«Конфликт. Разрешение конфликтов. Способы предупреждения конфликтов»
консультация на тему

Гиль Наталья Викторовна

Методическая разработка занятия для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_pedagogov.docx135.75 КБ
Файл презентация666.7 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для педагогов «Конфликт. Разрешение конфликтов. Способы предупреждения конфликтов»

Методическая разработка занятия для педагогов

Цель:

Познакомить с понятием «конфликт», видами конфликтов, причинами, положительными и отрицательными сторонами конфликта, проявлениями конфликтного поведения, способами решения конфликта, формировать умение бесконфликтно вести себя, учитывая интересы и нужды других.

Профилактика конфликтов. Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса.

Вступительная часть.

Приветствие.

Цель: создание в группе атмосферы доброжелательности, определение актуальности выбранной темы.

Уважаемые педагоги, приветствую вас и благодарю за то, что нашли время и силы прийти на очередное занятие семинара-практикума.

Беседа «Что такое конфликт? »

Ответьте честно на вопрос: вы когда-нибудь ссорились? Если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Ссору еще называют конфликтом, а что для вас обозначает понятие «конфликт»? Предлагаю сейчас высказать свои мнения!

Итак, слово «конфликт» происходит от латинского (confliktus) и обозначает столкновение. Конфликт – это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение, борьба за ценности и претензии на определенный статус, столкновение разных желаний.

И как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о конфликте, попытаемся его изучить и найти наиболее оптимальный стиль его разрешения. Важность и необходимость данной темы вызвана тем, что на протяжении ряда лет по итогам диагностики социально-психологического микроклимата в коллективе не наблюдается положительной динамики, и уровень конфликтности составляет выше среднего.

Основная часть.

Игра «Сказка о тройке».

Цель: развитие умения чувствовать и понимать другого человека, развитие эмпатического понимания собеседников, понимания мимики, языка телодвижений.

Участники объединяются в тройки. Каждый игрок присваивает себе значение А, В или С.

Инструкция: «Представьте, что каждый из вас лишен одного канала восприятия или передачи информации:

А – слепой, но слышит и говорит,

В – глухой, но может видеть, говорить и двигаться,

С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может говорить и двигаться.

Каждой тройке необходимо выработать общее решение – в какой цвет покрасить забор. Я предлагаю, для более легкого овладения ролью, завязать глаза и рты, заткнуть уши».

Рефлексия:

Смогли ли вы договориться, прийти к общему решению? Какую стратегию избрали в достижении цели? Какие чувства испытали?

Вывод: Все конфликты от непонимания, проблем общения. Поэтому так важно помнить, что каждый имеет право на собственное мнение. Говоря словами, Радищева, «только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом и уважать его личность»

Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. За царапину они, по крайней мере, на словах, грозятся "порвать" или "встретить в темном переулке" эту "воспиталку", "чужую тетку", которая никогда не полюбит ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад — это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.

Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.

Для начала выделим основные типы родителей, по отношению к детскому

саду:

Пассивные родители постоянно заняты служебными делами и

поэтому перепоручают своих детей заботам профессионалов: «Вы

воспитатели, вот и следите за ребенком, это ваша работа».

Избегающие проблем родители словно ставят перед собой цель

убедить всех (и себя в том числе), что у них все в порядке, даже в

том случае, когда специалисты (логопед, воспитатель, медицинский

работник) советуют обратиться по поводу состояния их ребенка в

специальное учреждение. Для таких родителей характерно утаивание

медицинской информации от специалистов, которые могут и должны

помочь детям. Они не считаются с результатами тестирований и

обследований, панически боятся разглашения медицинского диагноза,

поставленного их ребенку, и могут сказать: «Тесты у вас неправильные,

вы ошибаетесь, у нас нет ник аких проблем!». Сотрудникам дошкольного

учреждения необходимо установить с такими родителями особо

доверительные отношения, чтобы они поверили в необходимость и

безопасность работы специалистов с их детьми.

Агрессивно недовольные – родители, постоянно критикующие

действия воспитателей, часто требуют разбирательства их претензий в

вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме

конструктивного общения с работниками детского сада. Это может

негативно сказаться на взаимоотношениях их детей с педагогами,

которые стараются любыми путями избежать конфликта.

Надменные интеллектуалы считают свое мнение единственно

верным, особенно если информация о ребенке требует пересмотра их

роли в воспитательном процессе. Они могут перебить воспитателя, пойти

на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций, если

им покажется, что специалист недостаточно авторитетен. Снобизм

родителей может быть нейтрализован созданием официальной

обстановки, в этом случае значение и роль специалиста, дающего

рекомендации, более очевидны.

За всеми этими типами поведения скрывается уязвимость взрослых,

нередко холодность по отношению к детям, непонимание их проблем,

растерянность, боязнь показать истинные чувства, разрушить стереотип

своего поведения. К сожалению, от этого в первую очередь страдают

дети, не имеющие возможности получить адекватную помощь педагогов

и специалистов до тех пор, пока родители не изменят своего отношения

к их проблемам

Со стороны педагогов сегодня также встречается не совсем

правильная позиция: игнорирование мнение родителей, незнание условий

семейного воспитания, превознесение собственных успехов и заслуг,

навешивание ярлыков («Яблоко от яблони…», «У таких родителей такой

ребенок, ничего удивительного!») – все это позволяет говорить о разных

типах поведения воспитателей.

Воспитатель родителей – считают, что мамам и папам (как и

детям) требуется все объяснить, так как они менее компетентны, чем

специалисты, которые занимаются с детьми каждый день. Такие

воспитатели обычно не учитывают особенности семьи конкретного

ребенка, считают свое мнение единственно правильным. Как ни странно,

этот стиль отношений часто проявляется не только у опытных

воспитателей, но и у молодых специалистов.

Закрытые воспитатели стараются не привлекать внимание к

своей работе, не любят делиться своими профессиональными

трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, родителей,

руководства. Скованные и немногословные со взрослыми, они

сосредоточенны на своей работе, исполнительны и комфортно чувствуют

себя только среди детей. С родителями не всегда делятся информацией

об их детях.

Интеллектуалы – воспитатели, которые игнорируют

коммуникативную деятельность дошкольников, не учитывают

эмоциональную мотивацию их поведения. В своей работе они уделяют

больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом.

Ранимые – неуверенные в своей правоте, переживают из-за

каждого конфликта, неласкового слова, взгляда. Им порой трудно

требовать от детей дисциплины, трудно наказать, заставить ребенка что-

то делать, поговорить с родителем. Им бывают невыносимы претензии

родителей или администрации, замечания к их работе. Они стараются

быть особенно любезными, чтобы не вызвать гнев у окружающих.

Воспитатели - педанты требуют четкого выполнения режима,

правил поведения, соблюдения тишины и порядка. Любое бурное

проявление индивидуальности ребенка рассматривается ими как

нарушение. В результате тихие и послушные дети становятся

любимчиками, а активные и подвижные часто наказываются как

возмутители спокойствия. Информация, которую получают родители от

таких педагогов, касается в основном вопросов дисциплины и поведения

ребенка.

Согласитесь все типы, будь то психотип воспитателя или родителя

очень узнаваемы. Так как же наладить мостик понимания между семьей и

детским садом? Попробуем на практике проработать наиболее часто

возникающие ситуации недопонимания и поделиться опытом в решении

таких ситуаций

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями? » Устно

Группа делится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.

Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций (раздать таблицы)

Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.

(Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество) .

Сейчас я вам представлю несколько ситуаций. Выберете адекватную стратегию поведения в конфликте. 

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги». 

Ситуация 2

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.  

Ситуация 3

Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого  грубо отвечает, что это его личное дело.

Упражнение на стирание антистрессовой ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить. 

 Упражнение. «Ваши предложения»

Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей.

Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.

 

 http://wd-x.ru/wp-content/uploads/2014/11/Konflikt-plaginov-wp.jpg

Занятие для педагогов «Конфликт. Разрешение конфликтов. Способы предупреждения конфликтов»

                                                                                                             Воспитатель  Гиль Н. В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель МБДОУ « Солнышко» Гиль Н.В.

Слайд 2

Цель: Познакомить с понятием «конфликт», видами конфликтов, причинами, положительными и отрицательными сторонами конфликта, проявлениями конфликтного поведения, способами решения конфликта, формировать умение бесконфликтно вести себя, учитывая интересы и нужды других.

Слайд 3

Конфликт – это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение, борьба за ценности и претензии на определенный статус, столкновение разных желаний .

Слайд 4

Типы родителей Пассивные родители постоянно заняты служебными делами и поэтому перепоручают своих детей заботам профессионалов: «Вы воспитатели, вот и следите за ребенком, это ваша работа».

Слайд 5

Избегающие проблем родители словно ставят перед собой цель убедить всех (и себя в том числе), что у них все в порядке, даже в том случае, когда специалисты (логопед, воспитатель, медицинский работник) советуют обратиться по поводу состояния их ребенка в специальное учреждение. Для таких родителей характерно утаивание медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь детям. Они не считаются с результатами тестирований и обследований, панически боятся разглашения медицинского диагноза, поставленного их ребенку, и могут сказать: «Тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, у нас нет никаких проблем!». Сотрудникам дошкольного учреждения необходимо установить с такими родителями особо доверительные отношения, чтобы они поверили в необходимость и безопасность работы специалистов с их детьми.

Слайд 6

Агрессивно недовольные – родители , постоянно критикующие действия воспитателей, часто требуют разбирательства их претензий в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками детского сада. Это может негативно сказаться на взаимоотношениях их детей с педагогами, которые стараются любыми путями избежать конфликта.

Слайд 7

Надменные интеллектуалы считают свое мнение единственно верным , особенно если информация о ребенке требует пересмотра их роли в воспитательном процессе. Они могут перебить воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций, если им покажется, что специалист недостаточно авторитетен. Снобизм родителей может быть нейтрализован созданием официальной обстановки , в этом случае значение и роль специалиста, дающего рекомендации , более очевидны.

Слайд 8

Типы воспитателей Воспитатель родителей – считают, что мамам и папам (как и детям ) требуется все объяснить, так как они менее компетентны, чем специалисты , которые занимаются с детьми каждый день. Такие воспитатели обычно не учитывают особенности семьи конкретного ребенка , считают свое мнение единственно правильным. Как ни странно, этот стиль отношений часто проявляется не только у опытных воспитателей , но и у молодых специалистов.

Слайд 9

Закрытые воспитатели стараются не привлекать внимание к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями , так как опасаются критики со стороны коллег, родителей, руководства . Скованные и немногословные со взрослыми, они сосредоточенны на своей работе, исполнительны и комфортно чувствуют себя только среди детей. С родителями не всегда делятся информацией об их детях.

Слайд 10

Интеллектуалы – воспитатели , которые игнорируют коммуникативную деятельность дошкольников, не учитывают эмоциональную мотивацию их поведения. В своей работе они уделяют больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом

Слайд 11

Ранимые – неуверенные в своей правоте, переживают из-за каждого конфликта, неласкового слова, взгляда. Им порой трудно требовать от детей дисциплины, трудно наказать, заставить ребенка что- то делать, поговорить с родителем. Им бывают невыносимы претензии родителей или администрации, замечания к их работе. Они стараются быть особенно любезными, чтобы не вызвать гнев у окружающих.

Слайд 12

Воспитатели - педанты требуют четкого выполнения режима, правил поведения, соблюдения тишины и порядка. Любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается ими как нарушение . В результате тихие и послушные дети становятся любимчиками , а активные и подвижные часто наказываются как возмутители спокойствия. Информация, которую получают родители от таких педагогов, касается в основном вопросов дисциплины и поведения ребенка .

Слайд 13

5 способов выхода из конфликта Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении конфликтами. (4 часа)

прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении ...

«Конструктивное разрешение конфликтов, способы бесконфликтного общения»

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его над...

Доклад на тему: «Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников» Педагог13.ru

Проблема  конфликтов относится к числу проблем, имеющих глобальный характер, к тому же её актуальность в последнее время существенно возросла в связи со значительным обострением конфликтов во всё...

Презентация на тему:«Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников»

Согласно современным взглядам конфликт считается неизбежным явлением и охватывает  как самые разнообразные аспекты жизни отдельного человека, так и общества в целом....

Конфликты, способы их предупреждения и разрешения.

Конфликт: его сущность и основные характеристики. Термин "конфликт означает буквально "столкновение, серьезное разногласие, спор". Как показывает анализ специальной литератур...

Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников.

Конфликт — сложное социальное явление. Он оказывает существенное влияние на процесс становления и развития личности и общества в целом. Он нарушает привычную обстановку, приводит даже нарушению ...