Семинар-практикум для педагогов - "Профилактика эмоционального выгорания"
материал по психологии

Литвинцева Анастасия Александровна

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennyaya_perezagruzka_-_2022_emotsionalnoe_vygoranie.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №72 для детей с нарушениями зрения»

муниципального образования города Братска

665708, РФ, Иркутская область, город Братск, ж.р. Центральный, ул. Подбельского, д.23А

Тел/факс: 8(3953) 45-72-32; e –mail: nshds72@mail.ru

https://dskv72.ru

«Весенняя перезагрузка – 2022»

«Профилактика эмоционального выгорания»

Подготовили:

Педагоги-психологи

Лапина А.А.

Левошко Е.В.

Князькова С.В.

2022 г.

Цель – Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

1.Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.

2.Снижение уровня эмоционального выгорания воспитателей.

 3.Нахождение внутренних ресурсов, творческое самораскрытие.

 4. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

Форма проведения: групповая.

Место проведения: просторное помещение (музыкальный зал).

Материалы и оборудование: пригласительные, индивидульный конверт для каждого педагога, в котором находится карточка с изображением батона, карточки с эмоциями, картинки для создания коллажа – условия эмоционального комфорта; ватманы; изображение дерева на ватмане; разноцветные листочки для рефлексии; ресурсные мешочки – пакетики с кофе, корицей, кардамоном.  

Ход мероприятия:

Здравствуйте уважаемые педагоги. Тема нашей сегодняшней встречи – Семинар-практикум по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов «Весенняя перезагрузка».

Начать хотелось бы с того, чтобы напомнить вам о том, что мы запускали анкетирование для педагогов. Вам предлагалось ответить на 22 вопроса, выбрав один из предложенных вариантов ответа. Также вы могли выбрать участвовать анонимно или открыто. Всего в исследовании приняли участие 31 педагог, из которых 24 педагога отвечали открыто, 7 педагогов пожелали остаться анонимными. Это методика диагностика профессионального «выгорания» Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек – человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.

Те, кто принимал участие в анкетировании открыто и пожелал узнать свои результаты лично сейчас могут достать из своих конвертов результаты чтобы ознакомиться с ними, и мы продолжим дальше.

Профессиональное выгорание – это совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Часто проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Данные авторы считают, что профессиональное выгорание нарастает постепенно, в три стадии: Первая стадия – это эмоциональное истощение, вторая стадия – деперсонализация и третья стадия – редукция личностных достижений. Далее мы более подробно остановимся на каждой стадии.

Эмоциональное истощение – отражает тяжесть эмоционального состояния в связи с профессиональной деятельностью. Проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат — в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушается, утрачивается острота чувств, возникает ощущение «пустоты», равнодушие ко всему окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности.

По результатам диагностики по данной шкале преобладает высокий уровень эмоционального выгорания – 16 человек, что составляет 52% от общего числа исследуемых, средний уровень наблюдается у 8 человек – 26% и низкий уровень у 7 человек – 22%.

Деперсонализация (личностное отдаление) – отражает уровень отношений с коллегами по работе, а также общее ощущения себя как личности в связи с профессиональной деятельностью. Проявляется в деформации межличностных отношений. В одних случаях повышается негативизм, активизируются циничные установки и чувства в повседневных контактах как с коллегами. В других случаях, наоборот, повышается зависимость от других. Причем «выгорающий» сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать их вокруг себя, как правило, на работе.

По данной шкале преобладает низкий уровень – он наблюдается у 20 человек, что составляет 65%, средний уровень у 9 человек – 29% и высокий уровень у 2 человек – 6%.

Редукция профессиональных достижений – отражает низкий уровень общего оптимизма, веру в свои силы и веру в способность решать возникающие проблемы, позитивное отношение к работе и сотрудникам. Проявляется в резком падении самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, к редуцированию собственного достоинства, в негативизме относительно служебных обязанностей, снижении профессиональной мотивации, снятии с себя ответственности, ограничении своих возможностей и обязанностей в отношении других.

По данной шкале преобладает низкий уровень, он наблюдается у 20 человек, что составляет 65%, средний уровень у 11 человек – 35%, высокий уровень не наблюдается.

И, наконец, системный индекс синдрома профессионального выгорания – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере. Характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношениям к клиентам и подчиненным, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы и пр.

По данной шкале высокий уровень не наблюдается, низкий уровень наблюдается у 12 человек, что составляет 39% и преобладает средний уровень профессионального выгорания – 19 человек – 61%.

Как видно на представленном графике: профессиональное выгорание находится на среднем уровне за счет высокого уровня эмоционального выгорания. Поэтому наше сегодняшнее мероприятие посвящено именно этой теме.

Упражнение «Батон»

Давайте немного отвлечемся от цифр и теории. Я предлагаю вам взять листочки с изображением батона. У вас изображен хлеб. Хлеб – это основной продукт, который необходим для жизни. Там изображено два батона, вам пока необходим один, выберите, тот который нравится, любой. Представьте, что этот батон – это вся ваша жизнь

Отрежьте тот кусочек от этого батона, который вы отдаете РАБОТЕ. Ровно столько занимает ваша работа.

Следующее – сколько занимает ваша СЕМЬЯ! Отметьте сколько, вы отдаете своей семье, помните у каждого свой рисунок, и своя жизнь.

ЗДОРОВЬЕ! Если вы уделяете время своему здоровью, может вы вообще не уделяете. Может и нет такого куска.

САМООБРАЗОВАНИЕ! В широком смысле этого слова, какие-то курсы, семинары, конференции, вебинары, научная профессиональная литература, общение с коллегами, профессиональное сообщество и т.д. т.е. как вы повышаете свое профессиональные знания, как их расширяете, как вы это понимаете.

УВЛЕЧЕНИЕ! Это и Ваше хобби, есть ли в вашей жизни место, для ваших дел, для любых занятий, увлечений. У кого осталось место для увлечений или насколько большой этот кусочек, ВОТ У КОГО они ЕСТЬ, это просто замечательно!

!!!!! Помните, чем меньше удовольствий в жизни, тем труднее переносить трудности и стрессы и тем выше вероятность развития эмоционального выгорания.

Еще у вас есть второй батон – вы дома подумайте и распределите все эти критерии ИДЕАЛЬНО, как бы вы хотели. А также подумайте, что ВЫ можете сделать для того, чтобы то идеальное сочетание стало реальным, чтобы оно осуществилось?

По мнению великого классика Л.Н. Толстого, качество жизни человека определяется количеством радости в ней. Вспомните себя в детстве, как правило, вы искренне радовались жизни и не подозревали, что со временем можете потерять этот дар. Мы часто в себе подавляем улыбку. Замещаем ее сомнениями, страхом, обидами, раздражением. Мы становимся такими важными, серьезными и скучными, радость угасает на ваших лицах. Радость – это главное топливо осознанной жизни, это сосредоточение смыслов и ценностей. Рассмотрим секреты возвращения радости.

Как и многие представители помогающих профессий педагоги и воспитатели испытывают в процессе своей работы постоянный стресс и высокое эмоциональное напряжение, вызывающие усталость, снижение внутренней мотивации и потерю интереса к работе, ощущение своей несостоятельности как профессионала, недовольство и раздражение во время общения с детьми и их родителями, чувство одиночества, беспомощности и апатии при столкновении с профессиональными трудностями, переживание недостатка эмоциональной поддержки в кругу коллег и даже психосоматические реакции (головные боли, резкие колебания давления, бессонницу и другие).

Фактически общее описание эмоционального выгорания мы дали выше: это постепенное угасание положительного отношения к работе вплоть до полного отвращения, депрессии и/или иных проявлений, которые значительно снижают качество жизни и способны привести в том числе к соматическим заболеваниям.

А теперь обратимся к теории. Впервые о профессиональном выгорании в психотерапевтической практике заговорил американский психиатр Г. Фрейденберг в 1974 году. По мнению ученого, профессиональное выгорание "является истощением энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей". Когда сотрудник выгорает по какой-либо причине, он становится неэффективным в своих действиях.

Маслач определяет эмоциональное выгорание как "синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к людям", которое возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением.

Отечественный психолог В.В. Бойко разработал собственную методику определения эмоционального выгорания, под которым он понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия".

По мнению Г. Селье, эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, личностных и психофизических ресурсов работающего человека. Оно наступает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или освобождения от них.

 Главная причина эмоционального выгорания – это психоэмоциональное истощение и переутомление от вынужденного интенсивного, близкого общения с клиентами на работе (в данном случае – это дети дошкольного возраста и их семьи).

Упражнение «Иван Иваныч».

А теперь давайте немного разрядим обстановку. И попросим выйти к нам 10 человек.

Участники получают карточку, на которой написан тот эмоциональный оттенок, который нужно передать, произнося фразу:

«У меня был Иван Иваныч»

- радостно, грустно, нежно, с иронией, со страхом, восторженно, игриво, с усталостью, сердито, эйфория.

Каждый по очереди произносит, остальные отгадывают. Победители награждаются аплодисментами.

Далее рассмотрим причины эмоционального выгорания. Если говорить о наиболее частных причинах эмоционального выгорания, то для начала разделим их на две условные группы: психологического и физиологического уровня. Следует заметить, что данные группы взаимосвязаны, и главную роль в формировании эмоционального выгорания играют именно психологические причины (и это логично, иначе бы мы говорили только о физическом истощении).

Причины физиологического уровня.

Фактически во многих случаях основной причиной этого состояния выступает хроническое напряжение. Постоянные авралы и работа на пределе сил нередко приводят к тому, что организм пытается защититься от таких нагрузок. Большинство из нас может преодолеть различные трудности на своем пути (личном или рабочем). Например, какое-то время работать в две смены и/или без выходных. Мы способны напрячься, чтобы достигнуть некой цели, после чего организму обязательно нужно время на расслабление, восстановление, отдых.

Один из ключевых факторов в данном случае – наличие цели. Когда достижимой цели нет, работать на пределе сил приходится постоянно, и конца и края такому режиму не видно, ситуация в корне меняется. Использующий все имеющиеся физические и психические силы организм не успевает восстановиться, теряет резервы, переходит на режим экономии ресурсов и ищет способы защиты. Следствием всего этого может стать эмоциональное выгорание.

Конечно, резервы энергии у всех разные, и то, что одному удается без проблем, другому категорически не подходит. Например, кто-то может адаптироваться к сложному графику и после 24-часовой смены пойти на встречу с друзьями; другие же чувствуют полный упадок сил после 8-9 часов работы. Все это абсолютно нормально. Существует теория, что организм вырабатывает столько энергии, сколько нужно, чтобы покрыть наши потребности, и еще чуть-чуть. Однако в случае с эмоциональным выгоранием этого не происходит. Почему? Ответ надо искать в психологических причинах.

Причины психологического уровня.

Изначально в основе эмоционального выгорания лежат именно психологические причины, и часто они связаны с неудовлетворенностью результатами работы. Как мы уже говорили, это может быть отсутствие цели и, соответственно, результата как такового: авралы становятся бесконечными, и окончание одной задачи не приносит радости, а лишь означает начало нового аврала. Постоянное функционирование в таком режиме очень тяжело – не только физически, но и психологически. Отсутствие удовлетворенности от итогов работы, от самого факта завершения проекта весьма негативно влияет на отношение к собственной деятельности, а организм не только не успевает восстановиться физически, но и постоянно испытывает истощение на эмоциональном уровне. Отсюда и появляется выгорание.

Также оно может быть связано с изначально идеалистичным представлением о смысле работы, предназначении сотрудника, что разбивается о суровую реальность. Чем выше были эмоциональные ожидания («Мы будем спасать мир!», «Мы поможем тысячам людей!»), тем выше шанс, что их «неоправдание» может привести к рассматриваемому синдрому.

Важна не только отдача от работы, но и сам процесс ее выполнения. Важный принцип эмоционального выгорания: невозможно постоянно работать на пределе возможностей.

Среди факторов эмоционального выгорания также можно отметить слишком высокие требования к самому себе, к получаемым результатам, к карьерному росту – словом, все, что присуще перфекционистам. Недостижение завышенных планок приводит к тому, что первоначальный энтузиазм начинает уменьшаться и способен уйти в глубокий минус, то есть в апатию, равнодушие, раздражение, отвращение, а также неразрешенные проблемы.

Мозговой штурм «Рефрейминг»

А сейчас мы предлагаем вам взглянуть на возникающие в вашей жизни проблемные ситуации с другой стороны.

Рефрейминг – слово «рефрейминг» происходит от английского слова «фрейм» (рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смена точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации. Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг.

Сейчас достаньте из своих конвертов белые листочки. Мы предлагаем вам сформулировать 1 проблемную ситуацию, которая является для вас актуальной и положить в коробку. Перемешиваем. Сейчас мы рассмотрим несколько ситуаций, а вы постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной проблемной ситуации.

Теперь рассмотрим симптомы эмоционального выгорания. Мы опишем наиболее типичные симптомы, однако отметим, что это далеко не единственно возможные варианты. В любом случае очень важно отличать психологическое эмоциональное выгорание от обычной усталости, общей неустроенности в жизни, чувстве незащищенности, ощущения, «что быт заел», и т.д., хотя у таких состояний действительно можно найти нечто общее с рассматриваемым синдромом.

Симптомы эмоционального выгорания: физиология и настроение

Первая большая группа симптомов эмоционального выгорания касается настроения и самочувствия. У тех, кто подвержен этому синдрому, наблюдаются хроническая усталость, апатия, вялость, причем они не уходят даже после достаточного сна. У человека как будто заканчивается или значительно уменьшается энергия, которой перестает хватать не только на работу, но и на отдых. Кстати, нарушения сна (бессонница или, напротив, постоянная сонливость, очень долгие периоды сна) тоже являются одним из симптомов. Человек с синдромом выгорания не хочет ничего делать, его ничто не радует и т.д. Часто единственным желанием становится то, чтобы все оставили его в покое. Жизнь начинает восприниматься в серо-черных тонах.

Все это может приводить к соматическим заболеваниям, в первую очередь сердечно-сосудистым или нервным. Кроме того, у многих отмечается снижение иммунитета, из-за чего они с легкостью подхватывают простуды и т.д. Причем организм может специально не слишком сопротивляться болезням, зная, что больничный даст отдых от нелюбимой нынче работы. К сожалению, это далеко не единственные варианты, как психологическое эмоциональное выгорание может сказаться на физическом состоянии.

 «Рабоче-эмоциональные» симптомы профессионального выгорания

Вторая группа симптомов эмоционального выгорания связана, собственно, с работой (основной деятельностью). С одной стороны, пропадает или до минимума падает желание делать свою работу, даже если (особенно если) раньше она человеку очень нравилась. Это вызывает недовольство собой, чувство вины перед коллегами или руководством, что усугубляет остальные симптомы. Те, кто работает с людьми и у кого развивается рассматриваемый синдром, часто сами видят, как меняется их отношение к людям: стремление помочь постепенно перерастает в неприятие, нежелание общаться, раздражительность. У таких людей часто проявляются черты истинных мизантропов (человек, который избегает общества людей, проявляет неприятие к человечеству)

Многие начинают задумываться о смысле (а скорее, бессмысленности) своего труда. Это приводит к депрессивным настроениям, в том числе к депрессивному восприятию жизни в целом и как следствие к эмоциональному выгоранию.

Упражнение-коллаж «Условия эмоционального комфорта»

Предлагаем вам попытаться ответить на вопрос: где человеку черпать ресурс, чтоб избежать синдрома эмоционального выгорания?  Для начала поделитесь, пожалуйста, на 2 группы. Для этого, те у кого в конверте розовая наклейка идут в одну команду, а у кого синяя – в другую.  А теперь мы попробуем показать эмоциональный комфорт визуально. С помощью картинок и вашего воображения создайте коллаж, на котором изобразите условия эмоционального комфорта педагога: первая группа на работе, вторая группа в семье, дома. Далее каждая группа презентует свой коллаж.

1.        Выделите в жизненном графике время, которое будите проводить с семьей и друзьями.

2.        Откладывание на следующий день является стрессовым фактором, поэтому то, что Вы хотели сделать завтра, сделайте по возможности сегодня.

3.        Уделяйте больше внимания своей физической форме, находите ежедневно время для гимнастики и физзарядки.

4.        Высыпайтесь. Ложитесь спать вовремя, чтобы нормально отдохнуть.

5.        Откажитесь от перфекционизма. Не все вещи, которые надо делать, стоит делать хорошо. Совершенство не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.

6.        Не миритесь с тем, что плохо работает. Если тостер источник постоянного раздражения, то отремонтируйте, или купите новый.

7.        Считайте Ваши удачи. На каждую сегодняшнюю удачу или невезение найдется 10 или более случаев, когда вам повезло. Думайте о них.

8.        Улучшайте внешний вид. Хорошая прическа, костюм, макияж, аромат. Если Вы будите выглядеть лучше, то это может заставить и Вас чувствовать себя лучше.

9.        Делайте выходные дни как можно более разнообразно.

10.        Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас, мир, в котором мы живем, не совершенны.

11.        Эффективно используйте время.

12.        Смеетесь над жизненными неурядицами и не будьте слишком строги к самому себе.

А теперь предлагаем обратиться к нашим внутренним ресурсам. Педагогический труд напрямую связан с нашими внутренними ресурсами – это наши умения, убеждения, личные качества, знания – и с внешними факторами – другими людьми, информацией, стрессом. Все это влияет на наше самочувствие и психологическое состояние.

Существует формула, по которой наше здоровье – это на 10 % - медицина, на 20 % -наследственность, еще на 20 % - окружающая среда и на 50% - образ жизни, то есть то, что зависит от нас. У человека запускаются процессы регуляции, которые способствуют тому, что человек достигает комфортного для него состояния и устраняет неприятные эмоции. Они запускаются, когда человек смеется, улыбается, размышляет о хорошем, выполняет специфические движения типа потягивания, расслабляет мышцы, наблюдает за пейзажем за окном, вдыхает свежий воздух, хвалит собеседника, говорит ему комплименты.  При саморегуляции человек сознательно использует приемы, чтобы регулировать свое состояние. Так он достигает одного из трех результатов: успокаивается и устраняет эмоциональное напряжение, восстанавливается и снижает проявления усталости, повышает свою психофизиологическую активность.

Есть несколько способов запустить процессы саморегуляции. Одни способы связаны с управлением дыханием и влияют на тонус мышц эмоциональные центры мозга. Другие способы связаны непосредственно с управлением тонусом мышц. Они помогают снять мышечное напряжение и быстро восстановить силы.

Предлагаем перейти к практическим упражнениям.

Упражнение «Снять неприятные ощущения через напряжение»

Сейчас мы будем напрягать части тела и расслаблять их. Вместе с напряжением от нас будут уходить отрицательные состояния. Начнем с рук. Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. (педагоги выполняют упражнение)

Теперь перейдем к плечам – важно научиться их расслаблять, ведь негативные чувства «живут на загривке». Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите три раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите три раза, повращайте шеей.

Сядьте прямо и удобно. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.

Упражнение Дыхание по йоге «4+4+4»

Давайте выполним простое дыхательное упражнение, которое помогает снять эмоциональное напряжение. Сядьте свободно. Закройте глаза и послушайте свое дыхание. Теперь дышите по схеме «4+4+4»: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре секунды на выдох. (педагоги выполняют упражнение). Вы спокойны. Улыбнитесь.

Рефлексия «Дерево достижений»

Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и это мешало течь древесным сокам; то ли желания людей были такими неуемными, что дерево не справлялось с ними… Люди забыли самый главный секрет легенды, который гласил: «И дерево сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими».

Сегодня мы предлагаем всем нам вырастить такое чудесное дерево. (В ваших конвертах лежат листочки трех цветов – достаньте их). Каждое ваше достижение или успех поможет дереву покрыться разноцветной листвой. Подумайте, как вы ощущаете себя на данном этапе вашего жизненного пути. Если вы достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе – появится зеленый листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом – красный. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый. Я уверена, что сегодня на каждой веточке появится листочек, возможно, не один. Подумайте, какого цвета листочки вам хотелось бы поместить на дерево?

Дерево помогает осознать, что получается лучше всего, а над чем еще надо поработать. Главное помните – ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ!

Упражнение «Ресурсный мешочек»

И, напоследок, хотелось бы сказать. Позитивное и доброжелательное общение играет не последнюю роль в профилактике эмоционального выгорания.

Каждому из вас мы собрали ресурсный мешочек. В нем есть бодрящие пряности, которые будут напоминать своими ароматами о том, что все для вас необходимое всегда с вами.

Кофе – вкусный напиток, который приносит удовлетворение, бодрит, тонизирует. Это один из самых любимых запахов человечества.

Кардамон укрепляет нервную систему, снимает усталость и апатию.

Корица избавляет от чувства одиночества и страха.

Также в ваших конвертах вы можете найти памятки, в которых мы собрали для вас основные рекомендации по данной теме.

Литература:

1. Болтянова Н. А. Комплекс занятий с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагогов учреждений ПТО и ССО».

2. Погуляева Н. А., Кузнецова Ю. С. «Тренинг для педагогов по преодолению профессионального выгорания «Помоги себе сам» научно-методический журнал Методист №4 2014, Издательский дом «Методист», стр. 64.

3. Селюкова М. А. Педагог-психолог ГБОУ центр образования № 641 имени С. Есенина г. Москва   Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» журнал Эксперимент и инновации в школе 2012/2, стр. 35.

4. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса: учебное пособие // Вестник МГУ, Сер. 14 «Психология», 2000, №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с элементами тренинга: «Синдром эмоционального выгорания педагогов».

Направлен на повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья....

Семинар-практикум с элементами тренинга "Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания"

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Цель данного семинара-практикума: сохранение псих...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Семинар-практикум для педагогов "Психологическое здоровье педагога.Профилактика эмоционального выгорания."

Очень актуальная тема в настоящее время,так как психологическое здоровье педагогов действительно заслуживает бООльшего внимания. Предлагаю свой вариант семинара.Надеюсб,мой материал будет полезен....

Семинар-практикум с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГАТЕМА: «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.Подготовил...

Семинар- практикум: «Практические упражнения по профилактике эмоционального выгорания педагогов»

Здравствуйте, уважаемые коллеги.Тема «Профилактика эмоционального выгорания педагога» для всех нас близка и знакома.«Психологическая профессия педагога предъявляе...