Психологический тренинг "Путешествие в страну семьи"
план-конспект занятия по психологии (старшая, подготовительная группа)

Клепикова Екатерина Дмитриевна

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_puteshestvie_v_stranu_semi.docx167.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Светлячок»

Психологический тренинг для родителей воспитанников ДОУ

«Путешествие в страну семьи»

Разработал: педагог — психолог

Клепикова Екатерина Дмитриевна

г. Богородск

2023

Психологический тренинг для родителей воспитанников ДОУ

«Путешествие в страну семьи»

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон).

Психологический климат семьи можно определить как совокупность психологических установок, настроения, отношений между родителями и детьми. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

Д.В. Винникотт выделяет две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Благоприятный психологический климат в семье определяется следующими особенностями внутрисемейных отношений: взаимопонимание и устойчивость, сплочённость, положительное эмоциональное состояние, нравственные семейные ценности. Важное влияние на психологический климат семьи оказывает культура общения супругов между собой и с детьми, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры. Стабилизация эмоциональных отношений зависит от равноправности её членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяет брак и семейная жизнь в целом.

Неблагоприятный же психологический климат в семье определяется в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. При этом дети отличаются конфликтностью и в других сферах общения — в  детском саду и в школе, неформальных объединениях, а впоследствии и в трудовых коллективах.

Необходимо отметить, что одним из факторов формирования психологического климата семьи является характер. Устойчивость, стабильность черт характера дает нам возможность предположить, как человек будет вести себя в определенной ситуации, его реакции на житейские трудности и т.п.

Особенность детско-родительских отношений  в семье состоит в том, что они отличаются особой эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителей, следовательно, формируют определенный психологический климат в семье. Важнейшими проявлениями родительского отношения являются нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность.

Характер семейной атмосферы определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.

Цель: занятия:
Гармонизация детско-родительских отношений, содействие в укреплении семейных взаимоотношений. Работа с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений.
Задачи: занятия:
Предоставление участникам возможности улучшить внутрисемейные отношения;
Обучение детей и родителей навыкам эффективного общения и совместной деятельности посредством семейного творчества;
Развитие чувства сплоченности между родителями и детьми.

Требования к реализации занятия:
Занятие предназначено для детей старшей дошкольного возраста и их родителей. Количество участников 6-8 пар (6-8 родителей и 6-8 детей).

Продолжительность: 30 минут.
Методы: игровая терапия (упражнения), арт-терапия (создание рисунков), наблюдение за детьми и родителями (их поведением, взаимоотношениями).

Форма работы: Групповое занятие.
Материал: листы бумаги, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры, маркеры, ручки, цветная бумага, колокольчик, мячик, ноутбук, музыкальные записи детских песен о семье, ватман с нарисованным мостиком, трафареты чайника, «солнышки» из желтой цветной бумаги, буклеты «Родители и дети».

Ход занятия:
1. Упражнение «Давайте познакомимся».
Каждый называет свое имя. Педагог-психолог представляется, спрашивает — как называется страна, в которой мы живем, какие страны еще дети знают и приглашает участников отправиться в путешествие в Страну Семейную.

2. Упражнение «Визитная карточка».
Психолог предлагает сделать «семейную» визу (пропуск), чтобы попасть в страну. Данное упражнение актуализирует навыки группового сотрудничества, вводит в атмосферу игры. Участникам дается 5-7 минут на то, чтобы придумать и нарисовать эмблему и написать девиз семьи на листе бумаги. После участники должны объяснить свою эмблему и девиз, рассказать о себе. После можно предложить оценить работу участников из других семей.

3. Физминутка «Паровозик «Дружный».
Родители с детьми встают друг за другом и под музыку из мультфильма «Паровозик из Ромашково» двигаются по кабинету. Таким образом, участники попадают в Страну Семейную.

4. Упражнение «Поздороваемся».
Психолог объясняет, что в этой стране есть традиция – приветствовать друг друга разными способами, предлагает выполнить следующее упражнение. Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия. Кроме того, участники могут почувствовать все свое тело. Участники в парах (ребенок-родитель), по сигналу ведущего, должны «поздороваться» друг с другом (глазами, руками, плечами, коленями, пятками, как хочется).

5. Упражнение «Взаимные презентации».
Психолог предлагает участникам рассказать жителям страны о себе. Один из членов пары сидит на стуле (родитель), второй встает за его спиной (ребенок), положив первому руки на плечи.
В течение 1 минуты стоящий будет говорить про сидящего все, что знает о нем. После этого любой участник имеет право задать вопросы выступающему. Тот, кого презентуют вынужден все время молчать. Потом участники меняются местами.

6. «Мозговой штурм».
Родителям и детям предлагается принять участие в «мозговом штурме». Психолог поясняет, что в Стране Семейная есть мостик вопросов, по которому надо перейти, ответив на вопрос – «Что такое семья?». Цель «мозгового штурма» определить смысл термина «семья». Составляется два списка (детей и родителей). Обсуждение списков «семья» детей и родителей.

7. Арт-терапевтическое упражнение.
«Из каждой поездки туристы привозят различные сувениры», ведущий предлагает участникам зайти в лавку сувениров и «приобрести» в ней себе на память – чайник (загадывается загадка: «из горячего колодца через нос водица льется»).
Психолог поясняет, что в большинстве домов любимое место кухня и члены семьи любят собираться вместе и пить чай.
Арт-терапевтическое упражнение «Совместное раскрашивание чайников»: дети с родителями вместе раскрашивают чайник. Можно также предложить выполнить данное упражнение одним карандашом или мелком.

8. «Семейная гимнастика»
Ведущий приглашает участников  посетить детский парк, покачаться на качелях и позаниматься «Семейной гимнастикой». Упражнение «Качели»: родители и дети под музыку «Крылатые качели», держась за руки качают руками, кружатся на месте и двигаются как им хочется, представляя себя на качелях и каруселях.

9.
 Упражнение «Лучики солнца».

Психолог говорит о том, что в Стране Семейной есть еще прекрасная традиция – обмениваться солнышками пожеланий. Упражнение «Лучики солнца»: в центре «солнышка» родители пишут «я могу», на лучиках отмечают, что они могут сделать для своего ребенка. По завершении желающие могут прочитать вслух, что они написали. Дети украшают заготовку «солнышка» из цветной бумаги. В конце родители и дети обмениваются рисунками.

10. Подведение итогов.
Ведущий благодарит за участие в занятии, говорит добрые слова напутствия, желает любви и мира в семьях, предлагает вновь встать в паровозик и отправится в обратный путь.

Список используемой литературы:

1. Кардаш Л. И. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество // Мо-лодой ученый. — 2014. — №18. — С. 575-577

2. - Т. Н Доронова – активные формы работы с родителями.

3. - А. В. Козлова – “Работа ДОУ с семьей”. Москва 2008.

4. Ботнарь,В. Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их зтнической культуре [Текст]/В. Д. Ботнарь, Э. К. Суслова. – М. ,1993

5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический клуб для родителей "Семья-Я" (Игры, в которые играют...)

Наверное, многие родители хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей. Однако такого рецепта нет, и не может быть. В наши дни у родителей и педаго...

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье

В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок, имеющий биологических родителей, которые, однако, не зан...

Из опыта работы:"Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье"

Если в семье присутствуют: улыбка, любовь,радость, взаимопонимание, душевное тепло,забота и ласка,отзывчивость,доброжилательность,то такую семью можно сравнить с цветущим садом....

Как сохранить психологическое благополучие ребёнка в семье

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив и здоров. Здоровье - это полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсу...

Консультация для родителей "Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье"

В данном материале рассмотрены основные аспекты начального воспитания детей в семье....

Психологическое занятие "В стране эмоций"

Цели: Закрепление знаний по теме эмоциональных состояний человека....

Психологическое сопровождение и реабилитация семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффе...