Статья ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОМЕ РЕБЁНКА
статья по логопедии по теме

Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

 

У большинства детей с синдромом Дауна наблюдается отставание в развитии психических процессов, и речи в том числе. Такие дети имеют недостатки развития речи, как в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций. При  относительно хорошем понимании  к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы. Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития. Ситуация усугубляется тем, что, в доме ребёнка дети воспитываются в условиях депривации. Депривация отрицательно влияет на развитие детей с синдромом Дауна. Поэтому необходимо начинать  логопедическую работу в раннем возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zamyatina_o.a.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ

В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОМЕ РЕБЁНКА 

О. А. Замятина,

Филиал №5 ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка», г. Серов

shabarshina84@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается применение коррекционных подходов в организации речевого развития детей с синдромом Дауна в условиях специализированного дома ребёнка.

У большинства детей с синдромом Дауна наблюдается отставание в развитии психических процессов, и речи в том числе. Такие дети имеют недостатки развития речи, как в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций. При  относительно хорошем понимании  к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы. Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития. Ситуация усугубляется тем, что, в доме ребёнка дети воспитываются в условиях депривации. Депривация отрицательно влияет на развитие детей с синдромом Дауна. Поэтому необходимо начинать  логопедическую работу в раннем возрасте.

В центре в Мэриленде, штат Колумбия (США), специалисты начинают заниматься развитием речи с детьми с синдромом Дауна, начиная с возраста примерно 8 месяцев. Начало занятий зависит от того, когда ребенок способен сидеть с поддержкой, фокусировать взгляд на предмете и обращать внимание на специалиста. До этого родители получают консультацию о том, чем заниматься с ребенком дома.

В специализированном доме ребёнка коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими синдром Дауна, организована по программе ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», авторы М. Питерси, Р. Трилор. Мы работаем над тренировкой обоюдного взгляда (глаза в глаза) и взгляда на предмет, развитием аудиторных навыков (навыков слухового восприятия) и пассивного словаря. Раннее вмешательство основано на системах «ввода информации», а именно на развитии зрения, слуха, тактильных ощущений, сенсорной интеграции, обучении навыкам приёма пищи. Все эти направления имеют прямое отношение к развитию речи. [1]

Таким образом, чтобы понимать, что им говорят, дети должны это слышать, но, кроме слуха, у них должны быть достаточно развиты и другие навыки восприятия, чтобы осознать, что именно им говорят. Детям необходимо уметь видеть предмет и фокусировать взгляд на предмете, чтобы понимать, о каком предмете идёт речь, когда взрослый произносит название этой вещи. Для того чтобы заговорить самим, дети должны ощущать прикосновения внутри и снаружи рта, чтобы понять, как именно артикулировать звуки.

В процессе занятий по развитию речи детей данной категории я использую самые разнообразные методы и приёмы: наблюдения, дидактические игры, чтение сказок, рассказывание стихов, просмотр видеозаписей, элементы песочной терапии, акватерапии, упражнения биоэнергопластики, фонетическую ритмику, элементы су-джок терапии, пальчиковый и двигательный игротренинг. [2]

Разработки и рекомендации М.М. Кольцовой, А. Л. Сиротюк,                   Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой подтверждают тот факт, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, где движения играют стимулирующую роль для развития речевых зон коры головного мозга. Поэтому на этапах постановки и автоматизации звуков я применяю элементы фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая проговаривание речевого материала и общие движения тела. Она направлена на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций. Как метод работы над произношением была заимствована группой российских учёных под руководством Э. И. Леонгард у зарубежных специалистов, работающих с глухими и слабослышащими. Фонетическая ритмика  положительно повлияла на работу логопедов и дефектологов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

При овладении правильной артикуляцией звука следует добиваться максимального осознания этого процесса (Г. А. Каше). В процессе коррекционной работы привлекаются слуховой, двигательный, тактильный и зрительный анализаторы. Для выполнения этого условия, на этапе артикуляционной гимнастики я использую элементы биоэнергопластики – движения органов артикуляционного аппарата соединённые с движениями кистей рук. Руки имитируют движения языка, губ, нижней челюсти. В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко. Биоэнергопластика способствует развитию точности статических и динамических движений пальцев рук, темпо-ритмической организации движений, пространственной ориентировки. Достаточно сильные и точные движения пальцев рук (стимулируют) положительно влияют на формирование звукопроизношения. [3]

Применение фитбол-гимнастики с проговариванием стихотворений также позволяет достигнуть положительного результата в звукопроизношении  детей с синдромом Дауна.  В процессе работы я изготовила дидактические пособия: «Змейка», «Звуковые дорожки». Играя со «Змейкой», дети «кормят» её, то есть кладут в открывающийся рот волшебные яблоки. Каждый раз, произнося нужный звук. Аналогично строим с детьми башенки из кубиков и других материалов. Ставим кубик, затем  произносим определённый звук, слог или слово. Играя со «Звуковыми дорожками» катаем цветные машинки по дорожкам соответствующего цвета и произносим звук или слог. У каждого цвета свой звук.  Нужно стараться давать детям использовать знакомые звуки, слоги, слова во всех новых ситуациях, создавать для них различные ситуации общения. Важен положительный эмоциональный настрой. Работа с детьми в доме ребёнка направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним,  потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного развития.

В результате проведённой коррекционной работы в период 2015-2016 учебного года показатель моторной сферы увеличился на 20%. Значительно лучше дети стали выполнять упражнения, направленные на динамическую и статическую координацию движений. Повысилась точность и продолжительность выполнения упражнений, снизилась вялость  в процессе формирования поз, возрос самоконтроль при выполнении заданий. Звукопроизношение улучшилось на 30%. Развитие моторной сферы и звукопроизношения благотворно повлияло на фонематические процессы.

Таким образом, при рациональном использовании различных методов в логопедической работе можно добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей, способствуя развитию моторной сферы и звукопроизношения. Речь детей с синдромом Дауна под воздействием коррекционного обучения развивается и совершенствуется, благодаря этому реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья более успешна.

Литература

1. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 128с.

2. Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. - 176с.

3. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2001.- 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте"

В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образован...

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Статья "ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОМЕ РЕБЁНКА"

В статье содержится информация о значении дыхательной гимнастики для оздоровления и коррекции детей дошкольного возраста....

Статья: Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста ...

Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья — первое общество, г...

Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Данная статья посвящена развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего возраста в дошкольной организации....

Картотека дидактических игр на развитие слухового восприятия у детей 2-4 лет (ранний и младший дошкольный возраст)

Учитывая, что  ранний и младший дошкольный возраст являются сензетивными для развития сенсорного восприятия, частью которого является и слуховое восприятие, я убеждена,  что начина...