Кружок "Развиваемся, общаемся, играем"
методическая разработка по психологии (старшая группа)

Багоцкая Светлана Ивановна

 Основные задачи кружка:

Совершенствование памяти, внимания, мышления, восприятия, творческих способностей, речи.

Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями - средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой).

Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.

Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

Обучение приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

Обучение детей правилам хорошего тона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_razvivaemsyaobshchaemsya_igraem.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 50» «Незабудка»

Рабочая программа кружка

«Развиваемся, общаемся, играем»

для детей 5-6 лет

на 2021-2022 учебный год

       Педагог – психолог

Багоцкая С.И.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.

 Основным видом деятельности курса является развитие нестандартного логического мышления. Именно умение логически мыслить позволяет ребенку самостоятельно вводить новшества в различные виды деятельности, развивать в себе выявленные таланты. Программа кружка  «Развиваемся, общаемся, играем» выполнена преимущественно для той категории детей, у которых занижена самооценка, недостаточно развиты психические процессы. Вместе с тем, как показала практика, эта программа  доступна и интересна детям всех возрастов и с разными диагнозами. Она  важна также и для детей с высоким уровнем развития, поскольку развивает все психические процессы и позволяет в каждом ребенке воспитывать уверенность в своих силах.

Нововведением программы является включение заданий по развитию креативного мышления, развития пространственного мышления (задания повышенной сложности с использованием компьютера), специальные упражнения с элементами тренинга по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников, развития способностей и одаренности дошкольников.

Данная образовательная программа рассчитана на детей 5 - 6 лет.

Продолжительность занятий составляет 20 – 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 Основные задачи кружка:

Совершенствование памяти, внимания, мышления, восприятия, творческих способностей, речи.

Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями - средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой).

Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.

Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

Обучение приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

Обучение детей правилам хорошего тона.

Методика направлена на развитие:

творческого воображения (через нестандартный взгляд на систему, преодоление психологической инерции, через эмпатию и использование методов фантазирования);

памяти и внимания (через систему специальных игр, с использованием метода ассоциации и зацепок);

речи (через пальчиковые игры, игры со словом и звуком, методы сочинения сказок);

логического мышления, пространственного воображения (через методы, основанные на системном подходе, и развивающие игры с использованием компьютера);

коммуникативных качеств (через психотехнические игры и театрализацию, тренинги на развитие социальной одаренности);

координации и мелкой моторики.

Характерная особенность занятий по данной методике:

комплексность (занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя вышеуказанные элементы);

игровая форма (игры, игровые упражнения и творческие игровые задания);

доброжелательная творческая атмосфера (ребёнок может высказывать свои мысли в слух, не боясь того, что его осмеют или подвергнут критике. На занятиях соблюдаем правило «Не критикуй!» Учимся видеть в высказывании, рисунке, поделке крупицу оригинального,  чтобы ребёнок постоянно чувствовал удовлетворение от сделанного).

Задачи по разделам.

 Проигрывание различных социальных ролей для формирования положительных нравственных качеств.

Развитие умения общаться как со сверстниками, так и со взрослыми на основе познавательного материала: коротких сообщений о жизни животных, об особенностях характера человека и т.д.

Формирование умения свободно держаться пред аудиторией (инсценирование стихов, басен и т.д.)

Развитие умения понять другого, встать на его точку зрения.

Занятия включают следующие методы обучения:

этюды;

упражнения (творческого и подражательно-исполнительного характера);

игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные, компьютерные;

творческие игры: сюжетно-ролевые, игры- драматизации, компьютерные игры;

дидактические, развивающие игры;

чтение и обсуждение художественных произведений;

беседы, беседы – диспуты;

мини-конкурсы;

импровизации;

моделирование и анализ заданных ситуаций;

сочинение историй;

дискуссии;

свободное и тематическое рисование;

аутотренинги (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).

Принципы проведения занятий:

системность подачи материала,

наглядность обучения,

цикличность построения занятия,

доступность,

проблемность,

развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:

игрового преподнесения заданий;

создания положительного образа дошкольника;

при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники (для детей подготовительной группы);

подкрепление положительного отношения к занятиям;

закрепления знаний о школьных принадлежностях;

закрепления образцов ролевого поведения;

формирования чувства уверенности.

Ожидаемые результаты.

Знать:

различия между мальчиками и девочками;

о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;

какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими, и какие недостатки мешают общению друг с другом.

Уметь:

понимать и описывать свои желания и чувства;

различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;

сравнивать эмоции и контролировать свои эмоциональные реакции;

вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;

устанавливать ассоциативные цепочки между разнообразными объектами, предметами, явлениями;

сочинять различные сказки, фантастические объекты, устанавливать связи фантастических объектов с реальным миром;

уметь сравнивать, анализировать, обобщать, исключать предметы по различным темам;

уметь продолжать логический ряд, решать аналогические задачи;

концентрировать свое внимание, легко переключаться с одного вида деятельности на другой.

переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми;

общаться,  несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;

оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;

изображать на рисунке свое внутреннее состояние;

уметь понять другого, встать на его точку зрения:

переносить новый способ деятельности на аналогичный материал;

систематизировать объекты по функциям и свойствам;

концентрировать свое внимание, легко переключаться с одного вида деятельности на другой.

 

Календарно-тематический  план работы кружка  «Развиваемся, общаемся, играем»

№п/п

Тема занятия.

Кол-во

часов

Дата

план

Дата

факт

1.

Путешествие в сказку «Маша и медведь»

2.

Путешествие в  сказку «Теремок»

3.

«В осеннем саду»

4.

«В осеннем лесу»

5.

Перелетные и зимующие птицы

6.

Развитие временных представлений.

7.

Развитие восприятия, памяти, внимания и наблюдательности.

8.

Развитие восприятия, памяти, внимания и наблюдательности.

9

Развитие памяти, мышления, умственной деятельности.

10

Развитие произвольного внимания, ориентации в пространстве, мелкой и общей моторики.

11

Развитие произвольного внимания, умения анализировать несложные формы объектов.

12

Развитие памяти, наблюдательности, логического мышления.

1.

Развитие произвольного внимания.

2.

Развитие пространственных представлений.

3.

Развитие зрительной  памяти.

 

 

4.

Ориентировка в пространстве. Развитие зрительных ощущений.

 

 

5.

Развитие слуховых ощущений.

6.

Развитие произвольного внимания.

 

7.

Развитие наглядно - образного мышления.

8.

Развитие процессов анализа, зрительно – двигательных координаций.

 

9.

Развитие умения сравнивать, анализировать.

 

10.

Развитие зрительной памяти.

 

11.

Развитие мышления, вербальной памяти.

12.

Развитие мышления.

13.

Развитие зрительной опосредствованной памяти.

14.

Развитие умения анализировать и сравнивать.

 

15.

Развитие пространственного восприятия, мышления.

16.

Развитие вербального мышления, зрительной памяти, пространственных представленй.

17.

Развитие произвольного внимания, наглядно – образного мышления.

 

18.

Развитие произвольной сферы, вербального и наглядно – образного мышления.

19.

Волшебная сказка чувств.

20.

 Формирование коммуникативных навыков.

21.

Диагностическое занятие.

22

Диагностическое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Играем и учимся общаться" (игры коммуникативной направленности)

Педагоги, психологи и многие родители отмечают, что современные дети либо совсем не играют вместе, либо играют очень мало, не умеют придумывать игры, чувствуют себя неуверенно в детском коллекти...

Учите детей общаться играя.

Важно научить ребёнка умению общаться со сверстниками....

Проект "Играя - общаюсь, играя - развиваюсь"

Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми...

Методическая разработка "Учимся общаться, или общаемся играя"

Проект "Общаемся играя" направлен на формирование у детей старшей группы ДОУ навыков общения...

Родительский клуб "Растим счастливого ребенка".Тема: «Взаимодействие семьи и детского сада» «Творим, общаемся, играем»

Повышение педагогической компетентности родителей по взаимодействию детского сада с семьей для целостного развития личности ребенка....

Методическая разработка "Учимся общаться, или общаемся играя"

Слайд 1Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка детский сад №96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Учимся общаться, или общаемся играя&ra...