Психологический всеобуч "Агрессивный ребенок"
консультация по психологии

Проявления агрессии, злости - естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями малыша всегда стоят какие-либо причины, и злость - это естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий, которые происходят с вашим ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_vseobuch_agressivnyy_rebenok.docx523.07 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический всеобуч

Шпаргалка для родителей

Агрессивный ребенок

Проявления агрессии, злости - естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями малыша всегда стоят какие-либо причины, и злость - это естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий, которые происходят с вашим ребенком. Часто агрессия - отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг ребенка события. Но иногда, если вовремя не помочь ребенку, агрессия может стать, устойчивой формой поведения, превращаясь со временем в качество личности.

Прежде чем запрещать или подавлять проявления злости, стоит разобраться в причинах, их вызывающих.

Ваш ребенок может проявлять агрессию, если:

его обижают, унижают (несправедливое отношение может вызвать здоровую злость, которая зачастую позволяет ребенку защитить и отстоять себя);

кто-то нарушил его личностные границы (забрал у него игрушку, причинил ему физическую боль, прервал игру, разговор и т.д.);

он устал, болен или сильно напуган (злость может быть выражением бессилия);

вы мало обращаете на него внимания (ему не хватает любви и тепла, он использует злость, чтобы обратить ваше внимание на себя);

кто-то в семье скрыто или открыто агрессивен (ребенок, копируя поведение взрослых, может считать, что вести себя таким способом - это естественно);

он по каким-то причинам не чувствует себя защищенным (он может нападать на других, пытаясь «опередить» воображаемого агрессора);

он привык считать себя плохим, потому что им часто недовольны (чужую критику и недовольство ребенок не может долго носить в себе, он пытается от них избавиться, осуждая и критикуя других);

он        пережил        какое-то        травматическое        событие        (горе, перемену места жительства, сильный страх, насилие, стресс).

Формы проявления агрессии.

Агрессия может выражаться в словесной форме: ребенок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет сверстников; и физической: ребенок нападает на детей или взрослых, дерется, кусается, пинается, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы другого ребенка.

Агрессия может носить и непрямой характер: ребенок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас; ябедничает; провоцирует сверстника, чтобы обидчику «досталось» от взрослых; манипулирует другими.

Приемлемые формы (которые можно поддерживать):

можно разрешать ребенку создавать рисунки с изображением агрессии в разных формах (взрывы, драки, войны и т.д.);

играть        с        предметами        (разрушать        собственноручно построенные объекты, швырять игрушки);

выражать        протест        («нет!»),        желательно        с        объяснениями

«почему»;

ломать игрушки (если это не очень дорогие во всех смыслах предметы);

бить подушки, спортивные груши;

бороться с кем-нибудь (по обоюдному согласию); заниматься спортивными играми, единоборствами.

Неприемлемые формы (которые стоит останавливать):

людей,


не следует разрешать ребенку оскорблять и унижать других

применять физическое насилие, выраженное по отношению

к любым живым объектам (в том числе к животным), манипулировать чувствами других людей, провоцировать других.

Важно знать:

Самим или с помощью психолога выяснить первопричины агрессивного поведения.

Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. Осознавать, что в действительности агрессивное поведение - это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не знает, как другим способом можно защитить себя или привлечь к себе внимание. Злость ребенка не делает его плохим, обычно она - естественное выражение его неудовольствия; энергия, позволяющая защитить самого себя.

Знать, что жесткое подавление агрессивности не устраняет это качество, а лишь усиливает его. Если же вовсе не обращать внимания на агрессивные реакции, ребенок начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки перерастают в привычку действовать агрессивно.

Важно быть последовательным и учиться твердо, но неагрессивно реагировать на нежелательное поведение ребенка. Обсуждать следует поступок, а не ребенка в целом.

Ребенок должен понимать, что вы любите его, но вы против того,

как он себя ведет.

Понимать, что частые наказания, приказы и запреты заставляют ребенка подавлять свой гнев, а невыражаемая, постоянно подавляемая агрессия может перейти в аутоагрессию (агрессию по отношению к себе), которая выражается в обкусывании ногтей, получении травм, постоянных болезнях и т.п., или привести к появлению в характере пассивно-агрессивных черт, выражающихся в желании вывести из себя, расстроить окружающих людей.

Спокойно относиться к происходящему, в случае незначительной агрессии по возможности игнорировать ее. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяс- нимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, выслушать его и переключить его внимание на что-то другое.

Контролировать собственные негативные эмоции. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции у родителей (раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность). Нужно признать естественность негативных переживаний, понять причину, характер, силу охвативших ребенка чувств и сохранить с ним добрые, конструктивные отношения.

Понимать, что когда вы что-то запрещаете ребенку, он имеет право на последующее выражение злости по этому поводу, так же как и вы - на выражение своей.

Обращать внимание на то, как вы и окружающие ребенка люди выражают злость, осознавая, какие модели выражения этой эмоции, скорее всего, будет копировать ребенок.

Избегать просмотра телевизионных передач и т.п. агрессивного содержания.

Учить его:

понимать собственное эмоциональное состояние и чувства других людей; сопереживать другим людям;

выражать гнев, злость приемлемыми способами, ясно и конкретно, а не манипулятивно проявлять свое неудовольствие;

отстаивать свои личностные границы, не нападая при этом на чужие;

осознавать ответственность за свои поступки.

Относиться к окружающему миру и своему малышу позитивно. Если вы не справляетесь с агрессивными проявлениями ребенка,

если они проявляются постоянно и приобретают форму жестокости - обязательно обратитесь к специалисту - психологу или психоневрологу!

Положительные изменения возможны, только если вы будете последовательными.

Важно терпение и внимание к ребенку, его чувствам, его нуждам и потребностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности агрессивности детей

рассматривание основных особенностей агрессивного поведения детей...

«Психологические особенности агрессивного поведения детей»

Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание...

Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников

Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаПонятия «агрессия» и «агрессивность». Классификация видов агрессии Причины возникновения агрессивности и особенности ее проявл...

Всеобуч: "Агрессивный ребенок"

Раскрыты характеристики агрессии, ее причины и рекомендации родителям....

Агрессивный ребенок, какой он? Как помочь агрессивному ребенку.

В презентации раскрываются особенности поведения агрессивного ребенка. Дается характеристика данного поведения. Указываются причины. Описывается роль взрослых при взаимодействии с детьми, проявляющих ...

Агрессивный ребенок. Несколько советов в общении с агрессивным ребенком.

    Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хоче...

Психологический всеобуч "Педагогическое мастерство"

Цель: выявление уровня профессиональной подготовленности педагоговЗадачи: 1. Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения. 2. Повышать уровень профес...