Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Психологическая культура педагога»
методическая разработка на тему

Данилова Ольга Сергеевна

Существует много видов профессиональной деятельности, касающиеся человека, но есть среди них профессии врача, юриста, педагога, которые непосредственно влияют на судьбу. Вот почему каждая из этих профессий должна быть не только деятельностью, но и призванием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_kultura_pedagoga.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 105»

Муниципального образования города Братска

Психолого-педагогический тренинг для педагогов:

«Психологическая культура педагога»

Составила:

педагог – психолог

Данилова Ольга Сергеевна

первая квалификационная категория

Братск 2016

Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Психологическая культура педагога»

Цель:

- определить критерии, характеризующие педагогическую культуру воспитателя современного дошкольного учреждения;

- настроить участников на работу, помочь раскрыть свои личностные качества, создать условия для эффективного сотрудничества;

- формировать у педагогов навыки группового взаимодействия, четкое осознание себя как педагога-профессионала;

- способствовать развитию их позитивного самовосприятия, уменьшать эмоциональное напряжение.

Психолог. Существует много видов профессиональной деятельности, касающиеся человека, но есть среди них профессии врача, юриста, педагога, которые непосредственно влияют на судьбу. Вот почему каждая из этих профессий должна быть не только деятельностью, но и призванием.

Сначала, я познакомлю вас с правилами работы в тренинге:

Правила работы:

- Не перебивать друг друга

- Правило хорошего настроения

- Говорить искренне и откровенно

- Не оценивать и не осуждать

- Конфиденциальность

- Правило поднятой руки

- Активность всех членов группы.

- Общение по принципу «здесь и теперь».

Приветствие.

Упражнение «Самопрезентация»

Каждому из вас необходимо продолжить такие фразы:

- Я выбрала профессию воспитателя, потому что ...

- Если бы я не стала воспитателем, я бы выбрала профессию ...

- Качества, которые я больше всего ценю в людях ...

Психолог:

Сейчас я раздам листочки, на которых вы напишете собственные ожидания от тренинга и прикрепите свою бумажку к дереву.

Упражнение «Дерево ожиданий»

Участники получают листики бумаги, на которых пишут собственные ожидания от тренинга. Начинают так: «Я ожидаю ...» после этого каждый говорит вслух свое ожидание, идет к доске, прикрепляет свою бумажку к дереву.

Упражнение «Ассоциации»

Возьмите лист и напишите, нарисуйте, предмет с которым вы смогли бы себя ассоциировать, как педагог-профессионал.

Под портретом в двух колонках запишите факторы, которые помогают и препятствуют работе педагога.

Обсуждение и подведение итогов на основе обобщения материала.

Упражнение: «Различные точки зрения»

Психолог. «Сейчас предлагается вашему вниманию упражнение, которое называется «Различные точки зрения». Его цель: определить критерии, характеризующие педагогическую культуру воспитателя современного дошкольного учреждения.

Для эффективной работы я предлагаю объединиться в группы. А сделаем это так: поиграем в считалку «Слива, груша, яблоко, апельсин». Теперь все одинаковые фрукты объединяются в одну группу. У нас образовались четыре замечательные группы.

Каждая из групп в течение 5 минут попытается дать определение и сформулировать требования к педагогической культуре современного воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Первая группа делает это от имени администрации ДОУ, вторая дает определение с точки зрения родителей, третья - с точки зрения воспитателей, четвертая – с точки зрения ребенка.

После выполнения творческого задания один представитель группы зачитывает свою версию расшифровки понятия «педагогическая культура».

Информационное сообщение

Психолог.  «Понятие «психологическая культура» является сравнительно новым. Оно образовалось на пересечении разных наук: философии, социологии, этики и психологии.

Психологическая культура педагога 

предполагает наличие у специалиста:

- Общих знаний по психологии

- Умение использовать приобретенные знания при работе с детьми.

- Способность понимать эмоциональное состояние ребенка

- Умение правильно оценивать педагогические ситуации

- Умение использовать индивидуальный подход к ребенку

Психолого-педагогическая культура педагога:

- Наблюдательность, внимательность, психологическая проницательность, развитые прогностические способности

- Умение адекватно воспринимать себя и окружающих, общаться с разными людьми

- Стремление к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, великодушию, милосердию

- Чувство собственного достоинства, самоуважения

- Рефлексия, самоконтроль, критическое мышление

- Способность решать конфликты

- Контроль своих эмоций, сдержанность».

Термин «культура» впервые встречается в одном из произведений известного оратора Цицерона (45 гг. до н. э.). Сначала он означал обработку почвы, ее «культивирование», то есть перемены в  природе под влиянием человека, в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. Как самостоятельная научная категория, «культура» фиксируется впервые в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа (1632-1694). Он применил этот термин для определения различных результатов деятельности человека.

В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение, как совокупность созданных человечеством традиций благ и ценностей. В современной литературе существует более 500 определений культуры.

А что же означает термин «педагогическая культура» и каковы ее структурные компоненты?

Педагогическая культура это совокупность высокого уровня развития всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации личностных качеств педагога, его способностей и возможностей.

Можно выделить следующие компоненты педагогической культуры:

- гуманистическая направленность личности;

- наличие педагогических способностей;

- положительная установка на профессиональную деятельность;

- гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие;

- способность к саморазвитию и самораскрытию;

- развитая культура поведения;

- владение педагогическим тактом и эмпатией;

- личностная самостоятельность и дисциплинированность педагога;

- общая педагогическая эрудиция и компетентность;

- толерантное восприятие чужих традиций и верований;

- гибкость, способность к рефлексии;

- развитое творческое мышление.

Педагогическая культура является частью человеческой культуры и зависит от многих компонентов. В ней воплощены духовные ценности образования (педагогические знания, теории, концепции, накопленный педагогический опыт, профессиональные этические нормы), материальные (средства обучения и воспитания), а также способы творческой педагогической деятельности, служат социализации личности в конкретных исторических условиях.

Упражнение «Быть ​​педагогом - это ...»

Цель: закрепить полученные знания. Все участники сидят в кругу. Каждый по очереди высказывается. Первый начинает такими словами. «Педагогом быть хорошо, потому что ...». Другой продолжает: «Педагогом быть плохо, потому что ...» и т.д.

После выполнения упражнения участники обмениваются впечатлениями, обсуждают то, что позволило посмотреть по-другому на профессию педагога, было что-то для кого-то неожиданным, было кому трудно найти что-то негативное или позитивное.

Упражнение «Мои ожидания»

Все участники по очереди подходят к «Дереву ожиданий», к которому прикреплены их ожидания. Если чьи-то ожидания осуществились, он «забирает» свой опыт и кладет в чемодан Полезных Знаний. У кого они не осуществились, тот оставляет свои ожидания на дереве.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ОТ ИМЕНИ АДМИНИСТРАЦИИ ДОУ

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕБЕНКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие психолого- педагогической службы в формировании профессионально - нравственной культуры педагога

В наше время педагог должен принять нравственные установки, ценности, мотивацию, как основания для собственного внутреннего развития, активно включаться в новые профессионально - нравственные отношени...

Тренинг для педагогов "Психологическое здоровье педагога"

Психологическое здоровье педагога - залог психологического здоровья детей....

Психолого-педагогический игровой тренинг для педагогов "До свидания конфликт!"

Межличностные конфликты между педагогами сложны и многообразны. Особенности конфликтов во взаимоотношениях педагогов во многом обусловлены причинами, их вызывающими. Объект конфликта влияет на характе...

"Сказкотерапия - путь к познанию себя" психолого-педагогический семинар-тренинг для педагогов-психологов ДОУ

Сказкотерапия - это терапия средой, особой сказочной атмосферой, в которой могут оказаться потенциальные черты личности, что-то нереализованное; может материализоваться мечта; а главное - возникает ощ...

Тренинг для педагогов: «Психологическая компетентность педагога ДОУ»

Цель:Повышать уровень психологической компетентности педагогов и их общей психологической культуры. Способствовать развитию эмпатии и рефлексии как профессиональных качеств педагога....

Тренинг для педагогов "Психологическое благополучие педагога"

Интересный тренинг педагога-психолога с коллективом....