Главные вкладки

    «Конфликт. Разрешение конфликтов. Способы предупреждения конфликтов»
    консультация на тему

    Гиль Наталья Викторовна

    Методическая разработка занятия для педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_dlya_pedagogov.docx135.75 КБ
    Файл презентация666.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие для педагогов «Конфликт. Разрешение конфликтов. Способы предупреждения конфликтов»

    Методическая разработка занятия для педагогов

    Цель:

    Познакомить с понятием «конфликт», видами конфликтов, причинами, положительными и отрицательными сторонами конфликта, проявлениями конфликтного поведения, способами решения конфликта, формировать умение бесконфликтно вести себя, учитывая интересы и нужды других.

    Профилактика конфликтов. Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса.

    Вступительная часть.

    Приветствие.

    Цель: создание в группе атмосферы доброжелательности, определение актуальности выбранной темы.

    Уважаемые педагоги, приветствую вас и благодарю за то, что нашли время и силы прийти на очередное занятие семинара-практикума.

    Беседа «Что такое конфликт? »

    Ответьте честно на вопрос: вы когда-нибудь ссорились? Если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Ссору еще называют конфликтом, а что для вас обозначает понятие «конфликт»? Предлагаю сейчас высказать свои мнения!

    Итак, слово «конфликт» происходит от латинского (confliktus) и обозначает столкновение. Конфликт – это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение, борьба за ценности и претензии на определенный статус, столкновение разных желаний.

    И как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о конфликте, попытаемся его изучить и найти наиболее оптимальный стиль его разрешения. Важность и необходимость данной темы вызвана тем, что на протяжении ряда лет по итогам диагностики социально-психологического микроклимата в коллективе не наблюдается положительной динамики, и уровень конфликтности составляет выше среднего.

    Основная часть.

    Игра «Сказка о тройке».

    Цель: развитие умения чувствовать и понимать другого человека, развитие эмпатического понимания собеседников, понимания мимики, языка телодвижений.

    Участники объединяются в тройки. Каждый игрок присваивает себе значение А, В или С.

    Инструкция: «Представьте, что каждый из вас лишен одного канала восприятия или передачи информации:

    А – слепой, но слышит и говорит,

    В – глухой, но может видеть, говорить и двигаться,

    С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может говорить и двигаться.

    Каждой тройке необходимо выработать общее решение – в какой цвет покрасить забор. Я предлагаю, для более легкого овладения ролью, завязать глаза и рты, заткнуть уши».

    Рефлексия:

    Смогли ли вы договориться, прийти к общему решению? Какую стратегию избрали в достижении цели? Какие чувства испытали?

    Вывод: Все конфликты от непонимания, проблем общения. Поэтому так важно помнить, что каждый имеет право на собственное мнение. Говоря словами, Радищева, «только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом и уважать его личность»

    Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. За царапину они, по крайней мере, на словах, грозятся "порвать" или "встретить в темном переулке" эту "воспиталку", "чужую тетку", которая никогда не полюбит ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад — это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.

    Упражнение «Яблоко и червячок»

    Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

    Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.

    Для начала выделим основные типы родителей, по отношению к детскому

    саду:

    Пассивные родители постоянно заняты служебными делами и

    поэтому перепоручают своих детей заботам профессионалов: «Вы

    воспитатели, вот и следите за ребенком, это ваша работа».

    Избегающие проблем родители словно ставят перед собой цель

    убедить всех (и себя в том числе), что у них все в порядке, даже в

    том случае, когда специалисты (логопед, воспитатель, медицинский

    работник) советуют обратиться по поводу состояния их ребенка в

    специальное учреждение. Для таких родителей характерно утаивание

    медицинской информации от специалистов, которые могут и должны

    помочь детям. Они не считаются с результатами тестирований и

    обследований, панически боятся разглашения медицинского диагноза,

    поставленного их ребенку, и могут сказать: «Тесты у вас неправильные,

    вы ошибаетесь, у нас нет ник аких проблем!». Сотрудникам дошкольного

    учреждения необходимо установить с такими родителями особо

    доверительные отношения, чтобы они поверили в необходимость и

    безопасность работы специалистов с их детьми.

    Агрессивно недовольные – родители, постоянно критикующие

    действия воспитателей, часто требуют разбирательства их претензий в

    вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме

    конструктивного общения с работниками детского сада. Это может

    негативно сказаться на взаимоотношениях их детей с педагогами,

    которые стараются любыми путями избежать конфликта.

    Надменные интеллектуалы считают свое мнение единственно

    верным, особенно если информация о ребенке требует пересмотра их

    роли в воспитательном процессе. Они могут перебить воспитателя, пойти

    на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций, если

    им покажется, что специалист недостаточно авторитетен. Снобизм

    родителей может быть нейтрализован созданием официальной

    обстановки, в этом случае значение и роль специалиста, дающего

    рекомендации, более очевидны.

    За всеми этими типами поведения скрывается уязвимость взрослых,

    нередко холодность по отношению к детям, непонимание их проблем,

    растерянность, боязнь показать истинные чувства, разрушить стереотип

    своего поведения. К сожалению, от этого в первую очередь страдают

    дети, не имеющие возможности получить адекватную помощь педагогов

    и специалистов до тех пор, пока родители не изменят своего отношения

    к их проблемам

    Со стороны педагогов сегодня также встречается не совсем

    правильная позиция: игнорирование мнение родителей, незнание условий

    семейного воспитания, превознесение собственных успехов и заслуг,

    навешивание ярлыков («Яблоко от яблони…», «У таких родителей такой

    ребенок, ничего удивительного!») – все это позволяет говорить о разных

    типах поведения воспитателей.

    Воспитатель родителей – считают, что мамам и папам (как и

    детям) требуется все объяснить, так как они менее компетентны, чем

    специалисты, которые занимаются с детьми каждый день. Такие

    воспитатели обычно не учитывают особенности семьи конкретного

    ребенка, считают свое мнение единственно правильным. Как ни странно,

    этот стиль отношений часто проявляется не только у опытных

    воспитателей, но и у молодых специалистов.

    Закрытые воспитатели стараются не привлекать внимание к

    своей работе, не любят делиться своими профессиональными

    трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, родителей,

    руководства. Скованные и немногословные со взрослыми, они

    сосредоточенны на своей работе, исполнительны и комфортно чувствуют

    себя только среди детей. С родителями не всегда делятся информацией

    об их детях.

    Интеллектуалы – воспитатели, которые игнорируют

    коммуникативную деятельность дошкольников, не учитывают

    эмоциональную мотивацию их поведения. В своей работе они уделяют

    больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом.

    Ранимые – неуверенные в своей правоте, переживают из-за

    каждого конфликта, неласкового слова, взгляда. Им порой трудно

    требовать от детей дисциплины, трудно наказать, заставить ребенка что-

    то делать, поговорить с родителем. Им бывают невыносимы претензии

    родителей или администрации, замечания к их работе. Они стараются

    быть особенно любезными, чтобы не вызвать гнев у окружающих.

    Воспитатели - педанты требуют четкого выполнения режима,

    правил поведения, соблюдения тишины и порядка. Любое бурное

    проявление индивидуальности ребенка рассматривается ими как

    нарушение. В результате тихие и послушные дети становятся

    любимчиками, а активные и подвижные часто наказываются как

    возмутители спокойствия. Информация, которую получают родители от

    таких педагогов, касается в основном вопросов дисциплины и поведения

    ребенка.

    Согласитесь все типы, будь то психотип воспитателя или родителя

    очень узнаваемы. Так как же наладить мостик понимания между семьей и

    детским садом? Попробуем на практике проработать наиболее часто

    возникающие ситуации недопонимания и поделиться опытом в решении

    таких ситуаций

    Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями? » Устно

    Группа делится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.

    Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

    Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций (раздать таблицы)

    Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера

    Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

    Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

    Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

    Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

    В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

    А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.

    (Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество) .

    Сейчас я вам представлю несколько ситуаций. Выберете адекватную стратегию поведения в конфликте. 

    Ситуация 1

    Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги». 

    Ситуация 2

    Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.  

    Ситуация 3

    Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого  грубо отвечает, что это его личное дело.

    Упражнение на стирание антистрессовой ситуации.

    Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить. 

     Упражнение. «Ваши предложения»

    Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей.

    Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.

     

     http://wd-x.ru/wp-content/uploads/2014/11/Konflikt-plaginov-wp.jpg

    Занятие для педагогов «Конфликт. Разрешение конфликтов. Способы предупреждения конфликтов»

                                                                                                                 Воспитатель  Гиль Н. В.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Воспитатель МБДОУ « Солнышко» Гиль Н.В.

    Слайд 2

    Цель: Познакомить с понятием «конфликт», видами конфликтов, причинами, положительными и отрицательными сторонами конфликта, проявлениями конфликтного поведения, способами решения конфликта, формировать умение бесконфликтно вести себя, учитывая интересы и нужды других.

    Слайд 3

    Конфликт – это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение, борьба за ценности и претензии на определенный статус, столкновение разных желаний .

    Слайд 4

    Типы родителей Пассивные родители постоянно заняты служебными делами и поэтому перепоручают своих детей заботам профессионалов: «Вы воспитатели, вот и следите за ребенком, это ваша работа».

    Слайд 5

    Избегающие проблем родители словно ставят перед собой цель убедить всех (и себя в том числе), что у них все в порядке, даже в том случае, когда специалисты (логопед, воспитатель, медицинский работник) советуют обратиться по поводу состояния их ребенка в специальное учреждение. Для таких родителей характерно утаивание медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь детям. Они не считаются с результатами тестирований и обследований, панически боятся разглашения медицинского диагноза, поставленного их ребенку, и могут сказать: «Тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, у нас нет никаких проблем!». Сотрудникам дошкольного учреждения необходимо установить с такими родителями особо доверительные отношения, чтобы они поверили в необходимость и безопасность работы специалистов с их детьми.

    Слайд 6

    Агрессивно недовольные – родители , постоянно критикующие действия воспитателей, часто требуют разбирательства их претензий в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками детского сада. Это может негативно сказаться на взаимоотношениях их детей с педагогами, которые стараются любыми путями избежать конфликта.

    Слайд 7

    Надменные интеллектуалы считают свое мнение единственно верным , особенно если информация о ребенке требует пересмотра их роли в воспитательном процессе. Они могут перебить воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций, если им покажется, что специалист недостаточно авторитетен. Снобизм родителей может быть нейтрализован созданием официальной обстановки , в этом случае значение и роль специалиста, дающего рекомендации , более очевидны.

    Слайд 8

    Типы воспитателей Воспитатель родителей – считают, что мамам и папам (как и детям ) требуется все объяснить, так как они менее компетентны, чем специалисты , которые занимаются с детьми каждый день. Такие воспитатели обычно не учитывают особенности семьи конкретного ребенка , считают свое мнение единственно правильным. Как ни странно, этот стиль отношений часто проявляется не только у опытных воспитателей , но и у молодых специалистов.

    Слайд 9

    Закрытые воспитатели стараются не привлекать внимание к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями , так как опасаются критики со стороны коллег, родителей, руководства . Скованные и немногословные со взрослыми, они сосредоточенны на своей работе, исполнительны и комфортно чувствуют себя только среди детей. С родителями не всегда делятся информацией об их детях.

    Слайд 10

    Интеллектуалы – воспитатели , которые игнорируют коммуникативную деятельность дошкольников, не учитывают эмоциональную мотивацию их поведения. В своей работе они уделяют больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом

    Слайд 11

    Ранимые – неуверенные в своей правоте, переживают из-за каждого конфликта, неласкового слова, взгляда. Им порой трудно требовать от детей дисциплины, трудно наказать, заставить ребенка что- то делать, поговорить с родителем. Им бывают невыносимы претензии родителей или администрации, замечания к их работе. Они стараются быть особенно любезными, чтобы не вызвать гнев у окружающих.

    Слайд 12

    Воспитатели - педанты требуют четкого выполнения режима, правил поведения, соблюдения тишины и порядка. Любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается ими как нарушение . В результате тихие и послушные дети становятся любимчиками , а активные и подвижные часто наказываются как возмутители спокойствия. Информация, которую получают родители от таких педагогов, касается в основном вопросов дисциплины и поведения ребенка .

    Слайд 13

    5 способов выхода из конфликта Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

    Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада...

    « Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

    В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...

    «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»

    Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми...

    "Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников"

    Конфликт между детьми - это, прежде всего, следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры....

    прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении конфликтами. (4 часа)

    прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении ...

    «Конструктивное разрешение конфликтов, способы бесконфликтного общения»

    Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его над...