Доклад "Психологические особенности раннего развития детей воспитывающихся в условиях специализированного дома ребёнка"
материал по коррекционной педагогике на тему

Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

Психиатрические, неврологические и психологические обследования детей в домах ребенка показывают, что разлука с матерью на первом году жизни приводит к депрессивным расстройствам ребенка. Клинические симптомы депрессии затрагивают три сферы: эмоциональную, моторную и познавательную. Эмоциональные нарушения проявляются депрессивным настроением в виде грусти, апатии и безучастности. Заторможенность познавательных реакций проявляется в снижении общей активности, слабом развитии игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Психологические особенности раннего развития детей воспитывающихся в условиях специализированного дома ребёнка

Учитель-дефектолог 1кв. категории: Шабаршина О. А.

Дата: 18.02.2016г. ГАПОУ СО «Серовский техникум сферы обслуживания и питания»

Дети, находящиеся в домах ребенка являются социальными сиротами. Часто это дети, которые имеют родителей, но оставшиеся без их  попечения. «Большинство детей – социальных сирот попадают в дом ребенка из неблагополучных семей, где уже с раннего возраста они были лишены эмпатийного общения, где с ними жестоко обращались». У части детей родители не лишены родительских прав, но находятся в местах лишения свободы. Некоторые дети становятся сиротами уже в родильном доме, вследствие отказа от них матерей.

Причин, приводящих к социальному сиротству много:

Во-первых, асоциальная семья, алкоголизм родителей, наркомания, как следствие, жестокое обращение с детьми.

Во-вторых, дети семей, попавших в тяжелую, кризисную жизненную ситуацию - безработица, болезнь, ребенок-инвалид и т.д.

Третья причина - педагогическая несостоятельность многих отцов и матерей, утрата традиций семейного воспитания, безнадзорность детей из-за чрезмерной занятости или безразличия родителей, снижение ценности семьи в обществе.

Четвертый - распад семьи, рост числа внебрачных детей, психологическая и материальная неготовность к материнству, особенно среди юных одиноких мам, отказывающихся от своего ребенка еще в роддоме или, что еще страшнее, подкидывающих его к чужим дверям.

С раннего детства такие дети находятся в условиях материнской депривации.

Проблемами изучения такого явления как депривация занимались многие зарубежные ученые  и  наши соотечественники: Д. Боулби,                Д. Винникот, М. Малер, Э. Эриксон, Р. Спитц, И. Лангмейер, З. Матейчик, А.М. Прихожан, Н.Н.Толстых, В.С. Мухина, М.И. Лисина и др.

«Депривация – это недостаточное удовлетворение основных психических потребностей (в течение длительного времени и в серьезной степени). В качестве основных «психических потребностей» считаются потребности ребенка в богатой разнообразными стимулами сенсорной среде, в дифференцированной и относительно постоянной структуре внешних стимулов, когда понятны правила, по которым  происходят изменения и есть уверенность в наличии защиты и контроля протекающих процессов, в эмоциональной связи с матерью (отцом, другими значимыми лицами), в возможности функционирования».

Л.С. Выготский ввел чрезвычайно важное понятие «социальной ситуации развития» как базовое для понимания нормального развития личности. Он убедительно показал, что социальная ситуация развития изолированных сиротских и интернатных учреждений не может создать условий для нормального развития.

В зависимости от того, чего именно лишен ребенок, выделяют различные виды депривации: двигательную, когнитивную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую.

«Оказавшись в доме ребенка, дети подвергаются материнской депривации. Постоянство и интенсивность материнской заботы является обязательным условием для появления у ребенка раннего возраста базового доверия к внешнему миру. Самое тяжелое последствие материнской депривации – отсутствие такого доверия к окружающему, что порождает страх, недоверие к людям и к самому себе. Для того чтобы понять новое, ребенку нужно справиться со страхом перед неизвестным. В раннем возрасте это возможно только в присутствии матери. Поэтому ограничение контактов с матерью тормозит познавательную активность малыша...».

Социальная депривация – дефицит или отсутствие контактов с окружающими (социальная изоляция).  В результате,  общение таких детей с окружающими характеризуется назойливостью, неутолимой потребностью в любви, внимании.

Двигательная депривация  - ограничение двигательной активности. В результате отмечается повышение тревожности, состояние депрессии, эмоциональной вялости. У ребенка, лишенного возможности нормально двигаться, возникает компенсаторная двигательная активность – «тупиковые движения» (раскачивание, сосание пальцев и др.). Последующее интеллектуальное развитие детей оказывается нарушенным.

К когнитивной депривации приводит жесткая формальная организация среды дома ребенка.

   Современные данные позволяют говорить о соматической депривации, поскольку перинатальные вредности, а так же отсутствие возможностей полного удовлетворения первичных биологических потребностей влекут нарушения в здоровье и психофизическую ослабленность или серьезную патологию органов и систем.

 «Выделение материнской, эмоциональной, сенсорной, когнитивной, социальной и соматической депривации является условным. В данном случае они сосуществуют. Анализируемые состояния обобщаются психической депривацией, а дети, носители состояния – определяются как «депривированные» дети.».                

Изоляция ребенка от полноценной среды человеческого общения представляет собой депривационную ситуацию, а не саму депривацию. Психическая деятельность характеризуется особым психическим состоянием, возникающим в депривационной ситуации. Данное психическое состояние проявляется в поведении, отличающемся характерными признаками, что и позволяет распознать депривацию. Механизм депривации связан с отчуждением ребенка от определенных отношений с миром людей и предметным миром и вызывается недостаточным удовлетворением основных психических потребностей ребенка, видоизменяющих структуру развивающейся личности.

Таким образом, под психической депривацией понимается состояние, формирующееся в результате неудовлетворения жизненно важных потребностей (сенсорных, эмоциональных, информационных, социальных), в результате чего ребенок оказывается в ситуации «невостребованности», а его  организм характеризуется функциональной незрелостью.

Обобщая результаты исследований психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова,  Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова,  Л.М. Царегородцева считают, что в возрасте от года до 3-х лет к уже имеющимся психологическим  характеристикам прибавляется дополнительный ряд особенностей, отличающих воспитанников домов ребенка от сверстников из семьи:

  • Пониженная любознательность;
  • Отставание в развитии речи;
  • Задержка в овладении предметными действиями;
  • Эмоциональная нечувствительность к отношению взрослого;
  • Отсутствие стремления к самостоятельности;
  • Отсутствие тенденций к партнерству в игровой деятельности.

У детей в домах ребенка обнаружена так же невосприимчивость к образцам поведения, к оценке взрослого (положительные и отрицательные оценки не дифференцируются), что может привести к задержке развития и к серьезным искажениям.

Психиатрические, неврологические и психологические обследования детей в домах ребенка показывают, что разлука с матерью на первом году жизни приводит к депрессивным расстройствам ребенка. Клинические симптомы депрессии затрагивают три сферы: эмоциональную, моторную и познавательную. Эмоциональные нарушения проявляются депрессивным настроением в виде грусти, апатии и безучастности. Заторможенность познавательных реакций проявляется в снижении общей активности, слабом развитии игровой деятельности.

Таким образом, для детей, воспитывающихся вне семьи, характерны существенные отставания и деформации по всем линиям психического развития. Также наблюдаются различия между детьми, которые во многом определяются: сроками поступления в закрытое детское учреждение и отношениями ребенка с родителями.

Чем раньше ребенок отрывается от семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем   направлениям  становления  психики.  Основным   приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития. Отмечается пониженная любознательность, недоразвитие речи, слабое внимание, задержки в сенсорном развитии и овладении предметными  действиями, отсутствие самостоятельности.

В дальнейшем специфические отклонения в интеллектуальной и мотивационно-потребностной сферах психики не сглаживаются. Задерживается (или отсутствует) формирование образного мышления, что в последствии приведет к трудностям в учебной деятельности.

Главная задача домов ребенка – сохранить малышам жизнь, выходить их на самых ответственных этапах возрастного развития. Следующая задача – возможно, более полно реабилитировать, исправить «поломки» организма и оздоровить ребенка, сформировать правильное социальное поведение и личность каждого. При этом работники домов ребенка стремятся, как можно раньше определить судьбу малыша, его будущее – решить, куда можно направить ребенка после четырех лет воспитания в данном интернатном учреждении, а самое главное – найти ему семью и помочь успешно социализироваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

В статье описаны психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома,  с различными формами депривации....

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОМЕ РЕБЁНКА

У большинства детей с синдромом Дауна наблюдается отставание в развитии психических процессов, и речи в том числе. Такие дети имеют недостатки развития речи, как в произношении звуков, так и в п...

Статья "ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОМЕ РЕБЁНКА"

В статье содержится информация о значении дыхательной гимнастики для оздоровления и коррекции детей дошкольного возраста....

Тема: " Особенности развития детей второго года жизни в доме ребёнка"

Данный   материал  основан  на  особенностях   развития  детей  в  доме  ребёнка....

Консультация "Инклюзивное образование в условиях специализированного дома ребёнка"

В последнее время увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в ДОУ. Этому способствовали демократические преобразован...

Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка.

Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие неблагополучную наследственность, дети, имеющие множество...

Консультация по теме: «Особенности развития детей раннего возраста в специализированном доме ребёнка»

Если малыш становится не желанным ещё во время беременности, то с первых месяцев он не получает положительного эмоционального контакта с мамой, что в целом влияет на его дальнейшее развитие....