Как развивать ребёнка 4-5 лет
консультация по психологии (средняя группа)

Клыкова Алёна Викторовна

Данный материал предназначен для родителей  и педагогов, работающих с детьми четырёх- пяти лет. В материале раскрываются особенности развития детей данного возраста. Рассматриваются изменения в познавательном и эмоцилнальном развитии. А так же даны рекомендации  для родителей по организации занятий с детьми в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rebenka_4.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:


Развитие ребёнка
 4х -5лет характеризуется изменениями, как в физиологии, так и в психологии. В это время самостоятельность и независимость ребенка проявляется в полной мере. Пережит кризис 3-х лет, его последствия сглаживаются. Приобретается самотоятельность, упорство, целеустремленность (упрямство, негативизм, капризы) Малыш уже в состоянии придумать сам себе занятия, а подражание постепенно уходит на второй план. Кроме того он приобретает способность выдумать разные истории, фантазировать на различные темы.

Происходят изменения в развитии   эмоциональной сферы. Радость от общения с родителями и другими людьми постепенно перерастает в симпатию и привязанность. Появляются предпочтения в выборе партнеров для игр, общения. ( «Я тебя люблю», «не люблю», «он мне ненравится»)

 Важно в данном возрасте формировать отзывчивость и доброту, учить делиться и уступать другим. Привлекать к помощи в домашних делах, обязательно хвалить и подбадривать. Именно так воспитывается трудолюбие, с мелочей. Ведь несложно отнести чашку в мойку или полить цветок. Постепенно стоит привлекать ребенка и к остальным посильным делам.

     В 4 года, наверно, все родители замечали, что у ребенка появляются какие-то страхи, которых раньше не было. Малыш начинает бояться темноты и оставаться один в комнате, хотя раньше этого не было. Это связано  с  бурно развивающейся фантазией ребенка. Также является  проявлением того, что на самом деле он опасается потерять любовь и внимание мамы с папой, дорогих и близких ему людей. Главное – уделяйте своему крохе побольше внимания, общайтесь с ним, старайтесь, чтобы у него было побольше положительных эмоций. Не ругайте ребенка и не смейтесь над его страхами. Старайтесь поддержать ребенка, успокоить, почитать перед сном, посидеть рядом…Это вы знаете, что баба-яга и бабай сказочные персонажи, а воображение ребенка поможет ему представить страшных чудовищ, которые прячутся в шкафу или под кроватью.Страхи типичные для данного возраста: страх сказочных персонажей, уколов, боли, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты замкнутого пространства.

   В период с 4х до 5ти лет  развитие ребенка наиболее интенсивно: он буквально впитывает различную информацию. (время «почемучек») Обязательно стоит поощрять проявление любознательности, объяснять всё, что ребенка заинтересовало и вызвало вопросы. В этом возрасте можно начинать знакомство с компьютером. Но не забывайте, что такие занятия не должны превышать 10-15 минут. Также период с 4 до 5-ти лет благоприятен для изучения иностранных языков, развития творческих способностей (музыка, рисование, пение и т.д.). Но не следует ребенка загружать сразу всем, требуя от него отличных результатов. Во-первых, выбирать, чем заниматься должен сам малыш: если ему интересно – он будет заниматься с удовольствием. Во-вторых, не забывайте поощрять ребенка, даже если что-то не получается. Ободряйте его, дарите уверенность, что у него всё получится.

   Особенности развития ребенка данного возраста проявляются и в развитии познавательной  сферы. Продолжают развиваться внимание, память. Ребенка может большее время сосредотачиваться на одной деятельности. Может запомнить 5-6 предлагаемых предметов. Легче запоминают наглядно представленный материал: картинки, предметы, игрушки, слова запоминают сложнее. Поэтому нельзя давать детям сложную инструкциию, просить сделать несколько дел. Развивается восприятие. Дети уже различают предметы по цвету, величине, форме. Знают названия цветов и оттенков, геометрических фигур. В этот период начинает развиваться образное мышление, которое тесно связано с развитием речевой деятельности. Это проявлятся в понимании детьми обобщающих слов и их использовании в речи (овощи, фрукты, мебель, посуды). Словарь ребенка активно пополняется, поэтому вожно читать, заучивать стихи, потешки, перессказывать прочитанное. Для того чтобы привить ребенку грамотность речи, взрослые должны следить за своей речью. Крайне нежелательно коверканье слов, а также наличие простонародных оборотов и тем более нецензурных выражений.

     Полезно развивать мелкую моторику, которая напрямую связана с развитием речи, мышления. И одно невозможно без другого. Неплохо подойдут пазлы или конструкторы, а также цветная мозаика. Также полезна лепка из теста и пластилина, разукрашивание раскрасок карандашами. Развитая ручная умелость, графические навыки  в свою очередь окажет неоценимую помощь в подготовке к школе.

                            Рекомендации  для родителей.

1.Дети 4- летнего возраста это «почемучки». Поощряйте детскую любознательность: отвечайте на вопросы,  объясняйте, рассматривайте  иллюстрации в книгах…

2.Развивайте память: заучивание стишков, потешек .

Игры «Что изменилось», «Спрятались игрушки» ( ребенок закрывает глаза игрушки прячутся или меняются местами, а затем вспоминает. что было или определяет, что пеменялось местами)

 «Повтори за мной слова»

(назвать 5-6 слов и попросить ребенка повторить)

«Найди отличия»

3.Для развития мышления отгадывайте загадки, сравнивайте предметы по цвету, форме, закрепляйте обобщающие понятия «одежда», «мебель», «овощи», «животные», «посуда».

Игры «Назови одним словом»

помидор, капуста, морковь (овощи);  шкаф, стол, стул, кровать(мебель)

«Что бывает круглым? (желтым, колючим…)

«Четвертый лишний»

яблоко,  банан, капуста, апельсин (лишняя капуста- овощ, а все остальное фрукты)

4. Развивайте мелкую моторику, ведь недаром говорят что головной мозг находится на кончике пальцев.  Лепите, рисуйте, играйте в мозаику, пазлы, пальчиковые игры.

5. Занятия с детьми дома 15 – 20 минут ( больше при желании ребенка)

                     

                               

                 

                                                                                  Подготовила:

                                                                                        педагог-психолог

                                                                                      МБДОУ детский сад

                                                                                комбинированного вида

                                                                                    «Малыш» с. Красное

                                                                                           Клыкова А.В.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем ребёнка через разнообразные виды аппликаций.

Аппликация – один из самых доступных и понятных  видов детского творчества. Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. К...

Консультация для родителей на тему: «Зачем и как развивать ребёнку внимание?!».

Консультация для родителей на тему: «Зачем и как развивать ребёнку внимание?!». ...

Мяч-полезная игрушка. Возможность развивать ребёнка в играх с мячом.

Консультация для родителей от физинструктора на тему "Мяч-полезная игрушка. Возможность развивать ребёнка в играх с мячом....

Мастер-класс "Развиваем ребёнка дома"

Хочу предложить простые, на мой взгляд, советы, которые помогут развить ребёнка, а также скрасят общение между вами и вашим малышом. Оказывается, совсем не нужно на это много денег тратить, всё н...

Домашнее задание "Развиваем ребёнка дома"

Хочу предложить простые, на мой взгляд, советы, которые помогут развить ребёнка, а также скрасят общение между вами и вашим малышом....

Консультация для родителей Аппликация помогает развиваться ребёнку

консультация  о преимуществах аппликации в дошкольном возрасте...