Работа педагога-психолога с детьми с РАС.
статья по психологии

Лебедь Марина Сергеевна

В    последнее время в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается количество детей с ОВЗ – разной нозологии, в том числе и детей с РАС. Согласно мнению исследователей, расстройства аутистического спектра – это широкий круг расстройств. Группа расстройств аутистического спектра чрезвычайно разнообразна, в неё входят как тяжёлые нарушения развития, так и более легкие и даже пограничные расстройства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ras.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Работа педагога-психолога с детьми с РАС.

В    последнее время в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается количество детей с ОВЗ – разной нозологии, в том числе и детей с РАС. Согласно мнению исследователей, расстройства аутистического спектра – это широкий круг расстройств. Группа расстройств аутистического спектра чрезвычайно разнообразна, в неё входят как тяжёлые нарушения развития, так и более легкие и даже пограничные расстройства.

В настоящее время образовательные дошкольные учреждения испытывают трудности оказания помощи детям с расстройством аутистического спектра. Изучая работы современных исследований по данному синдрому, я всегда попытаюсь разобраться и выстроить структуру работы с детьми РАС. Важно отметить, что в воспитании и обучении таких детей необходимо психолого-педагогическое сопровождение, т.е.  единая совместная деятельность всех специалистов.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра включает в себя несколько этапов:

- знакомство с ребенком и семьей, изучение документации;

- проведение всестороннего обследования;

- анализ полученных результатов;

- составление индивидуального маршрута образования.

На начальном этапе специалисты проводят психолого-педагогическое обследование с целью определения индивидуальных особенностей ребенка. Понятно, что обследование аутичных детей невозможно провести привычным образом, т.к. ребенок не включается в разговор,он не выполняет инструкции,  поэтому обследование детей с РАС следует начинать с изучения медицинской документации и беседы с родителями, не забывая при этом наблюдать за поведением ребёнка.

Во время наблюдения   обращаем внимание:

- на особенности  поведения ребенка  во время беседы с мамой;

- на наличие или отсутствие моторных стереотипий;

- на пластику ребенка (на типичные позы, ритм, плавность и координацию движений, на мимику лица);

- на перемещение ребёнка в пространстве (передвигается по всей комнате или находится в каком-нибудь одном месте);

Многое мы можем узнать из беседы с мамой о раннем развитии ребёнка, его поведении, привычках, навыках самообслуживания, способе его взаимодействия с близкими людьми. Важно обратить внимание на то, как ведет себя ребенок в присутствии близких ему людей:

- раздражает ли ребёнка присутствие постороннего взрослого;

- пытается отвлечь маму, капризничает;

- стремиться быть рядом с мамой и вмешивается в разговор;

- спокойно сидит и терпеливо ждёт.

Следует определить особенности самостоятельных занятий ребёнка. Наблюдая мы должны выяснить, что привлекает внимание ребёнка – окно, карандаши, игрушки, телефон или палочки, нитки, т.е. то что он нашёл в помещении. Принёс ли с собой любимую игрушку или предмет?  Как   долго он занят своим делом?  Отметить, напоминают его действия обычную игру или он манипулирует предметами (трясёт, постукивает, вертит, обнюхивает, облизывает). Выяснить из беседы с мамой и путем наблюдения навыков самообслуживания, как он ест (аккуратно или неряшливо, важно и неторопливо). Наблюдая за движениями ребёнка следует установить наличие или отсутствие моторных стереотипий (раскачивание, сосание пальца, потряхивание и взмахивание руками), определить насколько ими увлечён. Есть ли трудности глазного контакта и насколько они выражены. Заглядывает в глаза, случайно встречается взглядом и быстро отводит его в сторону. Обратить внимание на поведение ребёнка при другом человеке, как себя проявляет (прислушивается к разговору, как реагирует и меняется ли при этом его поведение).

 Определить реакцию ребёнка на физический дискомфорт, голод, боль, усталость. Как проявляются переживания дискомфорта, не перерастают ли они в ожесточённую аутостимуляцию и самоагрессию, может ли мама утешить ребёнка, если да, то чем – едой, игрушкой, кружением на руках, лаской, уговорами?

 

Работа с детьми с РАС очень кропотливая:

Для начала необходимо установить   контакт с ребёнком, создать для него условия, при которых ему будет комфортно и безопасно. Это длительный период и следует определить средства, с помощью которых мы сможем привлечь внимание детей. Если удается, то обязательно поощряем ребёнка.

Что относится к поощрениям?

  1. Это могут быть пищевые добавки: еда, питье, сладкое. Как правило, на них отводиться около 20%. Пищевые добавки эффективно использовать только в том случае, если родители дома не дают им это.
  2. Кроме пищевых, выделяют и сенсорные поощрения, например массаж рук и пальцев, расчесывание волос, щекотка, прослушивание музыки, завёртывание в одеяло, прыжки на батуте, раскачивание на качелях.
  3. Двигательные поощрения - это любая физическая активность: ходьба, игры с друзьями, занятия спортом.
  4. Предметные поощрения.
  5. Социальные поощрения, к ним относятся произнесение доброго слова, улыбка, выдача грамоты, рассказ про успехи знакомым.
  6. Обобщенные поощрения - стимулы, соединенные с несколькими поощрениями, например, жетоны, баллы, коллекция предметов, которые можно будет обменять на что-то или на другие виды поощрения.

Работа психолога направлена на развитие социальной коммуникации и социального взаимодействия со взрослым и сверстником.

Почему так важно сотрудничать с родителями (законными представителями) при сопровождении ребенка с РАС? Поскольку родитель для ребенка является психологически безопасным, близким, надежным взрослым и многие позитивные изменения могут быть инициированы именно ими, они должны выступать активными субъектами реализации программ помощи своим детям, при этом необходима преемственность в подходах к воспитанию и обучению, единая линия взаимодействия.

При коррекционной работе с аутичным ребенком следует соблюдать определенные рекомендации:

- разговаривать с ребёнком негромким голосом, а в некоторых случаях шёпотом, если ребёнок возбуждён;

- необходимо избегать резких движений и прямого взгляда на ребёнка;

- педагог должен одет в одежду спокойных, не ярких тонов и носить её постоянно, это поможет   ребёнку привыкнуть к нему;

- если ребёнок отказывается от выполнения задания, не нужно настаивать   на его выполнении;

-не следует обращаться к ребёнку с прямыми вопросами.

Таким образом, эффективность реализации программ помощи  ребенку с РАС будет зависеть от слаженной работы команды специалистов по комплексному психолого-педагогическому сопровождению и родителей (законных представителей). При правильной организации образовательного маршрута и включенности в его реализацию всех специалистов и родителей (законных представителей) развитие и преодолении проблем социализации и коммуникации детей с РАС разрешается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа педагога-психолога с заикающимися детьми возможностями арт-терапии"

Обощен опыт работы с заикающимися детьми. Показаны формы, принципы работы как с детьми, так и с родителями, возможности педагога-психолога и результаты....

Работа педагога-психолога с трудными детьми и их родителями в ДОУ

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...

Программа для работы педагога - психолога с тревожными детьми 5-7 лет

Программа "Не бойся! Я с тобой" направлена на коррекцию и развитие эмоционально - личностной сферы детей дошкольного возраста....

Работа педагога-психолога с агрессивными детьми

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.Проблема агрессии и агрессивности в...

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.

Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности ...

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность.

Опыт работы по теме «Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность» формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения ...