Разрешение конфликтов
план-конспект занятия по психологии

Гилязова Альмира Султановна

Конспект тренинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razreshenie_konfliktov.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

"РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ"

Цели интерактивного занятия:

-  Развитие коммуникативной компетентности: способности проводить анализ конфликтной коммуникативной ситуации, искать способы позитивного разрешения конфликтов.

- Знакомство с понятием "конфликт", стратегиями поведения в конфликте.

- Развитие коммуникативной толерантности.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИИ

1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ  (3 мин.)

Сбор ассоциаций,  бриф опрос:

1. Случалось ли вам быть участником или свидетелем конфликта между людьми?

2. Между кем и кем бывает конфликт?

3. В каких ситуациях возникают конфликты? Что является причиной?

4. Какие чувства чаще всего возникают во время конфликта?

5. С каким словом у вас ассоциируется слово "конфликт"?

Вывод и обсуждение результатов

     Вывод. Конфликты - это часть нашей жизни. Так или иначе. Они случаются в жизни каждого из нас.

     Большинство из вас связывают конфликт с неприятными чувствами. Почему?

     Чтобы конфликт не разрушал наши отношения с близкими, важно уметь воспринимать конфликт как несовпадение интересов, требующее обсуждения и согласования. И тогда вы сможете разрешить его конструктивно, не обижая и не раня друг друга.

     Сегодня мы сделаем несколько шагов на этом пути к тому, чтобы научиться разрешить сложные ситуации конструктивно, не обижая и не раня друг друга. И попробуем разобраться в том, какие стратегии поведения лучше использовать в конфликтных ситуациях.

2. РАЗМИНКА (5 мин.)

Включение в "здесь и сейчас"

"Коленвал"

"Все как один"

3. ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ "СБОР ОРЕХОВ" (7 мин.)

     Выбирается несколько человек-добровольцев для участия в эксперименте, обычно 5-7.

      Добровольцы усаживаются вокруг блюда, на котором лежит 20 орехов.

     Инструкция участникам:

      "Вам необходимо собрать как можно больше орехов. Каждый может в любой момент забрать сколько угодно орехов, а каждые 10 секунд количество орехов, лежащих на блюде, будет удваиваться. Во время эксперимента нельзя разговаривать".

     После окончания упражнения ведущий просит каждого участника запомнить свой результат и говорит, что к ним вернутся в конце занятия.

4. РОЛЕВАЯ ИГРА "ДЬЯВОЛЬСКМЕ БАШНИ"  (10 мин.)

     Инструкция для участников:

     "Я предлагаю вам сейчас попробовать в командах построить ...Дьявольскую башню! Строить их мы будем из выданных вам строительных материалов, они есть у каждой команды. Но поскольку строить простую башню скучно, каждому "строителю" я дам отдельную инструкцию - какой должна быть Дьявольская башня. Пожалуйста, не показывайте друг другу свои карточки и не рассказывайте, что в них написано!

      Так же обращаю ваше внимание на то, что упражнение выполняется молча - нельзя разговаривать и издавать голосом какие-либо звуки".

     Ход игры:

      Группа делится на 3-4 команды по 6 человек любым способом. Каждая команда получает 30 блоков конструктора разных цветов. Участникам раздаются карточки с инструкциями. Необходимо повторно подчеркнуть, что этой информацией ни с кем нельзя делиться и что игра проходит в тишине.

     Работа в командах - строительство башен в соответствии с инструкциями (10 мин.).

     Обсуждение упражнения:

     - Расскажите, как вам было строить эти башни? Получилось/ не получилось? Что показалось наиболее трудным?

     - Удалось ли каждому выполнить свои инструкции?

     - Как другие участники относились к вашим инструкциям?

     - А вы как относились к инструкциям других участников?

5. ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ "СТРАТЕГИИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ"

 (20 мин.)

     1. В каждом конфликте есть предмет конфликта и конфликтующие стороны. Предмет конфликта может быть разным. (Примеры - из эксперимента, игры "Дьявольские башни"). Главное здесь в том, что конфликтующие стороны имеют в конфликте свои интересы.

(Схема Томаса).

 Ось Y показывает, насколько человеку важно добиться в конфликте своего.

 Ось X -  насколько он думает об интересах другого человека, о том, чтобы сохранить с ним дружеские отношения.

     2. Рассматриваются все стратегии. На каждую стратегию участники дают пример из предыдущего упражнения про Башни.

     3. После разбора ведущий раздаёт участникам стикеры и просит каждого из них наклеить свой стикер (анонимно) в поле той стратегии, которую он применяет в жизни чаще всего.

     Подводится итог: какая стратегия наиболее распространена в коллективе? Сколько людей готовы использовать сотрудничество?

     Вывод:

     Мы можем воспринимать конфликт двумя способами. Первый - как опасность и неприятность. И тогда, скорее всего результатом его будет ссора и обида.

     Но есть и другой взгляд. Конфликт - это возможность решить проблему, найти верное решение. Тогда конфликт воспринимается нами как переговоры и обсуждение.

     Какой взгляд предпочтительнее?

6. "СБОР ОРЕХОВ" ПОВТОР И ЗАВЕРШЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (10 мин.)

     Ведущий просит участников вспомнить результаты самого первого упражнения - эксперимента с орехами.

     Далее предлагает провести этот же эксперимент с учётом полученного опыта и знаний. При этом группе добровольцев (это могут быть те же или новые участники) даётся 2 минуты до начала игры на обсуждение и выработку общей стратегии.

     Ведущий обращает внимание на ключевую задачу: "Вам необходимо собрать как можно больше орехов".

     После проведения повторного эксперимента сравниваем результаты первой и второй группы.

     Краткое обсуждение:

- В чём разница?

- Какой вариант эффективнее?

- Что помогло решить вопрос эффективнее?

7. РЕЗЮМЕ ЗАНЯТИЯ (5 мин.)

    Действительно, человеческой психологии свойственна склонность к борьбе. Стратегия же сотрудничества требует определённых усилий и осознанности.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разрешение конфликтов в педагогическом коллективе

Пути, способы и методы разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе....

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада...

Консультация для родителей "Разрешение конфликтов у дошкольников"

как правильно разрешить детские конфликты и привести к сплоченности коллектива...

« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...

прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении конфликтами. (4 часа)

прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении ...

«Конфликт. Разрешение конфликтов. Способы предупреждения конфликтов»

Методическая разработка занятия для педагогов...