Доклад на тему "Сенсорное пособие "Дерево" для развития детей"
учебно-методический материал по психологии

Мельникова Елена Анатольевна

Пособие для педагогов и родителей детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevo_doklad.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями.

На основе приобретенных знаний формируется понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить.

На основе данной актуальности я пришла к выводу, что необходимо сделать такое пособие, которое ребятам поможет научиться различать времена года, устанавливать причинно-следственные связи явлений природы. Я решила изготовить своими руками пособие «Времена года»

Дерево выполнено из ДВП по принципу «крестовины» и разделено на 4 сектора.

Каждый сектор оформлен в соответствии с сезонными изменениями в природе Сибири, наполнен декоративными сенсорными мини играми

Методическая ценность: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям.

В игровой форме дошкольники могут получать новые знания в обучении, закреплении пройденного усвоенного материала. 

Это пособие охватывает и сенсорное развитие, и активизацию речи ребёнка, дети учатся группировать предметы, ориентироваться в цветах предметов.

Содержание дидактического пособия мобильно и предполагает как использование отдельно его элементов, так и возможность дальнейшего его изменения и пополнения.

Значение дидактических и сенсорных  игр данного пособия велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности, наряду с интеллектуальным, осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание.

Выполняя разнообразные движения, действия с предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки, приобретает определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам.

Цель : с помощью сенсорных эталонов формировать у детей дошкольного возраста знаний о смене времен года.

Задачи: – Формировать знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности.
– Развивать сенсорное восприятие.
– Стимулировать творческую активность детей.– Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе Сибирского края.

- Развивать мелкую моторику.- Развивать речь

.Области применения :

Данное пособие - увлекательное путешествие девочки Танюши и мальчика Егорки  по родному  Сибирскому краю в разные времена года, где им встречаются разные задания, отражающие характерные признаки определённого времени года.

Путешествие Танюши и Егорки начинается с 1 сектор "Зима". Для  этого ребенок должен выбрать подходящую одежду для кукол, и все вместе знакомятся с сезонными особенностями,  фауной родного края, с праздниками и традициями.

В этом секторе размещены такие игры:

 Игра на липучках «Птицы».

 Цель: расширение представлений о распространенных на территории Братского района пернатых, различать перелетных и зимующих птиц.

Игра «Найди 10 отличий»

Цель : развивать умения сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия.

Игра «Снегурочка»

Цель: Учить детей заплетать косы, соблюдая определенный порядок перемещения прядей.

Игра на липучках «Подбери фигуру»

Цель: Развивать внимание, логическое мышление и зрительное восприятия у детей.

 Игра на пуговицах «Ёлочка- зелёная иголочка»

Цель: развивать мелкую моторику ребенка, координацию рук.

Игра на липучках «Подбери пару варежке»

 Цель:  развивать интеллектуальные способности детей через сравнение, сопоставление и выделение существенных признаков (цвет, размер, определение правой и левой варежки).

В секторе "Весна" дети меняют куклам одежду, знакомятся с флорой Сибири, развивают мелкую моторику, расширяют свои познания об окружающем мире. В этом секторе расположены игры, связанные с данным сезоном.

 Игра на прищепках «Тучка и дождик»

 Цель: Развивать мелкую моторику рук, ощущение собственных движений, стимулировать речевую активность детей.

Игра «Птички и домики»

Цель : учить соотносить цвета разнородных предметов, подбирать одинаковые на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение).

Игра  на липучках «Математический паровозик»

Цель : закреплять навыки счета, состава числа, числового ряда, порядкового счета; развивать зрительное восприятие, логическое мышление.

Пальчиковый театр

Цель: Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью, коммуникативные способностей детей в процессе пальчикового театра. 

Задачи: - Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра;

- развивать мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;

- вызывать положительные эмоции.

Игра «С какого дерева листок»

 Цель:  формировать  представления  детей о различных  видах  деревьев родного края, их особенностях, познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать растения.

В секторе «Лето» одежда главных героев снова меняется. Дети знакомятся с летними особенностями, развивают фантазию, творческие способности, координацию и моторику, а также учатся классифицировать диких и домашних животных. В состав данного сектора вошли такие игры:  

Игры на липучках «Бабочки и цветочки», «Радуга».

Цель : учить соотносить цвета разнородных предметов, подбирать одинаковые на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение).

Игра «Лягушка». 

Цель: развивать тактильные ощущения, умение манипулировать с различными предметами, творческое мышления и воображение.

Игра на липучках «Пчёлка Жужа и её друзья.

Цель:  Развивать предметные действия, навыки ориентации в пространстве, начальные навыки счета, мелкую моторику.

Игра на липучках «Дикие и домашние животные Сибири»

Цель: формировать представления детей о диких и домашних животных.

В секторе «Осень» герои, переодетые в соответствующую одежду, знакомя детей с трудом людей осенью, учат классифицировать овощи и фрукты, съедобные и несъедобные грибы.

 Игры данного сектора. Игра «Съедобные и несъедобные грибы»

 Цель:  Упражнять в отгадывании загадок, развивать представление о съедобных и несъедобных грибах.

 Игра на липучках «Ёжики».

 Цель: развивать тактильные ощущения, умение манипулировать с различными предметами, творческое мышления и воображение.  

Игра на крючках и пазах «Сад-огород».

Цель: - учить определять пространственное расположение предметов; формировать знания детей об овощах и фруктах, и месте их произрастания, пользе для человека.

Игра "Варим суп и компот" 

Цель: познакомить с понятиями «суп» и «компот»,с классификацией фруктов и овощей.

Игра «Из чего сок».

Цель: учить детей образовывать слова от существительных прилагательные, формировать грамматически правильную речь. 

Игра «Кто спрятался?»

Цель:  расширять и уточнять представления о диких и домашних животных  Сибири, обучать логическому мышлению, совершенствовать лексический и грамматический строй речи.

 

Дополнительный материал, не вошедший в сезонные секторы, будет пополняться. Сейчас он состоит из таких игр, как  

Игра-цепочка «Звериная семья».

Цель: знакомить с дикими животными Иркутской области и Забайкалья, с названием самки, самца и детеныша, учить словобразованию, расширять знания детей об окружающем мире.  

Игра-цепочка «Мамы и их детеныши».

Цель: знакомить с дикими животными Иркутской области и Забайкалья, учить употреблять родительный падеж существительных единственного и множественного числа.

Игра «Мягкий конструктор на пуговицах».

Цель: формировать умение создавать различные модели по образцу, по словесной инструкции, по собственному замыслу.

Игра «Сенсорные дорожки «Пальчиковые шаги»

Цель: развитие мелкой моторики рук детей.

Задачи: - развитие и совершенствование движений кисти и пальцев рук;

 - развитие сенсорного восприятия, учить узнавать и называть цвета;

 - развитие речи детей;

 - воспитывать интерес к различным упражнениям и дидактическим играм.

В Результат у детей:

- формируются знания об особенностях времен года в Сибири, их основных признаках, цикличности изменений в природе.

- накапливается сенсорный опыт (представление о цвете, форме, величине предметов, ориентировка во времени и т.д)

- происходит овладение основными культурными средствами,

- дети учатся  договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

- овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения

Многообразие материала даёт каждому познакомившемуся с пособием возможность самому определить, какие дидактические игры и упражнения можно провести на его основе.

Применение данного многофункционального пособия поможет обеспечить качество реализации программы ДОУ, возможность индивидуализации обучения, организацию учебной деятельности с широким использованием современных педагогических технологий по развитию детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...

Доклад на тему "Речевое развитие детей раннего возраста."

В докладе помещён  материал на тему "Развитие речи детей раннего возраста" и предназначен  для воспитаталей групп раннего возраста....

Доклад "Психологические особенности раннего развития детей воспитывающихся в условиях специализированного дома ребёнка"

Психиатрические, неврологические и психологические обследования детей в домах ребенка показывают, что разлука с матерью на первом году жизни приводит к депрессивным расстройствам ребенка. Клинические ...

Доклад на педсовет "Особенности развития детей с синдромом Дауна"

В данной статье описаны особенности детей с синдромом Дауна. На что необходимо обратить внимание, особенности развитя "Солнечных детей"....

Доклад на тему "Психологическое развитиие детей с нарушениями речи"

Любой дефект в развитии ребенка, в том числе и речевой, накладывает определенный отпечаток на все его отношения с окружающей средой. И специалист, определив тип речевого растройства, обязан правильно ...