Тренинг для педагогов РМО: «Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов с целью сохранения психического здоровья педагогов».
тренажёр по психологии

Жарикова Стелла Александровна

Тренинг для педагогов РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_konflikty.docx291.14 КБ

Предварительный просмотр:

(Сл.1) «Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов с целью сохранения психического здоровья педагогов».

Материалы:  музыка,  листы, карандаши, нить, буклеты.

Добрый день, уважаемые педагоги! Представляю Вашему вниманию тему  своего выступления: «Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов с целью сохранения психического здоровья педагогов».

Сегодня мы поговорим о конфликтах,  о причинах возникновения конфликтов,  о стадиях прохождения конфликта,  и о том, как предупредить конфликт.

(Сл. 2) Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.

Сегодня мы с вами поговорим о способах выхода из конфликтных ситуаций, но прежде чем начать, предлагаю игру «Невидимая нить»

(Сл.3)  Игра «Невидимая связь».

Для проведения игры потребуется моток прочных толстых нитей. Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю. (Музыка 1).

 «Известно, что давным - давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинные седые волосы и борода, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришёл, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.

Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой. И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошёл всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характер, привычки, желания и стремления.

«Как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы такое предпринять? – размышлял он.

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью.  Эта нить - была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась.

Иногда они ссорились, и нить разрывалась, оборванные концы не связывались вновь. Такой узелок напоминал о прошлом споре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение.

Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатый».

Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами».

Ведущий: «Дорогие друзья, у меня в руках подарок мудреца!  Встаньте в круг и эту чудесную нить вы ощутите у себя в руках– обращается ведущий.

Ведущий обходя каждого участника игры и вкладывая ему в руки нить. Ведущий на последнем участнике игры, стоящий в кругу, отрезает нить от лотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

 «Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется и станет «резать» руки. Такие отношения некоторые называют «натянутыми».

А если, кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать? Что будет, давайте попробуем…. Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом. О таких ситуациях говорят«Он тянет одеяло на себя».

• Разные эксперименты можно проводить с этой нитью, многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, натянут на шею, или вообще отпустят.  Не на то рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок.

Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела.

Вопросы: Чему эта игра может научить?

Выводы: Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение связи помогает установить доверительные отношения в коллективе.

Комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить, натянутым или свободным.

Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Среди членов коллектива бывают разные эпизоды в общении. Главное, чтобы ни происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.

(Сл.4) Упражнение "Яблоко и червячок" (Музыка веселая)+ листы бумаги и карандаши.

Ведущий: Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются Вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Ведущий: А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе "педагог — родитель".

Вопрос залу? Какие ассоциации, образы, эмоции конфликт у вас вызывает слово?  (Сл.5,6) Слово "конфликт" в переводе с латинского означает "столкновение". Конфликт-это всегда стресс.

 (Сл.7,8) Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: (вопрос залу? Какие последствия?) это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности.

(Сл.9) Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения. Важно правильно конфликтовать, главное не оскорблять друг друга.  (С детьми мы играем в игру – «Обзывание овощами»).

          Конфликты нужны в жизни в отношениях. Так как через них происходит  переход на новый этап в развитии. (Политические конфликты) исход конфликта- или благополучный или нет. После конфликта отношения или улучшаются или становятся еще хуже.  Поэтому конфликтуйте грамотно! С умом, конструктивно.

(Сл. 10) Причины конфликта различны: (Сл.11) (вопрос залу? какие причины на ваш взгляд являются причинами конфликта?) несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и личностные качества.

     (Сл. 12) Выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

- возникновение конфликта (появление противоречия);

-осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;

-конфликтное поведение;

-исход конфликта.

(Сл.13)  Конфликт "педагог — родитель" обычно предполагает протекание по типу "начальник — подчиненный", что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенным знаниями и опытом в области педагогии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание конфликтной ситуации желательно осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия "на равных". (Ведущий раздает участникам семинара заранее приготовленные распечатки модели «Способы выхода из конфликтной ситуации») В беседе с родителями начинайте говорить всегда позитив, а потом негатив.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлечённых в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. (Сл.14) Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1.Конкуренция (соревнование, конкуренция) - как стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс.

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Краткая характеристика типов разрешения конфликта.

(Сл.15) Человек, использующий стиль конкуренции (соперничества, активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путём. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои волевые качества. Он старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать нужное ему решение проблемы.

Стиль избегания означает, что индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т. д., игнорирование её, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т. п.

Приспособление - это действия совместно с другим человеком без попытки отстаивать собственные интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения в жертву собственных интересов.

Тот, кто следует стилю сотрудничества, активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идёт их обсуждение. Это хороший способ удовлетворения интересов обеих сторон, который требует понимания причин конфликта и совместно поиска новых альтернатив его решения. Среди других стилей сотрудничество - самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях.

При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путём торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне - один уступает в чём-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идёт не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон.

(Ведущий раздает участникам семинара заранее распечатанные таблицы, где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы" этих стилей, после чего комментирует раздаточный материал.)

(Сл.16)

Стиль

Сущность стратегии

Условия применения

Недостатки

Конкуренция

Стремление добиться своего в ущерб другому.

Заинтересованность в победе.

Необходимость срочного разрешения конфликта 

Обладание определенной властью.

Большая вероятность испортить отношений.

Уклонение

Уход от ответственности за принятие решений.

Исход не очень важен Отсутствие власти.

Возможность выиграть время.

Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму.

Приспособление 

Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов.

Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти.

Нерешенность 

конфликта.

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок.

Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей.

Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта.

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников.

Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения.

Временные и энергетические затраты. Не гарантированность успеха.

Ведущий: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения "Яблоко и червячок".

(Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их)

Примеры ответов участников семинара:

Конкуренция: "Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!"

Избегание: "Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!"

Компромисс: "Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!"

Приспособление: "Такая, видимо, у меня доля тяжкая!"

Сотрудничество: "Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!"

Какие есть варианты разрешения конфликтов?

Множество. И тут нет готовых рецептов. Каждый выбирает свой путь. Можно посетить педагога и в процессе терапии научиться грамотно действовать в конфликте. Встать на позицию другого в конфликте (другой человек в конфликте – тоже Вы). Посмотреть на ситуацию с места стороннего наблюдателя, и после того, как ситуация рассмотрена с трех сторон суметь найти решение.

  1. Методика 6 шляп.
  2. Я-высказывание.
  3. Регуляция собственного эмоционального состояния. Умение снять усталость, заряд энергией, (медитации, Внутренняя улыбка, визуализации) тревожность, агрессию.  (Письмо гнева, рубка дров…, вырисовывание красками). Ирга в песок я активно применяю в своей деятельности, мое направление (фото).
  4. Умение договариваться. Рисование на стаканах красками, без слов. Фото в коллективе.
  5. Например,..  важно выйти из конфликта … без оскорблений.
  6. Пессимистичные люди чаще склонны к вступлению в конфликтные ситуации. (Калоши счастья). Шлите окружающим людям позитив. Частице не употребляйте, формулируйте фразы в позитивном ключе.
  7. Обида. Лучше высказать  человеку (конструктивно), чем копить. Ведь человек может и не подозревать, что он вас обидел. Люди, которые копят негатив в себе, у них чаще всего болит горло. Не высказанность (герпес на губах).
  8. Оставлять плохое настроение дома.
  9. Помните, что в любой конфликтной ситуации виновны обе стороны. Главное чтобы стороны это понимали.
  10. Договариваться на берегу.
  11. Есть мое мнение. У каждого есть право на ошибку, свое мнение.
  12. Уметь общаться и высказываться правильно, чтобы понимали то, что ты хочешь донести до собеседника.  Как функционирует восприятие? Наш мозг улавливает 30%, % искажает, и всего 20% информации понимает из всей, которую вы доносите до собеседника.… «Испорченный телефон». Чтобы вас правильно понимали, есть техника Я-высказывания:
  13. Необходимо человека понимать. Видеть больше то, что он хочет сказать. Слова+ телодвижения, язык тела. Тело нам говорит больше, чем слова. То, что нам хотят сказать. (Язык тела важно понимать) Чтобы видеть настрой человека. Например, взмах рукой вертикально….(агрессия), руки за спиной (агрессия). Скрещенные руки, человек не открыт. Прикрывает рукой рот при разговоре (обман или что, то не договаривает). Частица если, …говорит о том, что человек не выполнит вашу просьбу. Знание этих нюансов помогает понимать отношения к себе человека, его настрой и чего от него можно ожидать, что в свою очередь помогает не допустить конфликтных ситуаций.

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".

Комментарий педагога. Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и педагогом-педагогом стенд или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

Ситуация 2

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Комментарий педагога. Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия педагогического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".

Ситуация 3

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку.

На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Комментарий педагога. Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

В общении с родителями в такой ситуации не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к педагогической защите в виде "нападения". Лучше использовать метод "Я-сообщения", выразив свои чувства. Например: "Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)".  

Ситуация 4

Олеся — активная, подвижная девочка, но с трудом адаптируется к группе. Воспитатель посоветовала маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет "в штыки" и обвинила педагога, что та не любит ее дочь, потому что она из нерусской семьи, сказав, что пойдет жаловаться к заведующему ДОУ.

В результате в последующие дни девочку в детский сад не приводили. Позже оказалось, что ее все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.

Комментарий педагога. Если бы такую информацию родитель получил от врача детского сада или педагога-педагога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем. Не берите "огонь на себя", обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!

Ситуация 5

В семье одной из воспитанниц дошкольного учреждения наблюдался конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребенка.

Если девочка жила у бабушки, ее приводили в детский сад вовремя, и весь день проходил в рамках установленного в учреждении режима. Если девочку забирала мама, то ребенка привозили в 10.30, время, когда все занятия подходили к концу, и оставались только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Бабушка забирала девочку рано, сразу после полдника.

Учитывая, что данная группа подготовительная, логопедическая, воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут. Мама пожаловалась заведующему ДОУ. В результате девочку забрали из детского сада и записали в подготовительную группу при школе.

Комментарий педагога. Во-первых, совершенно недопустима установка на родителя как на соперника. Поучающая позиция может обидеть даже очень уравновешенного человека. Помните, родители и воспитатели — сотрудники в деле воспитания ребенка.

Во-вторых, утверждение о том, что посещение детского сада (даже нерегулярное)не приносит пользы ребенку, по меньшей мере, непрофессионально. В любом случае, общение с коллективом сверстников в игре не только полезно, но и необходимо в дошкольном возрасте.

Помните, в подготовительной группе детского сада решаются не только образовательные задачи!

Ситуация 6

Данная ситуация возникла из-за того, что родители неправильно оценивают поступки своего ребенка: он постоянно берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, но не своего ребенка. Ситуации повторяются неоднократно. Беседы с родителями ни к чему не приводятКонфликт не разрешен.

Комментарий педагога. Дошкольный возраст — период формирования нравственных привычек. На этом этапе развития ребенку еще трудно обуздать свои импульсивные поступки. Очень важно в этой ситуации не навешивать на дошкольника "ярлыков", категорически запрещается называть его вором. Проявите чувство такта к родителям ребенка и терпение к малышу, выразите недовольство его поведением в виде "Я-сообщения" (я огорчена, расстроена) и спокойно объясняйте каждый раз, что так делать нельзя. Вера родителей в своего ребенка только поможет в данном случае. Гораздо хуже, если они начинают "принимать меры" в подобных ситуациях, т. к. страх делает ребенка малодушным, усугубляет его неправильное поведение.

Педагог-педагог поможет разобраться в причинах такого поведения дошкольника.

Ситуация 7

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях, Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замеча-ний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.

Для решения данной проблемы педагог стал участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.

Комментарий педагога. Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них недостаточно развита произвольность поведения. Воспитатель в такой ситуации ведет себя вполне грамотно. Дополнительную помощь в решении проблемы может оказать педагог-педагог детского сада, организовав специальные коммуникативные игры.

Ситуация 8

Одного из воспитанников ДОУ родители записали на подготовительные занятия в школу, из-за которых мальчик пропускает многие занятия в подготовительной группе детского сада. Воспитатель попытался убедить их в важности занятий, пропускаемых ребенком, но его мама категорически заявила, что занятия в школе намного важнее.

Комментарий педагога. В начале учебного года на родительском собрании в подготовительной группе педагоги-педагоги и воспитатели отмечают как плюсы, так и значительные минусы "школьных подготовительных курсов", но решение принимают родители ребенка. И это решение необходимо уважать.

Ситуация 9

Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.

Комментарий педагога. В данной ситуации эффективны разъяснительные объявления в раздевалке группы. Если и это не поможет, необходимо обратиться за помощью медицинского работника детского сада. Пусть специалист еще раз сообщит родителю о требованиях и санитарно-гигиенические правилах дошкольного учреждения.

Интересно, что на практике подобные конфликтные ситуации чаще всего разрешаются детьми: они говорят родителям, что приносить в детский сад сладости "не по правилам".

Управление конфликтной ситуацией. В идеале считается, что педагог должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать.

Релаксация: «Поплавок».

Ведущий: Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.

Сейчас мы проведем с вами упражнение на "стирание" антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д.  Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Еще хочу поделиться своей находкой, которая позволяет экстренно восстановить силы.

Ведущий: Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию к конструктивному соглашению.

Список литературы и интернет - ресурсы:

1. Щепитина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно- методическое пособие. Великий Новгород, 2000. С. 67.

2. Алексеева Е. Е. Что делать, если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008. С. 182.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конструктивное разрешение конфликтов, способы бесконфликтного общения»

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его над...

Авторская программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов

Авторская программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов...

Доклад о проделанной работе «Игра как метод обучения конструктивному разрешению конфликта».

Доклад о проделанной работе (старшая группа)«Игра как метод обучения конструктивному разрешению конфликта».Цель:- Обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекатель...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания.О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильно...

Семинар-тренинг для педагогов "Конфликты. Конструктивные способы их разрешения"

Семинар-тренинг для педагогов "Конфликты. Конструктивные способы их разрешения"...

программа педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагогов "Нам по пути"

Цель: помочь педагогическим работникам преодолевать стресс и психичекое напряжение...

Тренинг "Сохранение психического здоровья"

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, познакомить участников тренинга с методами релаксации и предоставить возможность практиковать в своей жизни изложенные техники и получ...