Причины жестокого обращения с детьми со стороны педагогов
консультация по психологии

Кудряшова Елена Юрьевна

Сегодня мне хотелось бы поговорить о возможных причинах жестокого обращения с детьми со стороны педагогов и о профилактических мерах.

База доверия миру у ребенка формируется в первые годы жизни. Если малыш подвергается какому-либо насилию, то это накладывает серьезный отпечаток на его психику: он не доверяет окружающим людям, не верит в себя и свои силы, и ожидает угрозы. Кроме того, это может отражаться на успеваемости, поскольку он не уверен в себе, тревожится и боится проявлять себя. А возможно, наоборот, - ребенок может стать агрессивным. Он вынужден защищаться, не понимая, почему взрослый, который должен быть символом защиты и заботы, нападает на него. Так тоже такое жестокое обращение?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы поговорить о возможных причинах жестокого обращения с детьми со стороны педагогов и о профилактических мерах.

База доверия миру у ребенка формируется в первые годы жизни. Если малыш подвергается какому-либо насилию, то это накладывает серьезный отпечаток на его психику: он не доверяет окружающим людям, не верит в себя и свои силы, и ожидает угрозы. Кроме того, это может отражаться на успеваемости, поскольку он не уверен в себе, тревожится и боится проявлять себя. А возможно, наоборот, - ребенок может стать агрессивным. Он вынужден защищаться, не понимая, почему взрослый, который должен быть символом защиты и заботы, нападает на него.

Жестокое обращение с детьми – это действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения, представленных на слайде.

Причинами срывов, агрессии в отношении детей со стороны педагогов является неумение регулировать собственное эмоциональное состояние, эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, повышенная нагрузка. Это может быть и возрастной фактор: воспитателям перестает хватать энергии, они не справляются со своей работой и начинают срываться на детей.  

В работе с детьми нужно очень много энергии, должен быть высокий уровень эмоционального интеллекта, потому что деятельность воспитателя требует большого количества эмоциональных сил и в то же время спокойной интонации голоса. Для этого нужны определенные компетенции – умение играть, умение выстраивать эмоционально близкий контакт с группой, с каждым воспитанником и родителями (законными представителями) обучающихся. Это постоянная забота о детской безопасности, контроль их деятельности, потому что дети в этом возрасте подвижны и могут делать все что угодно. Поэтому взрослому нужно постоянно быть бдительными. И вот этот круг ответственности давит; педагоги не выдерживают и начинают срываться на детей.

Как  понять, что вы профессионально выгорели?

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (К. Маслач) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;
  • специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • забывание каких-то моментов («провалы в памяти»).

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

  • снижение интереса к работе;
  • снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»;
  • возникают недоразумения с воспитанниками, родителями и коллегами, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
  • нарастание апатии к концу недели;
  • появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);
  • повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота».

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);
  • нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями;
  • личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);
  • такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Ресурсы противодействия эмоциональным вспышкам и выгоранию

У каждого человека свой изменчивый профиль ресурсов, который может помочь справиться с профессиональным выгоранием и найти пути его преодоления. Ресурс – это психологические и физические силы, необходимые человеку для того, чтобы легче переносить стрессовые ситуации. Его можно сравнить с иммунной системой, ведь, когда есть ресурс, педагог сможет предупредить появление профессионального выгорания, влияния других отрицательных аспектов профессии и жизни в целом.

- Смотреть на жизнь с позитивом. Сделайте своим девизом психологическое правило: если ты можешь повлиять на ситуацию – сделай это, но если такой возможности нет – поменяй своё отношение к ней.

- Стараться жить с умом. Ориентируйтесь на такое психологическое правило: не можешь жить в напряжении, начни жить по-умному.

- Прислушиваться к своим внутренним ощущениям, чтобы вовремя заметить признаки эмоциональной усталости.

- Слушать себя и свои желания. Если вы не хотите участвовать в каком-то мероприятии, не делайте этого. Таким образом, вы сможете избежать лишних стрессов.

- Любить себя и радовать. Стремитесь к гармонии и балансу, начните вести здоровый образ жизни, проведите время с другими людьми, если вам это необходимо.

- Высыпаться! Когда ваш сон меняется из-за переживаний от стрессовой ситуации, это приводит к бессоннице, а та, в свою очередь, является причиной ещё большего стресса. Так и получается замкнутый круг.

- Не делать работу смыслом своей жизни или спасательным кругом. Воспринимайте её как деятельность, которая просто есть, и это хорошо.

- Выделять свободное время для себя. Вы не обязаны постоянно трудиться, потому что помимо работы должна быть и другая жизнь.

- Найти себе увлечения, которые никак не будут пересекаться с преподавательской деятельностью. Сейчас есть большое количество разнообразных курсов, мастер-классов, так что вы точно сможете найти что-то для себя.

- Довольно часто люди хотят сделать больше дел, чем им по силам. Не надо мучить себя и жить в таком бешеном режиме! Намного правильнее делать меньше, зато качественно, чем хвататься за всё и сразу, выполнять это некачественно и потом расстраиваться из-за плохого результата.

- Научиться отвлекаться от рабочих проблем. Вы можете сделать перестановку в квартире, поменять причёску, изменить маршрут, которым вы добираетесь до работы.

- Вообще стараться относиться ко всему с юмором. С помощью смеха можно легче переносить стресс, дистанцироваться от чего-то и от себя в том числе: самоотстранение происходит легче. Юмор поднимете настроение, и человеку после становится намного лучше. Смех делает возникшую проблему в ваших глазах совершенно незначительной, и вы понимаете, что сможете запросто с ней справиться, почувствуете, что всё в ваших руках.

Педагогам необходимо увеличивать и пробуждать личностные ресурсы, которые помогут  им справиться со стрессовыми ситуациями, возникающими как на работе, так и в повседневной жизни. Но если он понимает, что уровень выгорания довольно высокий и справиться самостоятельно не получается, лучше обратиться за помощью к администрации дошкольной образовательной организации, к психологу.

Работа со стороны администрации, педагога-психолога ДОО:

- групповые и индивидуальные консультации на темы: «Техники самопомощи», «Что делать, если Вы заметили первые признаки выгорания», «Антистрессовые приемы», «Способы саморегуляции», «Виды заботы о себе»;

- тренинги по профилактике эмоционального выгорания и снятию психоэмоционального напряжения

- мероприятия по сплочению коллектива и созданию благоприятного психологического микроклимата.

Закончить свое выступление мне бы хотелось словами Сократа: «Хороший педагог – как свеча, которая сгорает, чтобы осветить путь другим. При этом не навредит ни себе, ни ребенку».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причины жестокого обращения с детьми со стороны педагогов Профилактика эмоционального выгорания Подготовила: Кудряшова Елена Юрьевна педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 4»

Слайд 3

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Слайд 4

Причины срывов и агрессии в отношении детей со стороны педагогов неумение контролировать и регулировать собственные эмоциональные состояния эмоциональное выгорание профессиональная деформация повышенная нагрузка возрастной фактор

Слайд 5

Стадии профессионального выгорания

Слайд 7

Ресурсы противодействия эмоциональным вспышкам и выгоранию Смотреть на жизнь с позитивом Стараться жить с умом Прислушиваться к своим внутренним ощущениям Слушать себя и свои желания Любить себя и радовать Высыпаться!

Слайд 8

Не делать работу смыслом своей жизни Выделять свободное время для себя Найти себе увлечения Научиться отвлекаться от рабочих проблем Относиться ко всему с юмором Распределять цели, чередовать нагрузку

Слайд 10

Профилактическая работа групповые консультации индивидуальные консультации тренинги мероприятия по сплочению коллектива мероприятия по созданию благоприятного микроклимата

Слайд 11

При этом, он не навредит, ни себе, ни ребенку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жестокое обращение с детьми: формы, причины.

Каждый родившийся ребенок по своему социальному и природному предназначению является продолжателем рода человеческого. Ребенок в общении с взрослыми и под их руководством  и влиянием учится разно...

Выступление на родительском собрании на тему "Жестокое обращение с детьми. Причины и следствия".

Ученые, исследовавшие проблемы жестокого обращения с детьми, и практики, работавшие с пострадавшими и их семьями, обратили внимание на то, что семейное насилие, особенно над детьми, имеет тенденцию во...

"Жестокое обращение с детьми" (памятка для педагогов)

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? Какими нормативными документами рук...

Памятка для педагогов и родителей "Жестокое обращение с детьми"

К сожалению, эта тема все чаще становится актуальной в нашем обществе. И любой ребенок из любой семьи совсем не защищен от насилия и жестокости. И если за высокими заборами роскошных вилл родители без...

Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...

Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...