Тренинг для педагогов. Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе.
материал по психологии

Косых Наталия Васильевна

Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе

  В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций, педагог приобретает навыки осознания своих мыслей, состояний, оснований собственных действий, внутреннего мира других людей, а также событий с его участием.

Эффективность тренингов, как формы практической психологической работы проявляется в следующих направлениях:

1. Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.

2. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков.

3. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

В тренинговых группах происходит активизация каждого участника, педагоги раскрываются, делятся мыслями и чувствами, приобретается опыт саморазвития в процессе взаимодействия. Такое открытое общение ведет к гармонизации отношений внутри коллектива.

Создание комфортной психологической атмосферы, которая способствует достижению цели тренинга, предполагает обязательное соблюдение ряда правил. Правила устанавливаются психологом совместно с группой.

1.     Правило тактичного и доброжелательного отношения ко всем участникам группы

2.     Правило активности гласит: «Вы имеете право не участвовать в каком-либо упражнении.

3. Правило «Здесь и сейчас» означает, что все происходящее в настоящем времени и в данном месте, а также чувства, эмоции и отношения присутствующих следует рассматривать в рамках тренинга и не переносить на другие реалии вашей жизни (например, на прошлое или будущее).

4. Правило «Я-высказывания». Этот закон требует излагать свою точку

зрения только от первого лица: «Я считаю, я чувствую, я думаю, что...».

5.  Правило конфиденциальности формулируется следующим образом:

«Все, что происходит на этом тренинге, остается здесь, ни с кем из людей, не участвовавших в тренинге, не обсуждается».

Оптимальный размер группы включают от 8 до 15 человек.

Структура тренингового занятия.

1)     Ритуал приветствия

2)     Разминка.  Функция разминки - настрой на продуктивную групповую деятельность. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние участников тренинга - уменьшает напряжение, нормализует настроение, способствует концентрации внимания, повышению работоспособности, снятию усталости.

3)     Введение в тему, в основное содержание сегодняшнего занятия.

Функция этот этапа состоит в том, чтобы довести до сведения участников тему и основную задачу встречи, мотивировать их на серьезную глубокую работу.

         Это может быть притча или мини-лекция.

4)     Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия. На этом этапе ведущий использует информационные и имитационные методы (психогимнастику, ролевые игры, деловые игры, анализ конкретных случаев, медитацию, мозговой штурм, проективное рисование).

Таким образом, можно выделить ряд преимуществ такого вида работы по гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе:

·        получение новых знаний;

·        приобретение новых навыков и моделей поведения;

·        создание эмоционально комфортной и доверительной атмосферы;

·        возможность самопознания и укрепления межличностных отношений;

·        возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы и переживания;

Упражнение с использованием колоды метафорических ассоциативных карт «Дерево» .

Цель: создать возможность для участников проанализировать свои переживания, увидеть образ своего «Я» на символическом уровне и условия для рефлексии своих чувств в отношении работы.

Арт-терапевтическое упражнение «Все обо мне»

Цель: формирование позитивной самооценки, умения самовыражаться и осознание своих особенностей.

Цель: снижение напряжения, создание ощущения эмоционального комфорта, сплочение коллектива.

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

 

Откровенно говоря, во мне вызывает улыбку…

 

Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…

Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

 

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

 

Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…

 

Откровенно говоря, успехи на работе…

 

Откровенно говоря, я мечтаю …

 

Откровенно говоря, я думаю мои коллеги видят во мне…

Откровенно говоря, я в коллективе…

 

Откровенно говоря, три мои сильные стороны…

 

Откровенно говоря, лучше всего у меня получается…

 

Откровенно говоря, больше всего я люблю…
 

Откровенно говоря, моя работа…

Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

Откровенно говоря, когда я общаюсь с родителями…

Упражнение «Дождь в джунглях»(упр.делается на спине участника, все сидят паровозикам)

Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Представьте, что вы оказались в джунглях.

Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко

Поглаживания ладонью по спине

Но вот подул легкий ветерок.

Надавливаем сильнее

Ветер усиливается.

Давление на спину увеличивается

Начался ураган

Сильные круговые движения

Затем пошел мелкий дождь

Легкие постукивания пальцами

А вот начался ливень

Движение пальцами ладони вверх-вниз

Пошел град

Сильные постукивающие движения всеми пальцами

Опять выглянуло солнце

Поглаживания ладонью

 

Пример рефлексии «Все в твоих руках»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец отражает позицию, по которой нужно высказывать свое мнение.

 -   «Большой» -  для меня было важным и интересным…

  -  «Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию

 - «Средний » -  мне было трудно (мне не понравилось)

 - «Безымянный» -  моя оценка психологической атмосферы..

  - «Мизинец» -  для меня было недостаточно..

  Психологическое сопровождение педагогического коллектива является одной из основных задач педагога-психолога ДОУ.

На мой взгляд, эффективным методом гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе является психологический тренинг.

В психологии тренинг – это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностных отношений. Преимущество тренинга заключается в том, что на тренинге каждому участнику становится доступен не только опыт и знания психолога, ведущего эти занятия, но и опыт и знания других участников.

Участвуя в тренингах, педагоги не только осваивают новую информацию, методы и средства работы или приобретают отдельные навыки, но и развиваются за счет анализа собственных стереотипов и неэффективных образцов деятельности, а также синтезирования более эффективных способов решения проблем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozheniya.docx543.52 КБ

Предварительный просмотр:

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

Откровенно говоря, во мне вызывает улыбку…

Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…

Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…

Откровенно говоря, успехи на работе…

Откровенно говоря, я мечтаю …

Откровенно говоря, я думаю мои коллеги видят во мне…

Откровенно говоря, я в коллективе…

Откровенно говоря, три мои сильные стороны…

Откровенно говоря, лучше всего у меня получается…

Откровенно говоря, больше всего я люблю…

Откровенно говоря, моя работа…

Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

Откровенно говоря, когда я общаюсь с родителями…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ЕДИНЕНИЯ И СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА»

Данный тренинг предназначен для педагогических работников ОУЦель: формирование командного духа и доброжелательного отношения внутри коллектива, возможность молодых специалистов поближе познакоми...

Доклад на педсовете « Формирование сотруднических взаимоотношений в педагогическом коллективе» май 2023

доклад на педсотете о необходимости сотрудничества и взаимоуважения....

Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Психологическая культура педагога»

Существует много видов профессиональной деятельности, касающиеся человека, но есть среди них профессии врача, юриста, педагога, которые непосредственно влияют на судьбу. Вот почему каждая из этих проф...

Тренинг для педагогов детского сада: «Формирование команды и преодоление стрессов в педагогическом коллективе"

Актуальность темы: Анализ работы ДОУ показывает, что большинство специалистов и работников данной организации работают в довольно неспокойной, эмоционально напряженной атмосфере, требует постоянного в...

Тимбилдинг как эффективный метод профилактики конфликтов в педагогическом коллективе"

Жить в коллективе необходимо каждому человеку. Именно в коллективе он может получить опыт жизни в обществе в целом, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих качеств, знаний, умений,...

Психологический уголок в группе - как эффективный метод гармонизации эмоционального фона в ДОУ

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ – одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность ...

Психологический тренинг для педагогов "Метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры" 26.01.2024г.

Использование игровых приемов как средства снижения эмоциональной усталости и напряжения у взрослых и дошкольников....