"Играем и учимся общаться" (игры коммуникативной направленности)
материал (старшая группа) на тему

Ефимова Валентина Геннадьевна

 

Педагоги, психологи и многие родители отмечают, что современные дети либо совсем не играют вместе, либо играют очень мало, не умеют придумывать игры, чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Дети, не умеющие играть со сверстниками, замыкаются в себе, не умеют выстраивать отношения с окружающими.

Все стремятся научит детей читать, писать, забывая о том, что ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игровая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_i_uchimsya_obshchatsya.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

       Играем и учимся

                       общаться

Педагоги, психологи и многие родители отмечают, что современные дети либо совсем не играют вместе, либо играют очень мало, не умеют придумывать игры, чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Дети, не умеющие играть со сверстниками, замыкаются в себе, не умеют выстраивать отношения с окружающими.

    Все стремятся научит детей читать, писать, забывая о том, что ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игровая.

   Именно через игру и общение дети узнают мир со всеми его сложностями, усваивают систему взаимоотношений, развиваются, формируются как личности. Игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы.

   Хочу рассказать, как я использую в своей работе игры с песком и игры – упражнения коммуникативной направленности, которые доступны каждому дошкольнику. Игры такого типа помогут ребенку подготовиться к социальной адаптации в коллективе детей, преодолеть трудности в общении, сформироваться как личности.

                     

         

 Игра-сказка «Путешествие в страну « А».

   Задачи:

    Развивать фонематический  слух, внимание, речь. Формировать правильное звукопроизношение и правописание.

 Способствовать развитию желания  ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

   Через игровую ситуацию  совершенствовать  предметно-игровую деятельность, способствующую развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

   Ход игры.

- Есть прекрасная страна,  где принцессу зовут А

(в песочницу выставляется фигурка, на которую приклеено изображение буквы  А,  далее по ходу игры также выставляются фигурки из «киндер-сюрприза» с этой буквой).

- В реке плещутся А-кулы (в песочнице создана река, куда  помещаются акулята).

- А-исты живут в садах.

- А-пельсины, А-рбузы и А-кации цветут.

                                  Чтобы здесь нам поиграть,

                                  Надо много слов назвать.

                                  Привести сюда друзей

                                  В чьих названьях – «А».

                                 Смелей! 

(делаем интонационный акцент на звук «А», вместе с ребенком строим  сказочную страну) (т.о. речь сопрягается с действием, ребенок становится непосредственным участником процесса - положительная мотивация сформирована)

- Для того,  чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, надо назвать по три слова, в которых есть звук  «А»: в начале, потом – в конце, потом - в середине. (Стараемся не брать слова, в которых звук слышится не четко).

- Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон и …?

- Кто может жить в этой стране? Мама, папа, бабушка и …?

- Посмотри на другие фигурки, назови их. В каких именах и названиях ты услышал звук «А»?

- Как ты думаешь,  что любит есть принцесса? Кашу, варенье, малину и …

- Вот теперь ты получил Ключ в страну принцессы «А» и являешься ее почетным гостем (при этом вручается подготовленная буква или ее изображение на карточке).

- Ты можешь играть с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.

   В данной игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями и как можно дольше не расставаться.

                       

             

  Игры – упражнения коммуникативной        направленности.                

   Цель: развитие навыков  конструктивного общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения.

                                       Отыщи свою обувь.

   Дети сидят в кругу. Взрослый предлагает каждому снять с правой (или левой) ноги ботинок, тапочек, туфлю, надевает детям на глаза повязки (колпаки). Затем перемешивает обувь в общей куче. По команде взрослого малыши пытаются найти недостающую пару обуви, надеть ее, при возможности застегнуть, зашнуровать. И только потом снимают повязку с глаз. Побеждает тот, кто все сделал быстро и правильно.

                                                   

                                                       

                                                        Связующая нить.

   Участники игры сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нитка. Передавая клубок, дети рассказывают о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Когда клубок возвращается к ведущему, дети натягивают общую нить и закрывают глаза, представляя, что все они составляют единое целое и каждый из них важная и значимая часть этого целого.

                                                       Дрозд.

          (В игре движения выполняются соответственно тексту)

      Дети парами поворачиваются лицом друг к другу и говорят:

     «Я – дрозд, и ты – дрозд. (Показывают сначала на себя, потом на товарища.)

      У меня нос, и у тебя нос. (Прикасаются к своему носу, затем к носу товарища.)

      У меня гладкие, и у тебя гладкие. (Круговыми движениями гладят сначала свои щеки, затем щеки партнера.)

      У меня сладкие, и у тебя сладкие. (Указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта, затем указывают на рот партнера по паре.)

      Я – друг, и ты – друг. (Прикладывают обе руки к своей груди, затем к груди товарища.)

      Нам хорошо!» (Обнимаются.)

                                      Охота на динозавриков.

   Дети встают в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончании счета тот, у кого находится зверек, вытягивая руки вперед, закрывает его ладошками. Остальные участники повторяют этот жест. Задача водящего – найти, у кого в руках динозаврик.                                

                                                 Рыбки

   Дети встают в пары, договариваясь, кто из них будет «ловить рыбку», и под слова играют в «ладушки», то хлопая в ладоши, то ударяя в ладоши товарища.

                                   Рыбки плавают, резвятся,

                                   Рыбки любят поиграть.

                                   Рыбки быстро уплывают,

                                   Ты попробуй их поймать.

                                   Рыбка, плыви! (Дети прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо-влево.)

                                   Скорее лови!

   На последнее слово игрок, который должен «ловить рыбку», старается поймать ладошки товарища, пытающегося спрятать руки за спину. При повторении игры «ловит рыбку» 2-ой играющий. 

                                                  Кувшинчик

    Водящий берет мяч («кувшинчик») и, ударяя им о землю, произносит:

                                         Я кувшинчик уронил

                                         И о пол его разбил.

                                        Раз, два, три,

                                        Его, Саша, лови! (называется имя игрока)

   Названный игрок ловит мяч и отходит в сторону. Остальные играющие поднимают руки, образуя над головой «кольцо» и произносят:

                                        Мы знаем все подряд,

                                       Что ребята говорят:

                                       Оля, Коля, дуб зеленый,

                                       Ландыш белый, зайка серый, брось!

                                     Водящий:

                                  Я знаю все подряд, что ребята говорят:

                                  Дуб зеленый, ландыш, мак,

                                 Я бросаю мяч вот так!

   И он бросает мяч, стараясь попасть кому-нибудь в «кольцо» из сплетенных рук. Кому попадет, тот становится водящим.

                                                 Птичий двор

   Дети встают в круг. Ведущий каждому участнику шепотом на ушко говорит название домашней птицы: курица, индюк, гусь и т.д. Название птицы держится в секрете. Дети закрывают глаза и «превращаются» в птицу, издавая соответствующие звуки: ко-ко-ко, га-га-га, бл-бл-бл и т.д. Дети должны медленно передвигаться по комнате и прислушиваться к голосам всех «птиц», объединяясь в родственные группы. Нашедшие друг друга «курицы», «гуси», «индюки» берутся за руки и передвигаются вместе. Во время выполнения упражнения глаза должны оставаться закрытыми. 

                                 

                               

   Результативность.

   В игре дети научились  строить отношения со сверстниками, сотрудничать с ними, признавать ценности другого, его мнение, интересы,  усвоили правила и нормы поведения в игре, поняли ценность дружбы.

                         

   Ребенок может  управлять своим эмоциональным состоянием, придумать интересную игру, выполнить те или иные роли и т.д., а также подчинить себя обстоятельствам.

Особое значение приобрела мотивационная готовность к школе.  Все это позволяет ребенку комфортно жить в обществе людей.  

 



 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо!Очень интересные игры,но и вы загляните на мою страничку и оставьте комментарий.