«Песочные фантазии»
методическая разработка по психологии (старшая группа)
Цель:
Обучить детей среднего и старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком, обеспечение психоэмоционального гармоничного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnye_fantazii.docx | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Песочные фантазии»
Рисование песком - простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. «искусство песка».
Пояснительная записка
По мнению Трифоновой Е.В., канд. психол. наук, зав. лабораторией игры и развивающей предметной среды Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца песок является всевозрастной игровой средой: «Играть с ним некоторые дети начинают уже с полугода, подкидывая его совочком или перемешивая ладошками. Песок привлекает дошколят возможностью делать куличики или домики-пещерки для маленьких игрушек, переплетающиеся трассы для машинок или извилистые канавки для воды…» Она считает, что «педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.»
Рисование песком - новый простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки.
Декан факультета дошкольного и начального образования, докт.пед.наук, проф. кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» Тупичкина Е.А. считает , что песок «замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний».
Создание песочных картин увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств ребенка, пробуждает творчество, создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Рисование песком позволяет ребенку передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок, фломастеров, пастели, мелков и других изобразительных материалов.
Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формировании общей культуры дошкольника.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Учитывая это, была создана программа художественно-эстетического развития «Песочная фантазия», которая направлена на обучение детей дошкольного возраста технике рисования песком.
Цель:
Обучить детей среднего и старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком, обеспечение психоэмоционального гармоничного развития.
Задачи программы:
Обучающие:
- Сформировать у дошкольников представлений об изобразительном материале – песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.
- Сформировать у детей интерес к искусству рисования песком на световом планшете и с помощью кинетического песка.
- Дать детям общее представление об искусстве песочной анимации.
- Познакомить детей с техникой рисования на песочном планшете и создания объемных изображений с помощью кинетического песка.
- Выработать у детей умения использовать базовые приемы создания песочных изображений, развивать плавность, точность движения, умение работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки и глаза.
Развивающие:
- Развивать художественно-творческие способности личности ребенка
- Развивать умение передавать силуэт, форму, строение, пропорции предмета
- Развивать художественный вкус.
- Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в изобразительной деятельности.
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.
- Развивать познавательные способности дошкольников.
- Развивать речь, способности детей к сочинению сказок, историй.
- Развивать эмоциональную сферу ребенка.
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
- Воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости;
Оздоровительные:
- Гармонизировать психоэмоциональное состояние дошкольников.
- Укрепление психологического здоровья, эмоционального благополучия детей;
- Формирование навыков психоэмоциональной разрядки;
- Развитие мелкой моторики.
Речевые:
- Обогащать словарь детей
- Формировать опыт сопровождения процесса рисования на песке выразительной речью
Социально-коммуникативные:
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
План - программа «Песочная фантазия» разработана на основе книги Мариеллы Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» и Сакович Н. А. «Технология игры в песок. Игры на мосту».
Программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста, это дети средней группы 4-5 лет и старшей группы 5-6 лет.
Для реализации программы созданы необходимые условия: занятия проводятся в отдельном кабинете, который оборудован столом-планшетом со стеклянной поверхностью и подсветкой, планшеты с песком по количеству детей, проектором для просмотра видео информации.
Режим занятий
Средняя группа | Старшая группа | |
Количество занятий в неделю | 1 | 1 |
Продолжительность (мин) | 25 | 30 |
Ожидаемый результат:
- развитие точности движений рук детей;
- совершенствование умения работать кистью и пальцами обеих рук;
- умение создавать изображения песком различными способами: рисование пальцами, ладонью, высыпанием
- развитие творческих способностей
- развитие познавательного интереса детей
- гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников
Последовательность обучения рисованию песком
Обучение идет от простого к сложному. Усложнение происходит после прочного усвоения навыка рисования предыдущего элемента.
1. Прямые линии. Выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик.
2. Волнистые линии. Выбирать и насыпать волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик бусы.
3. Точка. Маленькая, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а две точки рядом — уже цыплёнок, овал и круг — цапля).
4. Пятно. Пятна различаются по плотности, составу и объёму. Из них создаётся образ. Пятно из точек - каша на тарелке, овечка (добавить овал и прямые линии); несколько пятен - дерево (добавить несколько линий). Пятно из штрихов (коротких линий) - ёжик.
5. Геометрические формы. Насыпание контуров и выбирание предметов геометрической формы. Несложные сюжеты: крутые повороты, молния, радуга, высокие горы.
6. Спираль. Скованным, замкнутым детям спираль раскручивать из одной точки — разворачивать. А гиперактивным, наоборот, скручивать — это их успокаивает и уравновешивает.
Правила поведения при работе с песком:
- Перед началом занятия и после его окончания следует помыть руки
- Не бросаться песком и стараться не рассыпать его на пол
- Не брать песок и руки в рот
Диагностика обучения детей по программе «Песочная фантазия».
Диагностика проводится 2 раза в год: в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года
Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия
Что это может быть? (зрительно) | Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, например двойной круг, десяти конечная звезда, буква "Х"). Они должны придумать названия к картинкам и объяснить их. |
Как можно использовать этот предмет? | Детям предлагается назвать как можно больше способов использования какого-либо предмета, пластиковой бутылки, совочка, вазы др. |
Рисование "Чего на свете не бывает?" | Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например рыба плывет по воздуху, звезды ходят пр. |
"Что не дорисовано?" | На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл нарисовать (оценка целостного восприятия) |
Диагностика мелкой моторики пальцев рук
Тест "Пальчик, пальчик, где ты был?" | Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает. |
Диагностика уровня развития творческих способностей дошкольников.
Методика «Дорисуй фигуру» (О.М. Дьяченко)
Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: Набор из десяти карточек с нарисованными на них фигурам(контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой кружок- голова с двумя ушами и т.д.), простые геометрические фигуры(треугольник, круг, квадрат и т.д.), цветные карандаши, бумага.
Порядок исследования:
Ребенку необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась красивая картина.
Обработка и анализ результатов.
Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторяли ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.
Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
1 тип – ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается
изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное, лишённое деталей;
2 тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями;
3 тип – изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (н-р: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку);
4 тип – ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (н-р: девочка гуляет с собакой);
5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается, как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих проявлений в рисунках детей:
Низкий уровень – ребенок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач на воображение;
Средний уровень - ребенок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на воображение;
Высокий уровень - ребенок выполняет задание по 5 типу решения задач на воображение.
Диагностика мелкой моторики и пальцев рук.
Тест "Пальчик, пальчик, где ты был?"
Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку.
Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает.
Тест "Дорисуй предметы"
Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения задания - 10 мин.
Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 12 предметов - высокий уровень; 8-9
предметов - средний; 5 предметов – низкий.
Используемые источники:
- Зейц Мариелла Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.: ил. Редактор русского издания И.А.Качанова
- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб: Речь, 2006.
- Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.
- Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений.
- Интернет ресурсы:
http://u-sovenka.ru/Materialyi/UROKI-RISOVANIYA-DLYA-DETEY/risovaniepeskom.html
https://video-uroki-online.com/raznoe/uroki_risovanija/risovanie_peskom_dlja_na4inajuwiy/
http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana/didakticheskie-igry-s-peskom.html
Приложение №1
К программе «Песочная фантазия»
Учебно-тематический план кружка
I год обучения
№ | Дата | Название занятия | часы |
Сентябрь | |||
1 | 14.09.17 | «Что мы знаем о песке?» | 1 |
2 | 21.09.17 | «Рисуем песком» (вводное занятие) | 1 |
3 | 28.09.17 | Прямые линии. | 1 |
Октябрь | |||
4 | 5.10.17 | Волнистые линии. | 1 |
5 | 12.10.17 | Точки. | 1 |
6 | 19.10.17 | Пятна. | 1 |
7 | 26.10.17 | «Овечка» (пятно, линии, точки) | 1 |
Ноябрь | |||
8-9 | 2.11, 9.11.17 | Наклонные линии. «Снежинка». «Елка» | 2 |
10-11 | 16.11,23.11.17 | Геометрические фигуры. «Цыпленок». «Домик» | 2 |
12 | 30.11.17 | «Горы» (закрепление умений) | 1 |
Декабрь | |||
13 | 7.12.17 | Рисование дыханием. «Метелица» | 1 |
14 | 14.12.17 | Закрепление умений. «Украсим полоску» | 1 |
15 | 21.12.17 | Симметрия. Рисование двумя руками | 1 |
16 | 28.12.17 | «Новогодняя елка» | 1 |
Январь | |||
17 | 11.01.18 | Симметрия. Мой симметричный мир. (по замыслу) | 1 |
18 | 18.01.18 | Пересекающиеся прямые. Пересекающиеся петли | 1 |
19 | 25.01.18 | Рисование по замыслу. | 1 |
Февраль | |||
20 | 1.02.18 | Разомкнутые кривые | 1 |
21 | 8.02.18 | Спираль. Рисование по трафарету. | 1 |
22 | 15.02.18 | Спираль. Украшение спирали. | 1 |
23 | 22.02.18 | Спираль. «Улитка» | 1 |
Март | |||
24 | 1.03.18 | «Подарок маме» | 1 |
25 | 15.03.18 | Необыкновенные следы | 1 |
26 | 22.03.18 | Рисование солью на бумаге | 1 |
27 | 29.03.18 | Узоры на песке | 1 |
Апрель | |||
28-29 | 5.04, 12.04.18 | Маленькие волшебники. «Мы создаем мир…» | 2 |
30 | 19.04.18 | «Песочные строители» | 1 |
31 | 26.04.18 | Рисование по замыслу «Мои песочные фантазии» | 1 |
Май | |||
32 | 3.05.18 | «Живой песок» (вводное занятие) | 1 |
33 | 4.05.18 | «Черепашка» | 1 |
34 | 17.05.18 | «Рыбка» | 1 |
35 | 24.05.18 | 1 | |
Итого | 35 |
Учебно-тематический план кружка
II год обучения
№ | Дата | Название занятия | часы |
Октябрь | |||
1-2 | 4,11 | Осенний пейзаж | 2 |
3 | 18 | Натюрморт | 1 |
4-5 | 25 | Волшебные птицы | 2 |
Ноябрь | |||
6-7 | 1, 8 | Сказочные животные | 2 |
8 | 15 | Избушка | 1 |
9-11 | 22 | Герои сказок | 3 |
12 | 29 | Планета Земля | 1 |
Декабрь | |||
13-14 | 6, 13 | В космическом пространстве | 2 |
15 | 20 | Зимушка-зима | 1 |
16 | 27 | Морозные узоры | 1 |
Январь | |||
17 | 10 | Новогодняя елочка | 1 |
18-20 | 17, 24 | Цветы для мамочки | 3 |
21 | 31 | Весенняя капель | 1 |
Февраль | |||
22-31 | Создание мультфильма «Курочка ряба» | 11 | |
Итого занятий | 31 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Песочные фантазии"
Мастер - класс для педагогов ДОУ...
песочная фантазия
Краткие сведения о песочной терапии .Основные рекомендации по работе с песком....
Отчет "Неделя песочных фантазий"
Прошла неделя песочных фантазий и мы подготовили отчет, получился очень интересный материал...
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...
План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии. «Песочные Фантазии»
План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии....
Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Программа по песочной терапии, разработанная для работы в детском саду со средним и старшим возрастом....