Жестокое обращение с детьми: формы, причины.
статья на тему

Червякова Ольга Васильевна

Каждый родившийся ребенок по своему социальному и природному предназначению является продолжателем рода человеческого. Ребенок в общении с взрослыми и под их руководством  и влиянием учится разнообразным видам деятельности, способам поведения,  приобретает жизненный опыт. Поэтому очень важно какие взрослые в семье. в обществе окружают ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhestokoe_obrashchenie_s_detmi.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Проблемные родители – не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители (законные представители) не обеспечивают своего ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей (законных представителей) уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Задачей педагогов детского сада является совершенствование своих подходов, поиск более эффективных форм правового образования родителей, но прежде всего, необходимо самим хорошо ориентироваться в проблеме.

Жестокое обращение  с детьми (несовершеннолетними гражданами. от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Существует четыре формы жестокого обращения с детьми.

  1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
  2. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
  3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее на развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

- открытое непринятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка в словесной форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Очень важно рассматривать последствия жестокого обращения, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному.

Реакция на психологическую травму ребенком в разные возрастные периоды

Возраст

Реакция на психологическую травму

Дети  до 3 лет

Характерны страхи, спутанность чувств. В поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми.

Дошкольники

Тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыд, отвращение, чувство беспомощности. Примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение (внешне копирует поведение взрослых), негативизм, лживость, воровство, жестокость по отношению к взрослым, склонность к поджогам. В поведении: регрессия поведения, отстраненность, агрессия.

Дети младшего школьного возраста

Амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, недоверия к миру. Стремление скрыть причину повреждений и травм, ощущение одиночества, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы и странные пищевые пристрастия.  В поведении: отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, молчаливость либо неожиданные разговоры.

4.  Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

- отсутствие соответствующих возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье:

- неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличием отчимов или мачех;

наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

- нежеланный ребенок;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- трудный ребенок.

В случае выявления жестокого обращения к ребенку со стороны родителей (законных представителей) педагогам следует принимать меры по его защите. Для этого необходимо постараться завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением. Побывать у ребенка дома, посмотреть в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Особого внимания требуют семьи, в которых существует установка на агрессию

Список литературы:

  1. Копытова Н.Н. Правовое образование ДОУ// Библиотека руководителя ДОУ. -  М.: «Сфера», 2006.
  2. Журавлева Т.М. Помощь детям – жертвам насилия. – М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия»

«…Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения и должен быть защищен от всех фо...

Выступление на родительском собрании на тему "Жестокое обращение с детьми. Причины и следствия".

Ученые, исследовавшие проблемы жестокого обращения с детьми, и практики, работавшие с пострадавшими и их семьями, обратили внимание на то, что семейное насилие, особенно над детьми, имеет тенденцию во...

Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...

Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...

Родительское собрание в форме обучающего семинара-практикума на тему «Нет, жестокому обращению с детьми».

Родительское собрание в форме обучающего семинара-практикумана тему «Нет, жестокому обращению с детьми».Задачи: Познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видамижестоког...

"Жестокое обращение с детьми. Виды, формы и их последствия."

       В настоящее время бичом во всем мире стало жестокое обращение родителей и иных взрослых с детьми, их вербальная агрессия, сексуальное, эмоциональное или физическое на...

Причины жестокого обращения с детьми со стороны педагогов

Сегодня мне хотелось бы поговорить о возможных причинах жестокого обращения с детьми со стороны педагогов и о профилактических мерах.База доверия миру у ребенка формируется в первые годы жизни. Если м...