Проект "Играя - общаюсь, играя - развиваюсь"
проект (старшая группа) на тему

Музыка Ольга Ивановна

Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка.

В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками становиться ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений, т.е. социализация.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основной задачей дошкольного образования является  создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Однако, как показывает практика, не все дети старшего дошкольного возраста способны общаться с окружающими детьми на личностном, внеситуативном уровне, что отрицательно сказывается на их психическом развитии. Поэтому необходима специальная работа по развитию у дошкольников коммуникативных умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры городской округ город Радужный.

                                                       

               

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «Играя – общаюсь, играя – развиваюсь»

Тип проекта:  практико-ориентированный, социально-коммуникативный.

Продолжительность проекта: долгосрочный - 3 года (2012г – 2015г)

Эпиграф «Только человек умеет играть, и только тогда он вполне человек, когда играет» Ф. Шиллер.  

Автор проекта: Музыка Ольга Ивановна, педагог-психолог высшей квалификационной категории  АУ ДОУ ДСОВ № 16 «Снежинка».

2014

Содержание

1. Краткая аннотация проекта………………………………………………….3

2. Обоснование необходимости проекта………………………………………3

3. Цели и задачи проекта………………………………………………………..5

4. Основное содержание проекта……………………………………………….7

5. Ресурсное обеспечение проекта……………………………………………...11

6. Партнеры………………………………………………………………………13

7. Целевая аудитория……………………………………………………………13

8. План реализации проекта……………………………………………………13

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект…………………………….16

9.1. Ожидаемые результаты реализации проекта…………………………....16

9.2. Социальные эффекты реализации проекта………………………………17

10. Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………….23

11. Литература………………………………………………………………......24

Приложение……………………………………………………………………..26

1. Диагностический материал.

2. Программа «Игровая психокоррекция трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста».

3. Психолого-педагогический практикум для педагогов «Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми».

4. Психологический клуб для родителей «Семья – Я».

5. Подборка игр для детей с проблемами общения.

1. Краткая аннотация проекта.

Наименование проекта

«Играя – общаюсь, играя – развиваюсь».

Назначение проекта

Игровая деятельность, как средство коррекционной работы с проблемами общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Участники проекта

1. Педагог-психолог

2. Воспитанники групп общеразвивающей направленности от 5-ти  лет до 7-ми лет.

3. Педагоги

4. Родители (законные представители) детей.

5. Музыкальный руководитель.

Место реализации проекта

Автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры городской округ город Радужный

2. Обоснование необходимости проекта.

«Игра порождает радость,

свободу, довольство, покой в себе

и около себя, мир с миром»

/Фридрих Фребель/

Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка.

В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками становиться ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений, т.е. социализация. В процессе социализации ребенок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Нарушение общения затрудняет как реализацию игровой деятельности, так и процесс социализации, что оказывает неблагоприятное воздействие в целом на психическое развитие ребенка. Развитие сферы общения является необходимым условием, как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности. Изменившаяся за последнее десятилетие социальная обстановка в нашей стране диктует новые требования для обучения и развития детей.  Одной из задач в Федеральных  государственных  образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС) является: создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

         Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

В дошкольной педагогической науке проблема общения и использовании игры в коррекционных целях изучена достаточно глубоко. Важную роль игры в коррекционных целях общения отмечали многие отечественные психологи, педагоги (А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, О.Карабанова Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Г.П. Щедровицкий, А.А. Вербицкий, В.Я. Платонов, Н.П. Аникеева и др.).

Проект построен на основе отечественных идеях Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина о роли игры в развитии детей дошкольного возраста, а также о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Ж. И. Шиф, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Т. М. Дульнев, В. Г. Петрова,  А. С. Белкин, В. В. Коркунов). 

В результате вышесказанного считаю актуальной проблему:     использование игры, как средство коррекционной работы с проблемами общения у детей старшего дошкольного возраста.

Данный проект ставит перед собой решение этой актуальной проблемы.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта:  Использование игры, как средство коррекции проблем общения (агрессии, заниженной самооценки, тревожности, низкого социометрического статуса) у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования: процесс коррекционной работы с детьми  старшего дошкольного возраста с проблемами общения (агрессия, заниженная самооценка, тревожность, низкий социометрического статус);

Предмет исследования: использование игры, как средство коррекционной работы с проблемами общения (агрессия, заниженная самооценка, тревожность, низкий социометрический статус) у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что если в системе использовать разнообразные игры (на снятие агрессии, повышению самооценки, снижению тревожности, повышения социометрического статуса), то можно откорректировать трудности общения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по использовании игры в коррекции проблем общения (агрессии, заниженной самооценки, тревожности, низкого социометрического статуса) у детей старшего дошкольного возраста;
  2. Провести мониторинг предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС;
  3. Систематизировать диагностический материал и провести исследование по выявлению детей с проблемами в общении (агрессия, заниженная самооценка, нарушение поведения, тревожность, низкий социометрический статус);
  4. Разработать и внедрить в практику работы программу «Игровая психокоррекция трудностей общения детей старшего дошкольного возраста»
  5. Проанализировав полученные результаты, оценить перспективность реализованного проекта  в дальнейшем, подготовить проект к представлению.

Методы исследования:

Теоретические: анализ, обобщение, сравнение, систематизация. 

Диагностические:  тестирование, анкетирование, наблюдение.

Развивающие: специально подобранные дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры,  элементы арттерапии, игротерапии.

Принципы коррекционной работы:

Принцип доступности, принцип гуманистичности,  принцип единства диагностики и коррекции, принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей,  принцип профессиональной компетентности психолога.

Практическая значимость исследования заключается в использовании игры в коррекционных целях  для повышения уверенности у детей, снятия агрессии, повышения социометрического статуса, выработки адекватной самооценки, формирования умения детей общаться со сверстниками и взрослыми. Разработанные механизмы развития и коррекции сферы общения детей старшего дошкольного возраста позволят решить многие проблемы психоэмоционального, поведенческого характера. Предлагаемая программа «Игровая психокоррекция трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста» позволит ребенку легче адаптироваться в группе детей, создаст безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединит всех детей совместной деятельностью, будет способствовать повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности детей, подготовит ребенка к новым социальным условиям в школе.

4. Основное содержание проекта.

На основе изучения психолого-педагогической  литературы по использовании игры в коррекции проблем общения (агрессии, заниженной самооценки, тревожности, низкого социометрического статуса) у детей старшего дошкольного возраста, было сделано предположение, что процесс развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности будет оптимальным, если обогатить  предметно-пространственную среду игровым оборудованием.

Был проведен мониторинг предметно-пространственной среды, в соответствии с требованиями ФГОС. Было определено содержание предметно-пространственной среды: предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной и должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, обеспечить эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения.  Для проведения мониторинга использовалась анкета. При анализе применялись  критерии: соответствует всем требованиям – высокий уровень, частично – средний уровень, не соответствует – низкий уровень. На основе полученных данных был сделан вывод, что предметно-пространственная среда соответствует всем требованиям ФГОС на 86%. Был проведен семинар-практикум с педагогами «Организация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС».

Полноценное общение в процессе организации игр способствует развитию у детей умений и навыков социального взаимодействия. У них появляется способность брать на себя игровые роли, приспосабливать свое поведение к поведению партнера, проявлять доброжелательность, альтруистические тенденции в поведении, осуждая элементы агрессивности, нечестности, высокомерия. В общении развивается эмпатия (способность эмоционально откликаться на переживания других людей, проявлять сочувствие, желание и умение утешать, помочь) по отношению к близким, родственникам, героям художественных произведений.

В течение недели проводила наблюдение за общением детей по критериям, предложенные  М.И. Лисиной (приложение 1).  Наблюдение осуществлялось в игровой деятельности, на занятиях, в свободной деятельности детей, в ходе общения каждого ребенка с воспитателями и со сверстниками. Из анализа наблюдений сделала вывод, что только 10% детей умеют дружно играть, совместно придумывать интересные игры, в общении они доброжелательны, уступчивы, договариваются. У этих детей отсутствует агрессивность. 40% детей не проявляют умение дружно играть, в общении они не доброжелательны, не уступчивы, не умеют договариваться, редко проявляют чуткость, заботливость. У детей наблюдается агрессивность, отсутствие справедливости, не считаются с мнением, желанием товарища.

На основе полученных данных при анализе детского общения и взаимодействия, пришла к выводу, что процесс развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности будет оптимальным, если обогащать игры новыми сюжетами, опытом по согласованию индивидуальных и коллективных замыслов, ведь каждая игра – это еще и школа сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками. С этой целью были проведены консультации, обучающие семинары с педагогами.  

Благополучие групповых взаимоотношений – необходимое условие взаимодействия детей. В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Поэтому важно было вовремя выявить детей, имеющих неблагоприятное положение в группе, тревожных, с заниженной самооценкой.  С этой целью были подобраны диагностические методики по выявлению детей с данными проблемами: по изучению социометрического статуса - экспериментальная методика Т.А. Репиной «Секрет», «Два дома» И.Вандвик, П.Экблад, самооценку дошкольников по адаптированной методике В.Г. Щур «Лесенка», исследование тревожности по тесту тревожности Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки, для изучения агрессии использовалась анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).

Первичное обследование показало: 19% детей имеют низкий социометрический статус,  с низкой самооценкой – 36,5% детей и с высокой тревожностью – 36,5% детей, с высокой агрессивностью – 42,4% детей.

         Анализ особенностей проблемных детей и специфических дефектов их общения со взрослыми и сверстниками позволил мне выделить основные задачи психологической работы с ними:

  • Во-первых, необходимо было повысить интерес проблемного ребенка к окружающим его людям;  
  • Во-вторых, необходимо было научить ребенка извлекать опыт из неудачного общения и выхода их конфликтных ситуаций;
  • В-третьих, необходимо было обучить  детей определенным приемам  своего эмоционального состояния, что позволило бы им уходить из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость.

Для решения поставленных задач была разработана программа «Игровая психокоррекция трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста» (приложение 2). Программа состоит из четырех этапов. На каждом этапе были подобраны игры, игровые этюды в зависимости от задач, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.

На первом этапе подбирались игры направленные на  повышение уверенности в себе, сплочение группы и раскрытие групповых отношений «Жмурки»,  «Паровозик», «Жучок», «Хоровод».  

На втором этапе подбирала игры на повышение самооценки и сплочения детей, снятие напряжения и агрессии: «Скучно, скучно так сидеть», «Море волнуется», «Кошки-мышки»,   «Щит и меч».

На третьем этапе подбирала игры на развитие смелости, уверенности в себе, снятие тревоги, произвольный контроль, снятие двигательной расторможенности: «Ассоциации», «Страшные сказки», «Турнир»,  «День рождения», «Путаница», «Противоположные движения», «Мальчик (девочка) – наоборот».  Для отображения основных черт характера, эмоциональное осознание детьми отрицательных и положительных черт характера, коррекция общения подбирались такие игры как: «Передача имени по кругу», «Сердитая Маша», «Розовое слово «привет», этюд «Раздумье», игра «Поводырь», «Комплименты».   «Зеркало», «Через стекло», этюд «Ябедник», этюд «Часовой», этюд «Штанга».

На четвертом закрепляющем этапе были подобраны игры на закрепление норм и правил поведения и общения со сверстниками, эмоциональное сближение, отработку новых форм общения: «Разведчики», «Дружная семья», «Четыре стихии», Кораблик», этюд «Встреча с другом», «Хоровод», «В магазине зеркал», «Три характера».

Были использованы методы: «Цветописи» (А.М. Прихожан, А.Н. Лутошкин). «Рисуем эмоции пальцами», элементы арттерапии (проективный рисунок, сочинение).

Наряду со специальными играми большое значение в коррекции имели приемы неигрового типа:

1. "Ритуальные действия" (ритуалы приветствия и прощания; групповое пение; обмен впечатлениями после игры).

2. Принятие групповых решений. Многие решения в ходе занятия принимают всей группой; дети сами решают, когда надо закончить игру и перейти к другой, сами распределяют роли.

3. Усиление понимания, сочувствия - приемы на умение слушать друг друга, объяснять свои чувства.

Можно утверждать, что многие из предложенных в работе игр являются полифункциональными, т.е. при их применении можно решать самые разные задачи, причем одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого - оказывать тонизирующий эффект, для третьего - являться уроком коллективных отношений.

Было разработано 20 занятий. Проводилось 1 раз в неделю по 25-30 минут.

Педагоги и родители участвовали на каждом этапе проекта. На каждом этапе проекта проводится анализ результатов реализации задач.  Для них были разработаны семинары, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, консультации и многое другое.  

5. Ресурсное обеспечение проекта

Временные ресурсы: срок реализации проекта – 3 года (2012 – 2015). Психолого-педагогическая  работа проводится с сентября  по май месяц включительно.

Кадровые ресурсы: Данный проект реализует педагог-психолог. В проект  включены воспитатели групп общеразвивающей направленности от 5-ти до 7-ми лет, как участники реализации. Родители (законные представители) групп общеразвивающей направленности от 5-ти лет до 7-ми лет, дети которых включены в игровые коррекционные занятия, музыкальный руководитель.  Проект способствует повышению уровня квалификации через систему курсов, семинаров, мастер-классов, самообразования и т.д.

Информационные ресурсы:  Создание комплекса информационно-методических  материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям и т.д.), издание методических материалов, публикация, информирование родителей о целях, задачах, содержании и планах проекта, использование ИКТ, создание своих и использование готовых презентаций для проведения семинаров, тренингов, психолого-педагогических практикумов, игр с родителями и педагогами, пополнение игротеки за счет ресурсов интернет – сайтов, создание персонального мини-сайта.

Материально-технические ресурсы:  Кабинет располагает достаточным потенциалом для осуществления коррекционно-развивающей работы, отвечает возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям. Для реализации проекта обеспеченность материально-технической базы составляет 85%.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • Игрушки (шапочки животных, маски, строительные наборы,  кукол разного вида, мебель, посуда, музыкальных инструментов, игрушечные  фотоаппарат, микрофон, щит и меч, сумка почтальона, мячи, разные по размеру, теннисные мячи, кегли, мягкие игрушки, надувные шары).
  • Конспекты коррекционно-развивающих занятий для реализации Программы «Игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста», разработки семинаров, тренингов, консультаций, игр для педагогов и родителей.
  • Дидактический материал: Музыкальное сопровождение (звуки животных, птиц, спокойная музыка, шумы и т.д.). Сувениры для детей на память. Настольные игры: «Лото», «Шашки», «Цирк». Краски, бумага, кисточки, карандаши, пластилин, нитки. Светильник. Картинки с изображением веселых человечков. Коврики для релаксации. И т.д.
  • Психологическая литература, детская литература, красочные иллюстрации.

Мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук для применения информационно-коммуникативных технологий, магнитофон для музыкального оформления и проведения мероприятий, атрибуты для проведения игр.

Финансовые ресурсы: проект экономичен, т.к. не требует дополнительных финансовых вложений.

6. Партнеры.

Партнерами педагога-психолога по реализации проекта являются: воспитатели групп общеразвивающей направленности от 5-ти лет до 7-ми лет, родители (законные представители), музыкальный руководитель.

7. Целевая аудитория.

Дети группы общеразвивающей направленности от 5-ти лет до 7-ми лет, посещающие автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры городской округ город Радужный».

8. План реализации проекта.

Внедрение проекта осуществлялось  в течение 2012 – 2015 гг. Вместе с тем нельзя ограничиваться календарными сроками, так как время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.  Проект является интегративным курсом, включает в себя в единстве игру, этюды, игровые задания, преобразование предметно-пространственной среды. Оптимальный вариант его реализации происходит за 2 года.

1 этап.  2012 – 2013 учебный года – подготовительный.

Цель: изучение научной психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей старшего дошкольного возраста.  Проведение мониторинга предметно-пространственной среды. Подбор диагностических методик и проведение первичного диагностического обследования детей по выявлению проблем общения. Разработка программы «Игровая психокоррекция трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста». Включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность по обеспечению их готовности к освоению проблемы.

2 этап. 2013 - 2014 учебный год - основной.

Цель: Внедрение программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста. Включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта.  

3 этап. 2014 – 2015 учебный год  – заключительный.

Цель:  Мониторинг эффективности внедрения программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста.  Распространение педагогического опыта на уровне ДОУ, города, региона.  

Таблица 1.

1 этап.

2012 – 2013 учебный год – подготовительный.

Изучение научной психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей старшего дошкольного возраста.

Мониторинг предметно-пространственной среды в группах общеобразовательной направленности от 5-ти до 6-ти лет.

Подбор диагностических методик. Проведение первичного исследования по выявлению детей с проблемами общения (агрессии, заниженной самооценки, повышенной тревожности, с низким социометрическим  статусом)

Проведение наблюдения за общением детей в игровой деятельности.  Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности через информационно-профилактическую и практическую деятельность.

Разработка тематики материалов с педагогами, родителями по  формированию умения общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием игры и игровых приемов.

 2 этап.  

2013 – 2014 учебный год - основной

Внедрение программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста.

Включение родителей и педагогов в реализацию каждого этапа внедрения программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста.

 3 этап.

2014  – 2015 учебный год -

заключительный.

Мониторинг эффективности внедрения программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста.  

Обобщение и структурирование материалов по результатам работы над проектом.    

Констатация факта успешности проекта.

Разработка презентации проекта «Игровая деятельность, как средство коррекционной работы с проблемами общения у детей старшего дошкольного возраста».

Распространение педагогического опыта на уровне ДОУ, города, региона.

Публикация проекта в изданиях.

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект.

9.1. Ожидаемые результаты реализации проекта.

Предполагается, что концу реализации проекта у детей будут сформированы положительные установки на коллектив. Повысится статус детей. Не будет в коллективе «изолированных» детей. Увеличится число «звездочек» и «предпочитаемых» детей, снизится тревожность и агрессия,  повысится самооценка. Предполагаемый результат будет направлен на целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, заложенные в ФГОС:

- ребенок будет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

- будет способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты;

- ребенок будет способен к волевым усилиям, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения.

Результативность реализации проекта в работе с детьми определяется посредством проведения диагностического обследования и наблюдения.

9.2. Социальные эффекты реализации проекта.

Для выявления уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста я опирались на критерии, предложенные  М.И. Лисиной (приложение 1). Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить показатели уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. Уровень развития навыков общения оценивался по бальной системе: высокий уровень – 3 баллов, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл. По сумме всех баллов 24-20 баллов – высокий уровень развития навыков общения, 19-14 баллов – средний уровень, 13-8 баллов – низкий уровень развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Первичное обследование было проведено в 2012-2013 учебном году 63 детей групп общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет. Было проведено наблюдение за поведением детей в течение недели. Наблюдение осуществлялось в игровой деятельности, на занятиях, в свободной деятельности детей, в ходе общения каждого ребенка с воспитателями и со сверстниками.

Уровень развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста (первичное обследование октябрь 2012 год)

Таблица 1

Уровень развития навыков общения

2012-2013 учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество детей в процентном соотношении

10%

50%

40%

Из таблицы 2 видно, что 10% детей умеют дружно играть, совместно придумывать интересные игры, в общении они доброжелательны, уступчивы, договариваются. У этих детей отсутствует агрессивность. 40% детей не проявляют умение дружно играть, в общении они не доброжелательны, не уступчивы, не умеют договариваться, редко проявляют чуткость, заботливость. У детей наблюдается агрессивность, отсутствие справедливости, не считаются с мнением, желанием товарища.

В течение  двух   лет   изучала динамику социометрического статуса каждого ребенка с помощью экспериментальной методики Т.А. Репиной «Секрет», «Два дома» И.Вандвик, П.Экблад, самооценку дошкольников по адаптированной методике В.Г. Щур «Лесенка», был проведен тест тревожности Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки, выявление агрессивности по анкете «Критерии агрессивности у ребенка» (Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко) (приложение 1).

Первичное обследование было проведено в 2012 – 2013 учебном году в начале и конце года с детьми групп общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет. Всего было обследовано 63 ребенка.

         Повторное обследование было проведено в 2013 – 2014 учебном году в начале года до внедрения программы по игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста и в конце года. Было обследовано 63 ребенка.

Результаты обследования детей 2012 - 2014 годы:

Сравнительная таблица по диагностическим методикам за два года.

Таблица 2

Годы

«Два дома»

статус в %

«Секрет»

статус в %

«Лесенка»

самооценка

в %

Тревожность

в %

Агрессивность

в %

в

с  

 н

 

в

  с

н  

в

с

н

в

с

н

в

с

н

2012-2013

н

39,7

41,3

19,0  

44,5

39,7

15,8

20,6

42,9

36,5

36,5

50,8

12,7

42,4

33,0

24,6

к

49,2

38,1

12,7

57,1

31,8

11,1

23,8

44,4

31.8

31,7

46,1

22,2

39,2

32,2

28,6

2013-2014

н

55,6

34,9

 9,5

60,3

30,2

 9,5

31,8

39,7

28,5

22,2

52,4

25,4

28,4

41,6

30,0

к

88,9

 9,5

 1,6

88,9

 9,5

1,6

50,8

41,3

7,9

8,0

34,9

57,1

7,2

47,4

45,4

Из таблицы 2 видно, что результаты диагностик  2013-2014 учебного года по сравнению с первичными исследованиями 2012-2013 учебного года  показали:  число детей  с высоким социометрическим статусом увеличилось на 49,2% по методике «Два дома» и на 44,4% по методике «Секрет». С низким статусом уменьшилось на 17,4% по методике «Два дома» и на 14,2% по методике «Секрет». Детей с высоким уровнем самооценки (адекватной) увеличилось на 30,2%.  Уровень тревожности снизился на 44,4%, уровень агрессивности снизился на 35,2%.

Сравнительный анализ

по выявлению эмоционального благополучия детей в группе сверстников

(методика «Секрет» Т.А. Репиной).

за два года (2012-2014).

Таблица 3

уровни

Уровень благополучных взаимоотношений

(УБВ)

Показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками

Коэффициент изолированности

годы

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

2012-2013

низкий

средний

28,7%

низкий

33,3%

низкий

15,9%

менее благополучный

11,1%

менее благополучный

2013-2014

высокий

высокий

38,1%

средний

60,3%

высокий

9,5%

менее благополучный

1,6%

благополучный

Как видно из таблицы 3 показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками увеличился от низкого уровня (28,7%) до высокого уровня удовлетворенности (60,3%). Увеличилось количество взаимных выборов от 18 до 38, что также свидетельствует о положительной социальной динамике в коллективе, его сплоченности и потенциальной продуктивности коллективной творческой деятельности. Коэффициент изолированности снизился от 15,9% до 1,6%.

Уровень развития навыков общения 2013-2014 учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество детей в процентном соотношении

65%

34%

1,0%

Уровень развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста (май 2014 год).                                                      

Таблица 4

Из таблицы 4 видно, что произошла большая динамика по показателям общения. Детей с высоким уровнем общения увеличилось на 55%, а детей с низким уровнем общения уменьшилось на 39%.

По итогам проведенной работы можно сделать вывод, что использование игры в коррекционных целях дает более эффективный результат, так как игра как деятельность свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой единственное место, где ребенок получает возможности свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний.  

        Об эффективности игры в коррекционном процессе говорят и отзывы родителей, и результаты анализа адаптации выпускников детского сада. Дети, прошедшие курс коррекционных игровых занятий легче адаптируются к новым социальным условиям. Они понимают чувства другого, находят продуктивный выход из конфликтной ситуации, самооценка адекватная. У детей есть  навыки межличностного общения как со взрослыми, так и с другими детьми. Возросла социальная направленность действий детей, их готовность прийти на помощь другому.

«После проведенных игровых занятий я заметила, как изменилось эмоциональное состояние Римлины. Она стала более спокойной, начала проявлять активность в общении со взрослыми и сверстниками. Основным её совместным достижением явилось умение договариваться (что раньше было большой проблемой). Римлина дома и в группе сверстников была очень конфликтным ребенком, не умела строить бесконфликтное общение. Сейчас я стала лучше понимать своего ребенка, значительно снизилось число конфликтов с детьми. Преобладают положительные эмоции. Римлина стала очень много рисовать» - мама Римлины И.

Общение – условие для полноценного развития личности ребенка. Мы подтвердили исследовательским  путем: трудности в общении детей эффективно устраняются посредством игры.

Главным девизом каждого воспитателя должны стать слова: играть — развивая, развивать — играя. Иными словами, использовать для развития ребенка любую игровую ситуацию, зачастую спонтанно, без специальной подготовки.

Таким образом, систематизированный материал по использованию игры в коррекции общения, развивает не только психические функции личности ребенка, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Теоретики призывают воспитателей и родителей обыгрывать все и вся.  

В ходе реализации проекта моя методическая копилка значительно пополнилась: систематизирован диагностический материал по данной проблеме (приложение 1). Внедрена и прошла апробацию программа «Игровая психокоррекция трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста» (приложение 2). Разработан психолого-педагогический практикум для педагогов «Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми» (приложение 3), разработан  материал к психологическому клубу для родителей «Семья – Я (приложение 4). Оформила подборку игр для детей с проблемами общения (приложение 5). Создано множество методических разработок:  «Деловая игра для родителей «Как подготовить ребенка к школе. Психологическая готовность родителей», тренинг для родителей «Игры в которые играют…»,

В социальной сети создала свой персональный сайт htt://nsportal.ru/muzyka-olqa-ivanovna на котором разместила свое электронное портфолио, план психологического сопровождения образовательного процесса,  психолого-педагогический практикум для педагогов «Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми», программу «развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста», тематический план факультатива «Уроки этикета» для детей старшего дошкольного возраста, коррекционно-развивающее занятие «Собираемся в путешествие», психологический клуб для родителей «Семья – Я» и многое другое.

Некоторые из разработанных мною методических материалов успешно прошли открытую общественную профессиональную экспертизу в социальных сетях работников образования. Являюсь победителей Всероссийского конкурса «Современный детский сад – 2013» в номинации «Лучший педагог современного детского сада» награждена дипломом. Мой материал «Программа по игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста» опубликован  в учебно-методическом электронном журнале «Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников» №7 2013г.

Открыла страничку на сайте АУ ДОУ № 16 rad-dou16.caduk.ru, где периодически размещаю рекомендации, консультации, памятки, презентации, объявления  для родителей, информация меняется каждый месяц.

Подводя итог описанию работы над проектом,  необходимо отметить   последовательный характер этой работы. От организации и насыщения предметно-пространственной среды, работы с педагогами и родителями, включение детей в совместные игры и отработка навыков общения до внедрения программы по игровой психокоррекции трудностей общения детей старшего дошкольного возраста. Описанные игровые методы по оптимизации общения у детей старшего дошкольного возраста адресованы самому широкому кругу детей, поскольку они способствуют планомерному развитию коммуникативных навыков: умению понимать чувства других людей, мотивы их поступков, находить продуктивный выход из конфликтной ситуации. При этом главным результатом работы с детьми является смена их социальных установок: в отношении окружающих утвердились такие установки, как «Все люди – друзья», в конфликте – «Я хочу, чтобы мы оба победили», в отношении с товарищами по группе – «Ты хороший – я хороший».  Созданная система взаимодействия участников проекта даст возможность подготовить дошкольников к новым социальным условиям, к школьному обучению, учитывая индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, с учетом психологических особенностей и склонностей, обеспечивая максимальную по возможности самореализацию личности.

10. Перспективы дальнейшего развития проекта.

Потенциал моего проекта не может быть исчерпан и должен развиваться, совершенствоваться дальше. Планирую обогащать данный опыт новыми наработками, пропагандировать его педагогам, как внутри учреждения, так и на городском уровне, через открытые мероприятия, семинары, мастер-классы, конференции, сеть Интернет, участвовать в различных дистанционных всероссийских конкурсах. Продолжать осуществлять просветительскую функцию среди родителей, расширяя их  кругозор (выступление на собраниях, консультации, тренинги, деловые игры); привлекать их к участию в совместных мероприятиях. Широко использовать инновационные технологии при проведении и подготовке мероприятий. Создать базу презентаций по использовании игры в педагогическом процессе и в коррекции общения в частности. В перспективе планирую изучить особенности общения со сверстниками с позиции гендерных особенностей; раскрыть специфику подготовки педагога к руководству межличностным общением детей и взаимоотношениями в группах детей дошкольного возраста. Буду привлекать педагогов, родителей к всероссийским заочным конкурсам.

Литература 

  1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е.Е.  Алексеева. - СПб.: Речь, 2006. 
  2. Андрус, Н.Я. Искусство общения /Л.А.Андрус, А.Б.Невелев, И.Н.Волотская. - Челябинск, 2003.- 205 с.
  3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева.- М.,2007.-198с.
  4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божевич. - СПб.: "Питер", 2008.
  5. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Метод. рекомендации для воспитателей и методистов дошкол. образоват. Учреждений /С.С. Бычкова. – 2-е изд. испр. и доп.  М.: АРКТИ, 2003.
  6. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психологическое развитие ребенка/ Воспитание детей в игре /Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1994.
  7. Виноградова, Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие /Н.А. Виноградова и др. М.: Айрис-Пресс, 2008.
  8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский.- М.: Эксмо, 2005.- 512 с.
  9. Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога /Л.Н. Галигузова и др. М.: АРКТИ, 2004.
  10. Калинина, Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения /Р. Калинина. - СПб.: Питер, 2001.
  11. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие /О.А. Карабанова. - М.: РПА, 1997.
  12. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н.В. Краснощекова.  Изд. 1-е /2 - е/ 3-е. Ростов-на Дону: "Феникс", 2000.
  13. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми  /Е.К. Лютова и др. – СПб.,  2000.
  14. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми /И.М. Марковская.  - СПб: Изд-во Речь, 2000.
  15. Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие /Н.В. Микляева и др. М.: Айрис – пресс, 2005.
  16. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры /М.А. Панфилова. - М.: "Гном-Пресс", 2002.
  17. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками /Е.О. Смирнова. – М., 2000
  18. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно А.С. Спиваковская. - М.: Издательство "Мир", 2001.
  19. Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О.В. Хухлаева. - М.: "Генезис", 2006.
  20. Чернецкая, Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду /Л.В. Чернецкая. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  21. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практ. рук. для педагогов и психологов дошк. образоват. Учреждений /Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  22. Чистякова, М.И. Психогимнастика /М.И. Чистякова. М.: Просвещение «Владос», 1999.
  23. Эльконин, Д.Б. Психологические игры, 2-е издание /Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
  24. Эльконин,  Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды /Д.Б. Эльконин. - М.: МПСИ, Воронеж НПО "Модэкс", 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРАТЬ - РАЗВИВАЯ, РАЗВИВАТЬ – ИГРАЯ. Сюжетно-ролевая игра

Консультация для родителей детей  разновозрастной группы детского сада (4-6 лет). В статье изложены ответы на часто задаваемые вопросы родителей о том, что такое сюжетно-ролевая игра, какие сюжет...

Кружок «Развиваемся, общаемся, играем»

Совершенствование памяти, внимания, мышления, восприятия, творческих способностей, речи.Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразитель...

Дидактическая игра «Разноцветные ёжики» для детей 3-4 лет. Цель игры: Развивать у детей умение группировать предметы по цвету. Закрепить знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный). Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей доброжелательное отн

Цель игры: Развивать у детей умение группировать предметы по цвету. Закрепить знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный). Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей доброжелательное от...

Дополнительная коррекционно-развивающая авторская программа «Играем, развиваемся, общаемся»

В рабочей программе определены цели и задачи коррекции проявлений социальной дезадаптации дошкольников с РАС, основные направления развития игровых навыков, условия и методы работы с ребенком дошкольн...

Детско-родительская студия «ИГРАЕМ ОБЩАЕМСЯ - ВМЕСТЕ РАЗВИВАЕМСЯ»

     Главным и труднопреодолимым препятствием в воспитании детей раннего возраста является их тяжелая адаптация к детскому саду, проживание возрастного кризиса развития, сопровож...

Итоговое занятие по кружку "Развиваемся, общаемся, играем"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка - детский сад №8» г.о.Саранск...

Кружок "Развиваемся, общаемся, играем"

Основные задачи кружка:Совершенствование памяти, внимания, мышления, восприятия, творческих способностей, речи.Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков прак...


 

Комментарии

Музыка Ольга Ивановна

Данный проект поможет педагогам-психологам в работе с детьми с проблемами общения