль, воспитатель говорит: «Твоя машина за кирпичиками поехала? привезёшь кирпичики и будешь строить дом?»- тем самым педагог наполняет действия ребёнка смыслом).

    2-3 раза в неделю воспитатель создаёт проблемно-игровые ситуации. Для этого воспитатель специально организует предметную среду.

    Игра может быть начата ребенком, педагог «угадывает», что делает ребенок, подключается к игре, действует внутри нее, корректно разворачивает ролевое взаимодействие с опорой на личные интересы дошкольника. С позиции своей роли педагог вопросами и репликами активизирует речь детей. Очень эффективны в таком возрасте разговорные ситуации в играх типа «телефонный разговор».

    В среднем возрасте в игровом взаимодействии с детьми позиция взрослого меняется:

    В начале реализация поставленных задач осуществляется воспитателем с позиции «со-игрока» в совместной игре с детьми. Это происходит через создание игровых ситуаций, где воспитатель берёт на себя главные или второстепенные роли, но развивает сюжет изнутри.

    Далее воспитатель переходит к осуществлению в игровом взаимодействии с детьми позиции «помощника». Взрослый находится рядом с детьми, помогает им в случае затруднения, направляет их действия. Воспитатель создаёт и помогает разрешить проблемные ситуации через предметно-игровую среду, не принимая активного участия в игре.

    В старшем возрасте позиция педагога в основном помощника и координатора. В этом возрасте (как мы говорили ранее) усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения. Здесь велика роль педагога. Совместная игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе освоения сюжетосложения. Однако меняется форма взаимодействия. Овладевать сюжетосложением Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова предлагают посредством метода «игра-придумывание», протекающего в чисто словесном плане. В игре-придумывании взрослый ненавязчиво может стимулировать детей к комбинированию и согласованию различных сюжетных событий. При этом придумывание осуществляется без участия игровых атрибутов. Такая игра для дошкольников доступна только совместно со взрослым. В самостоятельной игре дети возвращаются к игрушкам, но полученные умения по придумыванию сюжетных линий помогают им полно и согласованно реализовывать свои игровые замыслы.

    Основой эффективного руководства игровой деятельностью, как убеждает педагогическая теория и практика, является высокий уровень владения такимипрофессионально-педагогическими умениями:

    • наблюдать за игрой, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;
    • проектировать развитие игры, планировать приемы, призванные стимулировать его;
    • обогащать впечатления детей с целью развития игр; помогать в выборе ярких впечатлений, которые могут способствовать игре;
    • организовать начало игры; побудить к ней детей;
    • проектировать и предвидеть развитие конкретной игры;
    • использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания и др.);
    • менять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной возрастной группы с целью создания благоприятных условий для формирования готовности к переходу игры на высокий уровень;
    • включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми, учить игры (показ, объяснение);
    • предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;
    • регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного климата в группе, привлекать к игровой деятельности стеснительных, малоактивных детей
    • обсуждать и оценивать игру.

    Принципы организации сюжетной игры в детском саду:

    1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

    2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

    3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику.

    Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

    На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры.

    Таким образом, развитие игровой деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком, от его профессионального мастерства, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического сопровождения организации и проведения игр. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного партнерства взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Организация сюжетно-ролевой игровой деятельности детей дошкольного возраста"

    "Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете"Эрих Фромм...

    Подборка сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста ( 2-я младшая группа).

    Сюжетно-ролевыми называют игры, которые создаются самими детьми, активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.  Любая игра способствует воспитанию не одного, а...

    Картотека сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста

    В данном материале подобрана картотека сюжетно ролевых игр для детей дошкольного возраста...

    Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

    Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

    Картотека сюжетно ролевых игр для детей дошкольного возраста.

    Материал направлен на закрепление социально – коммуникативных навыков дошкольников и практическое применение в культурных практиках....