Главные вкладки

    «Конструктивное разрешение конфликтов, способы бесконфликтного общения»
    методическая разработка на тему

    Пушкова Елена Викторовна

    Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его надо по возможности избегать или, как только он возникнет, немедленно разрешать. Конфликт – столкновение 2-х или более мнений, сил, мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчер­кивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konstruktivnoe_reshenie_konfliktov.docx51.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практический семинар для воспитателей

     "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей"

    Ход семинара:

    Упражнение "Яблоко и червячок"

    Ведущий: Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

    Теоретическое обоснование конфликтов в системе "педагог - родитель"

    Ведущий: Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его надо по возможности избегать или, как только он возникнет, немедленно разрешать.
    Это, кстати, происходит примерно так: сначала возникает конфликтная ситуация — нечто само по себе безобидное до поры до времени. Просто между субъектами А и Б —— намечается различие позиций, мнений, целей, интересов. Затем А и Б осознают свои интересы, потом — препятствия к их осуществлению; еще через некоторое время А приходит к выводу, что упомянутые препятствия связаны с Б, и наоборот.
    Наконец наступает пора действий друг против друга — именно с этого момента и разражается конфликт. Таким образом, под конфликтом мы понимаем столкновение несовместимых, противоположных позиций и взглядов, которое связано с негативными переживаниями.

    Виды конфликтов

    1. Конфликт интересов (диван-кино)
    2. Конфликт ценностей (конфликт поколений)
    3. Конфликт ролевой (нарушение норм и правил)

    Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.

    Конфликтогены  - вирусы конфликтов

    Почти 80% конфликтных ситуаций возникает помимо желания их участников.

    4 типа конфликтогенов

    1.  Стремление  к превосходству (как выражается: критика, приказ, снисходительное отношение «Успокойтесь», «Не обижайтесь», «Не ревнуйте», «Неужели, или как это можно не понимать» и т.п.
    2. Проявление агрессивности.
    3. Нарушение правил и норм
    4. Неблагоприятное стечение обстоятельств (пришла к чиновнику, в свое обеденное время, а там 15 минутный перерыв непонятно когда кончится, спросила, когда и получила)

    Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

    • возникновение конфликта (появление противоречия);
    • сознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;
    • конфликтное поведение;
    • исход конфликта.

    Формула конфликта:

    Конфликтная ситуация – инцидент-конфликт

    К.с. –возникшие ситуативно противоречия

    Инцидент-практические действия или бездействия участников к.с.

    Конфликт – столкновение 2-х или более мнений, сил, мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно 

    Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе "педагог — родитель" таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

    У всех конфликтов есть несколько причин. Какие на ваш взгляд причины конфликтов? Основными причинами конфликта являются:

    *неэффективная коммуникация;
    • личностная и профессиональная установка при взаимодействии;
    • недостаточное знание психофизиологических особенностей партнера (эмоционального состояния);
    • низкий уровень саморегуляции;
    • различия в целях, в представлениях и ценностях;
    • поведенческие особенности и стереотипы поведения;

    Конфликт "педагог — родитель" обычно предполагает протекание по типу "начальник — подчиненный", что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенным знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия "на равных".

    Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций

    Ведущий: Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.

    (Ведущий раздает участникам семинара заранее приготовленные распечатки модели "Способы выхода из конфликтной ситуации".)

    Ведущий:         Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

    Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

    Компромисс — достижение "половинчатой" выгоды каждой стороны.

    Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

     

    (Ведущий раздает участникам семинара заранее распечатанные таблицы,

    где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы" этих стилей, после чего комментирует раздаточный материал.)

    Стиль

        Сущность стратегии

    Условия применения  

    Недостатки

    Соревнование

    Стремление добиться своего в ущерб другому.

    Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта

    Испытывание чувства не удовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения

    Уклонение

    Уход от ответственности за принятие решений

    Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время

    Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму

    Приспособление

    Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов

    Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти

    Нерешенность конфликта

    Компромисс  

    Поиск решений за счет взаимных уступок

    Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей

    Получение только половины ожидаемого, Лишь частичное устранение причин конфликта

    Сотрудничество

    Поиск решения, удовлетворяющего всех участников

    Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения

    Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха

    Ведущий: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

    А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения "Яблоко и червячок".

    (Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их.)

    Примеры ответов участников семинара:

    Конкуренция: "Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!"

    Избегание: "Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!"

    Компромисс: "Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!"

    Приспособление: "Такая, видимо, у меня доля тяжкая!"

    Сотрудничество: "Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!"

    Выполнение антистрессового упражнения

    Ведущий: Упражнения «Как справится со своими эмоциями»

    “Снеговик”  упражнение бодинамики. Умение управлять негативными эмоциями.

    Очень быстро злость проходит, если расслабить все тело. Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

    Дыхательное упражнение.   Снятие эмоционального напряжения, улучшение ритмики организма, развитие самоконтроля и произвольности.

    “ Свеча ” Исходное положение – сидя на стуле  или на полу. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха

    Упражнение «Лист гнева» Умение управлять негативными эмоциями.

    Нарисуйте свой лист гнева, на котором отразите свой гнев и злость которую переживали в недавно (а может, это будет изображение того человека, который вам неприятен?) В напряжённой ситуации выскажите - ему (листу) всё, что ты думаешь, и порви (истопчи, сожги) его.

    Рассерженные шарики

    Предложить надувать шарик до тех пор, пока звучит музыка  (чтобы лопнул). Давайте надуем еще один красный шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

    Вы помните, шарик — это человек, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева.

    А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.

    Вы заметили, что шарик уменьшился?

    Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?

     Когда  мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда.

    Прочтите, что можно сделать, чтобы чувство гнева стало меньше.(корчить рожицы перед зеркалом, красить, рисовать, крутить колеса — презентация.)

    Давайте по чуть-чуть выпускать воздух из шарика и выполнять перечисленные упражнения.

    Гнев  и раздражение, если их безопасно выражать, могут «выйти» из человека, как воздух из нашего шарика.

    1. Эффективные техники общения

    Коммуникативные ресурсы общения

    Ресурсы и стиль взаимодействия

    Есть два вида ресурсов коммуникативного взаимодействия

    А-ресурсы применяются для воздействия на ситуацию, т.е. ориентируют людей на дело, на решение задач.

    В-ресурсы используются при реагировании на действия партнеров по общению, т.е. создают некие приятные отношения.

    Схема общения с использованием А-ресурса

    1.объективно опишите действия другого или ситуацию, которую он создал (Ты не подготовился к встрече с клиентом и он ушел)

    2. укажите на результат (последствия) этих действий (в результате мы можем потерять что-то)

    3. опишите свои собственные чувства, вызванные данными действиями или ситуацией (как ты сам понимаешь, меня это огорчает, огорчит это и вышестоящее руководство)

    4. скажите чего вы хотите (поэтому я предлагаю тебе….)

    Данная техника А-ресурса универсальная и может применяться в любой сложной ситуации. Упражнение: предлагаю вам используя технику А- ресурса составить ответ на ----«В обществе незнакомых людей ваш приятель (приятельница) рассказала о вас двусмысленную ситуацию из вашей жизни»

    -«Ваши рекомендации невыполненны, и вас же обвиняют в отсутствии эффекта от ваших рекомендаций »

    Схема общения с использованием В-ресурса

    1. Коммуникация чувств (я понимаю, вижу, слышу и т.д.)
    2. Присоединение к чувствам партнера (на твоем месте я бы ….)
    3. Чувственное описание ситуации или поведения (это действительно страшно, ужасно, горько или прекрасно и т.д.)
    4. Вопрос об уместности помощи (скажи, могу ли я чем-нибудь помочь?)
    5. И уточнение масштаба и характера помощи (и если да то чем именно?)

    Упражнение с помощью В-ресурса составить коммуникативную модель

    - если вам необходимо сообщить  о … (ваши предложения?)

    Фокусы языка

    Задумайтесь на секунду над следующими словами:

    То что это есть есть того что этого нет нет не есть ли так так и есть

    На первый взгляд полная абракадабра, но посмотрите

    То, что это есть-есть. Того, что этого нет-нет. Не есть ли так? Так и есть!

    Что мы сделали? Расставили пунктуацию, слова принимают смысл. Попробуйте расставить знаки препинания по – другому. Таким образом, мы расставляем акценты в нашей речи, для чего? Для того  чтобы определить значимую часть фразы. Значимую для кого? Для того кто воспринимает или для того кто говорит. Так?

    Вот вам фраза: сегодня светит солнце завтра будет дождь.

    Произнесите её с помощью союза И, Но, Даже если.

    Проанализировать какая часть фразы становится ведущей, акцентированной.

    Упражнение любую фразу произносить с помощью союзов

    Алгоритм ведения беседы с родителями в случае возникновения конфликтной ситуации

    1. Успокоить:  «Я Вас понимаю, мы всё уладим»

    2. Выслушать (активное слушание) «Что случилось?», на этом этапе необходимо заставить проговорить жалобу вслух, если начинаю кричать, оскорблять, обобщать и т.д. следует перефразировать обвинения: («У нас разные взгляды», «Непростая ситуация», «Вас возмущает такое положение дел» и тому подобное), повторить фразу №1 и №2

    3. отразить, уточнить и похвалить (Хорошо, что Вы обратились ко мне, мне не все равно я буду разбираться…)

    4. Уточнить суть претензии «(Вас возмущает то и то» или «Вы хотите сказать, что то и то»), часто мы говорим об одном и том же, но на «разных языках». Пример о репрезентативных системах

    5. Для снижения эмоционального накала необходимо задавать дополнительные уточняющие вопросы: Как Вы думаете, как это произошло? Как это отразилось на вашем ребенке и другие

    6. Отразить успокоить, похвалить, обсудить способы разрешения ситуации: Что Вы предлагаете, находите нужным сделать в данной ситуации, А это реально, а это законно?

    7. Отразить: Я Вас правильно поняла, Вы предлагаете то и то.., Успокоить: Я вас понимаю…, Предложить свой план действий, но даже если он отличается от, предложенного плана родителя, начните с фразы «Именно поэтому… ведь мы же думаем о Васе, Пете, и хотим, чтобы ему было хорошо»

    8. Попрощаться, похвалить, выразить уверенность в положительном результате: Как приятно разговаривать с умными, любящими, понимающими родителями, Я уверенна, всё будет хорошо, и Пете, Васе будет комфортно в д/саду»

    Фразы для применения

    1. Вы на меня кричите, а это помогает решить нашу ситуацию, проблему и т.д
    2. Вы уверены, что суд решит дело в вашу пользу?
    3. Прошлое не изменить, наша задача, сделать так, чтобы в будущем подобные ситуации не повторялись

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Дилтс Р. Фокусы языка.
    2. Дилтс Р. Убеждения и привычки. Как изменить?
    3. Ильин А.Н. Психотехнологии регулирования конфликтов.
    4. Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов.
    5. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К.     Коммуникативный тренинг.
    6. Фишер Р. Переговоры без поражения. Гарвардский метод.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И КОНФЛИКТЫ. ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ»

    Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ«Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения»Цель: формирование у педагогов  представлений о п...

    «Конфликт. Разрешение конфликтов. Способы предупреждения конфликтов»

    Методическая разработка занятия для педагогов...

    Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения

    Уважаемые, коллеги! Вы же понимаете, что мы как педагоги должны научить детей конструктивно выходить из конфликтной ситуации, а для этого мы должны сами это уметь.В данном материале представлен семина...

    семинар практикум «Общение в системе «педагог - родитель» Разрешение конфликтов. Навыки конструктивного общения»

    семинар практикум  «Общение в системе «педагог - родитель» Разрешение конфликтов. Навыки конструктивного общения»...

    Доклад о проделанной работе «Игра как метод обучения конструктивному разрешению конфликта».

    Доклад о проделанной работе (старшая группа)«Игра как метод обучения конструктивному разрешению конфликта».Цель:- Обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекатель...