Семинар-практикум «Что такое балансир и как он влияет на развитие мозга?»
методическая разработка по психологии

Кузнецова Наталия Борисовна
Одна из важнейших составляющих здоровья – двигательная активность, в процессе которой совершенствуются различные физические качества, в том числе и равновесие.
Равновесие – способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.
Упражнения в равновесии служат эффективным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений, так как чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем более дифференцируется работа мышц и выработка координации движения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида № 204 города Карталы»

Семинар – практикум

«Что такое балансир и как он влияет на развитие мозга?»

Подготовила педагог –психолог

Первой квалификационной категории

Кузнецова Н.Б.

г. Карталы 2020г.

Одна из важнейших составляющих здоровья – двигательная активность, в процессе которой совершенствуются различные физические качества, в том числе и равновесие.

Равновесие – способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.

Упражнения в равновесии служат эффективным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений, так как чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем более дифференцируется работа мышц и выработка координации движения.

Долгое время считалось, что за чувство равновесия и координацию движений в пространстве отвечает исключительно мозжечок – орган головного мозга. Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга.

Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей!

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».

При рождении вес мозга составляет 350 граммов (8-10% от общей массы тела, около 25% от веса мозга взрослого человека)

У взрослого человека вес мозга составляет 1500 - 2000 граммов (не более 2,5% от общей массы тела)

При рождении вес мозга – 25% от веса мозга взрослого человека. В 2,5 года вес мозга – 75% от веса мозга взрослого человека. Рост веса мозга ребенка – 1 мг в минуту.

Ощущение тела в пространстве – важный путь познания

Проприоцептивная система воспринимает сигналы от мышц, связок и суставов, позволяет получить представление о положении и движении всех частей тела. Нужны упражнения на равновесие, на самовыражение через движение, на корректировку положения тела в пространстве, выполнение соответствующих движений («образных движений»), работа с сенсорными эталонами веса и плотности

Вестибулярная система контролирует ощущение движения и баланса. Орган вестибулярной системы находится во внутреннем ухе, рядом с органом слуха. Необходимы упражнения на равновесие, на качалках, на балансирах, на горке

Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.

Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития. Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.

Программа мозжечкового стимулирования улучшает:

1. уровень концентрации внимания;

2. все виды памяти;

3. развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения;

4. математические и логические способности;

5. анализ и синтез информации;

6. способность к планированию;

7. работу эмоционально-волевой сферы.

Одно из новых средств мозжечковой стимуляции Балансир – это тренажер, который учит ребенка чувствовать расположение и вес тела, контролировать равновесие. Он представляет собой неустойчивую поверхность, сделан из пластика или дерева.

Применять балансиры можно в различных вариантах:

в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин.;

как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);

в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;

в показательных выступлениях детей на праздниках;

и просто как игра или развлечение.

Балансиры могут использовать в своей работе:

инструктор по физическому воспитанию;

учитель-логопед;

воспитатель;

родители.

Занятия проводятся под строгим контролем взрослого, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности.

Дети воспринимают тренировку на балансире, как увлекательную и смешную игру. Но кроме веселого времяпровождения, он приносит существенную пользу для здоровья ребенка:

развитие координации;

улучшение работы мозга;

тренировка чувства равновесия;

укрепление мышц всего тела.

Важно! Занятия на балансире абсолютно безопасны для ребенка, даже маленькие дети быстро осваивают этот тренажер и удерживают равновесие.

Существует большое количество балансиров. Чтобы подобрать правильный, необходимо учитывать возраст и физическую подготовку ребенка. Заниматься на этом тренажере можно начинать с 1 года.

Таким образом, можно сказать, что мозжечковая стимуляция является отличным решением проблем с обучением. Она повышает интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.

«Сибирский борд»hello_html_m5749669f.jpg

Представляет собой деревянную панель, изогнутую полукругом. На ней можно не только стоять, но и сидеть и лежать. Поэтому такой балансир разрешается для детей с 1 года. Также доску можно использовать в качестве качелей, если продеть веревку в имеющиеся на концах дырочки

Лабиринт

Подходит для детей от 4 лет. Необычный вариант балансира, так как имеет встроенный лабиринт с шариком. Ребенку придется не только сохранять равновесие, но и пройти все этапы игры, не коснувшись пола ногами. Это не просто балансир, но еще и игра на точность. Занимаясь на нем, ребенок концентрирует внимание на движении шарика, не задумывается о координации и балансе, но в то же время развивает их. Такие балансиры бывают с лабиринтами разной сложности и разным количеством шариков в комплекте. Можно устраивать соревнования между детками, а также проходить лабиринт на время.

Мозжечковая стимуляция является отличным решением проблем с обучением. Она повышает интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по теме "Игровая деятельность как основное средство развития индивидуальности ребенка"

В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно-ориентированное  взаимодействие педагога с детьми. Среди методологич...

Семинар - практикум для музыкальных руководителей и специалистов ДОУ "Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия"

Детям  необходимо  творить  и  переживать,  чтобы  понимать. Для того,чтобы  сделать  музыку  своим  личным  опытом,  надо «пребывать ...

Семинар – практикум. Тема: «Кто такой ребенок с ОВЗ» «Дети с тяжелыми нарушениями речи»

Семинар – практикум.Тема: «Кто такой ребенок с ОВЗ»«Дети с тяжелыми нарушениями речи»...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...

"Что такое цветотерапия и как она влияет на развитие детской речи"

Познакомила родителей с цветотерапией и как она влияет на развитие детской речи....