Застенчивый ребёнок
консультация по психологии

Горбачева Тамара Николаевна

Все застенчивые люди похожи друг на друга (и дети в том числе). Они испытывают одни и те же чувства в общении с другими людьми: скованность, неловкость, боязнь начать или поддержать разговор. Эти чувства особенно усиливаются, если они попадают в неожиданную ситуацию общения, в незнакомое общество или в большую компанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zastenchivyy_rebenok.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Застенчивый ребенок

Характеристика застенчивости

Застенчивость – (англ. «легко пугаться» в русском языке слово «застенчивый»  образовано от глагола «застить» и толкуется словарем В.И. Даля как, «охотник застесняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; неуместно скромный и робкий; непривычный к людям, робкий и молчаливый».

«Быть застенчивым» - значит быть «трудным для сближения по причине робости, осторожности или недоверия». Застенчивый человек «опаслив, не расположен к встречам или контактам с каким-либо определенным лицом или предметом». «Впечатлительный, робкий, уклоняющийся от отстаивания своих прав», застенчивый человек может быть «склонен к уединению или скрытен по причине неуверенности в себе» или из-за боязни домогательств своего антипода, «сомнительной, подозрительной, «темной» личности».

Словарь Уэбстера определяет застенчивость как «неловкость в присутствии других людей».

По мнению Зимбардо, застенчивость – это сложное состояние, которое может оказывать самые разнообразные воздействия – от легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.

Большинство людей в тот или иной период своей жизни испытывали застенчивость – либо в настоящем, либо в прошлом, либо всегда. Некоторым людям застенчивость портит жизнь давно и с неизменным постоянством. Они считают себя хронически застенчивыми сейчас и считали себя таковыми всегда.

В различных культурных средах и группах населения застенчивость распространена неодинаково. В некоторых группах, как например, среди школьниц 10-12 лет или среди студентов из стран Востока, эта статистика застенчивости подпрыгивает до 60% (в этом отношении особенно примечательны японцы).

У застенчивости широкий спектр психических состояний: от испытываемой время от времени неловкости в присутствии других людей до всепоглощающей тревоги, которая может до основания разрушить жизнь человека. Для некоторых людей застенчивость – это выбранный ими самими образ жизни, для других она – наказание, словно пожизненное заключение без всякой надежды на освобождение.

В одной стороне спектра находятся те, кто предпочитает книги, идеи, вещи или природу обществу других людей. Писатели, учёные, изобретатели, лесники и путешественники, видимо, по своей воле выбирают работу, позволяющую большую часть жизни проводить в мире, где других людей можно видеть лишь изредка. В большинстве своём они интровертны, и человеческое общение для них не так важно, как спокойствие или уединение, они предпочитают быть одни.

Средняя часть спектра включает в себя большое число людей, испытывающих страх или неловкость в определённых ситуациях, в которых фигурируют определённого вида люди. Их дискомфорт достаточно силён для того, чтобы мешать их социальной и деловой жизни; эти люди с трудом говорят, а иногда и вовсе не отваживаются говорить, что думают, или делать то, что хотят.

Страх и беспокойство заставляют их краснеть и возмущаться, да так, что это заметно всем. Бывает, свою неловкость прячут за внешней напористостью и агрессией.

Так как неизменный источник застенчивости – страх перед людьми – вызывает столь различные реакции, то внешнее поведение человека не всегда бывает надёжным показателем того, как сильно он стесняется. Застенчивость часто влияет на наши действия, но это влияние не обязательно бывает очевидным и непосредственным.

Люди, относящиеся к средней части спектра, стесняются, в основном, от того, что им не хватает социальных навыков или уверенности в себе. Некоторые не обладают этими навыками в степени, необходимой для поддержания бесперебойной работы механизмов человеческих взаимоотношений. Они не знают, как завести разговор, попросить прибавки к жалованию или ответить на вопрос учителя. Другие не чувствуют в себе достаточной уверенности сделать то, что считают нужным.

Дальний конец спектра занимают те, чей страх не знает границ – хронически застенчивые. Каждый раз, когда им приходится что-либо делать на глазах у других, их охватывает жуткий ужас, и они становятся до того беспомощными перед его всесильной властью, что им остаётся единственный выход – бежать, и забиться в щель. Крайняя застенчивость воздействует подобным образом не только на школьников и студентов. Не проходит она и с годами.

В худшем случае застенчивость может перерасти в тяжёлую форму невроза, который может привести к депрессии и, наконец, стать сильным побудительным мотивом к самоубийству. 

Анализ реакций застенчивых людей позволил выделить три основных способа проявления беспокойства.

  1. Своим внешним поведением человек сигнализирует другим: «Я застенчив».
  2. Проявляются физиологические симптомы беспокойства, например, красное от волнения лицо.
  3. Внутренние ощущения неловкости и смущения, перед которыми отступают все остальные чувства.

Слово «замкнутость» лучше всего выражает нерасположенность застенчивого человека к общению с другими. Замкнутость – это нежелание разговаривать до тех пор, пока тебя к этому не подтолкнут, склонность к молчанию, неспособность говорить свободно.

Этот «синдром замкнутости» последние десять лет исследовал профессор Джеральд Филлипс со своими коллегами. Филлипс уверен, что замкнутость не просто желание избегать разговоров, а более общая и глубокая проблема. Если замкнутых людей обучить специфическим приёмам общения, некоторые из них всё ещё будут к нему неспособны.           

Проблема замкнутости – не просто проблема отсутствия навыков общения, но, на более фундаментальном уровне, результат неверного представления о природе человеческих взаимоотношений. Поступки замкнутого человека подобны поступкам недоверчивого вкладчика в условиях быстро меняющегося рынка: надежды на возможную прибыль перевешиваются опасениями потерять свои деньги.

На физиологическим уровне, застенчивые люди, испытывают следующие ощущения: учащается пульс, сильно бьётся сердце, выступает пот, а живот сводит. Интересно, что все мы испытываем подобные реакции при любом сильном эмоциональном потрясении, будь это сексуальное возбуждение, страх, эйфория или гнев, но сами по себе наши тела не могут проводить границу между этими качественно различными переживаниями.

Однако, один из физических симптомов не входит в число обычных при любом потрясении ощущений. И как раз это застенчивым людям никогда не удаётся скрыть – они краснеют. Однако люди застенчивые склонны сосредотачивать внимание на своих физических ощущениях. Иногда они не ждут, пока окажутся в ситуации, чреватой для них неловкостью или смущением. Они переживают эти симптомы загодя и, думая только о плохом, решают не вступать в разговор.

Отношение окружающих к застенчивости неоднозначно. Для одних она - признак скромности, для других - слабости. В западном обществе, ориентированном на индивидуализм, лидерство, излишняя стеснительность считается недостатком, мешающим достичь успеха в жизни. В Японии же, наоборот, царит дух "amae", что в переводе означает "зависеть, полагаться на чью-либо благосклонность". Это определение может быть применено к обычным каждодневным отношениям, типа мать - ребенок, учитель - ученик, работодатель - служащий, муж - жена и между друзьями. Это потребность быть любимым и зависеть от других. "Выскочек" здесь не любят.

К детской застенчивости у взрослых часто двойственное отношение. С одной стороны, эта черта в ребенке умиляет. К тому же можно быть уверенным, что застенчивый ребенок не выкинет неожиданно какую-нибудь штуку. Стало быть, и краснеть за него не приходится. И все же нередко родители сокрушаются: каково будет такому стеснительному во взрослой жизни, где умение расталкивать других локтями - чуть ли не гарантия успеха. Как относиться к этой черте и чем помочь застенчивому сыну или дочке?

Все застенчивые люди похожи друг на друга (и дети в том числе). Они испытывают одни и те же чувства в общении с другими людьми: скованность, неловкость, боязнь начать или поддержать разговор. Эти чувства особенно усиливаются, если они попадают в неожиданную ситуацию общения, в незнакомое общество или в большую компанию.

Застенчивый человек убежден, что все внимание окружающих направлено только на него. И что это внимание обязательно негативное. Что окружающие критически оценивают его внешность и поведение, видят все его недостатки и т. д. Стеснительные люди гораздо чаще других испытывают отрицательные эмоции - и когда находятся в реальной ситуации общения, и когда думают о ней. Им свойственно постоянное ожидание неудач, неуверенность в себе.

И все же у разных людей застенчивость может проявляться в разной степени. От легкого замешательства при встрече с незнакомыми людьми до полного отказа от контактов. Кроме того, стеснительность свойственна многим детям в определенные периоды их жизни. Впрочем, как и взрослым. Но не у всех детей она становится устойчивой чертой личности.

Причины застенчивости

Кажется вполне правдоподобным мнение, что эта черта личности наследуется. Никого не удивляет, если у стеснительных и малообщительных родителей и ребенок ведет себя примерно так же.

Но ведь в семье может быть и несколько детей. И не все они ведут себя одинаково. Нередко младший ребенок гораздо более раскован и уверен в общении с незнакомцами. Объяснение довольно логичное: с первым ребенком родители постоянно напряжены и озабочены. С появлением второго они чувствуют себя намного увереннее, меньше ограничивают и контролируют его поведение. Вдобавок младший ребенок практически постоянно находится в ситуации соревнования со старшим. Тот и знает, и умеет больше, и сильнее его (до поры до времени). Вот и приходится приспосабливаться: обращаться за поддержкой и сочувствием к взрослым, иногда хитрить и т. д.

Психоаналитики полагают, что застенчивость формируется в результате психической травмы, полученной ребенком в какой-то ситуации общения.

Скорее всего, эта черта может определяться всеми тремя факторами (и наследственностью, и старшинством, и психической травмой). Но у конкретного ребенка какая-то из причин все-таки преобладает.

Поведение некоторых детей внешне напоминает поведение застенчивых, но сами они таковыми не являются.

  • Есть дети малообщительные, но не испытывающие при этом дискомфорта. Они вполне самодостаточны, им не требуется помощь окружающих.
  • Бывает, что за застенчивым поведением скрывается стремление занять лидерскую позицию среди других детей. А подходящих качеств для этого пока и не хватает. Встретившись с проблемами, такой ребенок может отказаться от контактов ("Мне это не нужно, неинтересно").
  • У некоторых детей отказ от общения - это средство самоутверждения, стремления показать свою власть над другими. "Хочу - разговариваю, не захочу - не буду!" Понятно, что в таком случае нужно не помогать ребенку вступать в контакт, а избавлять его от высокомерия и капризности.
  • Трудности в общении могут быть вызваны недостаточным развитием у ребенка речи, мышления; ему трудно познакомиться, поддерживать разговор и т. п.

Помогут специальные занятия, направленные и на развитие речи, и на обучение навыкам общения.

Рекомендации по общению с застенчивыми детьми

Работая с застенчивыми детьми, важно не только научить их соответствующим социальным навыкам, но и укрепить, стимулировать их чувство собственного достоинства. Застенчивые дети часто принижают свои качества, поэтому им необходимо помочь в признании своих достоинств. Полезно, например, составить список их положительных качеств и способностей. Исключительно важна похвала. Доказывая своему ребенку, что вы о нем высокого мнения, вы поможете ему также быть высокого мнения о самом себе.

В обществе застенчивые дети часто избегают контакта с другими. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других детей. Они часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Нередко они неадекватно преподносят себя; их навыки общения бедны, а “телесный язык” слишком смиренен.

Таким образом, застенчивый ребенок часто попадает в порочную ловушку “самоисполняющегося пророчества”. Его манеры и поведение указывают на неприятие другими, что, по существу, как раз делает это неприятие более вероятным. Чем больше он сторонится других или отвергается ими, тем большая вероятность того, что он останется застенчивым, вследствие недостаточности практики или положительной обратной связи. Поэтому обучение социальным навыкам и приобретение такой практики в повседневных ситуациях очень важны.

При обучении застенчивых детей навыкам общения рекомендуется демонстрировать им незастенчивое поведение. Дети усваивают лучше, когда они воочию видят, что и как надо делать и когда перед ними есть пример для подражания. Если вы застенчивы сами — у многих застенчивых родителей дети тоже застенчивы — оглянитесь вокруг и посмотрите, нет ли среди членов вашей семьи или друзей человека, который мог бы стать положительным примером в этом плане. Если нет подходящих кандидатур, вы и ваш ребенок можете постигать эту науку вместе, наблюдая за поведением социально-уверенных людей, и за тем, что они говорят. Обратите внимание на “язык” их тела и их слова.

Важно отличать застенчивого ребенка от ребенка, который просто менее экстровертирован и предпочитает уединение. Эти самодостаточные дети могут быть вполне довольны своей жизнью в отличие от застенчивых детей, которые воспринимают себя как людей “по ту сторону”. Они рады были бы вкусить радости дружбы и общественной деятельности, но боязливость и недостаточная уверенность в себе мешают им.

Следует также заметить, что нет ничего аномального в том, что на определенных этапах дети переживают периоды застенчивости. Эта застенчивость недолговременна, преходяща, в отличие от застенчивого ребенка, у которого застенчивость — устойчивая черта характера.

Вследствие того, что застенчивые дети редко причиняют неприятности другим и обычно портят жизнь только себе, их часто не замечают. Стоит обратить внимание на проявление неудовлетворенности, печали и нереализованных возможностей, которые могут сопутствовать застенчивости. Уделите побольше времени вашему ребенку и приложите дополнительные усилия, чтобы помочь ему обрести уверенность, которая необходима для нормального участия в различных общественных ситуациях повседневной жизни.

В предлагаемой истории мать Энни рассказывает ей о маленькой девочке по имени Эндреа. Прием рассказа внутри рассказа и смешение или стирание границ между ними усиливает чувство причастности ребенка к содержанию рассказа и способствует снижению застенчивости. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей : "Кака победить застенчивость ребёнка"

Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют ...

Застенчивый ребёнок.

Презентация для воспитателей в рамках моего проэкта "Школа психологисеского просвящения" "Чуткий воспитатель". Раздел 1 на год "Мы такие разные". Проэкт состоит из занятий с воспитателями по вопросам ...

Консультация для родителей в старшей группе на тему: «Как победить застенчивость ребёнка»

Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли ...

Застенчивый ребёнок.

Застенчивый ребёнок...

Консультация для родителей "Как помочь застенчивому ребёнку преодолеть трудности в общении"

Застенчивость – это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, её даже можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение. Застенчивость м...

Консультация для родителей: «Как помочь застенчивому ребёнку преодолеть трудности в общении?»

Застенчивый ребёнок робок, тих и удивительно послушен, безмолвен, словно тень, ни в чём вам не перечит, похож на пластилин, который можно мять, как хочешь и когда захочешь. Такой ребёнок не устроит ва...